Чучело крокодила над камином

Когда я собрался делать ремонт в своей квартире, друзья настоятельно посоветовали мне пригласить дизайнера.
– Сейчас модно оформлять дом в одном стиле, – убеждали меня они. – Но выдержать определенный стиль от входной двери до балконных перил может только профессионал. Здесь мало иметь художественный вкус, надо еще быть знакомым с разными материалами и декоративными приемами. Разве ты можешь похвастаться такими знаниями?
Я отрицательно помотал головой. Работая в банке, я хорошо разбирался в финансах, но никакого понятия не имел о стилях и материалах, которыми эти самые стили создавались. При этом, конечно, мечтал, чтобы родное жилище ласкало глаз, и мне всегда было приятно в него возвращаться.
Выбор подходящего дизайнера оказался делом непростым. Предложений море, квартира одна, ошибиться не хотелось. Я перелистал сотню журналов с интерьерами, посмотрел запись десятка передач про квартирный вопрос и дачный ответ, внимательно изучил множество портфолио практикующих оформителей. Одни меня напугали своей оригинальностью, другие удручили баснословными ценами на их услуги. Золотой серединой показалась мне работа некой Алфисы Изукайте. Уже само сочетание татарского имени и прибалтийской фамилии указывало на некий компромисс. Судя по фотографии, мелькавшей на страницах интернета, Алфиса была молода и симпатична. Да и персональный сайт ее был оформлен со вкусом. Я почувствовал, что готов с ней познакомиться и доверить ей свое самое интимное место – личную жилплощадь.
Сначала я пытался звонить ей по телефону. Безрезультатно. Затем написал письмо на электронный адрес. Безответно. Я даже начал сомневаться в правильности выбора профессии для себя. Лично мне приходилось каждый день доказывать начальству свою полезность, и речи быть не могло о том, чтобы не перезвонить клиенту или оставить его письмо без ответа. А дизайнер позволяла себе хранить гордое молчание. Неужели у нее было столько заказов, что незнакомых людей, постучавшихся без протеже, она попросту игнорировала? Видимо, ей и без меня хорошо жилось, и я вновь начал искать и выбирать, к кому бы обратиться. Но не успел определиться со следующей достойной кандидатурой, как неожиданно получил ответное письмо от Алфисы.
«Привет! – панибратски, что само по себе было удивительно, обратилась ко мне она. – Представляешь, есть на свете еще такие места, где нет ни спутниковой связи, ни интернета. Центр Африки. Озеро Ньяса. Там, в деревушке Чипирукака я провела две недели. Знакомилась с искусством местных племен. Совсем скоро буду в Москве, переполненная энергией и новыми идеями. Жди».
Ну, разве что не обняла и не поцеловала… Что за манеры у творческих личностей?! Никаких понятий о нормах поведения, о том, что к незнакомым людям неприлично обращаться на «ты».
Мое раздражение росло прямо пропорционально любопытству. И вот, наконец, настал день, когда Алфиса не только вернулась в Москву, но даже приехала ко мне домой.
– Как дела?! – задорно воскликнула она от входной двери.
Я растерялся, не зная, что ответить. Соврать, что все «О-кей!» на американский манер или пуститься в жалобы чисто по-русски? Пока я раздумывал, она смело двинулась в обход моих владений с фотоаппаратом наперевес.
– Коридор узковат, – решительно прокомментировала она. – Но мы его зрительно расширим патиновыми зеркальными вставками, перемежающимися с ротанговыми панно. Вешалку спрячем в кладовку, чтобы не съедала пространство. Кладовка, надеюсь, имеется?
Я представил, как тащусь каждый раз с курткой через весь коридор и гостиную до кладовки, которую умелый архитектор разместил именно там, в самом дальнем конце квартиры. Интересно, а ботинки я тоже должен буду туда относить, или им все-таки найдется место у входной двери?
