Бесы после 18 марта

 Не пытаясь осмыслить нынешнее, предгрозовое в размышлениях-предвидениях столетней давности, все же коснусь иных. И вновь дуализм совпадений временнЫх и географических, как метка, цель, определенная тогда ещё.

 На фоне крымского кризиса незаметно прошла мимо нас дата рождения одного из пассажиров "философского парохода". Сто сорок лет назад родился один из ярких представителей русского экзистенциализма Бердяев. И сегодня место его рождения, Киев, на слуху всего мира. Именно отсюда, с Майдана, и начались нынешние геополитические потрясения, предвещающие не только обновление, но и новые переломы в судьбах братских народов. Место рождения философа стало символом борьбы нового со старым, накопившихся противоречий власть имущих с нечто неконтролируемым ими, а поэтому страшным, разрушительным.

 Через через несколько месяцев после октябрьского переворота семнадцатого года видные российские философы осмысливают суть случившегося. Но только через пятьдесят лет, благодаря Бердяеву сборник "Из глубины" обрел новую жизнь. Как эхом прошедших потрясений отразились в сборнике мысли известных мыслителей, понимающих всю разрушительную силу революции и предупреждением нынешним поколениям.

 Сам Николай Александрович в 1910 году в статье "Духовный кризис интеллигенции" дает нравственную оценку происходящим в России событиям.

 "Что сталось с душой русского народа, что обнаружено в ней русской революцией? Революция приподняла покров русской общественности, и обнаружилась гниль, тело России покрылось сыпью от болезни, унаследованной от веков рабства и деспотизма. Внутренних устоев почти что нет, скрепка оказалась внешней, механической, только поддерживавшей внутреннюю болезнь."

 Не оттуда ли в наше время извлекли эту "скрепку", пытаясь реанимировать уже не существующие устои патриархального стоя? И ныне православная скрепа лихорадочно меняется патриотической, но тоже явно механической, поддерживающей внутреннюю болезнь. В равной мере это относится и к нашим украинским братьям по крови вере, но более явно проявившееся в эти дни. И не духовные метания молодежи выступают сейчас на первый план, а жесткая борьба более крупных сил, не скованных моральными притязаниями.

 Трудно сфокусировать весь духовный импульс Бердяева, отражая его в украинских событиях. Разумнее остановиться на отдельных частях статьи философа "Духи русской революции", вошедшей в сборник-предупреждение "Из глубины". Тот, столетней давности, духовный импульс нашей интеллигенции уже не мог остановить разгоняющийся исторический локомотив. И нынешнее осмысление, экстраполяция на текущие события ничего не изменит. Но не покидает чувство, что и сейчас в объективный ход событий вмешивается личностный фактор. Попробуем разобраться, что же руководит подобными личностями.

 В эпиграфе статьи Николая Александровича легко узнаваемое большинством читателей четверостишие:

            "Сбились мы. Что делать нам!
             В поле бес нас водит, видно,
             Да кружит по сторонам."

 Нет, не случайно философ помещает эти, такие актуальные и сейчас стоки Пушкина в эпиграф. Русская душа, ровно как и украинская, попадая из одного исторического вихря в другой, все не может выбраться на дорогу простую. То один бес, то другой, налетая, стремится вырвать через прорехи остатки души, подчинить своей воле и без того малодушного путника.

 Так и мы впотьмах, в кружащем телевихре, пойдем за искоркой мысли Бердяева, останавливаясь от вехи к вехе. Оставим в стороне патриотическую круговерть, обусловленную больше страхом повторения недавнего. Только заменим название одного народа другим, одной страны-другой и помолясь, двинем.

 "С Россией произошла страшная катастрофа, -доносит до нас Бердяев, -Она ниспала в темную бездну". Как подходят эти слова к нынешней Украине, к её таким противоречивым историческим событиям. И как суетно сейчас поведение иных политиков, стремящихся толкнуть бедную страну ещё глубже. Одни, радуясь отторжению одной части, тут же призывают другие страны поучаствовать в дележе территорий. Тут же только что правившие безраздельно, жадно, призывают к новому референдуму каждый регион.

