Гл. 1А. Интересные истории, байки и размышления

   Зависть – это сожаление о нереализованной возможности быть лучше, удачливее,  сделать то, что было тебе вполне по силам, («отраженное» в душе огорчением и недовольством самим собой при сравнении с другими, кому это удалось). Зависть и тщеславие взаимосвязаны - но при их «соразмерности». Вряд ли будешь сильно завидовать актёру-кинозвезде, меняющему любовниц, как перчатки, - если это для тебя ЯВНО недостижимо. Но можно завидовать тупому примитивному соседу, у которого красавица-жена (и удивляться, почему ему «привалила» такая благодать…).
   Убогие бомжи не завидуют яхтам и дворцам миллиардеров, красоте и силе молодости, потому, что знают, что это не их «область мечтаний и приложения сил».  Зато могут злиться на любого «посредственного» обывателя  и завидовать хотя бы дворнику из соседнего двора, зная, что могли быть на его месте, если бы им больше повезло. Завидуют чаще только «равным» себе в возможностях...
                -ххх-
   Тематика прекрасных стихов русского поэта XIX века А. Кольцова (к сожалению, ныне полузабытого потомками), на которые положена музыка ко многим, ставшим народными, песням) во многом была порождена его трагической судьбой (окружавшей его  ненавистной рутиной кондового купеческого быта и неразделенной несчастной любовью). 
   Это не всеобъемлюще поэтичные и гениальные высоколитературные стихи А. Пушкина, не «рассудочно философские», но не менее глубокие и лиричные произведения Ф. Тютчева, не стихотворения А. Фета, где тонко улавливается одухотворённое восприятие природы, чудесных мгновений пробуждения высоких эмоциональных всплесков и «переливов» человеческих чувств…
   Это -  крик раненой и до конца дней своих страдавшей человеческой души ! (см. биографию поэта и его стихотворения – Ю. Б).
                -ххх-
                Об Александре Сергеевиче Пушкине
   «Пишу я для себя, печатаю для славы»  (приписывается А. С. Пушкину)
   Отношение к Пушкину в России – не такое, как к Шекспиру у англичан, к Гёте – у немцев или к Сервантесу в Испании. Они – национальные (пускай – мировые) вершины в своем творчестве. Пушкин же – нечто большее - центр, основа нашего интеллектуального мировоззренческого  восприятия  бытия… При этом он, по словам Н. В. Гоголя, «не оставил лестниц к себе»… Он не просто велик и гениален, как и те, он действительно, как сказал Ф. М. Достоевский, - "НАШЕ ВСЁ".
   Ибо, кроме признания мощи его таланта, ума, широты и разнообразия интересов при жизни (в последнем – только в нём! - к нему приближается – а, может быть в чём-то (например, в естественных науках) и превосходят - разве, что только
Ломоносов и Гёте). 
   А. С. Пушкин оказал  гораздо более сильное влияние на последующие поколения разносторонностью своих гуманитарных и социологических интересов и всеобъемлющим своим мышлением, запечатленных в поэзии и прозе.

   Чтобы это лучше осознать, наряду с его гениальным поэтическим творчеством и блестящей прозой, которые только и знакомы большинству его читателей, надо ближе познакомиться со всем его эпистолярным наследием (его письма – шедевры!), докладными записками к царю и министрам (где видны природная мудрость и большой государственный ум), историческими произведениями («Историей пугачевского бунта», «Историей Петра»), незавершенными набросками проектов переустройства различных ведомств (sic!), очерками об искусстве (одни рецензии на репертуар французских театров чего стоят, хотя он никогда не выезжал в Европу!). И это – наряду с прекрасным знанием русского фольклора, обычаев, крестьянского быта (вспомним хотя бы детальное описание им русской деревенской бани в письме к жене). Его суждения о мировой политике сделали бы честь любому политику и крупному государственному деятелю. И все это прекрасно сочеталось в нем с огромным человеческим жизнелюбием (не говоря уже о легендарной любвеобильности; даже простой пересказ им различных анекдотических  историй  носит на себе печать яркого и оригинального юмора...).

   Я лично сумел как-то прочувствовать и приблизиться к осознанию всего величия А. С. Пушкина как ЛИЧНОСТИ только в свои зрелые годы, даже – скорее – ближе к
старости…
   Очень советую ВСЕМ прочитать хотя бы «Исторические статьи и материалы». «Воспоминания и дневники» - записки, выписки и заметки - в его «Собрании сочинений» т. 7-й. Изд-во Худ. Литературы. М. 1962 г. Естественно эти материалы можно найти и в других собраниях  сочинений А. С. Пушкина за другие годы. Обязательно прочитайте там, если не читали, хотя бы его table-talk - застольные беседы, анекдоты и т. п. Не уверен, что все знакомы с эпистолярным и юмористическим наследием Пушкина, если не считать знакомую со школьных лет сказку "О попе и его работнике Балде" и ещё кое-чего "по мелочи"... 
   
