В школе джуры

                В ШКОЛЕ ДЖУРЫ
               
(Глава из исторической повести Аркадия Польшакова "Кошевой атаман")

                Фото. Ученики школы Джуры.

«Скажу спасибо тебе мама,
Что подарила жизнь ты мне,
За то, что наперекор судьбе,
Меня от бед войны хранила.

Скажу спасибо тебе мама,
Что в мир людей  открыла двери,
В дорогу дальнюю,  поверив,
Меня любя благословила!»

(Из сборника «Гражданской лирики» Аркадия Польшакова)

         В столице  Запорожской Сечи для Петра Калнышевского началась обычная жизнь джуры, он ходил в церковно-приходскую школу и школу «Джуры», где прилежно учился, роботал по хозяйству,  смотрел, чистил коней,  делал все, что говорили ему сделать старшины. 
          Как известно запорожцы были набожные православные люди, поэтому в Запорожье были церкви и школы, в которых священники обучали грамоте молодежь.
          Они учили их быть искренними, преданными сыновьями своей отчизны и всегда защищать от врагов свою волю (свободу) и христианскую веру.
          Джура (в переводе - новобранец) в Сечи в начале службы, как правило, попадал под опеку старшего казака,  это были есаул, куренной атаман или кто-нибудь из старшин.
          Живя в Сечи, джура проходил своеобразный «испытательный срок». Он чистил оружие, учился стрелять и владеть саблей, запорожской системой единоборства без оружия, с оружием и подручными средствами (палкой, камнями), следил за казацкими конями.
         На вооружении у запорожских казаков тогда было всё: пушки, гаубицы, мортиры и мортирки, самопалы, пистоли, сабли, палаши, клинки, арканы, копья, луки, стрелы, кинжалы, боевые молотки - «келепы» (чеканы), «шутихи», «колючки», «пчелиные бомбы» и прочее.
               
                Рис. Военный походный арсенал казаков.

          Они брали на вооружение все, что было у противника, плюс к этому изобретали и свои «заморочки». Все это разнообразие изучалось новобранцами, чтобы они в бою умели обращаться с любым видом оружия.
          Так в Запорожье много веков назад был создан своеобразный современный «спецназ», в который входили только холостые казаки, не обремененные семьями, и обученные смело и находчиво действовать в любой сложной боевой обстановке.
          Под умелой опекой старшого, джура-новобранец учился выносливости, храбрости и становился со временем хорошим боевым козаком.
           Вначале обучения они не участвовали в  боевых походах, но когда старики считали, что джура готов к ним, брали его с собой на «божий промысел».
           Если же джура не выдерживал испытание первым боем и испугу убегал с поля боя, его карали смертью. Таков был много веков назад закон сурового запорожского братства, сам погибай, а товарища выручай. Козаки строго придерживались своих порядков и обычаев.
           Надолго  запомнился  Петру первый урок в школе джуры. Первый урок провел Семен Кочубей.
           Он, обращаясь ко всем учащимся, сказал:
 - Ну шо, хлопцы, теперь вы все ученики  школы Джуры. С чем вас и поздравляю!
           Петро с другими учениками тогда  встали и хором ответили ему:
-  Спасибо (дякуємо), пан есаул!
-  Садитесь хлопцы, слушайте дальше. Тут в школе вас старшины научат всему, что сами умеют: коней любить, мастерски скакать на них, обращаться с различным оружием, по воде и под водою плавать, добывать пищу, где на первый взгляд и есть нечего, управлять морскими и речными Чайками, в бою ничего и ни кого не бояться. Короче говоря, всем разным казацким премудростям и хитростям, что умеют наши запорожские казаки.
Ну, как это вам, хлопцы, нравиться?
         Ученики в разнобой ответили есаулу:
- Так, господин (пан) есаул!
- Это хорошо!
- Мы станем настоящими казаками.

