Четыре...

            
                Хоть убей, следа не видно;
                Сбились мы. Что делать нам!    
       
                А.С. Пушкин


                Налево повернулся – сказку получи!


С целью прояснения ситуации с авторством «Гавриилиады», прочитаем фрагмент отзыва на статью  об «опасности истории» Т. Щербаковой внимательнее.

«Конечно, то, что вы написали - сущая правда. Но не все ведь так просто. Русскую историю замалчивали не только те, о которых вы тут пишете, но и сами цари, потом - и руководители КПСС. Ведь одна из причин безвременной гибели Пушкина - именно его альтернативный взгляд на историю Карамзина. Он даже писал едкую эпиграмму на историографа. Тот, правда, потом спас его от Сибири. Но после смерти Карамзина его семья не простила Пушкину ни его выпадов в адрес ученого, ни того, что Николай Первый назначил его историографом России. Этого Карамзины и Вя-земский, их ближайший родственник, не могли снести и активнее других плели против Пушкина ин-триги. И, вполне возможно, пасквиль на Пушкина был написан именно Вяземским. Только подписан и послан другим человеком. Об этом у меня - в романе "Тайны, тайны, тайны Пушкина". Как и о том, почему на Пушкина в советское время навесили авторство "Гавриилиады"…»

         Татьяна Щербакова   13.03.2014 20: 08.

Как видим, причину такого коварного поведения друга Пушкина Щербакова объясняет вполне четко. Дело в том, что, оказывается, став официальным историографом, Александр Сергеевич написал «ед-кую эпиграмму» на Карамзина, которого официальная история считает чуть ли не литературным и историческим кумиром поэта. Вот ее строки, которые были позаимствованы из упомянутого выше  романа «Тайны, тайны, тайны Пушкина».

         В его «Истории» изящность, простота
         Доказывают нам без всякого пристрастья
         Необходимость самовластья
         И прелести кнута.

Следует заметить, что существует несколько вариантов данной эпиграммы, а есть еще совершенно другая, начинающаяся со слов: «Послушайте, я вам скажу про старину…». Интересно, что с эпи-граммами творится примерно то же, что и с «Г». Кто-то их авторство связывает с Пушкиным, кто-то – нет. И опять гипотезы, предположения. Будто бы от «Послушайте…» сам Александр Сергеевич от-крещивался, но вроде бы, считают, что это был жест вежливости по отношению к Карамзину после его кончины. Приведенную выше эпиграмму большинство считают пушкинской. Но опять же: об-молвкам в письмах, чьим-то воспоминаниям. Примечательно, что и точной даты не могут назвать. То ли была написана в 1818 г., сразу после опубликований «Истории…», но тут же называют и 19, и 20 и даже 26 годы, когда Пушкина, вроде бы, пожурил за это А.С. Тургенев.

Впрочем, вернемся к П.А. Вяземскому и уточним некоторые сведения о нем в энциклопедии.

«Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина; «их переписка — сокровищница остро-умия, тонкой критики и хорошего русского языка» (Д. С. Мирский)….

В ранней молодости Пётр Вяземский остался единственным наследником большого состояния и за-нял блестящее положение в высших кругах столичного дворянства. Его сводная сестра, побочная дочь А. И. Вяземского Екатерина (носившая фамилию Колыванова) в 1804 г. стала второй женой Н. М. Карамзина, благодаря чему Пётр с ранних лет вошёл в среду московских литераторов карамзин-ского круга. После смерти А. И. Вяземского Карамзин был назначен опекуном юного князя, который в одном из своих стихотворений назвал его «вторым отцом»….

В 1813—1817 гг. Вяземский — один из самых перспективных молодых поэтов России. Он активно выступает в самых разных жанрах — от эпиграммы и дружеского послания до басни и сатириче-ских куплетов, вступает в литературное общество «Арзамас», заводит множество дружеских свя-зей в литературных кругах, находится в постоянном личном и творческом контакте с Василием Ан-дреевичем Жуковским, Константином Николаевичем Батюшковым, Василием Львовичем Пушкиным.

В 1818 г. в Варшаве вступил в масонскую ложу Северного Щита, но активного участия в ее дея-тельности не принимал.
В 1831 г. также осудил Жуковского и Пушкина, опубликовавших оды на разгром Польского восста-ния 1830—1831 гг….
К 1820-м гг. относится близкая дружба Вяземского с Александром Сергеевичем Пушкиным. Они по-знакомились в Царском Селе в 1816 г. и поддерживали близкие отношения до самой смерти Пушкина (хотя в последние годы несколько отдалились и виделись реже, чем прежде). Пушкин высоко ценил творчество Вяземского, особенно его журнальную прозу[3], одобрял и поддерживал все его начина-ния,….В свою очередь Вяземский с восхищением отзывался о творчестве Пушкина, посвятил ему свой перевод романа «Адольф» (1831),…. Однако значение фигуры Пушкина для русской культуры Вяземским вряд ли осознавалось. Так, рассуждая в старости на тему русских гениев, Вяземский пришел к выводу, что таковых было всего трое — Петр I, Ломоносов и Суворов, Пушкин же — «вы-сокое, оригинальное дарование», не более….

Журналистская деятельность князя и его независимая позиция вызывала неудовольствие правитель-ства. В 1827 г. против Вяземского была развернута настоящая кампания травли — его обвиняли в «развратном поведении» и дурном влиянии на молодежь. На протяжении 1828-29 гг. князь пытался защитить свое честное имя, обратился к Николаю I с «Запиской о князе Вяземском, им самим со-ставленной», в котором откровенно объяснял свою позицию, и одно время даже собирался эмигри-ровать. Но в итоге Вяземский все-таки вынужден был оставить «Московский телеграф», просить прощения у императора и после этого был принят на службу чиновником особых поручений при ми-нистре финансов. В связи с поступлением на службу в апреле 1830 г. переехал из Москвы в Петер-бург, а в апреле 1832 г. перевез в столицу семью».
             
