Чучуна
Работали мы как-то в горах центральной части Верхоянского хребта в выкидном маршруте. Выкидной маршрут- это когда тебя каким-нибудь видом транспорта "выкидывают", то есть доставляют в определенную точку твоей территории. И ты обрабатываешь эту площадь на расстояние дневного пешего маршрута. Затем тебя перекидывают, или ты сам сдвигаешься на другой участок. Таким методом вся площадь работ покрывается геологическими маршрутами, а на основе их данных затем создается геологическая карта.
В тот период мы работали большим составом и с собственным вездеходом. Утром вставали, завтракали, скатывали свои спальные мешки, собирали личные вещи, снимали палатки и все грузили на вездеход. Затем парами расходились по своим маршрутам. А вездеход с вездеходчиком и радистом передвигался на другое место. Там они разбивали новый лагерь и ждали нашего прихода. У каждого геолога на карте было отмечено новое место лагеря. И так каждый день. Длился такой выкидной маршрут примерно месяц. Затем мы возвращались на базу партии на отдых. Отдыхали и уходили снова на месяц в очередной выкидной маршрут.
Однажды придя на намеченное место нового лагеря, мы не увидели вездехода. Решили, была поломка, подождем. А его все нет и нет. Так до утра и прождали без сна. На вечной мерзлоте без ничего не поспишь. А утром, часам к двенадцати вездеход и подрулил. Оказалось, они и в самом деле сломались в пути и всю ночь ремонтировались. Ну, разобрали мы свои палатки, поставили их и спать. А утром снова в маршрут.
И вот как-то вечером перед сном зашел у нас разговор о снежном человеке и других не пойманных, но предположительно существующих животных. Я вспомнил и рассказал о старой статье в журнале "Вокруг света". Где были упомянуты снежный человек , Несси, гигантский медведь, горная горилла, тасманийский волк и еще куча всяких животных. Причем, там было сказано, что два вида из четырнадцати уже найдено. Если не ошибаюсь, то это были тасманийский волк и горная горилла. Ну, а гигантского медведя я сам встречал на Чукотке, еще когда был студентом. (Но это отдельная история и возможно я когда нибудь её еще расскажу.) А раз 3 из 14 существуют, то почему бы не найтись и снежному человеку. В той же Якутии.
Еще до революции у якутов были встречи с таким диким существом и одно из них даже было рабом в якутском хотоне. Правда, может, это был одичавший и обросший русский, но об этом легенда умалчивает. Короче, когда я все это изложил ребятам в палатке, а было нас человек восемь, то те, кто раньше работал в этих горах, рассказали мне в свою очередь о местных преданиях. Оказывается, якуты верят в существование снежного человека, и у них есть даже для него собственное имя - ЧУЧУНА. ( Они также верят, что в горах встречается снежный барс. Хотя самая северная граница распространения этого редкого животного из Красной Книги, это юг Красноярского края.) Поговорив, мы постепенно один за другим заснули. Было уже поздно, а утром мы все уходили в маршруты.
Мы, три маршрутные пары, начинали с одного ручья. Поэтому утром мы вместе вышли из лагеря и бодро зашагали вверх по течению этого ручья. Километра через четыре дорогу нам преградил прижим. Ручей пробил себе дорогу среди скал высотой до пятидесяти метров, но не оставил дороги нам. Мы, с моим напарником, по дурости, стали карабкаться на скалу у прижима. Вернее я начал, а он полез за мной.
Я уже пару раз попадал в ситуации, когда давал себе "клятву" не лезть на стенки. Так как вроде карабкаешься вверх, цепляешься, ползешь, а тут раз и уступ, или стенка с отрицательным углом. Спускаться вниз, это не то, что подниматься вверх. Рискованно. Сорваться-раз плюнуть. Отрицательную стенку или уступ не возьмешь. И ку-ку. И все. Что хочешь, то и делай.
А тут всё позабыл и полез. А он за мной. В одном месте даже пришлось распускать ремень у карабина, чтобы помочь ему вскарабкаться. В общем, с трудом, рискуя мы преодолели эту скалу и гордые сели отдохнуть наверху. Наши попутчики, вторая пара ребят, оказалась умнее и снизу наблюдала за нами. Ждали, чем всё это закончится. Третья же пара, возглавляемая геологом в возрасте и чуть отставшая от нас в дороге, видя наши мучения, спустилась немного ниже по течению и по распадку спокойно взобралась на борт ручья. Возраст - мудрость. Или наоборот. Увидев это, мы посоветовали второй паре не рисковать и последовать примеру третьей.