       Есаул: - Я так понимаю, что  это всё вам понравилось! Сегодня, я расскажу вам головне, что вы обязаны знать и уважать.
Кто из вас знает или догадывается, о чем идет речь?
      Первым встал джура Петро Калнышевский, сказав основную заповедь казаков:
  - Это дружба и товарищество!
       - Так Петро, товарищество есть одно из основных заповедей казаков. Нет у казака уз святее  товарищества. Сам погибай, а товарища выручай, помогай ему словом и делом! Худший ворог наш - это зрада (предательство)  товарищей.
Помните, хлопцы, що коли вы один за одного, вы непобедимы!
А ще какие вы знаете заповеди казаков?
        Тогда встал  джура Антон Головатый, он сказал:
 - Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
         Есаул:  - Хорошо сказано. Честь необходимо  беречь смолоду.
         Ещё какие заповеди  вы знаете, хлопцы?
         Джура Иван Глоба добавил: - Ещё есть такая святыня для козака - это его семья. уважение к отцу и матери.
         Есаул:
  - Молодец, Іван! Тебя наверно хорошо батько та мать дома воспитывали.
         Семья это основа казацкого товарищества. Уважай (шануй) мать свою и батька. Казак обязан  беречь своих женщин, защищать их честь и  достоинство. Этим   обеспечивается будущее  казацкого рода, чтобы  ему не было переводу!
Молодцы вы, хлопцы, хорошо казацкие  заповеди знаете! Я бы хотел ещё добавить, что казацкая воля, народовластие - это основа основ нашего братства. Такого вы не найдёте  сейчас у других народов.
        Только у нас первого руководителя - атамана  выбирает сам народ, все казаки. У наших соседей  народ не выбирает царей, султанов, королей, они сами себя выбирают.
        Поэтому они равнодушны к чаяниям народа, больше думают о себе.
Наш атаман - это наш отец родной (батько), который всегда с  нами и за нас.
        Хлопцы, а кто из вас знает,  что  означает само слово атаман?
        Настала тишина в классе, хлопцы не знали этого, они переглядывались между собою, пожимали  плечами.
        Есаул,  видя это, сказал: - Вижу, что не знаете. Так вот - слово атаман переводится  как батько мужчин, тобто козаков. В его обязанности  входит большой круг вопросов. Это не только войсковой вождь козаков, но ещё и руководитель (голова) всех гражданских людей,  которые живут на казацкой территории -  в Коше.
        На этом первый наш урок я заканчиваю. Какие у вас есть вопросы? 
        Джура Петро Калнышевский,  спросил есаула:
 - Пан есаул, а, правда, что  когда казаки выбрали себе атамана на Совете (Казацкой Раде), то они его бьют нагайками.
        Есаул  Коша,  Семен Кочубей,  с усмешкой на устах, ответил:
        - Так Петро! Когда, например,  тебя казаки выберут атаманом, то старшина козачей общины возьмет нагайку и хорошо трижды отхлестает  тебя по спине.
        При этом скажет: "Из  казаков вышел, в казаки вернешься!"
        В классе тогда все засмеялись, подшучивая над Петром, кто-то  из хлопцев сказал:
        -  Может тебя уже сейчас отстегать нагайкой!
        Есаул  Коша, защищая Петра, улыбаясь, сказал:
        - Пока рано еще его стебать нагайкой! Но кто знает, каждый казак мечтает стать атаманом, может это будет и  Петро Калнышевский.
        Петро, при этом подумал: - Буду стараться стать настоящим казаком, а там посмотрим.  Как говорят: - Плохой тот казак, кто не хочет, не мечтает  стать атаманом.

         Семен Кочубей многому научил его, при этом часто говаривал Петру: - Смерти не надо бояться, сынок, от нее все равно не убережешься! Но вот храбрость, сообразительность и умение биться, каждому казаку в бою и в жизни нужны. Только так можно уберечься от этой «старухи с косой».
И джура Петро Калнышевский старательно учился стрелять и драться на саблях и в рукопашном бою.

