Куда идем мы с малышом?

(СТАТЬЯ ДЛЯ ЖУРНАЛА ПО ПСИХОЛОГИИ)

Недавно я побывала в Санкт-Петербурге. Это – фантастический город! Люблю его очень. Стараюсь наведываться как можно чаще, но считаю поездку не состоявшейся, если не загляну в Эрмитаж с его сказочной атмосферой. Уже знаю там все лестницы и переходы, имею любимые маршруты по анфиладам, но всегда нахожу для себя что-нибудь новое, неизведанное. Не мудрено, в самом крупном музее страны собрано более трех миллионов экспонатов. И хотя реально выставляется для обзора примерно десятая часть, все равно это невообразимо много. В любой момент может неожиданно предстать передо мной какая-то картина, на которую я раньше не обращала внимания. Или скульптура, много раз виденная, открывается в новом ракурсе. А то вдруг поражает воображение деталь декора, казалось бы, хорошо знакомого зала.
В этот раз меня потряс не сам музей, а его посетители. Еще на улице, в небольшой очереди перед входом заметила я женщину с коляской, в которой лежал малыш, прикрытый одеялом. Он мирно посапывал, причмокивая соску. Навскидку я дала ему месяцев пять или шесть.
– Неужели они собираются в Эрмитаж?! – обратилась я шепотом к приятельнице, которая составляла мне компанию в прогулках по городу.
Та посмотрела удивленно по направлению моей руки и также шепотом ответила:
– Похоже на то.
– Зачем?
– Может быть, мамочка соскучилась по культуре, а ребеночка не с кем оставить? – предположила приятельница. – А может психологи теперь советуют с самого рождения с детками и книжки читать, и по выставкам ходить?
– Не удивлюсь, если это действительно так, – закрыла тему я.
Но вот до сих пор вспоминаю, как проплывала между мной и Рембрандтом нежно-голубая коляска, словно ангельский фаэтон. Как провожали ее широко раскрытыми глазами мраморные греческие боги, как повернулась в ее сторону мумия египетского жреца с изумленным выражением на лице. Я, наверное, смотрела также.
Еще лет двадцать назад педиатры не рекомендовали родителям водить детей в многолюдные места до двухлетнего возраста. Не советовали даже в гости брать с собой, если это не ближайшие родственники. К трем-четырем годам допускали поездки на курорт, первые походы в цирк и зоопарк. Лет с пяти-шести – доступные пониманию ребенка театры и музеи. А что теперь?
В нынешние продвинутые времена часто можно услышать мнение психологов о том, что ребенок с первых дней жизни может повсюду сопровождать родителей. Многие считают это полезным для развития малыша. Говорят, что в этом случае он вырастет более общительным, раскрепощенным, будет обладать разносторонними интересами, сохраняя яркую индивидуальность. Не стану спорить с мнением психологов, не являясь сама специалистом в этой области. Лишь порассуждаю на затронувшую меня тему как дважды мама и, по совместительству, работник культуры.
На стыке веков открылась перед нами масса недоступных прежде возможностей. Я имею в виду не столько коммуникацию и легкость перемещения по земному шару, сколько обустройство быта и современные товары для детей, высвобождающие силы и время родителей, для их личной жизни и для общения с теми же самыми детьми. Это легкие удобные комбинезоны, переносные люльки, рюкзаки «Кенгуру» и тому подобное. Трудно, наверное, представить современным мамочкам, что еще двадцать лет назад никаких памперсов в нашей стране не продавалось. Подгузники шились из марли, кипятились и гладились. А еще сорок лет назад даже стиральных машин не было. А о посудомоечных и не мечтали. Ужас, правда?! Особо не покатаешься, когда все дома надо делать своими ручками. Приготовление молочной смеси было связано не только с разведением порошка кипятком, но и варкой на плите. Если направлялись в гости к бабушке, то готовили бутылочку заранее и упаковывали в специальный термос. Нынче жизнь намного проще, согласитесь. И есть в этом огромный плюс. Весь мир открыт даже для крошечных его граждан.
Многие современные общественные заведения оборудуются так, чтобы семьи с маленькими детьми чувствовали себя комфортно. В каждом уважающем себя ресторане сейчас найдется пеленальный столик, стульчик для детей от года или даже уголок для игр с пластмассовой горкой, раскрасками и конструкторами. Детям постарше заботливые менеджеры предложат видеоплееры. В отелях и гостиницах вам всегда поставят детскую кроватку в номер. Счастливы взрослые, сочетающие свою повседневную жизнь и досуг с воспитанием чада. Счастливы дети, растущие в присутствии родителей. Им ведь, по большому счету, ни рестораны, ни отели не нужны. Им бы маму и папу видеть рядом и чувствовать их заботу и внимание. И все равно где.
И даже в Эрмитаже?.. О, нет. В этом вопросе я – категорически против. Музеи, театры, развлекательные мероприятия должны посещаться детьми тогда, когда их разум будет готов к этому. Не стоит перегружать ребенка раньше времени. Он может что-то неправильно понять или даже испытать шок. Если вы думаете о том, что ранее развитие – это благо, то знайте, что оно часто влечет за собой либо гиперактивность, либо аутентизм. И то, и другое впоследствии усложняют отношения человека с социумом. Так что, не стоит опережать природу. Это одна сторона вопроса.
Другая заключается в том, что присутствие малыша в месте, которое на маленьких детей не рассчитано, может не доставить удовольствия другим посетителям. «Как?!» – могут воскликнуть некоторые. – «Детей надо любить!» Поверьте, я люблю детей. Но если направляюсь в Эрмитаж, рассчитываю насладиться искусством, а не отвлекаться на плач из коляски. Я, кстати, и слышать его спокойно не могу, сердце сразу сжимается, и тут уже не до красот. А если вывожу свою десятилетнюю дочь на балет, например, на «Щелкунчик», мне не нравится, что вместо сцены мое чадо смотрит на прыгающую в проходе кроху, которой надоело действие через пять минут после первых аккордов. И если я сама, как гид веду экскурсию, то сбиваюсь с темы, когда у меня за спиной начинает орать младенец, родителям которого приспичило совершить путешествие в составе группы. Я также сочувствую тем туристам, которые волею судьбы оказались в салоне автобуса рядом с ними.
Кто-то может со мной не согласиться. Иные займут нейтральную позицию, сказав, что к вопросу надо подходить индивидуально. Дети разные, ситуации разные. Может быть. Но я прекрасно помню, как мы с мужем повели одну из наших дочерей в цирк, когда ей исполнилось два года. Она с интересом посмотрела на тявкающих бойких пуделей, проследила глазами за взлетающими под купол неба гимнастами, зажмурилась от яркого луча софита, упавшего ей на лицо, и испугалась, когда неожиданно свет погас, и забили барабаны. Сползла с кресла к моим ногам и просидела там все первое отделение, перебирая содержимое моей сумочки. В антракте мы ушли. Ровно через год мы повторили попытку и испытали восторг. Из чего я делаю вывод: все хорошо в свое время!


Рецензии