Вспомним всех поименно...

«Народом чаша выпита до дна
 За ту войну в четыре долгих года,
 Но всем нам помнится еще одна война,
 Сгубившая часть нашего народа...
 («Память». Василий Докукин. Здесь и далее цитаты из его стихотворений)

Вряд ли в России отыщется семья, в роду которой нет погибших во время Великой Отечественной войны или безвестно сгинувших в жерновах репрессий (политического террора). Оба моих деда Карпов Павел Иванович и Семин Никита Филиппович погибли на фронте. Один под Москвой, другой на Курской дуге. Многочисленные попытки (запросы) узнать хотя бы приблизительные места их упокоения оказались безуспешными.
С 1937 года и до недавнего времени не было никаких сведений и о судьбе моего репрессированного прадеда Самсонова Кузьмы Феоктистовича...

АВГУСТ 1937-го...
«Людей тогда казнили без суда
 По знаку палачей в расстрельных списках,
 И жертвы исчезали без следа.
 Над ними ни крестов, ни обелисков».
Его черно-белый фотопортрет, необыкновенно похожий на иконописный образ Николая Чудотворца, во времена моего детства и юности висел на самом почетном месте. Мама часто рассказывала мне истории о необыкновенной доброте, честности и человеколюбии своего дедушки, называя его великомучеником. Зная о своем предке лишь по рассказам, я, тем не менее, очень любил его, почему-то отождествляя в лице дедушки Кузи все поколения неведомых мне сродников. Его по анонимному доносу арестовали в 1937 году. В чем заключалась причина ареста малограмотного 63-летнего конюха, так и осталось загадкой.
На следующий день после ареста Кузьмы Феоктистовича всей его семье и ближайшим родственникам предписывалось в 24 часа покинуть город Горький, в который многие жители Хвалынского района ранее переехали, спасаясь от голода. О дальнейшей участи моего предка никто не знал в течение долгих 77-ми лет...
Недавно, в который уже раз пытаясь отыскать на мемориальных сайтах хоть какие-нибудь упоминания о своих погибших на войне дедах, я, без особой надежды на положительный результат, «забил» в поисковую систему и персональные данные своего прадеда.
Трудно передать волнение, когда на сайте memo.ru в списке «Жертвы политического террора в СССР» «всплыла» фамилия: Самсонов Кузьма Феоктистович. В течение нескольких минут, потрясенный, я вновь и вновь вчитывался в скупые строчки:
Самсонов Кузьма Феоктистович. Родился в 1874 г., Саратовская обл., Хвалынский р-н, д. Федоровка; русский; конюх ЖКО. Проживал: г. Горький.
Арестован 4 августа 1937 г.
Приговорен: тройка 21 августа 1937 г., обвинение: контр-революционная агитация.
Приговор: Высшая мера наказания. Расстрелян 29 августа 1937 г.
Источник: Книга памяти Нижегородской обл.
Когда я позвонил маме и сообщил о своем «открытии», она рыдала так, будто события 77-летней давности произошли только-то. Весточка из 37-го всколыхнула воспоминания и казалась воскресшей реальностью.
Наверное, зря я тебе про это рассказал! Так расстроил! - посетовал я, успокаивая маму.
Как это зря! Теперь хотя бы будем знать, когда панихиду можно заказать, милостыню подать! - воскликнула мама. - Сколько лет мы ничего не знали о нем! Господи, как ему, наверное, страшно было, когда зачитывали приговор, когда расстреливали. За что?!! Такой кроткий и светлый человек был!
ЭТОТ ДЕНЬ БУДЕТ ПОМИНАЛЬНЫМ
 «И данных нет - безмолвствуют архивы,
Родных могил уже не отыскать.
Друзья мои, пока мы с вами живы,
Успеть бы поименно всех назвать.»
Мистика, но на следующий день после вышеизложенных событий в редакцию (и именно ко мне) пришла жительница нашего города Валентина Степановна РЕМИЗОВА (на фото), которая несколько десятилетий тщетно пыталась узнать о судьбе своего отца Борина Степана Алексеевича, пропавшего без вести в декабре 1942 года.