   Почему же на Западе очень мало переводят и практически не знают А. С. Пушкина ? Те же Достоевский, Чехов и Толстой относительно широко известны - читаемы и цитируемы.
   Может быть это происходит потому, что всю поэтическую прелесть и философскую глубину «пушкинского слога»  оказалось невозможным сохранить при переводе и толком «донести» до представителей других народов? Или тут дело в «качестве» переводчиков ?    
   Возможно, до сих пор на Западе (да и на Востоке) не нашлось переводчиков, равных по таланту, например, С. Маршаку, благодаря которому шотландец Бёрнс стал в России чуть ли не более известен и популярен, чем у себя на родине… 
   Немногочисленные иностранцы, читающие нашего великого поэта на английском,  практически «не чувствуют» всю красоту его произведений, тогда как вполне понимают (воспринимают) и любят Достоевского, Толстого, Чехова…   

   …Трудно не восхищаться гениальными переводами Шекспира Б. Пастернаком или Бернса С. Маршаком. Даже переводы Расула Гамзатова или Джамбула – это, вероятно, всё же, во многом, достижения квалифицированных и хорошо образованных переводчиков, добросовестно и старательно работавших с подстрочниками и сумевшими донести до русскоязычного читателя стилистику и ритм оригиналов… Так что же – Пушкин еще не дождался своих более талантливых англо-романских толмачей?
   
   С другой стороны ритмика российского стихосложения, возможно, не совсем соответствует восприятию, например, англосаксов, просто не «чувствуется» ими… То же, вероятно, можно сказать о немцах: например Гейне (хотя тот был «немецким евреем» и прожил большую часть жизни во Франции). Например, в немецком оригинале известное его стихотворение “Ein Fichtenbaum steht einsam…” и т. д. лишено привычной для русского уха размеренной однотипной рифмы (в лучшем случае можно уловить «смесь» нескольких стихотворных размеров). Написано местами «белым стихом». Тогда как в прекрасном переводе Лермонтова («На севере диком стоит одиноко…» это грустное стихотворение переведено чётким амфибрахием –. трёхсложной стихотворной стопой с ударением на втором слоге. То же касается русских переводов казахского акына Джамбула, дагестанцев Сулеймана Стальского и Расула Гамзатова, которых, как утверждают «злые» языки, прославили наши «русские рифмачи», не говоря уже об упомянутых переводах Шекспира и Бернса… Так, что же – всё дело в переводчиках ? Или всё же в восприятии самой сути и ритма стихотворений на русском языке? Печально, если это так...
   Вспоминается, как, будучи в США, на одной из "парти" - вечеринке с американскими коллегами -, мой тогдашний гостеприимный хозяин профессор Роб Коэ (Rob Coe) попросил меня и мою землячку Жанну прочитать что-нибудь на русском из стихотворений А. С. Пушкина. И хотя мы с огромным старанием - громко и с выражением, акцентируя ритмические сочетания, - в унисон прочитали вслух на память "Зимнее утро" ("Мороз и солнце - день чудесный..."), предварительно рассказав его содержание на английском), чувствовалось, что большого впечатления не произвели. Показалось, что наши "америкосы" не чувствуют саму ритмику стиха вообще...
   Хотя, возьмите, например, известное стихотворение Р. Киплинга ("If..." - "Если...) на английском. Для русского уха его "тяжеловесная" рифма местами звучит не столь совершенно и благозвучно как в известном - лучшем, на мой взгляд - русском переводе М. Лозинского...
               
                Joseph Rudyard Kipling
                "If you can keep your head when all about you»
               
                If you can keep your head when all about you
                Are losing theirs and blaming it on you,
                If you can trust yourself when all men doubt you,
                But make allowance for their doubting too;
                If you can wait and not be tired by waiting,
                Or being lied about, don’t deal in lies,
                Or being hated, don’t give way to hating,
                And yet don’t look too good, nor talk too wise:

                If you can dream — and not make dreams your master;
                If you can think — and not make thoughts your aim;
                If you can meet with Triumph and Disaster
                And treat those two impostors just the same;
                If you can bear to hear the truth you’ve spoken
                Twisted by knaves to make a trap for fools,
                Or watch the things you gave your life to, broken,
                And stoop and build’em up with worn-out tools:

                If you can make one heap of all your winnings
                And risk it on one turn of pitch-and-toss,
                And lose, and start again at your beginnings
                And never breathe a word about your loss;
                If you can force your heart and nerve and sinew
                To serve your turn long after they are gone,
                And so hold on when there is nothing in you
                Except the Will which says to them: «Hold on!»

                If you can talk with crowds and keep your virtue,
                Or walk with Kings — nor lose the common touch,
                If neither foes nor loving friends can hurt you,
                If all men count with you, but none too much;
                If you can fill the unforgiving minute
                With sixty seconds' worth of distance run,
                Yours is the Earth and everything that’s in it,
                And — which is more — you’ll be a Man, my son!

                Перевод М. Лозинского
                Редьярд Киплинг «Заповедь»
                Владей собой среди толпы смятенной,
                Тебя клянущей за смятенье всех,
                Верь сам в себя наперекор вселенной,
                И маловерным отпусти их грех.
                Пусть час не пробил, жди, не уставая,
                Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
                Умей прощать и не кажись, прощая,
                Великодушней и мудрей других.

                Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
                И мыслить, мысли не обожествив;
                Равно встречай успех и поруганье,
                He забывая, что их голос лжив.
                Останься тих, когда твое же слово
                Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
                Когда вся жизнь разрушена и снова
                Ты должен все воссоздавать c основ.

                Умей поставить в радостной надежде,
                Ha карту всё, что накопил c трудом,
                Bce проиграть и нищим стать как прежде
                И никогда не пожалеть o том.
                Умей принудить сердце, нервы, тело
                Тебе служить, когда в твоей груди
                Уже давно все пусто, все сгорело
                И только Воля говорит: "Иди!"