            Википедия.

Вот, оказывается, каким было это очень близкое родство Карамзина и Вяземского. Таким образом,  реакция последнего на эпиграмму (или эпиграммы), не могла быть легкой и безобидной. Под сомне-ние был поставлен исторический труд «второго отца» Петра Андреевича, причем тем, кто занял его место на посту придворного официального историографа – А.С. Пушкиным. Не следует забывать, что немалые деньги – 50 тыс. руб. после кончины Карамзина выплачивались за эту «Историю» его жене и детям. Так что здесь затрагивался и финансовый интерес Вяземского. И нельзя не заметить, что в оценках сквозит очевидная зависть к таланту Пушкина. Мог  ли  гениальный поэт быть названным своим другом:  «оригинальным дарованием, не более…», если сюда не была примешана ревность к его творчеству?.

А вот что нам сообщает Википедия про написание скандальной поэмы.

«Гаври;лиа;да» (в некоторых ранних изданиях, в том числе первых полных российских, 1918—1922, ошибочно: «Гаврилиа;да») — поэма Пушкина, пародийно-романтически обыгрывающая сюжет Еван-гелия о Благовещении; главный персонаж — архангел Гавриил. С христианской точки зрения являет-ся кощунственной.

« Будучи вопрошаем Правительством, я не почитал себя обязанным признаться в шалости, столь же постыдной, как и преступной. — Но теперь, вопрошаемый прямо от лица моего Государя, объ-являю, что Гаврилиада сочинена мною в 1817 году.
Повергая себя милосердию и великодушию царскому есмь Вашего Императорского Величества вер-ноподанный.
                Александр Пушкин.
               2 октября 1828. С. Петербург».

По словам В. Ф. Ходасевича, после Февральской революции в архивах императора было найдено соб-ственноручное письмо, содержащее «краткое, но чистосердечное признание Пушкина», но оно было выкрадено неким известным пушкинистом, чьего имени Ходасевич в печати не сообщил.
Независимо от подлинности копии, по-видимому, Пушкин действительно признался царю в своём авторстве, потому что следствие, начавшееся в июне, было прекращено 31 декабря того же года резолюцией Николая I: «Мне дело подробно известно и совершенно кончено».

В известной повести М.А. Булгакова профессор Преображенский воскликнул: «Это замечательно! Клянусь Богом!». И нам ничего не остается еще более изумленно повторить то же самое! Оказывает-ся, все авторство Пушкина держится на весьма подозрительной копии письма, текст которого  приве-ден  выше, которое будто бы видел лично Ходасевич, а затем его якобы выкрал «известный», но ни-кому не ведомый собиратель-пушкинист! И это все?

А откуда тогда многочисленные ученые в своих версиях узнали, что «Пушкин признался…», или «Пушкин, видимо, признался, чтобы выгородить Вяземского…», или «Пушкин не признался, но царь все равно его простил…», или «Пушкин как бы признался, но не признавал авторства…», или «Пуш-кин почти признался», или «Пушкин почти не признался…»? И что это такое: «Независимо от под-линности копии, по-видимому, Пушкин действительно признался царю в своем авторстве…»? – как не откровенное глумление над здравым смыслом в данной «научной» фантазии в Википедии. По-видимому, точнее всех выразилась Елена Николаевна Егорова - известный пушкинист, благодаря ко-торой появился  цикл статей о «Козленке…», и которой было сообщено об очередной  публикации, связанной с А.С. Пушкиным.

«…После разговора с царём дело о "Гавриилиаде" было закрыто с резолюцией о том, что царю оно достоверно известно и кончено. Что имелось в виду в этом конфиденциальном разговоре, неизвест-но…. "Гавриилиада" сама по себе очень спорное произведение, ведь никаких черновиков и рукописей не сохранилось, текст публикуется по спискам»


Елена Николаевна неожиданно заинтересовалась темой авторства и решила сама исследовать данный вопрос с точки зрения ритмики произведений Пушкина и Вяземского. Метод, что  используется при анализе ритмики, она называет «скандированием». Что это такое, - объяснять не рискну, но для этого потребовалось  произвести дополнительные расчеты факторов АИ других стихов, написанных пяти-стопным ямбом. Т.е. чтобы надежнее сравнивать их с «Гавриилиадой» («Г»). Е.Н. Егорова  предло-жила взять для анализа «Домик в Коломне» (ДК) и поэтический блок Вяземского, состоящий из сле-дующих стихотворений: «Тоска», «Тропинка» и «Отрывок» - написанный пятистопным ямбом. Их общий объем – чуть менее 1000 слов. Для чистоты эксперимента сюда же были еще добавлены по-этические блоки Дмитрия Горчакова  (ДГ) и поэма Василия Львовича Пушкина «Опасный сосед» (ОС). - Кто-то из ученых предполагал и их участие в написании «Г». Для простоты  и наглядности была изменена таблица. - Добавлен Ф(НО), удален общий АИ и оставлен лишь АИ*,  т.е. процент ос-новных по весу факторов, ввиду необходимости утомительного и долгого подсчета общего АИ. Был отмечен и  объем текста - N слов. Результат оказался следующий:

N \ Ф           И        В      НА    С    НЕ     А     ЗА     К     КАК   ЧТО    НО    АИ*       N слов      
 
1. (ДК);      2,9      2,9    1,4    1,2   2,1     0,7   0,7     0,5     0,7      0,9      0,7    13,7         2429

2. («Г»);     4,9;     2,5;   1,1;   0,9;  1,5;    0,2;   0,3;   0,5;   0,5;     0,7;     0,8;   12,7;        2866

3. (ТТО);    7,5;    3,6;    1,5;   1,5;  2,0;    0,1;   0,2;   0,5;   1,1;     0,6;     0,9    17,8;         866

4. (ДГ);      3,2;    2,8;    1,3;   1,1;  2,4;    0,8;   0,4;   1,0;    0,5;    1,6;      0,4;   14,7;       4843 

5. (ОС);      3,3;   4,1;    1,6;   2,5;  1,5;    0,1;   0,5;    0,6;   0,5      0,7;     0,8;    15,6;        996.