Из коротеньких справок, ранее присланных из Центрального архива Минобороны РФ и военкомата, следовало, что рядовой С. А. Борин пропал без вести, о чем записано в книге погибших на листе № 5. В частности, из Центрального архива сообщили: «В запрашиваемый период времени существовал 316-й стрелковый полк 18-й стрелковой дивизии, который был сформирован до войны, а в сентябре 1941 года его расформировали. Документов указанного полка за 1941 год, необходимых для наведения справки, на хранении в Центральном архиве не имеется».
Однако Валентина Степановна, не оставляя надежды отыскать сведения о своем отце, продолжала поиски. И удача ей улыбнулась! Откуда и не ждала. Из службы розыска Германского Красного Креста (г. Мюнхен), ей пришло официальное письмо с приложением ксерокопий военных документов, которые немцы заполняли с присущей их нации педантичностью.
Из них следовало, что рядовой 316-го стрелкового полка Степан Борин попал в плен 12.07.1941 г. под городом Коростень (Житомирская область. - Авт.). В дальнейшем он находился в концентрационном лагере «Заксенхаузен» и имел номер военнопленного 6726. Умер в немецком плену 26.01.1942 года. В письме также сообщалось, что Фонд «Бранденбургские мемориалы — памятник и музей Заксенхаузен» сведениями о причине смерти и месте захоронения не располагает. Вероятно, тело было сожжено в крематории концлагеря.
Теперь, мы хотя бы знаем, когда и где умер наш папа, этот день будет поминальным, - почти слово в слово повторила сказанное моей мамой Валентина Степановна. И рассказала о том, как трудно выживала в военные годы их семья, оставшаяся без кормильца и поддержки государства.
Перед войной папа со срочной службы приезжал домой в отпуск. После чего в нашей семье родилась третья сестренка. Она умерла от голода, а мы чудом выжили. Семьям пропавших без вести ни пенсии, ни пособия не полагалось. И то, как и чем мы тогда питались, до сих пор вспоминается с содроганием, - смахнула слезу Валентина Степановна. А свой визит в редакцию она объяснила просьбой помочь ей отправить по электронной почте фотографию отца на 1-й канал, в проект Андрея Малахова «Вспомним всех поименно».
Для тех, кто не в курсе: первый канал предлагает россиянам принять участие в создании базы данных погибших во время Великой Отечественной войны. Для этого необходимо прислать на сайт в электронном виде краткие биографические справки и фотопортреты ваших родных и близких, которые погибли на фронте, в оккупации или в тылу. Таким образом, тележурналисты хотят собрать максимально полные сведения о наших боевых и не боевых потерях во время войны. Запомнить их имена и лица и передать эту память потомкам.
Я обязательно выполню эту просьбу нашей читательницы, и отошлю сведения на сайт 1-го канала. Вместе с тем, появилась идея создать подобный проект на страницах и сайте нашей газеты. Сколько их, наших земляков, погибших (пропавших без вести) в той страшной войне, «о ком безмолвствуют архивы, и чьих могил уже не отыскать»?! 
Уважаемые прозыряне! Давайте выложим на своих страничках фотографии своих отцов и дедов, погибших  на фронтах Великой отечественной войны. Чтобы мы, живущие сегодня, таким образом воскресили их лица и имена! И в преддверии праздника Великой Победы все вместе вспомнили их...


Рецензии
Наша семья участвовала в акции "Бессмертный полк". А сын, порывшись в архивах, издал две книги - "Герои - покрышкинцы о себе и своём командире" и "От Ленинграда до Берлина", воспоминания артиллериста о войне и однополчанах (его деда, моего отца). Праздник Великой Победы - святой! Спасибо, что Вы, молодые, помните об этом.
С уважением,

Галина Марчукова   01.05.2016 14:21     Заявить о нарушении
А я вот ни ра разу не участвовал в акции "Бессмертный полк", хотя очень хочется, но как=то не получалось. Скоро ветеранов-фронтовиков увы, не останется, поэтому такая акция в День Победы будет иметь особое значенте.

Алексей Анатольевич Карпов   02.05.2016 10:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.