                Останься прост, беседуя c царями,
                Будь честен, говоря c толпой;
                Будь прям и тверд c врагами и друзьями,
                Пусть все в свой час считаются c тобой.
                Наполни смыслом каждое мгновенье
                Часов и дней неуловимый бег, -
                Тогда весь мир ты примешь как владенье
                Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

   Возможно, действительно, - дело в разных синтаксических структурах английского и русского языков, "слуховых" традициях: англо-саксы  лучше воспринимают свой "рваный и тяжёлый" ритм с паузами, напоминающий "белый стих", тогда как мы более привычны к "скользящему и певучему", более лёгкому и мелодичному по звучанию ямбу в русском стихосложении... Который популяризировал в России сам А. С. Пушкин!
   Поэтому различий между каким-нибудь ямбическим ритмом стихосложения у того же Александра Сергеевича и описательно-повествовательным «словосложением» в прозе, например, И. С. Тургенева - англосаксы просто НЕ СЛЫШАТ!

   К слову, когда, соблюдая принцип взаимности, я попросил американских коллег прочитать что-нибудь из произведений Роберта Фроста (одного из американских поэтов-классиков), никто из присутствовавших - ни сам профессор, ни другие "гости-нтеллектуалы" - не смогли прочитать вслух по памяти ни одного хоть какого-нибудь отрывка вообще...
                -ххх-
   В Грузии всегда культивировалась (и, отчасти, сохранилась) древняя традиция умения жить просто -  "жить не комплексуя". Жить – как живется, как «сама по себе» складывается твоя жизнь. Сильно «не дёргаться». Жить, пусть и бедно, но достойно. Жить – никому не завидуя, немного беспечно, но легко и весело. Этим, отчасти, вероятно, во многом и определяется менталитет грузин.  Об этом и фильмы режиссёров Отара Иоселиани и Георгия Данелия…
   Мне вспоминаются «домашние» уютные улочки старого Тбилиси в 60-80-х годах XX века, заполненные на перекрёстках кучками шумно беседующих (весьма темпераментно и азартно - но дружелюбно и вполне   доверительно - на любую тему) прохожих; давно обжитые небольшие дворы с жизнерадостными бегающими детьми и дружными соседскими застольями на повисающих над берегом реки Куры  открытых верандах домов старого города. А также своеобразное хоровое многоголосие при  исполнении мужчинами прекрасных грузинских песен. Вообще, - весь особый и неповторимый колорит неспешной (тогда)и весёлой грузинской жизни…
   Не знаю, сохранится ли всё это в ХХI-м веке…
                -ххх-
   Детали моих многочасовых попыток проникнуть в храмы отечественного искусства - стояний и метаний меж колоннами Большого театра или перед театром Вахтангова (с неизменным вопросом «лишнего билетика нет ?») столь разнообразны, что нет смысла их перечислять… Эти «мельтешения» провинциала перед театральными кассами на «культовые» постановки - в каждый из моих редких приездов в Москву в командировки - были непременным «составным элементом» последних («по формуле»: день – на беготню по делам в институтах и лабораториях, вечер – на приобщение к столичной театрально-музыкальной культуре…).
                -ххх-
   Огромное сожаление (потеря !), которые переживаю до сих пор, спустя много лет: в 70-х, во время пребывания в московской командировке так и не смог «пробиться» в Большой Театр на балет «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича – на пике его постановочного триумфа с участием «звёздной» труппы 70-х годов. Так и не увидел «вживую» потрясающий квартет Васильева (Спартака), Лиепы (Красса), Н. Бессмертновой (Фригии)  и Н. Тимофеевой (Эгины)… Видеоклип из Интернета в какой-то степени всё же передаёт талант композитора А. Хачатуряна и балетмейстера Ю. Григоровича, сумевших слить воедино прекрасную музыку и новаторские балетные приёмы… Даже для меня, восторженного рядового зрителя-дилетанта, оказались вполне различимы в танце контрастные темы Спартака - Фригии (красота, нежность, бережность» друг к другу в любви) и Красса - Эгины (порочный разгул холодных страстей, эгоистичная жестокость и коварство), великолепно переданные в музыке великого Хачатуряна и танцах больших талантливых артистов…
                -ххх-
   Синдром «золотой клетки» - Большого театра - , погубивший Мариуса Лиепу, легендарного Красса в балете А. Хачатуряна «Спартак»… Суровые нравы Большого: Главный балетмейстер Ю. Григорович, когда считал, что некоторые примы и премьеры не «вписываются» в его новые творческие концепции - уже «сказали своё слово в искусстве», исчерпав  свои возможности, - спокойно увольнял многих «звёзд» первой величины: М. Лавровского, того же М. Лиепу, М.Плисецкую, Е. Максимову и многих других… Потом «уволили» (создали соответствующую «обстановку») и его самого, когда он сам «не вписался в перестроечные планы» новых руководителей Большого.
   Известный артист и премьер Николай Цискаридзе тоже долго «маялся» в Большом в «неугодных перестарках», хотя его артистические «кондиции» были долго безупречны…
   Вообще мир театра, искусства достаточно жесток.. В балете, если замечают, что артист(ка) чуть-чуть не поспевает за оркестром, «не докручивает» фуэте, да стал(а) чуть ниже «прыгать», сразу ставится вопрос о его (её) профнепригодности и выводе на пенсию.   

