Неканонические скелеты из криминального шкафа

Детектив для наших книгоиздателей по-прежнему остается одним из самых привлекательных жанровых направлений. Переиздаются классики жанра – Чейз, Сименон, Кристи, Хэммет, Гарднер. Но куда больше новых имен, особенно иностранных. Наши «королевы детектива» уже как-то примелькались. Впрочем, не о них речь. А поговорим мы на этот раз о новинках зарубежного детектива, с которыми нас знакомит одно из ведущих российских издательств «Центрполиграф».
В изящных томиках новой серии «Зарубежный детектив» представлены ставшие популярными в своих странах, но доселе неизвестные у нас писатели, чьи романы возможно со временем станут культовыми, хотя пока их имена практически ничего не говорят российскому читателю.
А поскольку у нас новинок в этом жанре море разливанное, то признаюсь, начинал знакомство с книгами этой серии с определенной опаской. Как оказалось опасения были напрасными. Начнем с романа норвежского писателя Хьелля Ола Даля «Человек в витрине». Первые впечатления, вроде бы «дежа вю» знаменитых французских мастеров социального детектива от Сименона до Жапризо. Полицейские инспекторы Гуннарстрана и Фрёлик  расследуют убийство старика-антиквара. Убийство в детективах – явление рутинное, оно разнится лишь формой исполнения. Здесь она необычна. И загадку можно решить лишь после долгих блужданий по лабиринтам очень непростых отношений между знакомыми и родственниками старика. Пересказывать детективы занятие преступное, поэтому могу лишь сказать, что тема темного прошлого героев стала самым перспективным направлением в развитии этого жанра. Она присутствует в романе Ксавье-Мари Бонно «Первый человек», где археология смешалась с психологией, а преступления совершаются с филигранной изощренностью лучших книг мастера мистического детектива Жана-Кристофа Гранже.
В ретро-детективе итальянца Маурицио де Джованни «Боль» комиссар Луиджи-Альфредо Ричарди раскрывает преступление в Италии 30-х годов, где дуче поставил амбициозную цель искоренить преступность. Мы как-то привыкли после сериала «Спрут» искать во всем итальянском следы мафии, но здесь их нет. Убийство оперного певца Арнальдо Вецци никакого отношения к мафии не имеет. Но тогда почему его убили? Комиссар Ричарди часто беседует с призраками убитых. Откроют ли они ему свои тайны?
Дебютный роман англичанки Рэйчел Эббот  «Только невинные» сразу же стал сенсацией в сети, поскольку автор решила издать его сначала в электронном виде и лишь потом на бумаге.
Впрочем, будь сначала только бумажная версия, эта книга не затерялась бы среди других. Слишком уж колоритны фигуры инспектора детектива из Нового Скотленд-Ярда Тома Дугласа и двух женщин Лоры и Имоджен, вокруг которых и разворачивается сюжет, связанный с убийством миллионера Хьюго Флетчера. Да и само построение романа далеко не тривиально. Кто-то найдет в нем отголоски викторианских детективных романов Уилки Коллинза, кто-то обнаружит следы пряной эротики Анаис Нин. В книге есть все.  И секс, и убийство, и психология преступления. А там смотришь и до доктора Фрейда один шаг…
Книга лауреата Пулитцеровской премии Тима Вейнера «ФБР. Правдивая история» относится к категории «нон-фикшн». Однако это документальное повествование о ФБР и его отце Дж. Эдгаре Гувере читается с интересом едва ли не большим чем перечисленные  выше романы.  Во вступительном слове автор предваряет знакомство со своей книгой сл. образом:
«В этой книге приведена вековая история постоянного конфликта по поводу проведения тайной разведки в открытом демократическом обществе, «перетягивания каната» между национальной безопасностью и гражданскими свободами, сага о нашей борьбе за то чтобы быть защищенными, и свободными… Гувер стоит в центре этого века в истории Америки, подобно статуе, покрытой въевшейся грязью…»
«ФБР. Правдивая история» - книга, которую нужно прочитать, чтобы понять политическую систему сдержек и противовесов спецслужб по-американски. У нас в «перестроечное время» тоже гуляло немало «правдивых историй» о ЧК- ГПУ - НКВД-КГБ. Их обличительный пафос свое дело сделал. Сейчас вроде бы история пошла вспять. Вот только книги подобной исследованию Тима Вейнера по-прежнему нет.
Так что же это за книга? Апология тайной политической полиции? Или беспристрастный ( книга написана без анонимных источников или случайных цитат) рассказ об американском  ведомстве страха? Возможно, и то, и другое. Впрочем, читатель сам разберется на чью мельницу льет воду автор ПРАВДИВОЙ ИСТОРИИ о ФБР.


Рецензии