Ведьмак. Первая экспедиция

               
   Жора Пенкин с детских лет был любознательным малым. Мало того, что он прочитал за свою недолгую пятнадцатилетнюю жизнь множество книг,  он еще полюбил ходить в походы, умел развести костер под дождём, сварить практически любую еду, при наличии продуктов,  поставить палатку, наловить рыбы и ориентироваться по компасу и карте.
  А еще его влекли путешествия, благо и Жюль Верна, и Майн Рида, и Джека Лондона,  он начитался достаточно, так что лавры пятнадцатилетнего капитана по его разумению были бы ему как раз к лицу.
         Впереди были летние каникулы, до наступления которых оставалось три дня. Тут-то к нему и пришел его лучший друг Стас Ясинский, который был почти на год старше, во всяком случае, паспорт у него уже был, а его в СССР выдавали с шестнадцати лет.

- Слушай, Жора, - начал он прямо с порога,- ты летом, что делать думаешь? Опять к бабке с дедом в деревню?
- Не знаю, возможно. А ты что предлагаешь?
- Давай махнём в экспедицию с геологами.
- Ага, так они тебя и взяли. Это ведь не простой труд.
- Фигня, научимся. Я объявление в газете прочитал, что срочно  требуются рабочие в геологические партии на летний сезон. Это же то, что нам надо. Вместе в один отряд устроимся, и  жизнь интересную увидим и денег заработаем.

     Надо сказать, что в отличие от Жоры у Стаса  ситуация житейская была другая. Отец умер, когда ему не было и десяти лет, а мать, работая чертёжницей, получала немного и часто болела. Так что нужда  в деньгах у него была не шуточная.
Жора согласился. Друзья отправились в отдел кадров института геологии.
 
       Отряды были уже сформированы, и большинство уже выехало «в поле»,  как назывались места проведения  поисковых работ. Осталось только три отряда, которые задерживались из-за отсутствия рабочих. Но оставалось три дня, а тянуть дальше с выездом было нельзя. Когда ребята объяснили кадровику цель своего прибытия, он даже присвистнул. Потом пригласил к себе в кабинет начальников двух отрядов.
- Вот, глядите, какие кадры прибыли.  В бой сами рвутся. Берёте?
Те переглянулись. Тот, что был с сединой в волосах, сказал.
- Вон гиря стоит двадцать четыре килограмма. Кто выжмет десять раз одной рукой, того возьму.
Когда Стас выжал ее десять раз, а Жора восемь, кадровик подсказал,
- Иван Павлович, напоминаю, что у несовершеннолетних, коими являются эти два молодых энтузиаста, есть ограничения по физической нагрузке. Больше шестнадцати килограммов на них нельзя нагружать.
- На кой они хрен мне тогда нужны? Я что, на безмене рюкзак буду каждый раз взвешивать? Короче, этого я беру, ткнул он пальцем в Стаса.
- Пётр Семенович, а с этим что делать?- спросил кадровик у второго.
- Оформляй, другого,  всё равно нету.
- Есть еще одна загвоздка, он беспаспортный.
- Потерял что ли?
- Молод еще.
- Ну, и как я с ним?
-Обыкновенно. В тайге ему паспорт не нужен. Далеко от себя только не отпускай. А я ему справку оформлю, что он полноправный рабочий и фото приклею, и печать поставлю. Будет не хуже справки об освобождении.
-Освобождения от чего? - переспросил Жора.
- Скорее откуда, - хохотнул кадровик.
   
     До конца дня Жора проходил медкомиссию,после чего его обмундировали и выдали аванс, что уже было  не слабо. Это были первые его десять рублей не найденные и не подаренные, а положенные ему по должности.
    Дальше все было тоже не плохо.  Начальник, не смотря на бороду и залысины, а также косматые брови, оказался мужиком не таким уж страшным. А еще в экспедиции, оказалось, работают  три женщины: сорокалетняя геологиня – Людмила Александровна, лаборантка Валя лет тридцати, тощая как селедка, с желчным характером и двадцатилетняя, крепко сбитая, высокая девица, по имени Вера, оформленная поваром. В общем, команда была та еще.
    Экспедиционные отряды, оказывается,  формировали исключительно из работников одной лаборатории, ее начальник автоматически становился начальником отряда. Так что на весь отряд мужиков было двое: начальник да Жора. Пришлось Жоре не только карельскими красотами любоваться, но и лиха хлебнуть: рюкзаки, набитые  образцами пород, таскать на себе по тайге, и дровишки заготавливать, и костер разводить, и воду таскать. В общем-то, понятно, без обид – рабочий один на весь отряд.
   
        Ходили геологи в маршруты почти каждый день, невзирая на день недели и погоду.  Главное было отработать намеченный план.
     В этот раз, Жора как чувствовал, говорил начальнику, что не нужно идти в маршрут, лучше отоспаться, да баньку истопить деревенскую. На что был получен ответ,
- Тебе волю дай, так ты из койки и вылезать не будешь, что было, конечно, не справедливо, но и не далеко от истины.
      А всё дело было в том, что Жора слышал утром по радио сводку погоды, пока начальник умывался. Обещали среди дня сильную грозу, дождь и сильный штормовой ветер. Короче весь отряд пошел в маршрут на выброску.
       Работа спорилась. Главную свою задачу - отбивать от скалы образцы, Жора выполнял без задержки. Между тем гроза приближалась. Слышны были       громовые раскаты как залпы артиллерийской дуэли, а временами вспышки молний пробегали по всему горизонту, освещая его зарницами.               
Работы, запланированные на день,  сделаны были уже к обеду, однако от обеда все отказались. Решено было вернуться в лагерь. Отряд по бездорожью и буреломам, влекомый волей начальника, который сверялся с компасом и картой,  двигался напрямки к своей цели карельской деревеньке на берегу реки. Прошло с полчаса, когда дождь всё-таки настигнул их  в вековому лесу.
 Через густой лес пробивалось уже ощутимое количество воды.
- Всё,- скомандовал начальник, переждем грозу в лесу. Поле и луга через полкилометра, а их под ливнем пересекать еще хуже.
      
