Танаис, Танаис, иде же ты был? -4

Продолжаем исследование.
Геродот жил в 5-ом веке до нашей эры,  Полибий — во 2-ом веке до нашей эры. Их произведения дошли до нас почти целиком, во всяком случае, не в виде отдельных цитат последующих авторов (живших иной раз лет этак через пятьсот, а то и тысячу,  после упомянутых Геродота и Полибия). И все равно будут возражения, что сообщения всего лишь двух авторов — это не аргумент, пусть эти авторы — Геродот и Полибий. 
Есть ли еще сообщения других авторов, живших между Геродотом и Полибием, о реке Танаис и чьи произведения дошли до нас в полном виде? К сожалению, приходится констатировать, что таких авторов мало, слишком мало произведений этого времени дошло до нас. И прежде всего это Аристотель, известнейший ученый античности.
Давайте ознакомимся сначала с мнением Л.А. Ельницкого, известного историка советского времени, о вкладе Аристотеля в географическую науку. В своей книге «Знания древних о северных странах» (Москва, Гос. Издательство географической литературы, 1961) Ельницкий пишет:
«Несмотря на то, что Аристотель был убежден в шарообразности Земли и во вращении вокруг нее небесной сферы и светил, он все же не считает потерявшим значение учение древних ионийцев о северных горах, скрывающих на ночное время Солнце. Доказывая, что горы вообще являются местами концентрации влаги, он устанавливает, подобно древним ионийцам, происхождение рек из высоких гор. При этом Аристотель указывает, что величайшие и длиннейшие в мире реки вытекают из северных гор, которые, в свою очередь, являются высочайщими горами. Если Геродот, отрицая существование Рипейских гор, не мог все же, как мы видели, обойтись без них в своем изложении и упоминал о них, не называя по имени, то Аристотель прямо повторяет древнеионийскую версию о Рипеях на дальнем севере, выше дальних пределов Скифии, с которых берут начало многочисленные и боьшие реки, кроме Истра, истоки которого он знает в другом месте. И лишь сообщения ионийцев о высоте этих гор Аристотель склонен считать баснословными. 
 В подтверждение подобных, с глубокой древности известных, но оспаривавшихся в греческой литературе, вещей Аристотель приводит новинку: указание на открытые Александром Македонским в Азии высочайшие горы, именуемые им Парнасом, с которых так же текут великие азиатские реки, в частности Бактр, Хоасп и Араке (т.е. разумея, очевидно, под последним, вслед за Геродотом и более древними авторами, Окс). С этих же гор Аристотель готов вывести и Танаис, как это делали многие другие географы поры Александра Македонского. Отдавая дань модной в эпоху эллинизма теории бифуркации рек, он заставляет Танаис в качестве рукава Аракса (Окса), текущего в Каспийское море, впадать в Меотиду.»
Что ж, открываем «Метеорологику» Аристотеля и находим, что он говорит о Танаисе (книга 1,     глава 13, перевод Н.В. Брагинской):
«Итак, самые большие реки, как мы сказали, стекают, видимо, с самых высоких гор. Это становится очевидным, если посмотреть описания [или карты] Земли. Эти [карты] составлялись по чужим рассказам, если их составителям не довелось повидать [те или иные края] своими глазами. Итак, мы видим, что в Азии с горы под названием Парнас стекает больше всего рек и самые крупные, а это, по общему мнению, самая высокая гора [в стороне] зимнего восхода. Если перевалить [эту гору], видно внешнее море, чьи пределы неведомы жителям нашей части земли. Так вот, с этой горы стекают среди прочих реки Бактр, Хоасп и Араке, а как часть этой [последней] отделяется Танаис, [впадающий] в Меотийское озеро. И Инд — самая большая из рек — стекает оттуда. С Кавказа среди множества других рек, чрезвычайно многочисленных и полноводных, стекает также Фасис. Кавказ и по протяженности, и по высоте — самый большой горный хребет [в стороне] летнего восхода. Доказательством его высоты служит следующее: его видно и с так называемых Глубин, и с судна на [Меотийском] озере, а кроме того, третью часть ночи его вершины освещены солнцем, как перед рассветом, так и вновь после заката. Его протяженность [доказывается] множеством поселений, где живет много племен и где, говорят, есть большие озера, <и все же, говорят, все эти поселения, вплоть до самой высокой вершины, хорошо видны).
С Пирены (это хребет в стране кельтов, [в стороне] раноденственного захода) стекают и Истр, и Тартесс. Последний [впадает в море] за Столпами, а Истр, пересекая всю Европу, [впадает] в Евксинский Понт. Большинство других рек течет на север с Аркинийских гор; в этих краях это самые большие горы по высоте и протяженности. Уже под самой Медведицей, за крайней Скифией, [находятся] так называемые Рипейские горы. Баснословны рассказы об их небывалой величине, однако, как говорят, оттуда стекает больше всего рек, и после Истра самые крупные.»   
И в книге 1, глава 14:
«Итак, раз время бесконечно, а Вселенная вечна, то, очевидно, ни Танаис, ни Нил не текли всегда, но в давние времена места, откуда они вытекают, были сухи. Ведь действию рек положен предел, а время его не имеет. То же самое можно сказать и о других реках. Но если реки в самом деле возникают и исчезают, а одни и те же местности не остаются влажными постоянно, то в соответствии с этим должно меняться и море. И поскольку море всегда в одном месте отступает, а в другом наступает, ясно, что и на всей Земле море и суша не остаются сами собою, но со временем одно превращается в другое.»