Вывод, глядя на приведенную таблицу, вполне очевиден.

Во-первых, причастность В.Л. Пушкина сразу отпадает. У него имеется характерная особенность – значительное преобладание Ф(В) над Ф(И), которое вообще никогда и нигде не встречалось в литера-туре.

Во-вторых, авторство Д.Горчакова тоже маловероятно. Его стиль напоминает А.С. Пушкина, да и то отдаленный, - спектр факторов совершенно другой.

В-третьих, «Домик в Коломне» несет в себе все характерные черты зрелого Пушкина рассчитанные ранее.

В-четвертых, дополнительная подборка Вяземского, написанная пятистопным ямбом, все также от-личается от Александра Сергеевича и очень близка по спектру к «Гавриилиаде». - Все то же двукрат-ное превышение Ф(И) над Ф(В) и значительный провал Ф(А, ЗА, К) в середине выбранной последо-вательности.

Следует заметить, что дополнительно рассчитывались параметры и для более ранних произведений Пушкина. В них, действительно, стиль Пушкина как бы приближается к стилистике Вяземского. Но это может быть объяснено следующей общей особенностью. В первых главах «Козленка» говорилось, что Ф(И) связан с пафосом произведения. Можно его даже назвать фактором «восторженно-сти». И у любого автора он невольно повышается, когда он начинает пламенно говорить о чем-либо. Его противовесом может считаться Ф(НЕ), - его можно определить как фактор «обыденности». И при этом замечается их некая корреляционная зависимость. И это можно даже посчитать общей литера-турной чертой. Видимо, это получается непроизвольно у любых авторов. Чтобы произведение не вы-глядело чересчур пафосным, а может быть даже и карикатурным, повышение Ф(И)  невольно влечет и повышение Ф(НЕ). И это же можно наблюдать у раннего Пушкина. Уж чего-чего, а восторженности в его ранних произведениях хватает! Поэтому исследователи  и  вынуждены предполагать, что поэма была написана за десять лет до того, как на нее обратил внимание российский император. Что, согласитесь, выглядит даже не странно, а нелепо. Неужели бы за этот срок «Г» хоть  в каком-либо виде не выплыла бы на свет Божий? Таким образом, факторы значимости в авторском инварианте подтверждают  непричастность А.С Пушкина к написанию «Гавриилиады» и еще большую вероятность того, что это сделал именно П.А. Вяземский, который сознательно пытался подражать Пушки-ну, подстраиваясь под его стилистику.

Е.Н. Егорова, делает почти аналогичный вывод:

«…Сделала скандирование и подсчёт. Загадка всё же остаётся, поскольку ритмика у Вяземского заметно отличается от ритмики "Гавриилиады" по трём-четырём параметрам (в 1.3-4 раза). Ритмика "Домика в Коломне" отличается от "Гавриилиады" очень резко: по двум параметрам да-же десятикратно, ещё по двум - в 1,3 раза. Пятистопный ямб Вяземского и Пушкина тоже весьма различен по 6 параметрам из 12 - в 1,5-2 раза…
 Основная идея - что "Гавриилиаду" написал не Пушкин - однозначно подтверждается.
…Хотя по ряду параметров и в среднем ритмическая структура "Гавриилиады" не сильно отлича-ется от ритмической структуры подборки стихов Пушкина 1819-1824 годов, однако большая раз-ница (в 1,6 раза) частоты стихов со всеми 5 метрическими ударениями вкупе с особенностями структуры авторских инвариантов позволяет предположить, что либо "Гавриилиада" не принад-лежит перу Пушкина, либо он принял в её написании незначительное участие в молодом возрасте. Сходство структуры авторских инвариантов стихов Вяземского и "Гавриилиады" позволяет пред-положить, что он тоже мог принять участие в сочинении и редактировании скандальной поэмы».

Из всего этого сделаем общие выводы.

1.    Александр Сергеевич не сочинял «Гавриилиаду» и, скорее всего, доказал это Николаю I в личной беседе в 1828 году, из-за чего тот был вынужден посчитать дело «известным и кон-ченым».

2.   «Гавриилиаду», скорее всего, написал П.А. Вяземский, пытаясь подражать Пушкину, види-мо, в надежде его скомпрометировать как придворного историографа. Было это местью по-эту за  одну или несколько «едких эпиграмм» в адрес  «второго отца» Вяземского - Н.М. Карамзина. Похоже, кому-то об этом стало известно, и Вяземский даже прослыл поэтом «развратного поведения», дурно влияющего на  молодежь и был вынужден оправдываться перед царем, своей: «Запиской о князе Вяземском, им самим составленной». Но здесь про-сматривается вероятность того, что Вяземский это делал не только по собственной воле или воле родственников. Вполне возможно, кроме потомков Карамзина  был еще очень влия-тельный заказчик  компромата на А.С. Пушкина. А П.А. Вяземский, которого А.С. Пушкин даже считал не только приятелем, а даже другом, был очень подходящей кандидатурой для данной затеи, но не сумевшего в очернить Пушкина перед царем, за что был наказан.


3.    Скорее всего, Вяземским был составлен и роковой пасквиль. И хотя нельзя считать математически доказанным данное предположение, даже несмотря на похожесть стиля пасквиля и «Гавриилиады», ибо текст очень мал для объективной оценки. Но есть там одно слово, ко-торое выдает с головой родственника и защитника Карамзина и его «Истории». Когда начи-наешь понимать причину откровенной травли А.С. Пушкина теми, кто «жадною толпой стоял у трона», слово «историограф» звучит гораздо большей издевкой, чем  «рогоносец».