– Вместо обеденного стола, – продолжала Алфиса, стремительно перебравшись в кухню, – поставим барную стойку с толстой деревянной столешницей. Особого колорита добавят высокие плетеные стулья, грубая глиняная посуда и плафон в виде гнезда диких ос. Стены затянем рогожкой, украсим неровными кусками керамики с имитацией наскальной живописи. – Алфиса взмахнула рукой в направлении одной из стен, словно художник, описывающий внушительное панно. В ее деловом тоне промелькнули фантазийные ноты. – Я вижу здесь африканские мотивы: очертания разных буйволов, антилоп и всяких там охотников с копьями. Летучие мыши по углам…
У меня перед глазами проплыло видение, как я сижу в окружении всего перечисленного под осиным гнездом, словно в глухой пещере, с огромным куском полупрожаренного мяса в руках. Бррр!
– А вот на эти стены хорошо лягут ковры из пальмового волокна, окно органично прикроет бамбуковая занавеска, – вывела меня из транса Алфиса призывным криком из спальни.
Я даже не успел заметить, как она туда переместилась, не умолкая ни на секунду.
– Диван надо заменить массивной кроватью с резными спинками из абаша и балдахином наподобие москитной сетки. По всем углам поставим пальмы разных сортов. – Алфиса на секунду задумалась и просияла: – Да! Определенно, здесь хорошо будет смотреться буйная зелень, а также фигурки жирафов и горилл, выглядывающих из-под перистых листьев. И непременно фонтанчик. Все вместе будет способствовать быстрому засыпанию и бодрости по утрам.
Я хотел было возразить, что звуки журчащей воды способствуют не только сну, но и частому хождению в туалет, а морда гориллы спросонья скорее напугает, чем придаст бодрости, но не успел. Алфиса стрекозой метнулась в гостиную.
– Эта комната создана для небрежно беленых стен и встроенного в них камина. В центре должно быть много марокканских пуфов и тотемных масок из эбенового дерева. Вместо традиционного серванта сундук, обитый железом, и деревянная открытая этажерка с массивными подсвечниками. – Она еще долго перечисляла типичные колониальные детали и их расположение, пока не поставила эффектную точку: – Над камином превосходно повиснет чучело крокодила!
– Кого?! – не удержался я.
– Крокодила, – словно глухому, по слогам повторила Алфиса.
– Нет-нет-нет, – активно запротестовал я. – Не согласен.
– Ну, если тебе не нравится крокодил, можно конечно ограничиться головой зебры или оленьими рогами, – протянула Алфиса. – Но я считаю, что крокодил актуальнее.
– А я так не считаю. И не только крокодил мне не нравится. Мне не нравится абсолютно всё.
Алфиса чуть не выронила фотоаппарат.
– Это же последний писк моды. Неужели тебе ближе барокко и ренессанс, финтифлюшки и рюшечки?!
– Тоже не мой вариант.
– Смальта и лазурь? – выдвинула предположение Алфиса. – Или античная четкость линий?
– Нет, – продолжал упорствовать я.
После еще нескольких неудачных попыток угадать, Алфиса беспомощно развела руками:
– Не понимаю.
– Я тебя не тороплю, – успокоил ее я. – Планировку ты изучила, все углы сфотографировала. Можешь теперь спокойно чертить, рисовать и создавать проекты, насколько хватит фантазии. Мы их потом обсудим.
Таким образом, я попытался культурно избавиться от бесцеремонного чудо-специалиста. Даже был готов заплатить, чтобы она и думать забыла обо мне. Но дизайнер попалась упорная. То ли профессиональная гордость двигала ею, то ли все-таки нехватка клиентов наблюдалась, но она не собиралась сдаваться. Через неделю явилась ко мне с ноутбуком и спрятанными в нем реалистичными картинками. Я был поражен тому, как могло кардинально измениться стандартное городское жилище. Алфиса продемонстрировала мне три варианта.