          Петрик очень любил лошадей, они с Рыжиком водили их на водопой к Днепру, купали, кормили.
Вот и сейчас он, купая своего белого коня, напевал песню «Белый конь»:

               

                Рис. Белый конь.

«Есть у меня белый конь,
Быстрый, как ветер, огонь,
Мчит он меня по степи,
Ну как возьми, догони.

Конь для меня слово брат,
Всех он дороже стократ,
Верный и преданный друг,
Хлеб не берет с чужих рук.

Есть у меня белый конь,
Быстрый, как ветер, огонь,
Много спасал меня раз,
Чувствуя вражеский глаз.

Припев:
Белый конь, белый конь, славный конь,
Унеси поскорее домой,
К той единственной милой, родной.
Белый конь, белый конь, славный конь!
Дома нас заждались, давно ждут,
Не жалей ты подков и подпруг.
Поспеши, поспеши милый друг,
Белый конь, белый конь, славный конь!

          Петро, с утра взяв косу, отправлялся на берег реки и в широких лиманах косил для коней свежее сено. Кони, чувствуя его заботу, относились к нему дружелюбно. Поскольку умение обращаться с конем было одним из главных требований к молодому джуре, то это здорово помогало Петрику осваивать премудрость управлять конем и сдавать старшинам экзамены по верховой езде.
         Старый казак Тарас Трясило не раз в шутку и, скорее всего всерьез говаривал ему:
         - Не тот казак, что на коне, а тот, что под конем! Он учил Петрика ездить шагом, ходить рысью, скакать галопом на коне. Скакать не только верхом, сидя на коне, но и на боку, прячась от пуль за крупом коня. Учил перелезать под брюхом скачущего коня, что являлось у казаков верхом умения езды на лошадях.
         - Учись Петро, в бою все это пригодиться! – говорил он ему. И Петрик как прилежный ученик осваивал эту сложную науку верховой езды козаков.
         Будучи в Сечи джура Петро вместе с другими такими же, как он новобранцами, они не только работали, учились, но и весело с песнями и зажигательными танцами и плясками отдыхали.
         Так веселиться могли только вольные казаки Запорожской Сечи. В других странах зажатыми помещиками и рабовладельцами так вольготно и разнообразно веселиться народ не мог, а тем более солдаты, например, в той же русской армии, где занимались в основном муштрой на немецкий манер.
        Искрометный украинский гопак и сейчас, много лет спустя, зажигает людей своей неповторимой энергетикой.
        Но мало кто ведает о том, что в Сечи гопак был не просто танец, а боевой танец («Боевой гопак»), в его первооснове лежала элементы, входящие в систему запорожского единоборства.
               
                Рис. Боевой гопак в бою.

         Умение «взять» противника голыми руками всегда и везде высоко ценилось как у запорожцев, так у других нациях и народностей. Поэтому даже на досуге после чарки во время танцев со сложными акробатическими пируэтами казаки отрабатывали приемы единоборства и поражения противника, используя при этом все части тела, включая, естественно, руки и ноги.
         Кстати, танцуя гопак, крутясь и вертясь, казаки неплохо тренировали вестибулярный аппарат и свой глазомер. Поэтому казаки могли выплясывать гопака даже на столе среди тарелок и бутылок, выделывая при этом умопомрачительные «коленца».
         Главными способами передвижения в «Боевом гопаке» были быстрые шаги, бег, головокружительные прыжки, а также крадущиеся «ползунки».
Среди шагов выделялись кроме основного шага: шаги «аркан», задний шаг, шаги «прибой», «чесанка», «дубоны», «стукалочка».
        Анализ названий подчеркивает их тактически-боевую направленность.   
        Так, применяя шаги «дубоны», казак притоптывал ногами, производя шум, который отвлекал внимание противника.
        Бег включал в себя «дорожку», «дрибушку» и конский галоп. Хлопающие удары одной или двумя руками осуществлялись ладонью, локтем, предплечьем, и даже плечом.
         Особенно разнообразными были удары ладонью. Такие удары насчитывали добрый десяток приемов, среди которых есть:  «ляпас», «секач», «тумак», «дрель», «штрык».
         Ребром жесткой ладони ударом под челюсть в районе солнечного сплетения казак вырубал любого противника. Самыми эффективными и впечатляющими приемами в гопаке были удары ногами на месте или во время прыжка. 
         «Разножкой» назывался удар в прыжке двумя ногами по бокам, «щупаком» - удар в прыжке двумя ногами вперед, «пистолем» - удар в прыжке одной ногой в бок, «чертом» - удар в прыжке с поворотом тела на 360 градусов.
         Впрочем, правильно люди говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому такие танцы можно увидеть лишь в Запорожье на Украине у старых опытных танцоров-казаков.