 Вот оно, бесовство, беснование над больным организмом, в надежде урвать себе кусок кровоточащей плоти. А сами путники?

 "Слишком изменилось выражение лиц русских людей, за несколько месяцев оно сделалось неузнаваемым". А вот здесь в точку. Не только Майдан изменил лица своих защитников. Псевдопатриотизм исказил и многих здесь. Помните ли вы подобную волну возмущения при аналогичных ситуациях в других республиках разваливающего Союза. Да что Союз. В родной России русские были вынуждены бежать от родных, своими руками выстроенных домов. И ни гу-гу. А сейчас, такое прозрение, такое самосознание. И самое опасное, против братьев по крови. Дробится исторический союз славянских наций, делая одну из них ещё более слабой, зависимой не от исторического предначертания, а ассимилируя, поглощая другими. А в недалеком будущем это грозит ещё большими потрясениями, ещё более масштабным перекраиванием границ.

 Бердяев отмечает национальный характер революций. И в тоже время он жестко констатирует:

 "Русская революция антинациональна по своему характеру, она превратила Россию в бездыханный труп". Не такими ли являются и украинские события, хоть и пытаются иные записные деятели разделить нации, невольно возложить вину на один из наших народов?  Да и с превращением страны в нечто пока аморфное, откровенно слабое геополитическое образование точно сравнение Бердяева. Но здесь возникает некая коллизия, сравнение с предыдущей Россией. Тогда только тоталитаризм сталинского правления совмещенный с четкой идеологической парадигмой позволил искусственной геополитической структуре просуществовать семьдесят лет. Трудно представить такой расклад на Украине. Да и лидеров подобных, может быть слава богу, не намечается. Получается, что страна, переболев довольно мучительно и долго, все же может выйти на правильную историческую дорогу? Время покажет.

 И ещё немного о сегодняшнем, отталкиваясь от видения Бердяева тех, революционных событий.

 "Революции, происходящие на поверхности жизни, ничего существенного никогда не меняют и не открывают, они лишь обнаруживают болезни, таившиеся внутри народного организма, по-новому переставляют все те же элементы, являют старые образы в новых одеяниях".

 Старая болезнь, в образе Януковича, время от времени появляется зудящей сыпью. Но и утратившая косу Тимошенко недалеко отошла от пережитка прошлого. Маскарад, замечает Бердяев. И тут же вспоминает старую формулу:те, кто были внизу, возносятся на самую вершину, а те, которые были на вершине, упали вниз. Не этот ли момент, исторически неизбежный для всех подобных, оттягивают иные?

 Бесовские лики революций Бердяев находит в художественной рефлексии великих писателей России. Да и мы, вслед за Николаем Александровичем, попробуем отыскать нечто подобное в нынешних событиях. До встречи.

 ЕС?

 



 


Рецензии
Гниют Души, устои , государства. Процесс разложения ускоряется. "Скоро" обновление? Увидим ли мы свежие ростки? Или сгинем в этом вселенском процессе? Кто даст ответ? Время?

С уважением,

Александр Козлов 8   12.04.2014 14:01     Заявить о нарушении
Добрый день, Александр.

Да, судя по нашему TV, бесовства, я бы добавил, бесноватости, вагон и маленькая тележка. Уж какой яркий пример с этим Андреем Петковым (по другой версии Петхов). То ли наемник злобный из Германии, то ли прогрессивный борец за федерацию Украины и свободу там русских.

Сейчас хочу совместить события в России и в Украине со взглядами философа Сергея Булгакова. Созвучно тем событиям, которые он пытался осмысливать после событий 1905 года.

С уважением, ЕС,

Евгений Садков   12.04.2014 14:12   Заявить о нарушении
Это должно быть очень интересно, Евгений. Желаю успеха!

Александр Козлов 8   12.04.2014 15:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.