Вдыхая розы аромат... Valenta Grass

В 15 лет я ощутил  стремление  учиться.В 30-летнем возрасте утвердился.Достигнув сорока ,освободился от сомнений. В пятьдесят  познал веление неба. В  шестьдесят мой слух обрел проникновенность. С семидесяти  лет  я следую желаниям сердца,не нарушая меры.Конфуций.

Валенте Грасс в рождество исполнилось 83 года.Она никогда не училась на художника.Но 20 лет назад ,после смерти мужа,известного латвийского графика Гвидо Дицманиса , впервые взяла в руки кисть.А началось все  в тот день, когда соседка  принесла ей  чудесный букет сирени и Валенте захотелось его нарисовать.
Валента бережно хранит книги   отзывов со всех своих выставок.На последней,уже десятой, художник и писатель  Улдис Земзарис написал:              »Валента чувствует живопись, потому что всю жизнь была рядом с художниками-и не просто моделью, но Музой многих из них.

ЛЮБИМАЯ  ЯМОЧКА  ХУДОЖНИКОВ
..»Приходи  и готовься  раздеться!-властно сказала мне  по телефону  Валента.-Я только что прочитала , как Дега выбирал  натурщиц. Вот,слушай:» Плевать мне , красива она или  нет.Лучше скажи,какой у нее зад.
-Зад?-озадачилась хозяйка.-Зад,  как зад.У моей кузины хороший зад. Как у всех.
-Ошибаешься.Зад у каждой особый.Если у твоей родственницы пара апортов , я ее видеть не хочу. А вот если груша,пришли ее завтра же с утра ко мне в студию».
-Я себя уже осмотрела. Я бы Дега не подошла»,-завершила разговор Валента.
Зато латвийским художникам  Валента очень даже подходили.Она была натурщицей в Академии художеств  в послевоенные годы.Валенту рисовали  и многие известные художники Латвии.Один ,бывший уже тогда классиком, считал ее необыкновенной женщиной и боготворил   ее ямочку ниже спины.Другой рисовал с нее «Магдолину  у ног Христа», картина и сегодня  украшает алтарь церкви в небольшом латвийском городке.

ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ МУЖЕЙ
-Мой  отец был специалистом по автодвигателям , и где только не жила наша семья  в 20-30-е годы. Урал,Башкирия,Сибирь, Дальний Восток...
На Дальнем Востоке и началась моя длинная повесть о любви, печали  и счастье... В Александровске ,городке под Хабаровском, в меня , 15-летнюю школьницу с длинной косой ,влюбился японский врач. Он очень хотел стать моим мужем.Но через два года на Сахалине  во время прогулки в лесу меня чуть не изнасиловал  местный  начальник уголовного розыска, после чего  силой заставил меня пойти с ним в ЗАГС.
Когда-то еще девочкой я прочитала у Джека Лондона о «блаженной  для женщины тяжести мужского тела».Я долго  пыталась представить себе как это.Но первая же брачная ночь привела меня в ужас и вызвала отвращение к мужчинам.Оказалось,что я сразу же забеременела.  Я работала тогда на тракторе.И сделала сама себе аборт.Вместо того,чтобы полежать , вскочила и заплясала от радости.Итог-температура под 40 горадусов,три месяца  больницы. После этого  у меня не было детей...
Пришел ко мне в больницу « гонец» от мужа, служащий  УГРО Александр.Он начал меня уговаривать  вернуться к Николаю и сообщил, что в противном случае муж обещал меня прист релить.Я категорически отказалась. А Александр влюбился в меня  и предложил руку и сердце.Он был из аристократической семьи ссыльных.Я ему поставила услловие:»Буду с тобой, если ты меня  не тронешь полгода».Он выдержал и мы поженились.А Николай после этого сам застрелился...
Но потом  я все же сбежала и от Александра.В 1934-м переехала в Башкирию,работала шофером и трактористской в колхозе. Третьим моим мужем стал шофер Роман.
Потом  в Евпатории познакомиолась с греком Георгием.Мне было 26 лет, ему 32.Мы жили  в гражданском браке .И всю жизнь  я любила только его одного.Та любовь живет во мне и сегодня.Интеллигентный, начитанный, он приучил меня к литературе, философии, музыке. Георгий  ушел на фронт  и не вернулся...Но после  я любого мужчину сравнивала с ним.
Главным для меня   в мужчинах с тех пор стала  не постель, а духовность, интересное общение.Только таких мужчин  вокруг встречалось немного, и обычно влюбляла себя я.И уходила, бросая все.
А они не понимали,в чем причина,умоляли,плакали, ползали на коленях.Мне было с ними скучно.
После войны вернулась  на родину, в Ригу. Жить негде. Встретилась с Владимиром,он говорил, что поэт, писатель.А оказался варваром.Я не хотела ему подчиняться,он начал избивать меня,держал взаперти неделями. А однажды привел приятелей и на глазах у них изнасиловал.
Мне удалось сбежать от него.Я  все рассказала шоферу Янису, любившему меня.Он меня понял, простил, и в тот же день мы  зарегистрировались.  После ЗАГСа мы прямо в одежде прыгнули в городской канал,как бы совершив крещение любви. Но это не помогло.Мать Яниса меня не приняла ,и мы прожили лишь три года. «Эту женщину я любил и люблю!»-заявил Янис на суде при  разводе...