               

                Фото. Ученик школы Джуры.

       Кроме боевого гопака в Сечи существовали и другие виды казацкой борьбы, которые применялись в стычках с противником. Среди них — «гойдок», «спас», «крест-накрест», на ремнях, на палках.
       Приемами «гойдока» пользовались в основном разведчики-пластуны. Казак как бы «приклеивался» к противнику, повторяя все его движения, а в случае малейшей ошибки противника, нападал на него. Борьба «спас» имела в основном не атакующий, а оборонительный характер.
       Вот так в своеобразном казацком «спецназе» жил, учился и отдыхал джура Петро Калнышевский. 

         Больше всего запомнился Петру выпускной экзамен в школе слуги. Это было знаменательное событие в Сечи. Принимал у него экзамен сам атаман Коша, в присутствии  казацкого народа.
         Дело происходило следующим образом.
         На площади стояли: есаул, старшины, деды, молодые казаки, среди них оруженосец Петр Калнышевский и Павел Савицкий.
         Атаман с есаулом подошел к молодым казаков, остановился перед ними и спросил:
- Есаул! Кто сегодня у нас проходит экзамен.
         Тот ответил:
 - Джура Петр Калнышевский и Павел Савицкий!

         Атаман обратился к ним:
 - Ну, что ребята!  Сегодня у вас важный экзамен, кто его вылержит, того возьмем на «Божий промысел».    Поняли!
- Да,  пан атаман! - Ответил джура Петр.
- Поняли, пан атаман! - Сказал Павел.
         Атаман, обращаясь к Петру, сказал: - Петр, видишь эти тыквы, что надеты на колья?
- Да, пан атаман! - Ответил Петр.
- Ты на полном скаку саблей должен срубить, как минимум пять из десяти. Понял!
- Понял, пан атаман! - Повторил он заученную фразу.
- Тогда с Богом! Начинай! - Сказал атаман и отошел в сторону.
         Петр быстро сел на коня, разогнался, и как это делал на тренировке, срубил 9 из 10 тыкв.
          Атаман, увидев это, сказал: - Совсем неплохо, даже хорошо! Теперь твоя очередь, Павел! Начинай!
          Павел садится на коня, разгоняется и срубил 5 из десяти тыкв.
Атаман сказал Павлу: - Тоже неплохо! Но хуже чем у Петра.
          Павел оправдываясь, говорит: - Конь подвел!
          Атаман сказал тогда Павлу: - Конь здесь не причем! Тебе еще потренироваться надо.
          Есаул при этом добавил: - Павел, ты слышал такую поговорку, что неумелому казаку гениталии лошади танцевать мешают.
          На площади, где стояли казаки засмеялись.
          Атаман снова обратился к ним, говоря: - Ребята, сейчас для вас будет второй экзамен. Петр, начнем с тебя.
- Я готов пан атаман! - Ответил он.
- Гей казаки, приведите сюда необъезженного коня, - скомандовал атаман.
          Двое казаков привели на аркане молодого еще необъезженного коня.
          Атаман говорит Петру: - Ну, что парень, когда ты минут пять продержишься задом наперед на этом дикаре, и конь тебя не сбросит, то считай, что выдержал экзамен.
- Хорошо, пан атаман! – Ответил, немного волнуясь, Петр,
         Он перекрестился, запрыгнул на коня, охватил полусогнутыми ногами круп лошади и крикнул казакам: - Отпускайте коня!
         Казаки ловко сняли с шеи аркан и быстро отбежали в сторону.
         Конь, почувствовал на спине человека, заржал от недовольства, начал прыгать из стороны в сторону, пытаясь сбросить с себя седока.
         Но Петр, угадывая движение прыгающего коня,  менял центровку положения своего тела и тот  не смог сбросить его с себя.
               