Больше Танаис Аристотелем не упоминается.
А это очень интересно: «Итак, мы видим, что в Азии с горы под названием Парнас стекает больше всего рек и самые крупные, а это, по общему мнению, самая высокая гора [в стороне] зимнего восхода. Если перевалить [эту гору], видно внешнее море, чьи пределы неведомы жителям нашей части земли. Так вот, с этой горы стекают среди прочих реки Бактр, Хоасп и Араке, а как часть этой [последней] отделяется Танаис, [впадающий] в Меотийское озеро. И Инд — самая большая из рек — стекает оттуда.»
К сожалению, Аристотель не сообщает ни слова о разделении ойкумены на материки, как это делают Геродот и Полибий. Подтверждает это обстоятельство и Ельницкий: «Судя по тому, что границей Ливии и Азии Аристотель считает не Нил, а Суэцкий перешеек, следует полагать, что и границу между Азией и Европой он проводил не по Танаису, а по Кавказскому перешейку и реке Фасис. В этом предположении нас подкрепляет тот факт, что из одного пассажа, касающегося характеристики местожительства скифов и сарматов, следует, что будто разделенные Танаисом племена находятся все же на европейской территории, ибо оба населяют холодную (европейскую) область. Возможно, таким образом, что упоминаемое Эратосфеном деление материков по перешейкам восходит в конечном счете к Аристотелю.»
Ельницкий, как видно из сообщения, считает, что по Аристотелю Танаис — чисто европейская река, а не граница Азии и Европы.
С другой стороны, мы читаем черным написанное по белому: «... мы видим, что в Азии с горы под названием Парнас стекает больше всего рек и самые крупные...Так вот, с этой горы стекают среди прочих реки Бактр, Хоасп и Араке, а как часть этой [последней] отделяется Танаис, [впадающий] в Меотийское озеро. И Инд — самая большая из рек — стекает оттуда.» 
Интересно графическое изображение этого сообщения в исторической беллетристике. Араке Аристотеля, считают сторонники официальноисторической науки — разумеется современная Аму-Дарья, но впадающая в современное Каспийское море. Интересно, что течет Аму-Дарья именно в широтном направлении с востока на запад. И из нее на север отделяется Танаис, обтекающий современное Каспийское море с востока, повторяя контур Каспийского моря. Затем на северном побережье Каспийского моря поворачивает Танаис на запад и течет прямо в современное Азовское море. Вот, мол, как представлял Аристотель Танаис.
Нас подобная профанация сообщения Аристотеля о Танаисе не должна вводить в заблуждение.  Но зато подобная профанация подталкивает к определенным выводам, которые мы в дальнейшем разберем.
В начале разберемся с названием реки. В сообщении Аристотеля, согласно переводу Н. В. Брагинской,  говорится о реке Араке. Смотрим древнегреческий текст: там написано ;;;;;;. Смотрим древнегреческий текст «Истории» Геродота, который также говорит о реке Араксе на том же самом Кавказе - там написано ;;;;;;. Как видим, название реки у Аристотеля и у Геродота написано одно к одному, только Стратановский в «Истории» Геродота перевел название Аракс, Брагинская в «Метеорологике» как Араке.   
По моему, переводчики пытаются нам внушить, что речь идет о разных реках. Не обращая внимания на разницу в названиях у переводчиков, приходим к выводу, что речь идет об одной и той же реке, поскольку название написано в древнегреческих текстах одинаково, и стекают они с одних гор - Кавказ.
Разберемся с горой Парнас Аристотеля. По сообщению Аристотеля, Парнас - «по общему мнению, самая высокая гора [в стороне] зимнего восхода.» Зимний восход — это никак не среднеазиатские хребты, которые находятся на восток от Древней Греции. А вот современный Большой Кавказский хребет с его высочайшей вершиной Эльбрусом, как раз в стороне зимнего восхода.
Сообщает о Танаисе как рукаве Аракса и Псевдо-Скимн Хиосский, живший во III – II в.в. до нашей эры, то есть между Геродотом и Полибием (в переводе И.И. Бережкова, ВДИ, 1947, № 3):
«865-873. Затем лежит получившее от меотов Меотийское озеро, в который впадает Танаис, вытекающий, по словам Гекатея Эритрейского, из реки Аракса...»
О том же сообщает и Псевдо-Арриан, живший уже во II веке нашей эры (Из книги В.В. Латышев, «Известия древних писателей о Скифии и Кавказе», ВДИ, 1948, № 4) :
«...Далее лежит получившее свое имя от меотов Меотийское озеро, в которое впадает Танаис, по словам Гекатея Эретрейца, вытекающий из реки Аракс...» 
Большинство ученых под Араксом Геродота предлагают понимать современный Аракс, стекающий с Малого Кавказского хребта и впадающий южнее Баку в современное Каспийское море. Следовательно, Аристотель и оба Псевдо- сообщают о том, что современный Аракс во времена Аристотеля и позднее разделялся на два рукава, и второй рукав впадал в Меотийское озеро, первый, напоминаю, в современное Каспийское море.
А это означает наличие водного сообщения между современными Черным и Каспийским морями как раз между Большим и Малым Кавказскими хребтами. То есть вывод, который мы сделали ранее по сообщениям Геродота, подтверждается сообщениями античных авторов между Геродотом и Полибием.
Продолжение следует.


Рецензии