   В науке с этим, вроде, «полегче» – там среди коллег ещё долго сохраняется аура прежних заслуг, и не так явно бывает видно творческое угасание мастеров своего дела. 
   Некоторые «выходящие в тираж» учёные (которые в своём творчестве с возрастом стали «прыгать пониже») продолжают работать, занимаясь «перепевом» своих старых  открытий и публикаций, либо «прячутся» за многостраничные «обобщения» в разных монографиях, часто представляющих «сборную солянку» из прежних научных работ…
                -ххх-
   Судьба актрисы Марины Ладыниной (кинофильмы «Доярка и пастух», « В 6 часов вечера после войны», «Кубанские казаки» и др.) в старости - она с большим достоинством пронесла своё одиночество, уйдя из жизни на 95 году… Всё сошлось вместе к неизбежному для каждой женщины моменту увядания: и уход мужа – режиссёра Ивана Пырьева к другой – и, соответственно, -  отсутствие ролей, и новые времена, когда её типаж уже был невостребован...
   Как-то – в 90-е годы прошлого столетия - прочитал в газете -, что некая семейная пара – случайно попавшие в театр провинциалы - на одном из спектаклей известного в Москве театра «обнаружили», что сидящая за их креслами - на самом верхнем ярусе - старушка очень похожа на популярную в своё время актрису. Долго перешёптывались («не может быть, чтобы «ОНА» сидела здесь, на таком месте, - это не «ОНА»),  пока, извинившись, не обратились к ней с прямым вопросом. Ладынина мило и грустно улыбнувшись ответствовала, что в нынешние времена, когда её, пенсионерку, все забыли, спасибо, что хоть сюда пускают иногда бесплатно… Такое неожиданное знакомство с кумиром нашей молодости привело этих зрителей в шок !
                О ЦЫГАНАХ
   О цыганах, которые хорошо известны во всём мире как весьма «своеобразный» и, в основном, кочевой народ, трудно рассказать что-то новое … Они всегда на виду там, где едва появляются… Установлено, что цыгане примерно 1,5 тыс. лет назад жили в северо-западной Индии, а спустя шесть столетий иммигрировали на территорию Европы, где, по словам ученых, их сейчас проживает около 11 миллионов человек. Лингвистический анализ цыганского языка и санскрита убедительно доказал, что родина цыган - Индия. Геном проживающих изолировано на территории индийских штатов Гуджарат, Раджастан и Кашмир народностей также больше всего похож на цыганскую ДНК …

   Но песенно-танцевальное творчество цыган разительно отличается от фольклорных и совремённых песен и танцев индусов! Писатель А. И. Куприн так писал о песнях цыган: «Бог знает, из каких прошедших тысячелетий, из каких южных стран вынес < свои песни > этот загадочный народ, это фараоново племя. В бродячей жизни, среди чужих языков менялись и мешались слова, выпадали строфы, но какой горячей кровью, страстной тоской и пламенной любовью, какой древней первобытной красотой веет от восточной вязи этих песен, подобных красным розам на снегу».

   Как бы то ни было, но песни и танцы цыган пользуются чуть ли не наибольшей популярностью среди славян и нас, россиян, в частности. Вспомним русских дворян в XIX веке, проигрывавших в карты целые состояния, чтобы только увезти из табора и жениться на знаменитых красавицах-цыганках… «Это не свобода, это – воля» - слова потрясенного Феди Протасова из «Живого трупа» Л. Толстого после исполнения песен цыганами из табора. Русский песенный фольклор, русский старинный романс во многом сохранил тематику, символику и «надрывно-певучую лирическую ритмику цыганских песен…
   Интересно, что в XIX-м веке в наиболее популярных лирических - даже чисто русских -романсах и стихотворениях многих поэтов часто упоминались, в основном,  только «чёрные глаза» и «жгуче-чёрные кудри». Блондинки были «не в моде» (это, скорее, американская «напасть» ХХ-го века…).

   В то же время, при всей глубине и внешней яркости, колоритности страстей в цыганских песнях, при всём их песенно-танцевальном искусстве и, в целом,  артистичности цыган, нельзя не заметить - может быть и кажущуюся - контрастность, «приземленность» быта массы самих «рядовых» цыган (то, что мы чаще всего видим – характер повседневных занятий большинства: только гадание, обман, мелкое воровство,  не всегда «романтичные» обычаи и часто проявление «примитивности» нравов…). Впрочем – это с точки зрения «нецыган».

   Можно, ведь, с таким же успехом противопоставлять (сравнивать)  жизнь артистической элиты Москвы и Петербурга с опустившимися спивающимися «бомжеватыми» жителями каких-нибудь заброшенных «бесперспективных» посёлков Восточной Сибири и Забайкалья, где нет работы, и, соответственно, удивляться контрасту их быта и менталитета по сравнению с интеллигенцией столичных городов …
   Ещё неизвестно, - не окажется ли соотношение бомжей и представителей искусства в России даже более не в пользу последних у русских, чем соотношение обманщиков (если не воров) и артистов у цыган… ЮБ).