                Фото. Джигитовка на коне в школе Джуры.
               
          Через десять минут атаман остановил экзамен, крикнув всаднику: - Петро, слезай с коня! Вижу, что ты хороший всадник.
          Затем он, обратившись к Павлу,  сказал ему: - Теперь твоя очередь Павел!
          Павел садится на коня. Тот, почувствовав на себе всадника начал брыкаться и прыгать из стороны в сторону.
          Павел, минут  пять-шесть сидел на коне, а затем свалился с него, как мешок с отрубями.
          Сбросив всадника, конь, гордо заржав,  во весь опор помчался в конюшню.
          Атаман сказал Павлу: - Павел, ты немного хуже сдал этот экзамен, но положенное  все же продержался.
          Павел стал оправдываться, говоря: - Конь какой-то дикий попался!
- Ну, что ребята, -  сказал атаман, - теперь для вас третий экзамен.
          Посмотрим, как вы умеете драться без оружия.
          Могила, - позвал атаман рослого казака, - выходи в круг против Петра!
               
               

                Фото. Борец школы Джуры.


         Из толпы вышел рослый накаченный  мышцами казак и стал против Петра.
         Атаман крикнул им: - К бою!
         Петр начинал быстро кружиться вокруг рослого казака, не давая поймать себя на крепкий захват.
         Могила,  разъяренный такой тактикой молодого противника, неосторожно бросился в атаку и попался на хороший захват Петра,  и тот  броском через голову уложил его на землю.
         Атаман,  видя это, довольный джурой,  сказал ему: - Хорошо Петр, вижу, что Семен Кочубей хорошо научил тебя своим хитростям.
         Петр ответил  атаману: - Да, пан атаман, куренной меня хорошо учил. Так хорошо, что у меня все мышцы ныли и болели.
          Атаман обратился к Павлу, сказав: - Теперь твоя очередь, Павел!
Могила, выходи в круг против него!
          Павел, следуя победной тактике Петра, стал быстро крутиться вокруг Могилы. Но на этот раз казак был более осмотрительный. Он сумел схватить  Павла в свои крепкие объятия и через бедро бросить противника на землю.