В первом были использованы индейские мотивы с перьями орланов, бутылочными тыквами, коврами и пледами из шерсти гуанако. По стенам и потолку протягивались затейливые желтые узоры, которые, по мнению Алфисы, ассоциировались с золотом ацтеков. Охранять это золото был призван крокодил, чучело которого висело под потолком, рядом с люстрой, похожей на пирогу. Складывалось впечатление, что потолок, который, кстати, был выкрашен в голубой цвет, – это поверхность реки, и соответственно, все, что внизу, лежит и колышится на дне. Забавно!
Второй вариант был основан на японских традициях. В глаза бросалось обилие бумажных ширм и иероглифов. Стены украшали изображения Фудзиямы с разных ракурсов и в разных техниках исполнения. Естественно, что на кухне не предполагалось ничего, кроме приборов для приготовления суши и употребления роллов под саке. А еще на столе должен был разместиться примечательный набор ножей для разделки рыбы. А может и для разделки крокодилов, потому что знакомое чучело сидело по соседству на подоконнике, грелось в лучах редкого северного солнца. Смешно!
Последний проект, который Алфиса развернула передо мной, напомнил Индию, какой я ее видел по каналу Дискавери. Лоскутные подушки и покрывала, множество лампад для ароматических масел и фигурки Шивы по задумке Алфисы должны были наполнять всю квартиру. При этом каждая комната обыгрывалась в своей цветовой гамме. Гостиная предполагалась лилово-голубой, как лепестки широко распространенного в Индии шафрана. Спальня – беломраморный миниатюрный Тадж-Махал. Кухня – охристая, под цвет популярных индийских приправ карри и куркумы. Ванная – розовая, в честь легендарного лотоса, произрастающего в воде. Где вода, там и крокодил. Зубастое чучело выглядывало из-под ванны. Ужас!
Каждый проект был замечателен сам по себе, если не считать вездесущего крокодила. Наверное, все проекты вместе могли бы принести автору какую-нибудь престижную премию на конкурсе дизайнеров, но ни один из них я не собирался воплощать в своей квартире, о чем и заявил открыто и безапелляционно. Алфиса на мгновение недовольно поджала губы, а затем попросила еще неделю на раздумья. Может, и стоило отпустить ее совсем, но язык не повернулся. Все-таки человек работал, старался угодить и, чего греха таить, проекты меня развлекли покруче приключенческого кино. Я бы и продолжение посмотрел с удовольствием.
Ровно через неделю последовала вторая серия. В этот раз Алфиса пробежалась по древним ближневосточным цивилизациям, не забыв в каждую из них органично вписать крокодила. Я не стал спрашивать, чем он ей так дорог. Вместо этого задумал хитрый эксперимент. Попросил ее накидать что-нибудь более западное, европейское. Вот теперь пусть попробует впихнуть куда-нибудь свое чучело.
Когда мы встретились вновь, Алфиса поразила меня своей изобретательностью. Передо мной открылись праздничное Средиземноморье, суровая Скандинавия и консервативная Англия. При идеально выдержанной стилистике крокодил присутствовал везде. Где-то он представал, как иллюзорный персонаж из сна, а где-то представлял собой трофей, захваченный из африканского сафари и размещенный рядом с другими сувенирами из разных стран.
– Знаешь ли, – высказал свое мнение я. – Тут надо быть или заядлым путешественником, трепетно относящимся к добытым сувенирам, чтобы без бешенства стирать пыль с задуманной тобою кучи диковинок, или много пьющим человеком.
– Почему много пьющим? – опешила Алфиса.
– Потому что на трезвую голову крокодилистое чудище не приснится.
– Я думала, ты современный молодой человек, – рассерженно забубнила Алфиса. – А ты на самом деле… – Она запнулась на полуслове.
– Ну, кто же я, кто? Договаривай, – поторопил я, готовый дать достойный отпор.
– Стандартный обыватель, – уничижительно вымолвила она.
