Первый полпред губернатора

На днях врио губернатора Владимир Владимиров назначил своего первого из семи полпредов в территориях края, Николая Васильевича Губского. Как рассказал новый назначенец на брифинге с журналистами в краевом правительстве, он родом из посёлка им.Шаумяна Георгиевского района, 1954 года рождения. Аграрий по профессии, всю жизнь занимался сельским хозяйством. Трудился и в Минэкономразвития региона. До назначения на должность полпреда губернатора с 2003 года был начальником отдела по обеспечению деятельности комитета по аграрным вопросам, продовольствию, земельным отношениям и землеустройству Думы СК. Иными словами, институт полпредов губернатора в крае начал действовать. Сам закон, устанавливающий на Ставрополье институт полномочных представителей губернатора, был принят региональным парламентом в декабре минувшего года по инициативе врио губернатора Владимира Владимирова. Подробности предстоящей деятельности полпред Н.Губский озвучил на пресс-конференции.

- Николай Васильевич, за какую территорию Вы будете отвечать?
- Как следует из закона о полпредах,  представители губернатора должны обеспечить эффективный диалог краевых управленческих структур с населением, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами для мониторинга ситуации и принятия оперативных управленческих решений по ключевым вопросам социально-экономического развития. Для обеспечения реализации закона разработана схема территориального деления. Вся территория края поделена на 7 относительно равных по площади и численности проживающего населения. Центрами «зон представительства» определены села Левокумское, Донское, Александровское, города Невинномысск, Георгиевск, Ессентуки, Минеральные Воды. Во время разговора с врио губернатора, мне поручены северо-западные районы с центром в селе Донском.
-  Можно ли считать создание этого института полпредов как проявление недоверия к местной власти?
-  Нет, конечно. В.Владимиров в разговоре со мной четко обозначил, что входит в компетенцию полпреда и чего он от нас ждет. Это одновременно и сложно и емко. Полпред – это проводник политики  губернатора, связующее звено не только с главами администраций районов, муниципалитетов, но и поселений. Еще в бытность начальника комитета по аграрным вопросам,  я понимал, что надо подобный институт вводить. Представитель губернатора напомнил журналистам, что в прошлом десятилетии Ставрополье стало «пилотным» в России регионом для реализации 131-го Федерального закона, которым была создана система местного самоуправления в ее современном виде. Работая на ответственных должностях в аппарате краевой Думы, Николай Губский оказывал содействие реализации муниципальной реформы. «Институт представителей губернатора следовало бы создать еще в то время, когда 131-й Закон только внедрялся в стране. Тогда удалось бы избежать многих кризисных ситуаций, в том числе на Ставрополье», – высказал он свое экспертное мнение. В качестве примера Николай Губский привел события в Михайловске, Шпаковском районе, ряде других территорий.
В свое время Ставрополье стало первопроходцем в создании системы местного самоуправления. Тогда-то и следовало подумать о полпредах. В этом случае не было бы разбалансированности в управлении, которая время от времени все же дает о себе знать. В частности, в Шпаковском районе мы наблюдаем быструю и неэффективную для дела смену руководителей администрации. Если бы институт полпредства начал действовать раньше, многих кадровых ошибок можно было бы избежать. Своей первостепенной обязанностью он, в частности, считает работу по поиску талантливых управленцев. Хочу подчеркнуть, что полпред – это не очередной контролер или надсмотрщик над главами администраций всех уровней, а прежде всего помощник. Зачастую, что греха таить, они не могут напрямую выходить на губернатора и получить разъяснения, как действовать на то лили иное распоряжение или закон, как к нему подступиться и реализовывать. Задача полпредов в том числе, донести до губернатора проблемы системного, а не частного характера, поскольку для решения частных вопросов есть соответствующие институты. Конечно, министры и их заместители докладывают губернатору о ситуациях в экономике, однако, надо учитывать, что