   А сам я – признаюсь - на базарах у цыганок никогда не гадал и в бытовые контакты с этими красивыми и шустрыми людьми старался не вступать… Но в свои приезды в Москву, при случае, посещал цыганский театр «Ромэн», где меня всегда покоряла наивная простота сюжетов чисто цыганских спектаклей, безыскусная, естественная манера игры актёров, и – конечно – безудержно удалое и страстное исполнение песен и танцев всем составом труппы… Вот, так-то!
                -ххх-
   В России сии к началу нынешнего века в широких массах отчётливо распространились социальная апатия, наплевательское отношение к делу, к самому себе… Многие разучились по настоящему трудиться. Молодёжь часто стремится выбрать не интересные и/или нужные стране профессии, а т. н. «престижные», дающие «чистую» работу и хорошие, незаслуженные деньги...В результате в стране возникла нехватка высококвалифицированных токарей, фрезеровщиков, лекальщиков. Многочисленных менеджеров не пересадишь на трактор, как и топ-моделей не переквалифицируешь в доярки…
               
   Что же надо было сделать с народом, чтобы он перестал гордиться, а стал стыдиться своего рабочего звания… Разные клерки из «офисного планктона», чиновники из многих «распорядительных, распределительных» и прочих органов почему-то считают себя важнее и «выше» простого «серого быдла»… И молодёжь стремится стать, к примеру, не высококлассным  токарем или фрезеровщиком, наконец - инженером-технарём на заводе, а предпочитает протирать штаны в разных конторах, быть «охранниками в магазинах и «менеджерами» на побегушках – там же… Не говоря уже о сомнительно избыточной «тяге» к работе в юридических и судебных  органах… Некоторые просто даже не осознают и не понимают, что гораздо почётнее здоровому молодому парню делать конкретную, пускай и тяжёлую, но нужную мужскую работу, чем мозолить свой зад в офисных креслах и болтать целый день по мобильнику… Понятия престижности в совремённом социуме, безусловно,  сильно деградировали и девальвировались.
                -ххх-
   Некоторые учёные-геологи - явные научные и полунаучные  «болтуны» среди исследователей (вслед за некоторыми историками и филологами). Они часто увлекаются «описательными категориями» при оценке тех или иных фактов и процессов. Иногда – просто вынуждены это делать – вследствие неумения или невозможности (на данном этапе развития этой науки) «математично» обобщить те или иные  факты и строго сформулировать те или иные положения и выводы. В конце концов,  ОПИСАТЕЛЬНАЯ ГЕОЛОГИЯ  (та её часть, которая не «опирается на аналитику) – это «наука концепций, мнений, вкусов и предпочтений», чаще всего - с очень небольшим количеством хорошо подтверждённых фактов и математически доказанных выводов…
                -ххх-
   Любопытная тема для обсуждения (и, вероятно, для филологической диссертации): «Наша «массовая культура» как фактор национальной беды". Высказался бы сам на эту тему, да слишком она необъятна, а здоровье моё всё ухудшается и время "сжимается" как шагреневая кожа...
                -ххх-
   Американец, попав в критическую, неприятную и/или непонятную ситуацию, как правило, умолкает, задумывается и начинает растерянно улыбаться. Русский же часто начинает «сходу» просто материться («в воздух» - не конкретно на кого-то, а, как бы, про себя) – тем самым - часто неосознанно - «выигрывая время», чтобы «разрядиться» и обдумать ситуацию… 
                -ххх-
   В истории происходит периодичное (циклическое) накопление критической массы недовольных, сопровождающееся соответствующим помутнением сознания у народов и развязыванием стихийных бунтов и гражданских войн. Предыстории последних весьма схожи во все времена и у всех народов (Пугачёвский бунт в царствование Екатерины II, Французские революции 1793 г. и 1870 г., революции в России в 1905 г. и 1917 г., Гражданская война 1937 г. в Испании и др.). Задача мудрых правителей - во-время это заметить и начать «выпускать пар» в стране различными политическими и социально-экономическими мерами. Печальная эпопея Горбачёвско-Ельцинской перестройки и разрушения СССР – следствие запоздалой реакции руководства КПСС на социально-политические и экномические вызовы времени… Возможно то же произойдёт в конце «правления В. Путина», если последний не прислушается к тревожным гудками приближающегося «паровоза времени»», гружённого всеми негативными российскими проблемами, и запоздает с переводом «стрелок» на новый путь - в направлении более «правильного» и успешного развития нашего общества…
                -ххх-
   Пафосные оценки и восторженные прославления любых властей аморальны. Избранная народом власть должна лишь исправно служить своему народу, и особенно восторгаться ею, даже когда она всё делает ему на пользу - правильно и умело - не стоит. Любые дифирамбы по адресу власти только развращают её.      
                -ххх-
   Анекдот из времён начала 2014 г.- известных событий на Украине. Глухие Карпаты, вечер, по проселочной дороге едет машина с российскими номерами. Водила мрачный, карта уже не помогает – заблудился… Тут смотрит – стоят у обочины два деда, обрадовался: – Извините, вы не подскажете, как проехать в Москву? – Вылазь, москаль, ты вже прыихав!..
                -ххх-
   ЕСЛИ БЫ ВЕРА, СОВЕСТЬ И ВЕРНОСТЬ СТАЛИ КРЕДОМ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА !
                -ххх-
   Если художник или писатель в тяжелые для себя дни творческого кризиса, одиночества и забвения неблагодарными современниками могут как-то подавлять свои негативные эмоции в творчестве – продолжать рисовать («для себя») или что-то писать («в стол») – то артист театра не имеет такой возможности. Лишенный по возрасту («выходу в тираж») сцены – этого плацдарма и/или эшафота самовыражения и самоутверждения - он часто быстро «гаснет», теряется в жизни или даже деградирует и спивается. Он не может быть один, сам с собой – ему нужны зрители, публичные знаки внимания, аплодисменты… Он отравлен этим.
                -ххх-
   «Тосты — это ведь вообще для людей южных, которые пьют неспешно, беседуя «о жизни», а не для того, чтобы быстрее согреться или «войти в форму» - нашего типичного российского состояния...  Водка не любит ждать. Тут уж не до речей, не до историй про мудрых старцев или там несчастных птичек. Всяких, короче, кавказских пленниц. Тут требуется краткость.
                -ххх-
   Приятно видеть десятки тысяч европейских слушателей, заполняющих огромный природный амфитеатр на концерте, где какой-нибудь немецкий (например, Мюнхенский) симфонический оркестр с дирижёром-индусом Зубином Мета и солистом – китайцем по имени Ланг Ланг -, исполняет (и неплохо) гениальный 2-й фортепианный концерт нашего великого российского земляка С. В. Рахманинова… Моя патриотическая гордость воспаряет высоко…  Сергей Васильевич – из всех наших музыкальных гениев «самый русский» композитор, как, наверное, из певцов таков же и Фёдор Иванович Шаляпин.
   Но вот, например, немцы - тоже, ведь, гордятся своими Бахом, Бетховеном и Вагнером, как и французы - Бизе и Дебюсси, а итальянцы – Россини, Пуччини и, конечно, Верди… Также и венгры – вполне справедливо – не могут представить себе свою культуру без Листа и Кальмана, поляки преклоняются перед Шопеном - и т. д. и т. п. Однако же эти гении музыки – достояние всей мировой культуры. Посему по отношению к мировым корифеям в любом виде искусства (а также науки, да и вообще – в любой сфере человеческой деятельности) подобный мой патриотический выпендрёж, выглядит, вероятно, смешно.
   Впрочем, конечно, это самокритичное рассуждение (каюсь !) - очередная претенциозная банальность болтливого старика…