         - Ну, что я тебе скажу, Павел! Держался ты долго, не давая Могиле тебя завалить. Поэтому я засчитываю тебе этот экзамен.
          Павел: - Спасибо,  пан атаман!
          Атаман поставил перед ними новую задачу,  обратившись к ним, сказал: - Но это не все, хлопцы, теперь вы между собой  поборитесь. Кто кого!
          Павел Савицкий с детства всегда завидовал Петру, поскольку тот был всегда первым  на деревне.
          Петр к Павлу относился терпеливо, хотя и не любил его.
          Боролись они без оружия, сейчас этот вид единоборства называется «бои без правил». Задачей бойцов было - бросить противника на землю или поймать его на удушающий болевой прием.
           Петру в этой схватке долго не удавалась поймать противника на хороший захват, тот был очень осторожным и вертлявый.
           Но Петр поймал его хитрой  Кочубеевской уловкой, хорошей домашней заготовкой, которой научил его Семен Кочубей.
           Когда Павло увидел, что Петр запыхался и отступает, уверовав в свои силы, он неосторожно бросился в атаку, и попался на хороший захват.    
           Петр, используя инерцию противника, ловко подставил подножку и завалил Павла на землю. Ему была засчитана победа.
           Поражение сильно ударило по самолюбию Павла Савицкого, он готов был разорвать Петра на части.
           Обида на Петра, как выяснилось позже, повлияла на дальнейшую судьбу будущего атамана.
           Экзамен для новобранцев продолжился.
           Атаман, довольный молодыми джурятами, сказал: - Ну, что же ребята, теперь наступает для вас четвертый экзамен - экзамен на страх «кнутом». Петр становись посреди площади, а ты Семен завяжи ему глаза и начинай экзамен.
          Семен Кочубей завязал платком Петру глаза, взял длинный кнут, стал напротив хлопца и начал примеряться. Потом сказал Могиле: -  Поджигай смоляной конец кнута.
          Тот быстро поджигает и отбегает в сторону.
          Кочубей размахивается, конец горящего кнута со страшным свистом сбивает с головы Петра папаху.
          Петр тогда мысленно сказал себе: - Слава Богу, что Кочубей проводит экзамен, а не Могила, а то бы я лишился своего оселедца.
           Атаман похвалил его, сказав: - Хорошо Петр, вижу, что ты смелый парень. Не дрогнул у тебя на лице ни один мускул.
           Засчитываю тебе экзамен.
           - Спасибо, пан атаман! - Поблагодарил он атамана Коша.
           - Ну, что Павел, теперь наступает твоя очередь. Семен завяжи ему глаза и начинай, - скомандовал атаман.
           Семен Кочубей завязывает Павлу глаза, размахивается и таким же образом кнутом сбивает с Павла папаху.
            Атаман,  довольный увиденым, промолвил: - Хорошо Павел, засчитываю тебе этот экзамен.
          - Спасибо, пан атаман! - Радостно воскликнул Павел.
          Затем атаман обращается ко всем казаков, говорит:
          - Ну, что казаки, скупаем молодых ребят в Днепре.
          Казаки на площади, услышав это, засмеялись.
          - Хорошо,  пан атаман, скупаем парней! - С улыбкой заметил  есаул, намекая на новое серьезное испытание для молодых казаков, каким  был них грозный Днепр Днепрович.
          Широкую реку,  со стремительным течением на середине русла,  необходимо было переплыть туда и обратно.
          - Казак с водой, - как любили говорить запорожцы, - что рыбалка с удою (удочкой). Или еще так говорили:  - Не тот казак, что за водой плывет, а тот, что против.
            На берегу Днепра собрались казаки, среди них атаман, есаул, деды и молодые новобранцы.
            Атаман ставит новобранцам задачу, говоря:
 - Ребята! Вам нужно переплыть Днепр туда и обратно. Ясно!
- Да, пан атаман! - Ответил Петр .
- Ясно, господин атаман! - Сказал Павел.
- Ну, тогда как говорится, с Богом! Скидайте одежду и плывите,  - скомандовал атаман.
           Петр с Павлом сняли одежду, вошли в воду и поплыли на противоположный берег реки.
           Ребята успешно доплыли до противоположного  берега и стали плыть обратно.
           Плывя назад, они доплыли до середины Днепра и здесь Павел начал отставать. 
           Он в страхе кричит Петру: - Петр, у меня судорога свела ногу, помоги!
           Видя это, Петр крикнул ему: - Держись, я сейчас подплыву!
           Петр подплывает к Павлу, говорит ему:
           - Павло, держись сзади за плечи и не дрыгай больной ногой,  боль скоро пройдет.
           И они поплыли. Медленно, потихоньку они вдвоём доплыли до берега.
           На берегу, атаман поблагодарил новобранца, сказав: - Молодец Петро, что помог товарищу! Ты верен нашему золотому правилу: сам погибай, а товарища выручай!
Вот тебе за это мой крестик.
           Он снял с себя золотой крестик и повесил его на шею Петра со словами: - Храни тебя Бог, Петро!
           Петр ответил атаману, сказав: - Спасибо, пан атаман! Для меня это большая честь и награда!