– Фу… – облегченно выдохнул я. – Именно он – стандартный современный обыватель, мечтающий о том, чтобы берлога была уютной и удобной.
– Обои в крапинку и банальные шкафы-купе? – произнесла Алфиса так, будто это было нечто, из ряда вон выходящее.
– Именно! – радостно согласился я.
– Не уверена, что смогу такое выполнить, – замялась Алфиса. – Но, попробовать можно.
С моей подачи и по моему разрешению последовали три месяца полной разрухи и непрерывных споров на повышенных тонах. Почти военных действий. Я настаивал на минимализме и эргономичности. Алфиса настырно пыталась добавить декора. Я требовал гладких и неброских паркетных полов, она ратовала за рельефную мозаику и ковры. Я просил закрытых шкафов, она упорно лепила к ним открытые полки для ваз.
Первая нанятая бригада рабочих быстро устала от противоречивых указаний и попросила расчет. Вторую бригаду уволила сама Алфиса за халатность и небрежность в исполнении ее идей при четком следовании моим требованиям. Третью постигла та же участь, но претензии к ней предъявил я, потому что мое мнение для них ничего не значило. Последняя прибывшая ремонтная команда отличалась изрядной долей пофигизма, и это стало для меня спасением. Рабочие спокойно ждали, пока мы с Алфисой наругаемся всласть, и только убедившись, что мы пришли к консенсусу, брались за дело.
Чаще всего мы с Алфисой вели споры на самой оспариваемой территории, но с учетом моей загруженности в банке иногда нам приходилось встречаться на бегу где-нибудь на улице или в кафе в мой обеденный перерыв. Вопросы ремонта постепенно стали перемежаться с беседами обо всем на свете. Алфиса была девушкой начитанной и много повидавшей. Ее размышления о жизни отличались оригинальностью и глубоким смыслом. Во всех ее историях меня поражали проявляемые ею упорство, доброта, человеколюбие. Я поймал себя на том, что начал наслаждаться ее обществом, любуясь очаровательной короткой стрижкой и пятью маленькими сережками, торчащими из мочки одного уха. Одевалась Алфиса не броско – обтягивающие джинсы и свободные футболки. Ее вид никак не вязался с теми излишествами, которые она упорно пыталась мне навязать.
– Нет, ну подумай, вот, ты сама хотела бы жить в такой квартире?! – стало последним моим аргументом во время очередной нашей встречи.
– Ну, ты сказал… – искренне рассмеялась Алфиса. – Лично для себя я бы вообще все очень просто сделала.
– Сделай, пожалуйста, как для себя, – отчаянно попросил я.
– Не могу, – развела руками Алфиса. – Как для себя, так это жить в доме надо. Быть в нем хозяйкой. Прочувствовать его.
– Решено! – хлопнул в ладоши я. – Предлагаю тебе переехать ко мне и стать полновластной хозяйкой.
– На каком это основании я буду хозяйничать в твоей квартире?
– Основание жены тебя устроит? – произнес я и тут же понял, что именно это уже давно вертелось у меня на языке, но я старательно отгонял от себя такую очевидную мысль.
А ведь подспудно все больше боялся, что ремонт рано или поздно закончится, и Алфиса меня покинет. Может, именно для того, чтобы продлить общение, я и изображал из себя капризного клиента. Но сделав Алфисе предложение, уже был готов согласиться на все, что угодно, кроме одной детали.
– Знаешь что, – добавил я, после того, как Алфиса призналась, что тоже не перестает думать обо мне с первого дня нашего знакомства. – Давай ты забудешь об этом несчастном крокодиле. А то я уже устал от него отбиваться.
– Это чучело – мое наказание, – опечалилась Алфиса. – Я купила его в Африке за большие деньги. Мне непременно надо его кому-нибудь сбыть.
– Следующему клиенту, – лукаво усмехнулся я. – И пусть только попробует отказаться!


Рецензии