В романе Татьяны Щербаковой, кроме  предположений, которые были рассмотрены и подтверждены математическими расчетами, логическим анализом и даже «скандированием» ритмики текстов Е.Н. Егоровой, имеется еще одна гипотеза, которая, однако, требует более пристального и обширного рассмотрения. Поэтому бег «Козленка» придется продолжить в следующей части данной работы.


Рецензии
Интересно получилось. Насчёт "Гавриилиады" я в целом согласна, только мой вывод не столь категоричен. Насчёт авторства пасквиля в 1836 году не согласна. Наши исследования не позволяют утверждать, что автором был Вяземский или мог быть. На роль создателей пасквиля много претендентов и,на мой взгляд, версия Виктора Тена, высказанная в книге "Последнее дело Пушкина", более обоснована. Там речь об авторстве четы Нессельроде, по крайней мере,об авторстве идеи этого пасквиля. О том же говорил и Александр II. Хотя загадка всё равно остаётся. Ни одна версия на этот счёт пока не стала достоверно доказанным фактом.

Елена Николаевна Егорова   28.03.2014 22:34     Заявить о нарушении
Уважаемая Елена Николаевна!
Конечно, я не могу утверждать, а лишь пытаюсь выстроить логическую цепь и найти хотя бы единственный правдивый факт. Вон Щербакова уже говорит, что признание Пушкина состряпал Толстой, а когда я ее спросил: видела ли она сама это расследование? - молчит. И даже и последнюю часть не читала, а заглянула в предыдущую. Но у меня есть еще мысли и некоторые утверждения той же Щербаковой. Не знаю, куда это все меня заведет, но постараюсь как в мультфильме кораблю не дать потонуть и счет вести до конца.
С уважением.

Александр Алистейн   28.03.2014 22:46   Заявить о нарушении
Я постараюсь, когда будет время, исследовать вопрос по серьёзным научным статьям и публикациям. Это интересно. Пока довольно-таки занята. У меня кончается Лермонтовский проект, много мероприятий. Скоро закончу выкладывать на портале мою только что вышедшую книгу "Детство и отрочество Михаила Лермонтова". Это серия художественно-документальных рассказов. Если будет интересно, заходите на мою страничку. Когда выложу всё, сделаю в конце каждого рассказа ссылки на предыдущий и на следующий рассказ, а также на справочники к книге. Будет удобнее читать. Проект некоммерческий, поэтому сразу после выхода в свет книги можно публиковать и в интернете. Тем более тираж 2500 экз. не позволяет обеспечить значительной доли интересующихся темой.

Елена Николаевна Егорова   28.03.2014 23:48   Заявить о нарушении
Спасибо за предложение, зайду обязательно! А я постараюсь распутать некоторые версии Шербаковой. Она считает автором фальшивки Горчакова. Почему,- не совсем понятно. Вернее, есть ли у нее что-нибудь, кроме предположений.
С уважением.

Александр Алистейн   29.03.2014 09:18   Заявить о нарушении
Ну вот, полностью книга рассказов о юном Лермонтове теперь размещена на портале. Вот ссылка на первый рассказ: http://www.proza.ru/2014/03/25/1544. Дальше можно читать "по цепочке", т.к. в каждом рассказе есть ссылки на предыдущий и следующий, а также на справочные разделы.
Приглашаю почитать, когда будет время и желание!

Елена Николаевна Егорова   30.03.2014 00:45   Заявить о нарушении
Большое спасибо! А вот Щербакова меня поразила. Оказывается, она имела в виду Александра Горчакова! А когда я ей сказал насчет Дмитрия и дал ссылку, вдруг сообщила, что он, несомненно, по ее мнению, является автором "Гавриилиады", а далее вообще фантастика. По ее мнению и Горчаков и Толтые люто ненавидели Пушкина. (За то что он не писал "Гавриилиаду"?) Она тут же опровергла наши предположения и заявила, что А.С. - автор "Конька Горбунка". (Скорее всего, она даже мою работу и не смотрела, лишь мельком осмотрела №3!) А далее еще один пассаж: мол Жуковский опубликовал "Сказку о попе..." спустя 6 лет после смерти Пушкина, поэтому он может явтором и не являться.... У меня полный сумбур в голове... Так можно ли вообще с уверенностью говорить о чьем-то авторстве, если в литературоведении царит такой разброд.... О, горе! С этими гуманитариями. Видимо, еще нужна дополнительна часть статьи, - посчитать "Сказку о попе..." параллелльно с "Ундиной".
Возьмусь ка я за вашего "Лермонтова" - чтобы не спятить окончательно.
А вам я желаю хорошего отдыха после проделанной работы.
С уважением.

Александр Алистейн   30.03.2014 09:19   Заявить о нарушении
Александр, не надо ориентироваться на Щербакову, она не специалист. Авторство "Сказки о попе..." никаких сомнений не вызывает. Сохранились автографы Пушкина - точно написано в Болдине в 1830-м году. Есть запись 1824 года похожей сказки со слов няни, которая и послужила отправной точкой для творчества. Всё почерком Пушкина...

Елена Николаевна Егорова   30.03.2014 15:52   Заявить о нарушении
Ну, слава Богу! А я уже было "сосчитал" и "Балду" и "Ундину"(а кого же еще?). Совершенно разные! Хотя, у Пушкина здесь имеется отличие от его фирменного стиля. Видимо, это особенность языка сказки. Там большой Ф(НЕ) и маленький Ф(В).