           На следующий вечер, атаман, есаул, казаки продолжили экзамен.
           Атаман, обратившись к новобранцам, сказал:
          - Ребята, слышали, наверное, такую поговорку: казак подводой, как щука, на охоте за плотвой! Поэтому последний экзамен такой: вам надо по дну лимана подводой перейти на другую сторону и атаковать условного противника. Поняли!
         - Да, пан  атаман! - Сказал Петр.
         - Поняли! - Добавил Павел.
         - Ну тогда с Богом,  вперед ребята! - Скомандовал атаман.
         Петр с Палом ножами, как учили их наставники, срезали стебли очерета, продули полую середину очерета, потом сунули трубочки в рот, взяли в руки по здоровому камню и полезли в воду.
         Так они,  дыша через очеретяную трубочку,  перешли по дну на противоположный берег лимана. На том берегу, они вылезли из воды как чертенята, все в водорослях и иле. Выйдя на берег они  вынули сабли из ножен, и крича: Ура - а !.. атаковали условного противника.

         В конце экзамена атаман поблагодарил их, сказав:
         - Ребята, поздравляю вас с окончанием школы Джуры.  Теперь вы настоящие казаки!
         Семен, возьмешь кого-то из них в свой поход на Буг.
         - Хорошо, господин атаман! - Ответил есаул и  выбрал первым в первый поход молодого казака Петра.
             Надо заметить, что на Запорожской Сечи такие испытания проходили все ученики школы Джуры. При этом  ученики, которые прошли без значительных замечаний все испытания, направлялись, как правило, в разведывательный отряд.  Это было тогда признаком высокой оценки ратного труда молодых казаков.
             Школа Джуры была по тем временам самой передовой военной школой.
Так что неудивительно, что многие запорожские казаки обладали завидными физическими данными, об этом красноречиво свидетельствуют сохранившиеся с тех времен казачьи легенды.
             Вот, например,  как в одной легенде описываются казацкие богатыри:
           «У каждого по семь пудов голова, у каждого такие усища, что бывало, как возьмет он их в обе руки, да как расправит один ус туда, а другой сюда, так и в дверь не влезет, хоть бы в нее целая тройка с повозкой проскочила».
            Внешнему виду казацких богатырей соответствовала и их исключительная физическая сила. Одни тугие луки, над которыми несколько человек справиться не могли, «играючи» натягивали, другие толстенные железные полосы вокруг шеи врага скручивали, третьи возы через броды на себе перетаскивали, ядра через самые широкие реки запросто перебрасывали.
            В украинской литературе сохранилось множество преданий о казацких богатырях, при этом практически все атаманы отличались особой силой духа и тела.
            Не стал исключением и Петр Калнышевский, который из джуры перешел в разряд настоящих профессиональных казаков. Он был хотя и не очень высокого роста, но достаточно широкоплечий, с замечательными казацкими усами и оселедцем на голове.
            Впереди у него было длинная, предлинная жизнь запорожского казака, полная опасности и лишений, изобилующая ратными походами, порой не всегда успешными, когда многие молодые казаки не возвращались домой живыми.
            Сколько друзей и товарищей погибло у него в этих боях, обо всех не расскажешь, всех не упомнишь.

=================================


    Остросюжетные и юмористические книги, сборники стихов АркПоля можно заказать в Канаде - Welcome to Lulu  !  https://www.lulu.com/    Questions About Placing a Bulk Order? 
Call 919-447-3244  через Интернет: 

1.Сборник любовной лирики -
2.Поэзия космоса -
3.Роман "Кошевой атаман" -
4.Роман "Воскрешение" -
5.Повесть "Исполины" - 
6.Сборник юмористических рассказов -
7.Новейший Завет -
8.Книга стихов  "СТРАНА ПОЭТОВ":

9.Повесть "ПАДЕНИЕ БЕЛОГО  ДОМА":


Купив книги вы поможете волонтерам оказать помощь многим обездоленным людям!


Рецензии