каждый хочет, чтобы их хвалили, нам же, полпредам, придется больше говорить о проблемах. Если смотреть Положение о полпредах, то нам дана законодательная инициатива – то есть мы можем вносить предложения в изменение как краевых, так и федеральных законов. Имея право законодательной инициативы, мы получаем эффективный инструмент. При это, надо не забывать, что некоторые вопросы надо решать на уровне федерации, некоторые уже обсуждались в краевой Думе. Первоочередная задача – навести порядок с землепользованием. Надо танцевать от печки, как говорится. Мне очень понравилось, что губернатор начинает именно с наведения порядка на земле – это и аренда, и строительство, и налоги, и животноводство, и выпасы, и т.д. Это поможет  и в решении социальных вопросов, и снизит межэтнические конфликты на бытовой почве, как это было в селе Октябрьское Грачевского района. Врио увидел, что эти проблемы надо решать системно. Важно всех поставить в правовое поле, закон должен быть один для всех, надо начинать этот процесс.
- Сколько у Вас будет помощников в штате и будете ли Вы проводить мониторинг в своей зоне ?
- Пока точного ответа по количеству помощников - не знаю, уверен, что бюрократию лишнюю никто разводить не будет. Полпред – не очередной начальник.  Как я уже сказал – он не будет ничем руководить, а будет только мониторить, оценивать ситуацию. В его обязанности входит прежде всего быть связующим звеном между местной властью и губернатором, населением и губернатором. По частной жалобе есть свои институты. Но в частной жалобе надо увидеть системную проблему, такую, как к примеру неправомерность судебной системы… В этом и состоят функции полпреда. Что касается мониторинга, то он, безусловно, входит в мой рабочий план. Прежде всего, необходимо  провести детальный мониторинг социально-экономического положения доверенных мне территорий. Без анализа экономического состояния я буду слеп и нем. Кстати, для этого большой аппарат не нужен.
- Какие проблемы в Вашей «зоне ответственности», за что надо браться в первую очередь?
- Еще работая в аграрном комитете при краевой Думе, приходило много жалоб, так что я знаком с проблемами территории, они все начинаются с нерешенных земельных вопросов. С одной стороны, это хорошо, когда есть много желающих работать на земле, брать в аренду, выкупать участки, строить – для этого в селе есть и рабочая сила. Но если смотреть в ситуацию с близкого рассмтояния, то можно увидеть, что молодежь не остается в селе. После вуза ребята не возвращаются. И связано это во многом и с тем, что на селе закрылись почти повсеместно киноустановки, уменьшилось количество библиотек, фельдшерско-акушерских пунктов, школ, детских садов... кто же будет возвращаться в глухое село? Вот это все – проблемы социального обустройства - важно решать как можно скорее. Врио губернатора после посещения востока края увидел это. Нам надо не потерять крестьянина, ибо тогда на земле работать будет некому. Так это и случилось в Московской и Липецкой областях, где 141 млн. гектаров земли не возделываются, зарастают чертополохом и полынью. Там практически деревень не стало – вся молодежь уехала в мегаполис. В Нечерноземье очень тяжелое положение. В связи с этим решение врио губернатора В. Владимирова о наведении порядка в землепользовании и предлагаемые им меры поддержки социальной составляющей территорий весьма своевременными. В этом помогут и целевые программы, к которым должны подключиться муниципальные органы. И надо, конечно же, решать кадровые вопросы, продвигать молодых и талантливых людей.
- Вы сказали, что давно и хорошо знаете глав администраций на вверенной Вам территории, а как они отнеслись к институту полпредов и как Вы считаете, будут ли они поддерживать Ваши действия?
- Действительно, глав муниципалитетов за годы работы в крае успел хорошо узнать лично. Я надеюсь, что мы хорошо сработаемся, но легкой работы не будет с главами. Но на самом деле я пока не обговаривал с ними этот вопрос.  Меня назначили так неожиданно, что даже с родственниками своими еще не говорил об этом. Я очень надеюсь, что с главами администраций мы найдем общие подходы, а это значит, легче будет вникнуть в проблемы сельских территорий, способствовать их решению.


Рецензии