Александр Алистейн   30.03.2014 16:03   Заявить о нарушении
Елена Николаевна! И еще вопрос: правда, что Пушкину грозила виселица за эту "Гаврии-и-ли..."? - так Щербакова утверждает.

Александр Алистейн   30.03.2014 16:06   Заявить о нарушении
Нет, виселица не грозила точно, но сослать могли: в лучшем случае опять в Михайловское, в худшем - в Сибирь. Правда, последнее маловероятно. Щербакова преувеличивает. Не принимайте всерьёз статьи неспециалиста.

Елена Николаевна Егорова   30.03.2014 23:22   Заявить о нарушении
Я посмотрела ряд статей о Гавриилиаде. Если отбросить косвенные доказательства, вроде перекличек в тексте с некоторыми стихами Пушкина и пространные рассуждения об источниках Гавриилиады, а также запись в черновике 1821 года, которую считают предполагаемым планом поэмы, основным является список конфиденциального письма царю от 2 октября 1828 года, сделанный Бартеневым. В ней Пушкин признавался, что сочинил Гавриилиаду в 1817 году и сожалеет об этом. Есть аргументы и за и против, причём довольно веские с обеих сторон. Однако, если предположить, что запись сделана с подлинника и без всяких подделок, то мы фактически уже показали, что ни по ритмике, ни по структуре инвариантов в 1817 году Пушкин не мог или вряд ли написать эту поэму. Другое предположение - о 1821 годе - немногим более вероятно. Приписывание поэмы Горчакову тоже маловероятно, чтобы соответствовало действительности. Тогда, если письмо от 2 октября не поделка, поэт мог выгораживать друзей, что уже делал раньше при дознании. Таким друзьями могли быть кроме Вяземского ещё Жуковский и Денис Давыдов. Прошу для полноты анализа просчитать АИ их стихов. Вот здесь Жуковский: http://az.lib.ru/z/zhukowskij_w_a/text_0284.shtml Для анализа подходят его стихи "Деревенский сторож в полночь", "Тленность", "Нормандский обычай" и "Две повести". Стихи Дениса Давыдова здесь: http://rupoem.ru/davydov/all.aspx#ya-vas-lyublyu Надо выбрать произведения за 1815-1818 годы:Неверной, Ответ а вызов, Песня (Я люблю кровавый бой, поэтическая женщина" Цикл элегий (кроме 1 и 2)Если слов мало, можно добавить 1814 и 1819 годы.
Заранее признательна.

Елена Николаевна Егорова   31.03.2014 03:06   Заявить о нарушении
Уважаемая Елена Николаевна!
Высылаю сводную таблицу по факторам для всех предполагаемых персонажей написания (Г). Свои выводы приберегу, а вы сделайте их сами. ВЛП - В.Л. Пушкин, Дав. - Денис Давыдов, Жук. - Жуковский. (всех упомянутых вами произведений). (Г) - Гавриилиада, Вяз. - Вяземский, Горч. - Дмитрий Горчаков.

№\ Ф И; В; НА; С; НЕ; А; ЗА; К; КАК; ЧТО; Ф(НО) АИ*; N cлов

1. (Г) 4,9; 2,5; 1,1; 0,9; 1,5; 0,2; 0,3; 0,5; 0,5; 0,7; 0,8; 12,7; 2866;

2. Вяз. 4,9; 2,8; 2,0; 0,8; 1,0; 0,4; 0,4; 0,3; 0,5; 0,3; 0,8; 13,4 866;

3. Горч. 3,2; 2,8; 1,3; 1,1; 2,4; 0,8; 0,4; 1,0; 0,5; 1,6; 0,4; 14,7; 4843;

4. ВЛП. 3,3; 4,1; 1,6; 2,5; 1,5; 0,1; 0,5; 0,6; 0,5; 0,7; 0,8; 15,6; 996;

5. Дав. 3,7; 2,7; 0,8; 0,9; 0,8; 0.1; 0,1; 0,6; 0,4; 0,3; 0,4; 11,2; 2230;

6. Жук. 2,9; 2,4; 1,4; 0,9; 1,2; 0,7; 0,2; 0,2; 0,6; 0,6; 0,4; 11,0; 5390;

Александр Алистейн   31.03.2014 18:32   Заявить о нарушении
Я сама посчитала факторы И и В у Давыдова и Жуковского. У Давыдова вышло похоже, как в Гавриилиаде: 4,5 и 2,9, а вот у Жуковского совсем не так: 3,0 и 3,3. Участие Жуковского в "Гавриилиаде", таким образом, исключается. У Давыдова я посчитала и другие факторы, они похожи в "Гавриилиадой, но есть и некотоаря разница, например факторы а за ка - одинаковы, как встречается чаще - 0,9. Участие Давыдова в "Гавриилиаде" исключить нельзя. Ритмику оценить у Давыдова нельзя - нет достаточно стихов в пятистопном ямбе.

Елена Николаевна Егорова   31.03.2014 19:26   Заявить о нарушении
По моему мнению, исключается авторство В.Л.Пушкина и Д.Горчакова. Общая структура значительно отличается сильно. Эпюра факторов у Д.Давыдова и Жуковского, скорее похожа на А.С. Пушкина, но вот провал факторов внутри(не упоминаю конкретно каких) чем-то похожи на Гавриилиаду. Наиболее похож на нее скорее всего Вяземский, но для уверенного вывода об этом маловат объем текста. Но мне кажется, что все-таки ближе всего к этой афере подходит именно Вяземский, а если предположить групповое создание поэмы, то к ней мог приложить руку и Давыдов с Жуковским. Хотя участие последнего под большим вопросом. Единственное, что проясняется, так это полная непричастность А.С. Пушкина к этому. Нужно еще логически поработать над этим. Могут и проясниться некоторые аспекты. Кое-какие мысли имеются. Постараюсь по возможности их оформить в одно целое.
С уважением.