ЗАМУЖ ЗА МИНУТУ
...Однажды вечером, задумавшись,я шла по старому городу.Вдруг запах краски.У открытого окна на первом этаже-художник за мольбертом. Вся комната в картинах. Я остановиилась, и мы проговорили до середины ночи, стоя по обе стороны окна.О музыке,искусстве,его картинах. Говорили  по-русски,и только через четыре часа выяснилось,что оба латыши. Пригласить меня в дом он не сообразил.
«Будь моей женой!»-сказал художник назавтра.Подумав минуту, я                согласилась. Так моим седьмым мужем стал хуудожник  Гвидо Дицманис.
Гвидо был на 18 лет меня старше.Через пару дней  он повез меня на взморье знакомить с бывшей женой  Мартой и детьми.В двухэтажном доме было 12 комнат, но не жить же гаремом! «Я построю тебе твой дом»,-пообещал Гвидо. И через семь лет закончил строительство  скромного садового домика ,который мы гордо звали “Villa  de Grass Valenta ”.
Мы дружно прожили вместе 23 года. Я,чем могла, помогала  и Марте-больше некому было. Выхаживала, когда она серьезно заболела, кормила с ложечки, выносила  судно .Разве  ж это тяжело по сравнению с тем временем,когда я  гоняла полуторку в Башкирии или водила трактор в Казахстане.

СКОЛЬКО ЗВЕЗД НА НЕБЕ
Однажды знакомый экстрасенс  спросил Валенту, сколько у нее было мужей и любовников.»А вы можете посчитать ,сколько звезд на небе?-ответила она.-Меня многие любили,я любила многих».
...Мы сидим с Валентой  за прекрасно сервированным столиком.В одной из вазочек-раскрытый цветок лотоса  из  яблочных ломтиков. »Старалась  сделать , как у Альфреда де Мюссе»,-заметила  Валента и рассказала одну из своих романтических историй.
-Это было уже после смерти  Гвидо.Я подружилась с его другом, знаменитым тогда художником Метузалсом.Он был влюблен в меня  еще в те годы,когда я позировала в Академии художеств.Латышский классик  слыл эстетом.Когда-то он  заочно влюбился в Айседору Дункан, подругу  не менее знаменитой трагической актрисы Элеоноры Дузе. Они жили в Париже, и Метузалс ,бывая во Франции, часто посылал им цветы. Однажды он прочел, как Габриэль  д‘Аннунцио  иронизировал над Дузе. Как истинный  джентльмен , Метузалс  , хотя не был знаком с великим писателем, отправился к обидчику,  чтобы выразить ему свое негодование...
Мы сблизились с ним, когда мне было уже за 60.И каждый раз,когда я приходила к нему в мастерскую,Эдуард элегантно  сервировал стол. Возле каждого  прибора всегда лежал живой цветок.Как в романах де Мюссе.
Кода-то Валента  снималась в массовке на рижской кностудии, познакомилась  с известным тогда  куплетистом Робертом Визбулисом.Он вел дневник  их любви, который потом лег в основу его романа.
Уже после смерти Гвидо, отдыхая в Крыму, Валента  украла мужа у жены-экономиста Григория.Они удрали на самолете в Ригу.»Все кончено, начинаю новую жизнь»,-написал он жене  в телеграмме. Но вскоре Валента отправила его обратно.  «Мне с ним было не интересно».
Потом Валента  познакомилась  со здоровяком рыбаком  Арвидом.» Мне было  65 лет, ему 72.Это был настоящий мужик.Он меня боготворил, но  мы  не подходили друг другу  в постели.Пришлось «подарить» его двоюродной сестре, она на 18 лет меня моложе»,-Валента улыбается.
«Да,были в моей жизни разные мужчины-ровесники, вдвое старше и  вдвое  моложе. Но не со всяким мне было хорошо. В прошлом году  была я  у  брата в Красноярске,познакомилась  в санатории с Валентином.Недавно получила  от него письмо, пишет, что не может меня забыть.А ему  всего 35 лет...
Так что я кое-что знаю о любви.Женщина не всегда жаждет секса.Ей нужна ласка, внимание,  духовная  близость. И она редко находит   в мужчине то,чего ищет-и интеллекта, и понимания, и  нежности в постели. Женщины обычно тоньше...»