                КОЕ-ЧТО О СТАЛИНЕ
   Любопытно было отношение И. Сталина  к творчеству В. Булгакова и, в частности, к постановке «Дней Турбинных» (по его роману «Белая гвардия»)… Как известно, Сталин помногу раз посещал МХАТ, где неоднократно смотрел этот спектакль (то ли 7, то ли 11 раз), казалось бы, совсем далёкий от актуальной «советской тематики» и находившийся вне русла пропагандировавшегося в то время «социалистического реализма»…. Что-то всё время «притягивало» вождя к этой пьесе о последних днях «врагов революции», показанных автором весьма реалистично и почти сочувственно, и заставляло помногу раз смотреть игру прекрасных мхатовских актёров, сумевших передать атмосферу трагической безысходности и  жертвенности классово враждебных, но благородных и прекрасных русских людей... 
 
   Трагические события гражданской войны и драма патриотического русского офицерства, вынужденного сражаться против своего народа, крах мировоззрения многих героев «белого движения», и, вместе с тем, сохранившееся благородство и  верность присяге, побуждавшие многих из них «идти до конца», возможно (предполагаю!), и вызывало у вождя победившей революции достаточно сложные чувства – скрытое уважение и/или … даже подсознательное сочувствие, что ли…?
   В одноимённом фильме, где, как бы, рефреном звучат пронзительная мелодия и слова песни о «белой акации гроздьях душистых», прекрасно передана вся трагичность атмосферы «разлома» страны, щемящая грусть об утраченных надеждах и несбывшихся мечтах, о безвременно погибших молодости и любви…
                -ххх-
   Впервые я очень прочувствовал и более полно осознал трагедию лучшей части белого офицерства и казачества - русских людей и не меньших патриотов, чем изгнавшие их большевики -,  когда впервые побывал на кладбище Сент-Женевьев-де Буа под Парижем, где увидел надписи на многочисленных русских надгробиях. Это - крик души лишённых Родины людей, без всякой надежды увидеть её снова и тосковавших о ней до самого своего последнего дня! Как тяжко им было умирать на чужбине, вдали от Родины !
   В этой связи стоит вспомнить песню «Поручик Голицын» в блестящем исполнении Александра Малинина – потрясающий по своему трагизму гимн  оказавшемуся перед драматическим выбором русскому офицерству – «белой гвардии» - людей, по-своему любивших Россию и выполнявших свой долг перед Родиной, как они его понимали, до конца…
   