Александр Алистейн   31.03.2014 20:05   Заявить о нарушении
По инвариантам точно нельзя доказать непричастность Пушкина. Я оценила соотношение частот Ф(и) и Ф(в) в "Кавказском пленнике" (1821 год) - вышло 4,4 и 3,0. В "Братьях-разбойниках" ещё ближе к "Гавриилиаде": 5,8 и 3,2. Зато "Бахчисарайский фонтан" (1821-1823) близок к другим поэмам Пушкина: 3,6 и 3,2.
Для сравнения большая подборка стихов Пушкина 1816 года: 3,9 и 3,6. Видимо, зависит от стиля изложения: чем более он романтичен, тем сильнее Ф(И) превышает Ф(В). Так что на результат подсчёта АИ влияет то, что у Вяземского, Горчакова, Жуковского и Давыдова анализировались только подборки стихов, а не эпические формы. Горчакова и Жуковского можно смело исключать из списка претендентов на участие в авторстве "Гавриилиады", как и В.Л. Пушкина. Пока так получается, что если скандальная поэма писалась в 1817 году, то Пушкин коли и принимал в ней участие, то сравнительно небольшое, о чем говорят и соотношения Ф(и) и Ф(В), и заметное различие ритмической структуры 5-стопного ямба в одной и той же подборке ("Сон" + "Любовь одна веселье жизни хладной"). То есть в письме царю он взял вину на себя, чтобы выгородить соавторов, которыми могли быть Вяземский и в меньшей степени Давыдов. Другой вариант: Пушкин указал 1817 год, потому что до этого давал показания, что впервые поэму он видел в 1816-1817 годах и это был его совсем юный, более простительный для кощунственной шалости возраст, а на самом деле писал поэму в 1821-1822 годах, когда в его тетради появилась запись: "Святой дух призвав, Гавриил открывает ему свою любовь и призывает его в сводники...Гавриил влюблён...Сатана и Мария..." (6 апреля 1821 года). В пользу этого говорят инварианты двух романтических поэм тех лет и большее сходство ритмики 5-стопного ямба, в которой однако есть и существенное отличие в частоте стихов со всеми 5-ю метрическими ударениями. И в 1821 году Пушкин, если писал "Гавриилиаду", то вряд ли один. Кто мог быть соавтором, неизвестно. насколько я помню, вокруг него не было значительных поэтов. Видите, какие неоднозначные выводы.

Елена Николаевна Егорова   31.03.2014 21:57   Заявить о нарушении
Ещё обсчитала фривольную лицейскую поэму "Монах". Там Ф(И) и Ф(В) умеренные: 3,7 и 2,9, а ритмическая структура близка к подборке стихов молодых лет и примерно также отличается от структуры "Гавриилиады". Устойчив параметр частоты строк со всеми 5-ю ударениями: 25,5% против 16,6% в "Гавриилиаде". Ещё весьма существенно отличается процент строк с пропуском 2-4 ударения: 10 против 19,7. Заметное отличие и в частоте стихов с пропуском только первого ударения: 7,5 против 4,7. Среднее кв. откл. от "Гавр" 1,6 пункта, от подборки стихов 1819-1823 - 0,6.
В целом пока можно предположить, что Пушкин мог принимать значительное участие в написании "Гавриилиады" скорее в молодом возрасте (около 1821-1822 годов), чем в юном (1817), или менее значительное в юном возрасте, например, в компании с Вяземским и Давыдовым.

Елена Николаевна Егорова   01.04.2014 00:32   Заявить о нарушении
Елена Николавевна! Нашел различие в наших рассчетах. Пересчитал "Кавказский пленник" у меня получился другой результать. Ф(И)= 3,6, а Ф(И)=3,2, т.е. это обычные пушкинские близкие по значению факторы. В "Братьях разбойниках" деиствительно зашкаливает, при числе слов 1061 "И" Пушкин употребил 60 раз, а "В" - 34. И в тексте это очень режет глаз.Т.е. очевидное исключение из общего правила. Ф(И)= 5,66, а Ф(В)= 3,2.Почему это так,т.е. подпрыгнул только Ф(И),- не могу сказать.Полагаю, что нужно бы графически изображать эпюры. Было бы наглядней, но это столько времени потребует....

Александр Алистейн   01.04.2014 09:09   Заявить о нарушении
Александр, мне теперь думается, что Пушкин и Вяземский писали "Гавриилиаду" вместе действительно в 1817 году. На это наводит ритмика и Ф(И) и Ф(В) самой близкой по размеру и направленности юношеской поэмы "Монах". Самые устойчивые показатели ритмического рисунка 5-стопного ямба этой поэмы и соответствующей подборки Вяземского усредним в соотношении примерно 40 х 60 (это надо бы уточнить),и также усредним их Ф(И) и Ф(В), и практически выходим на показатели "Гавриилиады". А потом в Кишинёве Пушкин что-то дорабатывал в "Гавриилиаде" (когда в рукописи "Кавказского пленника" появилась краткая запись сюжета), а потом передал список соавтору Вяземскому . При этом логично можно истолковать и письмо царю с признанием (себя назвал, но друга не подставил), и письмо-предупреждение Вяземскому о "Гавриилиаде" в 1828 году после начала дела (где сваливалась вина на Д. Горчакова) и записка Вяземского в своё имение, что у него есть в бумагах скандальная поэма, переписанная Пушкиным, с просьбой уничтожить список.
Ещё получается, что из ритмики 5-стопного ямба у Пушкина выпадает "Домик в Коломне". Это действительно особое произведение, полное разных технических изысков. Я попробую сегодня просчитать подборку стихов Пушкина в этом размере за 1827-1835 годы, за меньший период достаточного количества их нет. Посмотрим, что выйдет.