ДУШЕ МОЕЙ ПОКОЯ НЕТ
Утро Валенты начинается с танца.Вместо  гимнастики. Скидывает тапочки с меховой оторочкой,ступает босиком на потертый коврик и танцует.                С упоением  и мечтательной улыбкой. Ее никто  не видит-живет Валента одна  в скромной коммуналке.
На стареньком проигрывателе крутятся древние  долгоиграющие пластинки –«Фантазия» Скрябина,  «Шесть музыкальных моментов»Рахманинова.Или песни С личенко, для которого  она плясала «цыганочку» во время гастролей  театра «Ромэн». Сличенко  тогда расцеловал ее. Рада Волжанинова  пела Валенте «Гитару семиструнную», а она учила  Раду царственно принимать цветы от поклонников...
Когда друзья привезли ей бусы и сари из Индии, Валента увлеклась  восточной  философией и  индийской  мифологией.Выучила  индийские танцы.Принять позу «Лотос» для нее тоже не проблема.»Хочешь, покажу айкидо?»-Валента  скидывает тапочки  и демонстрирует  несколько  приемов. А потом  спела куплеты на идиш и украинском.
Валента оформила  диетическое кафе, которое   открыли ее друзья.И предложила назвать его «Лотос».»Om mani padme xum-истина в Лотосе»,-говорили  древние.
Валента  еще немножко  писатель ,опубликовала уже несколько  рассказов. Увлекалась икебаной.Занималась 40 лет назад  селекцией цветов, одной из первых в Латвии начала выращивать герберы в открытом грунте.
В ее комнате много картин и книг. Книги по живописи, психологии, философии, классики, Карлос Костанеда, а рядом»Сила ума.Описание пути  успеха в бизнесе»...
...Мы договорились о съемках для этого рассказа.»Приходите вечером, днем я занята»,-попросила Валента. «Страшновато потом возвращаться»,-начала я.Перебив меня, она говорит: »Не волнуйтесь, я вас провожу».
-Валента ,на что ты живешь? Картины –то сейчас не очень продаются.
-Картины я просто раздариваю друзьям. И не только картины. Как только чувствую, что  в платяном шкафу  перебор, начинаю  раздавать. Друзей у меня много, мы помогаем друг другу.
...Летом прошлого года Валента  стояла  в центре старого города с плакатом, просила помощи  для поездки к брату в Красноярск.»Это звучало так искренне, что я отдала все деньги, что были с собой»,-рассказывает Лена.Они  разговорились и с тех пор стали друзьями. Валента и студентка   филфака  Лена.
Потом  с Валентой познакомилась  мама Лены.»Позвонила незнакомая женщина и пригласила Лену к себе на юбилей.Меня  поразила разница в возрасте  этих подруг,что-то нестандартное было  в речи Валенты.                Я напросилась  в гости.С тех пор и  мы друзья»,-рассказала Лариса.
Валента ходит на все выставки и  концерты знаменитостей.От восторга целует любимым  артистам руки,выходя к ним на сцену. Примечательных историй можно рассказать превеликое множество. И все они лучше любых определений говорят об этой  женщине с поистине  юной  открытой душой, не потерявшей таланта удивляться, восхищаться и любить.Как и ее картины,  в  которых всегда есть что-то доброе, по-детски наивное и  отважное. Как сказал автор этих снимков,восхищенный Валентой:» К ней надо приходить лечиться от этой нашей жизни».
У нее  планов еще лет на 10-15. Ближайшие-стат ь морожхой,если , шутит Валента, друзья  дадут расписку , что в случае чего позаботятся о похоронах.»И еще  я обязательно должна  увидеть Париж,-но не для того, чтобы умереть».

Я ВАС НЕ ЛЮБЛЮ!
И еще одна история напоследок.Летом позапрошлого года Валента побывала на выставке  и влюбилась  в работы одного художника.Они долго говорили , и теперь  уже  он сам взволновал ее, она  почувствовала  родство душ. «Я люблю Вас !»-непосредственно  призналась она художнику.»А я  не верю»,-кокетливо произнес  он и повел себя не по-мужски.
«Кому я объяснилась в любви?»-Валента  не могла заснуть всю ночь, чувствуя себя униженной. Она еле дождалась утра, побежала в его                мастерскую, буквально влетела  на второй этаж и крикнула в открытую дверь:  «Я Вас не люблю!» . И на душе стало легче...    
P.s. Действительно,83 года-еще не вечер.Для Валенты Грасс,похоже, вовсе настал звездный час .В марте  ведущая «Шок-шоу» Наталия Абола пригласила  ее  стать героиней  популярной телепередачи.

Журнал "ЛИЛИТ".Латвия.

 На ссылке фотографии на тему.


Наведите на ссылку,когда она станет красной, нажмите на нее.Откроется сайт
Shutterfly по теме.
Если ссылка не»краснеет» до конца строчки,  то  скопируйте всю строку  и вставьте ее  в  строку, в которую  обычно пишите  адрес  сайта.


Рецензии