   А какова была судьба тех, кто после Отечественной войны захотел вернуться на Родину..? Многих военнопленных союзники так и «предали-передали» в СССР, где большинство из них пополнило контингент колымских лагерей (см. главу 14 "Возвращение в Харьков" в сборнике "Начало")...
   Какие всё же мы, русские, идиоты - всю жизнь мучаем и уничтожаем друг друга – при том – часто, если не в основном, – из-за следования ложным идеологическим парадигмам!
                -ххх-
   Вдохновение – не всегда надёжный спутник творца. Многие великие композиторы, например, Гендель, Бах, Моцарт, Бетховен творили по заказу своих суверенов, при дворах которых они служили - … НЕОБХОДИМОСТЬ работать и укладываться (сдавать работу) в срок часто держала в творческой узде многих великих писателей - Достоевского, Чехова, Пушкина, наконец,)… Повседневная «борьба с долгами» изматывала Александра Сергеевича (см. письма последнего). Как известно, после гибели поэта на дуэли все его долги пришлось погасить царю Николаю I-му из Государевой казны... Лишь немногие, например, И. С. Тургенев, П. И. Чайковский и ряд художников (К. П. Брюллов, И. Е. Репин и др.) в этом смысле творили несколько «свободнее». Вместе с тем, постоянная вынужденная зависимость от заказов (в т. ч. «суверенов»), вероятно, могла создавать дополнительные кратковременные импульсы в творчестве,  стимулируя, скорее, общую творческую активность, нежели вдохновение и озарения…
                -ххх-
   Интересная тема – менталитет и особенности духовной культуры представителей разных наций (как часто сравнивают тех же русских с немцами - начиная хотя бы «со времён» Обломова и Штольца). Сравнить бы в этом плане русских и «разных» японцев, испанцев, индусов, финнов, итальянцев, индонезийцев… Тут дело не только в разных обычаях, а в самом «психотипе» личности, вырабатываемом на протяжении веков в рафинированной среде соплеменников (последнее особенно важно)…  Хотя тот же эфиоп Ганнибал – предок А. С. Пушкина -, воспитанный сызмальства и пр. . Высказался бы сам на эту тему, да слишком она необъятна, а здоровье моё всё ухудшается и время Высказался бы сам на эту тему, да слишком она необъятна, а здоровье моё всё ухудшается и время оживший всю жизнь в России, уже ничем не отличался по поведению и воспитанию от  обычных русских дворян… Разве что у его великого внука проявились таинственные и неведомые эфиопские гены и темперамент, трансформировавшиеся в русской среде на базе прекрасного  воспитания в явление Гения нашей Отечественной культуры…

                КОЕ-ЧТО О ЧЕРЧИЛЛЕ
   Родился 7-месячным недоношенным ребёнком, всю жизнь курил сигары, а из напитков предпочитал коньяк. Прожил более 90 лет… Неплохо?!
   Его ответ на вопрос «Откуда у Вас столько энергии ?»: - «Я никогда не стоял, когда можно было сесть, и никогда не сидел, когда можно было полежать…».         

   Как-то встретился с лейбористом Эттли (тогда премьер-министром) в туалете после произнесения последним в палате общин речи о необходимости национализации основных отраслей английской промышленности. Стоя рядом с ним за отправлением естественной надобности и заметив, что тот с любопытством разглядывает некоторые его стати, ворчливо заметил: «конечно, вы, лейбористы, как увидите что-то большое и работающее, сразу же хотите это национализировать…»

   Когда шёл к трибуне перед выступлением со своей знаменитой речью в Фултоне (положившей начало т. н. "холодной войне"),  сидевший среди почётных гостей Трумэн дал ему понять, что у него расстёгнута ширинка… На что Черчилль громко произнёс: «Ничего, старый орёл никогда не выпадет из своего гнезда!». И в таком виде спокойно прошагал к трибуне, где незаметно исправил дефекты своего туалета....
                -ххх-
   Последний анекдот артиста-клоуна Ю. Никулина, рассказанный им хирургам перед операцией: «Проводив гостей с вечеринки, сильно выпивший муж кричит жене: «Скорее давай тазик, мне плохо, сейчас вырвет…». Когда жена вернулась с тазиком из кухни, тот неожиданно спокойно и умиротворенно сообщил: «Уже не надо, концепция изменилась – я усрался». Врачи посмеялись.
   После этого великого клоуна повезли в хирургическую палату. К сожалению, операция завершилась  кончиной артиста.
   (Увы – как и «от великого до смешного – один шаг» (известный афоризм Наполеона), так и от смешного до трагического - путь невелик! - ЮБ).

                АНЕКДОТ (ИЛИ БЫЛЬ?) ОБ АРТИСТЕ РОЛАНЕ БЫКОВЕ
                (заимствовано из Интернета)
   Известный артист и режиссёр Р. Быков, как известно, отличался далеко не мощным телосложением, в отличие от своей крупной и грузной супруги Нонны. Подходит как-то Ролан в театре к слесарю, дает ему два гривенника и говорит: «Сделай из них одну монету, чтобы с обеих сторон орел был». Тот: «А зачем ?» Ролан: «Да вчера  со своей Нонной смотрели «Маленькую Веру» (кинофильм, популярный в конце 80-х годов прошлого столетия), теперь монету бросать будем, кто сверху будет». Слесарь: «Ну и что, какая разница, или тебе так больше нравится?» Ролан: «Да нет, просто жить охота».

                КТО ПРИДУМАЛ СЕКС ?
   …Так кто же придумал (прости меня, Господи) секс - эту «работу» по продлению рода человеческого, которое люди превратили в некое удовольствие для себя? Секс – в такой именно его форме? Если бы физиологический акт зачатия «естественным», общепринятым путём – не в пробирке - не сопровождался (начинался и, особенно, завершался) «букетом» приятных эмоций, то люди просто ленились бы заниматься этой, в общем-то довольно однообразной и "скучной" (не будем говорить о «технологических» вариантах, описанных в канонах Камасутры) утомительной и «механической работой». Часто – довольно нелёгкой (особенно для «усердных» мужчин)…
   Как же мудро придумал Господь (или некие высшие по разуму существа – по его велению - , которые «регулируют» порядок движения планет и развитие жизни на них), изобретая стимулы у homo sapiens для своего размножения…

                КОЕ-ЧТО О ГИТЛЕРЕ
   Гитлер обладал рядом способностей, которые помогли этому жаждущему власти фанатику бороться за неё. К числу очевидных его способностей (возможно, в рисовании) относилось ещё и умение влиять и производить впечатление на людей, убеждая их в чем-либо. Он был уверен в своих идеях и имел дар упрощенного толкования сложных вещей, которое так любит обыватель. Гитлер был блестящим актером. Один из соратников Гитлера Г. Раушнинг, писал: ”Я убедился, что очарованию этого человека можно поддаться, лишь тогда, когда самому хочется поддаться. Я заметил, что Гитлер оказывал наиболее сильное воздействие на тех, кто был мягок и женственен в характере, или же был склонен к раболепию и культу личности”.
   
