Шахимат

  Как-то, лет пятнадцать назад, когда я жил в Казахстане, довелось мне быть на большом семейном празднике казахской семьи. Пригласили на торжество, вообще-то, моего начальника, а меня он попросил поехать с ним для страховки, то есть, чтобы я был трезв и, в случае чего, мог в любое время отвезти нас обоих в город. А это от поселка, где мы находились, километров 150, из них половина по степям, и лишь потом асфальт. Ну, праздник идет, народу немеряно, водку не пью и есть уже не могу, объелся. Шеф ведет себя прилично, ехать не собирается, ну и ладно. Я вышел из-за стола, решив малость перекурить. Было тепло, той проходил на улице, под большими навесами, но на веранде дома, открытой и довольно большой, тоже было людно. В одной стороне пять или шесть аксакалов играли в нарды, причем там они спорили и кричали, как мальчишки, хотя еще час назад сидели за столами чинные и серьезные. Рядом с одним из игравших стариков сидел огромный пес водолаз. На другом краю веранды тоже играли в нарды два казаха моих лет. Подошел к ним, познакомились. Ермек был местным, а второй, Нурлан, водителем автобуса, на котором привез гостей из райцентра и остался на ночевку. А что автобус туда-сюда гонять? Ермек как раз проиграл.
 -Садись, сыграй,-говорит он мне,-все веселей время пройдет.
 -Что веселей, это точно, но только играю я плохо.
 -Ничего, ничего,- это уже Нурлан,-мы тоже любители. Ну что, бросаем зарики?
Выиграл он у меня довольно убедительно, я едва ушел от марса.
 -Ага!,-веселился Нурлан,-говорил, что плохо играешь, а, оказывается, ты вообще играть не умеешь!
 -Мне больше шахматы нравятся.
 -Ну, правильно,-продолжал куражиться Нурлан,- нарды не шахматы, тут думать надо,- и, довольный своей шуткой, рассмеялся.
 -А знаешь,- говорю,- такой старый анекдот про шахматы? Идет человек по степной дороге, видит, овцы пасутся, а чабана нет. Прошел еще немного, а впереди на обочине сидит чабан и играет в шахматы с собакой. Удивился человек и говорит:"Какая умная у тебя собака!" "Да какая там умная,-отвечает чабан,- счет-то 2:2!"
  За столом у аксакалов раздался хохот, подтрунивали над очередным проигравшим. Мы посмотрели в их сторону, я встал, уступая место Ермеку. Но тот, положив руку на мое плечо,- сиди, мол,- ни с того ни с сего начал рассказывать:
 -Я тоже знаю одну историю про собаку... Почти невероятную... Четыре года назад, где-то в начале осени, заболел мой отец. Пять дней лежал, а потом сказал, чтобы все дети собрались. Нас у него семеро, все рядом живем, только самая младшая сестра тогда в городе была, в институте на первом курсе училась.
Я племяннику машину свою дал и послал его за сестрой. Сказал, чтобы как можно скорее ее привез, но про болезнь отца не рассказывал - надо и все. Сели вокруг отца, лежащего в кровати и вот он нам говорит:
 -Приснился мне сон, где иду я по огромному ровному полю, а оно все в черных и белых клетках. Огляделся по сторонам и вижу, что и сзади меня и по бокам еще люди идут. Но я шел впереди них и уходил все дальше и дальше, а поле все не кончалось. Я уже начал уставать и думать, зачем и куда я иду, как вдруг, откуда ни возьмись, возник передо мной человек в черной одежде, а рядом с ним такая же черная огромная собака. Человек крикнул мне:"Тебе шах и мат!" - и спустил черного пса...Теперь я знаю, что черные и белые клетки - это моя жизнь, все дни и ночи, черный пес - моя смерть, а "шах и мат"- что это будет сегодня... Этой ночью я умру, завтра вы меня похороните. Но если увидите, что к нам во двор зайдет черная собака, не прогоняйте ее...Смерть не прогонишь, просто я буду дольше мучиться...
  Тут сестры и мать заплакали, запричитали, а мы с братом вышли из дома. Сидим в беседке за домом, курим, хмуримся и думаем, что же делать-то? Неужели и вправду отец умирает? Да если еще, действительно, какая шавка во двор забежит,
да отцу об этом скажут, он и в самом деле умрет. От самовнушения, так ведь тоже бывает. Часа три так сидели. Тут сестра младшая подъехала, прошла в дом с какой-то корзинкой, нас не заметила. Потом слышим, опять причитания начались! Мы с братом бегом домой, к отцу - и видим такую картину: сестренка ведь не знала, зачем ее отец позвал и привезла ему в корзинке подарок - крупного черного щенка, которого и держала в руках, желая одать его отцу...
  Тут за столом у стариков опять раздались хохот и восклицания.
  "Да,- думал я,-смерть не перехитришь, ее ждали большим черным псом из-под забора, а она пришла маленьким щенком, да еще из рук любимой дочки". Я молча смотрел на аксакалов.
 -Похоронили отца?- спросил вдруг Нурлан.
 -Нет.
 -Как это - нет? - удивились мы оба.
 -Так он же не умер!.. Наоборот, с того дня на поправку пошел, а со щенком вообще ни на час не расставался... Да вон они вместе в нарды играют,- кивнул Ермек в сторону аксакалов. Оказалось, что старик, который постоянно выигрывал, и был его отец, а черный лохматый водолаз - тот самый щенок.
 -А как же сон? "Шах и мат?"
 -Э! Отец сам потом говорил, что наверно, неправильно сон истолковал. Я, говорит, шахматы плохо знаю, вот если бы то поле, как нарды было...Но собаку  назвал Шахимат - Шахим, сокращенно, как черный человек ему сказал... На всякий случай...
 


Рецензии
Александр, да мы с вами земляки! Я ведь тоже родом из Казахстана. Из Гурьева, который сейчас называется Атырау. Мои предки - все родом оттуда. Деды и прадеды выросли на реке Урал, были уральскими казаками.
А нарды я тоже очень люблю. И научился играть как раз в армии. Я ведь служил на Северном Кавказе, и там в нарды у нас играли все - от солдата до командира части. А уж какая это незаменимая вещь была в караулах. Всю бодрствующую смену рубились. Удачи вам!

Вячеслав Вишенин   22.04.2014 08:26     Заявить о нарушении
А я родился и вырос в Кустанае. В 2000 году уехал, сейчас живу в Санкт-Петербурге. Мой дед по маме тоже из уральских казаков. А ты где живешь, если не секрет? А в нарды я и сейчас режусь, правда - в интернете)))

Александр Констанский   22.04.2014 22:13   Заявить о нарушении
А я переехал из Казахстана а Россию в 2004 году. Сейчас живу в Ульяновске. Родина вождя мирового пролетариата Ульянова - Ленина. В нарды в основном тоже играю на компьютере. А в армии с нардами у меня тоже связан забавный случай. Я описал его в рассказе "Синдром игры". Удачи, земляк!

Вячеслав Вишенин   23.04.2014 11:39   Заявить о нарушении
Вячеслав, а я ведь был в Ульяновске, правда всего два дня. Я служил между Тольятти и Куйбышевом и летом 1977 на теплоходе по Волге посетили Ульяновск. У меня даже фотки сохранились.

Александр Констанский   23.04.2014 21:25   Заявить о нарушении