     Жора, как и остальные,  начал присматривать себе местечко для этого поудобнее. В полусотне метров от всей группы заприметил он высокую,  очень густую сосну в два обхвата толщиной. У ствола был продолговатый холмик, усыпанный сосновыми иголками.
- Лишь бы муравьёв не было,- подумал Жора, усевшись на него верхом. Сидеть было удобно. Земля промокнуть не успела, брезентовый плащ был длинный и закрывал ему ноги ниже верха сапог. Так что Жора, натянув на голову капюшон, даже задремал под шум дождя. Однако вскоре обстановка изменилась. Резко потемнело. Тучи чёрно-фиолетового цвета неслись по небу, заворачиваясь и клубясь как дым на нефтяном пожаре. Молнии лупили как артиллерийская батарея с промежутками между ними не более пяти, а то и трёх минут. Всё ближе становилась стена дождя, который уже шумел как водопад Кивач.
    Очевидно, отряд геологов оказался в эпицентре грозы.  Вглядываясь в темноту при вспышках молний,  Жора пытался угадать, под каким деревом кто находится. Вдруг его посетила невеселая догадка. На той возвышенности, где они пережидали грозу, было старое заброшенное кладбище. Если приглядеться, то кое-где видны были  кресты, а некоторые уже упали от старости. Тут он сообразил, что сидит верхом на чьей-то могиле, что бодрости духа ему не добавило.
          Между тем дождь полил сплошным потоком, как будто пробку выдернули в небесах над    этим местом. Умом понимая, что сидеть верхом на могиле не хорошо, Пенкин под дождь идти никак не хотел. Ветер взвыл так, что даже толстые ветки трещали под его напором. Молния шарахнула в землю метрах в двадцати от него. Только тот, кто на себе это испытал, знает, что это такое. Он ослеп и оглох минут на пять, но не утратил способности соображать.
    Когда же юный рабочий явственно почувствовал, как земля под ним зашевелилась, то спина его покрылась холодным потом.
  Совсем некстати вспомнились ему слова Пантелеевны-хозяйки, у которой они снимали жильё:
-В той стороне, где вы копать будете, старинное кладбище есть. Там староверы своих хоронили. При императрице Екатерине их из наших мест согнали в Пудожский край, а кладбище без присмотру осталось. Там, говорят еще один колдун, а может, ведьмак, похоронен. Они его осиновым колом убили, да на краю и закопали. Так вы лучше, это место стороной обходите, наши туда не ходят.
- Похоже, что ведьмак этот прямо подо мной,- подумалось Жоре. Ледяной ужас начал охватывать всё его существо. Вдруг раздался громкий стон, а могила под ним явственно начала приподниматься под скрип и треск дерева.
 Не иначе ведьмак, разламывая доски, пытался восстать из своего древнего гроба, чтобы покарать молодого нечестивца. Это было настолько осязаемо, что Пенкин с отчаянным криком:
-Помогите-е-е!!!- бросился бежать вниз по склону.
       Не пробежав и десяти метров, он споткнулся о корни деревьев и растянулся во весь рост, оказавшись придавленным рюкзаком с образцами.
-Стой, - ты куда?- подбежал к нему начальник отряда.
- Т-т-т-ам в-в-едьмак, - заикаясь, сказал Пенкин, ткнув пальцем в сторону могилы.   
-Какой на хрен ведьмак! Откуда?
-И-и-из  земли.
-Ну, ка, пойдём, покажешь.
Вместе они подошли к могиле.
-Где он? - спросил  Пётр Сергеевич
-Там,- ткнул пальцем в холмик Жора.
-  И что?
- Меня поднимал, сбросить хотел.
- Плетёшь ты, по-моему, что ни попадя.
С этими словами начальник уселся на холмик, подоткнув под себя плащ. Не прошло и минуты, как он вдруг выпучив глаза закричал, цепляясь за землю,
- Э-э-э, что это?
Жора, глянув на него, открыл рот от удивления. Он своими глазами увидел, как его начальник поднимается и опускается, сидя верхом на холме, откуда раздаются стоны. Он так и представил этого «ведьмака»- что-то среднее между лешим и чертом, верхом на котором, как Вакула из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», катится теперь его начальник отряда. Он отбежал на всякий случай подальше. Оглянувшись, Жора захохотал:
-Пётр Сергеевич, слезайте с ведьмака. Гроза окончилась. Это сосну раскачало штормом, вот она и поднимает корневину, проросшую через могильный холм, а отломленная ветка при трении о ствол, издаёт стоны.
Когда вечером за чаем Жора рассказал о том, как ведьмак его качал в бурю, Пантелеевна заметила:
- Зря улыбаешься, внучек, это неотпетая душа его мается и наружу просится, а Илья-пророк не пускает. Сам говорил вокруг его могилы молнии так в землю и падали.  Бог он всё видит.
                Март 2014.

               


Рецензии
Превосходный рассказ!
Очень интересно!
А насчёт причин шевеления догадалась сразу. Доводилось сидеть под кедром, когда ветром его качает, корни шевевелят землю, и дерево скрипит, стонет. Написано реально, чуствуется, что человек знает, о чём пишет.
С признательностью!

Татьяна Немшанова   11.06.2023 20:23     Заявить о нарушении
Спасибо Вам милая Татьяна. Как здорово общаться с человеком, который тебя понимает с полуслова.

С уважением.

Евгений Пекки   11.06.2023 20:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.