Собравшись наверху все вместе, мы перекурили и двинулись дальше. Через некоторое время нас покинул геолог в возрасте. У него первого начинался маршрут. Затем отделилась вторая пара, а нам до начала маршрута оставалось пройти еще километра два. И только мы их прошли как на склоне, метрах в двухстах увидели небольшое (5- 6 голов) стадо горных баранов. Завидев нас, оно бросилось вверх по склону. Моя реакция была однозначной и быстрой, как у них. Сорвав с плеча карабин, я с колена стал стрелять по баранам. Они быстро достигли хребта горы и скрылись по другую сторону. Кроме одного. Когда мы подошли, то увидели, что, к сожалению, это молодая "баранесса". Она уже была мертва. Но не пропадать же шашлыкам. Мы вдвоем быстро освежевали ее, а затем стали думать, как нам быть.
Нести с собой? Но нам еще работать: обработать один ручей, перевалить через гору и спуститься по другому в лагерь. Слишком тяжело. Взять "баранессу " и нести в лагерь? Но тогда мы срываем планы партии. Все сделают свои маршруты, а мы нет. Из-за нас партия потеряет день. Бросить мясо здесь? Жалко. Сколько труда и шашлыков пропадет. Да и времени мы потеряли немало, поэтому надо было что-то решать и быстро.
И тут я вспомнил, что вторая маршрутная пара должна возвращаться домой через устье нашего ручья. Мы быстро отрезали пару задних ног "баранессы", а остальное перенесли к устью ручья. Для этого надо было вернуться на километр - полтора назад. Упаковали, поставили заметный знак и написали записку. На этом мы потеряли еще время. Вернувшись, собрали снаряжение (каждый взял по бараньей ноге) и с работой стали подыматься в верховья ручья.
Закончили мы работу часам к двенадцати ночи. Было еще довольно светло. Мы успели перевалить гору и "свалиться" в другой ручей, ведущий нас домой. Быстрым шагом, чуть ли не бегом, забыв о возможных уступах, водопадах и бог знает каких еще опасностях, мы быстро двигались по правому борту ручья, который был намного, метров на пятьсот, ниже левого. Половину ручья мы прошли наверное часа в два ночи. Было уже темно, и только контур хребта горы высвечивался луной на левом борту ручья. Наш борт был в тени. Неожиданно какое-то движение по контуру хребта привлекло мое внимание. Возможно, это горный баран, решил я и остановился, чтобы показать моему маршрутному рабочему. Мы закурили и встали передохнуть, поглядывая на ту сторону. И вдруг мы поняли, что это не баран, а волк бежит по хребту. Сразу стало как-то неуютно и холодно, хотя у нас был карабин, а волк был далеко, на другой стороне ручья и к тому же на вершине горы. Но еще неуютней и прохладней стало когда мы увидели человекоподобную фигуру бегущую за волком.
Представьте картину: горы, ночь, горный хребет, по которому в лунном свете за волчьим силуэтом гонится человекоподобный силуэт. И ближайшее человеческое поселение за 300 километров от нас. А наши геологи не дураки, бегать по ночам в горах за волком или собакой, думал я. Да и собака бывшая у нас, это маленький щенок. Единственный вывод, напрашивающийся в данной ситуации, это местный снежный человек ( чучуна ) охотиться за добычей.
Мы быстро, стараясь не шуметь, собрались и пошли в сторону лагеря. В четвертом часу ночи мы нашли лагерь отряда. Все уже спали, и нас никто не встречал. Забравшись в свою палатку, мы легли спать, так как утром часам к восьми надо было вставать и собираться в очередной маршрут.
Утром мы узнали, что на сегодня маршрут и переезд отменяются, и будет камеральный день. Мы с маршрутным рабочим стали рассказывать как снежный человек гонялся за волком. Пока мы рассказывали, к нам в лагерь заявились гости!!! И тут - то все и выяснилось.
Оказывается, накануне вечером к нашим палаткам подошло стадо оленей с пастухами и стало лагерем по соседству. И один из молодых пастухов ночью забрался на хребет и стал бегать наперегонки со своей собакой. Видимо, силы девать было некуда. Но так как мы были не в курсе этих событий, то приняли его и собаку за снежного человека и волка. А что бы вы подумали, увидев ночью на фоне лунного неба бегущего по хребту человека? Если бы знали, что поблизости других людей нет. Наверное, то же самое? Да и испугались бы похуже нас!
Так что с живым чучуной я так и не встретился, но кое что еще слышал. Года через два работал я уже на реке Оленек. А водителем вездехода был у меня механик экспедиции ( так получилось ) который жил круглогодично в Якутии. И вот, вспомнив как-то эту историю, я спросил у него, не слыхал ли он что-то про местного снежного человека-чучуну.
- Да, - ответил он. - Прозвище это мне знакомо, но ничего такого я не видел. Правда один старый охотник якут, рассказал мне однажды необычную историю. Был он на охоте и наткнулся в тайге на странные следы. Будто кто-то тащил медведя, а он упирался и когтями оставлял следы на деревьях, на высоте двух метров. Охотник быстро-быстро ретировался с этого места, чтобы не встретиться с этим существом. А кто это был, решайте сами.-
****************************
Свидетельство о публикации №214032802149