Час Прощания

     Проза (отрывок)


     ...Потом пришел ко мне ангел смерти в белом и черном. Встал в дверях моего дома, на пороге моем и позвал меня по имени. Не был он мне ни врагом ни другом, не любил меня, не учил ничему, не раскрыл мне тайн жизни и смерти, не родил меня и не было ему все равно, откликнусь ли я на его зов. Он ждал меня с самого рождения, наблюдал мои скитания, и вражду мою и любовь он видел, и мое учение знал и знал то, чего я не выучил. Он позвал меня по имени и вышел срок моей жизни весь, до конца, все время, что было мне отмерено, иссякло и ни мгновения больше не осталось.
     И не стало у меня выбора, выйти к нему или не выйти, не осталось сил противостоять, не возникло желания подчиниться. Без страха я встретил его, но и без надежды. Не ждал я его прихода и не торопился к нему, но и не медлил, ибо знал, что он придет ко мне, как приходит ко всякому человеку и зверю и к растению в назначенный час.
     И не был он ни посланцем Небес ни Адским порождением, а был вестником моего конца, и этим все сказано.
     Он подошел к моим дверям и встал на пороге моего дома и позвал меня по имени.
     Вот, сказал я супруге, пришел час нашего расставания с тобой, любовь моя. Стоит у дверей ангел в белом и черном, плачь или смейся, или неси мне свежую рубашку, ничего не изменишь. Супруга моя вышла к дверям и поклонилась земным поклоном и просила гостя войти и испить молока и отведать хлеба, как подобает гостю у любого хозяина. Открыла дверь широко, постелила браную скатерть и прислужникам велела заколоть тельца, а прислужницам накрывать на стол.
     Вот, сказал я детям и внукам, настала пора прощаться. Иссякло время мое на земле под небесами, ждет меня последний путь, примите же эту весть стойко. Пришел за мной ангел в белом и черном, и я ухожу навсегда из нашего дома.
     Дети мои и внуки плакали и просили не покидать их, горько надрывая мне сердце, и наполнился дом их стенаниями и мольбами. Сердца их болели и глаза переполнились слезами, но поздно было плакать, мое время закончилось на земле. Однако молодости чужда смерть и жестокой болью болели они, не желая отпускать меня от себя, и причиняли мне страдание и матери своей мучения добавляли в бессмысленной попытке удержать неудержимое и превозмочь невозможное. Тогда возвысил я голос и строго говорил им, убеждая одуматься и отринуть неуместную скорбь. Сколько мне дано было времени на земле, все провел я с ними, растил и учил и пестовал их, зачем же горько ранят они родительское сердце сейчас, в последний раз? Знали они всегда, что придет час вечной разлуки, и реку можно вспять обратить, но не время, которое отмерено каждому человеку на земле. Должно им теперь высушить слезы и поклониться гостю в белом и черном и просить его войти в дом наш, и пить молоко и отведать хлеба, предложенного гостю их матерью и моей супругой, как всякому гостю подобает в доме хозяев. Слушали меня дети и внуки мои, внимали моим словам и принимали их, и не принимали. И многие послушные поклонились, а немногие убежали от лица моего в скорби, унося жестокую боль и разочарование в душах. Но не радовался я о первых и о вторых не скорбел в свой последний час, ибо ангел смерти ступил на мой порог.
     Ангел смерти ступил на мой порог и прошел в мой дом и сел за стол. Сын поднес ему умывание, а дочь ковш молока, супруга вынесла хлеб и прислужники мясо, и прислужницы накрыли на стол. Он испил молока и отведал хлеба и мы с поклоном сели за стол пировать мой последний пир вместе с ангелом смерти. Не был этот пир весел, но и печален не был, избавленный от ненужных надежд и сожалений, вино не горчило и еда источала приятные ароматы.
И когда все насытили первый голод, встала моя супруга, подняв свадебный кубок, полный до края хмельным вином, и говорила.
     Супруг мой и господин, отец детей моих и хозяин дома моего, пью наш свадебный кубок до дна сегодня, в твой последний час, пью до дна, до последней капли все вино, как жила с тобой до последнего срока всю жизнь, сколько нам отмерено было судьбой на земле. И в час прощания скажу тебе, как в час венчальный: люблю тебя перед богом и людьми и принадлежу тебе телом и душой в горе и в радости, в болезни и в здравии, и не своей волей разлучаюсь с тобой, а разлучает нас ангел смерти в белом и черном, как заповедано людям от века.
     Сказала и пила кубок до дна, и пил с ней я, и пили дети и внуки, и ангел смерти пил с нами вино земное, как положено гостю в доме хозяев.
     А потом встал ангел в белом и черном, и протянул мне руку. Понял я, что настала пора уходить и вышли мы с ним из-за стола незаметно, и вышли в двери. На пороге дома моего оглянулся я в последний раз на супругу свою, на детей и внуков, без сожаления покидая их, без желания остаться. Последняя дорога лежала передо мной, через весь мир за край неба, но я обернулся, уходя, как водится при расставании с близкими. Супруга моя была спокойна и высохли слезы на глазах у детей и внуков, и ели все с аппетитом, и пили с удовольствием, поминая меня.
     Тогда пошел я по дороге, вслед за ангелом смерти, совершая свой последний путь среди путей земных, через все земли и моря, через Ад и Рай, и дальше, за край миров, куда заповедано уходить душам человеческим с начала и до конца времен…


Рецензии