Елена Николаевна Егорова   01.04.2014 12:42   Заявить о нарушении
Будто все карты спатали эти "Братья разбойники". Посчитал их специально совместно с "Г". Получилось следующее:

№\ Ф И; В; НА; С; НЕ; А; ЗА; К; КАК; ЧТО; Ф(НО) АИ*; N cлов

1. (Г) 4,9; 2,5; 1,1; 0,9; 1,5; 0,2; 0,3; 0,5; 0,5; 0,7; 0,8; 12,7; 2866;

2. БР 5,6; 3,2; 1,3; 0,9; 2,1; - ; 0,8; 0,1; 0,1; - ; 0,8; 14,7; 1061;

На первый взгляд, действительно, приближается структура. Но, по-моему, это только на первый взгляд. Если всмотреться внимательнее, то все равно просматривается сдержанный пушкинский стиль. Вот только резкий скачок Ф(И) очень для Пушкина необычен. Такого у позднего не встречается. Думаю, это именно "пафосность", и сразу влечет за собой увеличение Ф(НЕ), чтобы эту восторженность компенсировать. И еще, видимо, коореляция сложнее в стилистике. Кроме повышения (НЕ) подпрыгнуло и (ЗА). Возможно, это все следствие возрастания Ф(И). Но сохранилось в отличии от (Г) гораздо низкие Ф(КАК,ЧТО)- характерная черта Пушкина. Если допустить наложение этого необычного возмущения, то общая эпюра факторов все равно близка к Пушкину. Да, интересно все получается. Признаюсь, я даже специально перечитал (Г) и пытался их приписать Пушкину. Очень многое смущает. Местами вроде бы все гладко и на него похоже, но часто фразы чужеродные попадаются и очень многословно. У него все более ясно и четко и не так "кучеряво" как в (Г). Все это, конечно, на мой дилетанстский взгляд. Разве что действительно представить, что в юности они "шалили" веселой гурьбой...? Эдакие юношеские фантазии... Не знаю! Ну, если только очень А.С.попросили и он своей рукой подправил кое-где, чтобы не было очень коряво?

Александр Алистейн   01.04.2014 14:28   Заявить о нарушении
К сведению о ритмике 5-стопного ямба 1827-1835 у Пушкина. Он более мягко отличается от сложившейся тенденции юности и молодости. Все 5 ударений - 20,3% против 25%, пропуск 3-е ударение - 4,2% против 1,5 - 3%, 4-е - 32,5 против 35. Остальные параметры вообще менее устойчивы везде. Всё-таки "Домик в Коломне" стоит особняком,прежде всего, по всем 5 ударениям - 16 и особенно по третьему ударению - тоже 16. В общем, это ритмические изыски великого поэта.
В общем, если думать, что писали вместе скандальную поэму в 1817 году, то участие Вяземского было несколько больше (где-то 60%), а потом Пушкин немного доделывал и вышло его где-то 55%, Вяземского - 45 %.

Елена Николаевна Егорова   01.04.2014 14:40   Заявить о нарушении
Перепутала, наоборот, Вяземского 55%, Пушкина - 45% по ритмике (по "Монаху").

Елена Николаевна Егорова   01.04.2014 14:42   Заявить о нарушении
Вы все-таки склонны считать, что они это вместе сотворили?

Александр Алистейн   01.04.2014 14:59   Заявить о нарушении
Ну да, ведь ни у одного нет до конца похожих параметров, особенно по ритмике, а "смесь" получается весьма похожей на параметры "Гавриилиады".

Елена Николаевна Егорова   01.04.2014 23:06   Заявить о нарушении
И ещё думаю, что Пушкин на досуге в Кишинёве, сидя под арестом и Инзова, как раз и причёсывал коллективное сочинение, чтобы было менее корявым и тяжеловесным. Если Вяземский в основном писал поначалу, так у него основа ритма весьма прихрамывала (только 8 процентов строк со всеми 5 ударениями - это колченогий ритм). Пушкин дело поправил и вышло терпимо - 16% всё-таки. А у Пушкина со всеми ударениями в 4-стопном ямбе и хорее тоже около 23-26% строк, на редкость стабильно. Переписал и Вяземскому передал с кем-то (не с почтой, конечно). Как дело о Гавриилиде открыли, так П.А. забеспокоился, написал в имение, чтоб нашли и уничтожили список. А до того, в начале 1820-х, поди читал знакомым на потеху и переписывать давал. Светские мужики вообще-то в большинстве развратники были.

Елена Николаевна Егорова   01.04.2014 23:20   Заявить о нарушении
Александр, я подумала, что для полноты исследования инвариантов в отношении "Конька-Горбунка" хорошо бы посчитать авторские инварианты и моих сказок, лучше уж всех скопом, так слов больше и надёжнее. Да и интересно, что получится. Всё таки это стилизация под пушкинское время,хотя и естественная. По ритмике разница заметная, а вот что по инвариантам? Вот ссылки:
http://proza.ru/2012/01/18/1798
http://proza.ru/2012/01/18/1791
http://proza.ru/2012/01/31/808
Это, конечно, не срочно.
Заранее благодарна

