Семечница

    Соседка наша, с редким для Грузии,  именем – Надя(НадИа), торговала семечками. Небольшая будка, примыкающая к нашему двору на улице Октябрьской (раньше звалась Советской),служила ей жилищем и одновременно местом "торговли". Наде было от силу лет 40 , но её называли "беберкала"(старухой). Старческий вид ей придавали ещё и длинные, чёрные одежды –лохмотья.
Хорошо выглядеть и следить за собой в СССР считалось моветоном. Ухоженная женщина походила на "нетрудовой элемент" или даже на "женщину с низкой социальной ответственностью ".Женский образ чаще ассоциировался  – со шпалоукладчицей, либо осваивающей  целину или на худой конец – солдатской матерью. Её предназначение – расшибить себя в лепешку ради страны.
Тбилисские модницы отличались от стигмы о советских женщинах  изысканным вкусом и шили одежду , обычно, частным способом у отменных мастеров пошивочного искусства.  Кроме того на Кавказе было немало подпольных кооперативов , занимающихся пошивом неплохой обуви и изготовлением разных аксессуаров . В магазинах же был обычный ширпотреб , с доминированием серых и коричневых оттенков.
  Однажды, моя учительница  математики – Клавдия Артёмовна , по кличке – Колода( из-за своей длины и худобы),объявила на уроке, что  ей исполнилось 40 лет — юбилей . Кто-то, уж и не припомнить кто, не обладающий чувством джентльменского такта, прокричал: «Столько не живут!». На шпалоукладчицу она ,явно, не смотрелась, но и на современную пятидесятилетнюю ,ухоженную женщину   ,ну, –  никак.  Серое, длинное платье , навевающее холод и  уныние , комиссарские чёрные туфли на небольшом каблуке, в сочетании с огромного размера толстой указки, создавали больше образ надсмотрщицы, чем классной дамы. Вернусь к моей соседке...
  Надиа – полная, на вид рыхлая дама, относилась к "понаехавшим". Родом она была из Кахетии, откуда родственники снабжали её продуктом сбыта –  чёрными семечками. Запомнилась мне Надиа в  странного пошива ,чёрном платье с огромными, пришитыми ,почему-то , белыми нитками, большими карманами. Обычно, она сидела рядом со своим жилищем на низком табурете. Рядом с ней прямо на асфальт был установлен большой алюминиевый тазик с чёрными семечками и свёрнутыми в небольшие кульки газетные листья.
  Жила она скромно, тихо и в округе пользовалась уважением. Все знали, что НадИа  воспитывает сына –  Амирана,  в безотцовщине. Была ли она когда - либо замужем – никто не знал.
  Амиран считался районным "достоянием". Огромного роста увалень, с ограниченным развитием ума и пугающим внешним видом олигофрена, он отпугивал от себя не только местную детвору. В школе он никогда не учился, на улице появлялся крайне редко. Поговаривали , что Амиран – добряк и совершенно не опасен для окружающих. В каждом убани (районе)  Тбилиси были свои "Амираны ".
  НадИю все жалели, покупали у неё семечки, или просто дарили деньги и одежду. Она никогда не отказывалась от подношений, с удовольствием и благодарностью всё принимала.
  Рано утром, когда мы вылезали из калиток заспанные и тащились в школу, Надя шла в ближайшую Пурную( хлебную лавку) , на перекрёстке улиц Октябрьская и  Турбинная, за лавашом. Все с ней здоровались и спрашивали про Амирана:
 – Раваа сакмееби?(как дела?).Рогор арис Амирани, ра хтеба?( Что с Амираном, что происходит?
– Ра сакмееби маквс? (какие у меня могут быть дела?», –   отвечала она стандартно. Про Амирана ничего не говорила, только опускала глаза.
   Моя украинская нянечка, Любтя, любила Надю. Часть домашней, вкусной выпечки относилось за угол дома, к "семечнице" – так её назвала наша соседка Зойка. Надины семечки Любтя не брала и нам категорически запрещала их есть: «Воны грязны и вонючи, як тЫраканы!».
  На Паску Надя приносила крашеные яйца, кулич и лично передавала всё это "богатство" Любте. С остальными членами нашей семьи она не общалась.
  Однажды, по району прошёл слух, что Амирана загрызли крысы и его, якобы увезли на «Скорой». С этих пор его никто никогда не видел. Вскоре исчезла и НадИа.
  После их исчезновения , в убани усиленно ходили слухи о том,  что в их жилище – будке нашли матрац, набитый деньгами. Несколько дней боролись с огромными крысами. Кто-бы мог подумать, что у нашей "семечницы" было такое "богатство"?
– Цади, да гаиге(иди и пойми),нищая, нЭсчастная попрАшайка, – говорил наш сосед,
Гия, покачивая головой.
  И для чего и кому она собирала эти деньги, складывая в матрац? Не для крыс же, которые нашли своё убежище рядом с несчастными? Всех, собранных ею, денег не хватило на здоровую, достойную, нормальную жизнь.
В могилу с собой никто, ничего не возьмёт. Карманов и матрацев  там ни у кого нет.   


Рецензии