Елена Николаевна Егорова   14.04.2014 22:28   Заявить о нарушении
Уважаемая Елена Николаевна!
Задержался с ответом по причине опубликования 5-ой части «Козленка», потому как ее тема связана с вашим вопросом. Решил еще подсчитать параметры и других произведений А.С. Пушкина. По-видимому, наблюдается интересный эффект, напоминающий в математике отличие поведения скалярных величин и векторных. Т.е. сложение последних происходит по иным законам. Подобное про-исходит и в формировании факторов, в частности у Пушкина. У него соотношение Ф(И,В,НЕ) значи-тельно меняется в зависимости от темы повествования. Решил в этом разобраться. К примеру, его очень скупой и сдержанный стиль произведения в целом иногда резко меняется – возрастает Ф(И), который я считаю фактором пафоса и Ф(НЕ) - фактор отрицания, являющийся по сути его противоположностью. Но иногда Ф(И), наоборот резко падает, практически до нуля, и это мне показалось странным. Получается в крупном произведении Ф(И,НЕ) плавают по угадываемым законам. Скажем в «Евгении Онегине» в отрывке «Зима! Крестьянин, торжествуя….» союзов «И» вообще нет, нет и «НЕ». Лишь в конце строфы А.С. будто проявляет некоторое внимание к мальчику «…ему И больно И смешно», а то бы вообще обошлось без «И». Повествование в этом случае выглядит каким-то холодным и безучастным, словно взгляд бесконечно проницательного и неземного мудреца….
Что касается вашего вопроса, то решил подсчитать параметры упомянутых произведений совместно с отрывком Ершова (КГ 1), примерно равного по объему. Хотелось посмотреть: меняются ли факторы по сравнению со всей сказкой. Оказалось, нет! Не меняются. Почти те же самые. Т.е. у Ершова подобной динамики не наблюдается, в отличие от Пушкина. И это, скорее всего, еще одно подтверждение непричастности Пушкина к написанию «Конька Горбунка». Ваши произведения подсчитал и со-вместно (ЕЕ О), и в отдельности (Е 1,2,3) – для полноты картины.

№\ Ф И; В; НА; С; НЕ; А; ЗА; К; КАК; ЧТО; НО; АИ*; N cлов

КГ 1 3,5; 2,6; 1,5; 1,1; 2,0; 0,7; 0,6; 0,8; 0,6; 1,0; 0,4; 13,8; 6491.

ЕЕ 0 4,2; 3,1; 1,9; 1,4; 2,1; 0,9; 0,5; 0,6; 0,8; 0,6; 0,3; 15,5 9177.

ЕЕ 1 4,7; 2,7; 1,1; 1,0; 2,9; 0,7; 0,5; 0,5; 0,9; 0,2; 0,5; 14,9; 1109.

ЕЕ 2 4,0; 3,1; 2,1; 1,3; 2,1; 1,1; 0,5; 0,6; 0,8; 0,6; 0,3; 15,2; 6248.

ЕЕ 3 4,5; 3,5; 1,7; 1,8; 2,0; 0,4; 0,4; 0,7; 0,8; 0,4; 0,4; 15,5; 1820.

Попытаюсь высказать свое мнение. И делаю это, специально для чистоты эксперимента, не прочитав ваши произведения (ПП), – чтобы личное впечатление не влияло на формальную оценку, основанную сугубо на цифровых данных.
Первое. По факторам ваши ПП более походят на Пушкина, причем более раннего или «восторженного» - Повышены Ф(И,НЕ). Возможно, вы настолько знаете и любите поэта, что невольно руково-дствуетесь его стилистикой.
Второе. Скорее всего, вам и по нраву больше именно ранний поэт, а поздние «холодные» рифмы вас трогают гораздо меньше. И это исподволь отображается в ПП.
Третье. Наблюдается и некоторая близость с Ершовым по Ф(А,ЗА,К), хотя это может быть и ваша индивидуальность. Потому, как здесь есть отличие и с Пушкиным и с Ершовым.
Четвертое. Проявляется ваша несомненная индивидуальность по Ф(КАК) – отличие от обоих авторов. Я думаю, что таким образом проявляется ваше математическое образование. Вы невольно сравниваете и оцениваете, в отличие от весьма расплывчатого сугубо «гуманитарного» подхода. Вполне возможно, и Ф(КАК) следует характеризовать как фактор рационализма и логики.
Пятое. Проявляется еще одна ваша черта – вы «недолюбливаете» «ЧТО». Даже допускаю, что в разговорах с людьми это что-канье режет вам слух, а в работах стремитесь от него избавиться или со-кратить до минимума. Ершов наоборот, что-кает много, а А.С., по-видимому, просто не обращает на это внимание.
Вот такие неожиданные мысли мне пришли в голову, и я их вам открыто высказываю. Впрочем, возможно, это не вполне соответствует вашему «факторному» портрету и вы найдете совсем другое объяснение получившимся значениям.
С уважением.

Александр Алистейн   16.04.2014 10:26   Заявить о нарушении
Да, Александр, Вы во многом правы. Моё ухо больше настроено на молодого Пушкина, хотя разум скорее на зрелого поэта. За А, За, К я в общем не слежу, а "что" в самом деле недолюбливаю. Сравнения люблю, но пользуюсь не только "как", но "словно", "будто", а часто обхожусь и без служебных слов.
Помимо служебных слов мне приходится следить, чтобы в окончательных не употреблялись чаше необходимого слова типа "больше, меньше, большой, маленький, небольшой, немаленький, мало, много, немало, немного и т.п. Эти слова не дложны пестреть в художественных произведениях, особенно в стихах.
5-го "Козлёнка" почитаю обязательно.

Елена Николаевна Егорова   16.04.2014 22:32   Заявить о нарушении
Елена Николаевна!
Я строил свои предположения лишь на 10-ти факторах. Возможно, если бы посчитать все 55 служебных слов, то это, по идее, должно было проявиться. Но, сами понимаете, с таким числом данных возиться почти вручную, дело неблагодарное. Вот бы создать программу автоматической обработки любого текста, составления таблицы значений и ее графическое отображение, - это был бы прорыв. Но, видимо, это фантазия неизбывная. Увы. Но и так, согласитесь, кое-что удается заметить.
И наберусь нахальства, спрошу: ничего про Аркадия Вяземского из Торжка не стало известно?
С уважением.

Александр Алистейн   16.04.2014 22:50   Заявить о нарушении
Пока руки так и не дошли узнать про этого Вяземского.

Елена Николаевна Егорова   17.04.2014 01:09   Заявить о нарушении