   Особенно сильно влияла несомненная магнетическая харизма Гитлера на женщин. Это хорошо видно на кадрах немецкой кинохроники начала 30-х годов, где тысячные уличные толпы женщин истерически приветствуют нового канцлера Германии Гитлера (см. хроникально-документальный фильм М. Ромма «Обыкновенный фашизм» - 1965 г.) . Он и победил-то благодаря женским голосам на выборах в рейхстаг в 1934 г., хотя незадолго до этого страна, оказавшись в тисках экономической депрессии, фактически проголосовала за компартию во главе с её вождём Эрнстом Тельманом…

   Аналогична роль женщин в создании «кумиров» везде - и в России, в частности.
Таковым у женщин в своё время стал в России М. Горбачёв, затем «обижаемый» партаппаратчиками КПСС Ельцин. Если бы опросили женщин в России об их отношении к В. Путину сейчас (в 2014-м году), думаю, он набрал больше голосов у женщин, чем у мужчин… Мне кажется, что гендерный  фактор играет здесь не последнюю роль…
   Харизматические личности и «воздымаются» на вершину власти, прежде всего и чаще всего – в большей степени - с помощью впечатлительных  (и более экзальтированных, чем мужчины) женщин.

    Сам же Гитлер считал своим главным достоинством несгибаемую волю, которой, якобы, обладал. На первый взгляд, вся его карьера свидетельствует о том, что это было так. Он хотел стать великим и, начав с нуля, в течении 20-ти лет достиг безумных высот. Но, скорее всего это была не воля, а страсть к власти, сжигавшая его изнутри. Воля его, наоборот, была слаба, что проявлялось в нерешительности и сомнениях. Он мог совершать усилия только эпизодически, импульсивно под давлением неотложных потребностей или страстей. Это подтверждает Герман Раушнинг, который писал: что “Гитлер был апатичен по своей сути: ему требовалось специально возбуждать свои нервы, чтобы преодолеть сонливость и совершать выплеск воли”.

   Гитлер был игрок; он играл жизнями немцев и своей собственной жизнью, в которой сделал ставку на власть и стремился к ней изо всех сил. Этот фанатичный игрок, будучи фаталистично убеждённым в своей исторической миссии на Земле, в своей безумной и азартной игре на мировом карточном столе переиграл такого, несомненно, более расчётливого  игрока каким был  И. Сталин, который до последнего не мог поверить, что нормальный политик будет вести войну на два фронта (несмотря на поступавшие со всех сторон предостережения о подготовке фюрера к войне с СССР). Расчёт был на «нормального» противника, а не на «сумасшедшего». Сталин рассуждал как тривиальный разумный политик и совсем не учёл психотипа и характера Гитлера. Неплохой, в целом,  стратег в июне 1941 г. проиграл сумасшедшему авантюристу. Платой за эту ошибку стали скоротечная оккупация огромной территории СССР и неоправданно большие - миллионные - жертвы нашей армии в первый год войны…
                -ххх-
   Из книги В. Карпова о маршале Г. Жукове: после инсульта санитарка везла Георгия Константиновича по коридору. Услышав знакомый голос, тот сказал: «Это Костя, позовите его». К. Рокоссовский подошел, они обнялись (старые друзья-кавалеристы, еще с гражданской). Рокоссовский выглядел очень плохо, уже позеленел - его "доедал" рак.   
   Поговорили маршалы вроде непринужденно (хотя за многие годы жизни между ними бывало всякое, в т. ч. профессиональное соперничество). Улыбались, пожелали друг другу всего доброго. Рокоссовский поцеловал Жукова, пристально посмотрел на него и тихо сказал: «прощай, Георгий». И ушел. Через несколько недель скончался. После такой большой бурной боевой жизни (опала, лагеря, маршальская слава, успех у женщин - один роман с В. Серовой, «отбитой» им у К. Симонова, чего стоит !) и т. п. -  и такой конец у великого полководца. У Жукова финал жизни был не лучше. После войны и 25-летней опалы умирал больным, очень тяжело…
                -ххх-
   «Р» - «таинственная» буква: у разных народов произносится по-разному: ЯПОНЦЫ эаменяют ею букву «Л», которую не могут произнести – лишь особо одарённые из них вставляют её везде вместо «Р» - даже «от радости» в меню пишут «кулица», на что русские хохлатки обиделись бы, но японские терпят… Арабы и русские тоже хороши: чаще всего не могут освоить французское грасссирование, а русские дети родное «р» вообще часто не выговаривают довольно долго - в отличие от маленьких «китайчат», для которых этот звук родной…
                -ххх-
   Акцент в разговоре – тоже интересная тема. Знакомый эвенк-каюр Павел (см. главу 32 сборника «НАЧАЛО»), окончивший всего пять или шесть классов средней школы в глухом посёлке на берегу таёжной реки Селемджи, прекрасно говорил по-русски, без всякого акцента – с дикцией, достойной любого областного радиодиктора… Задамся вопросом: если у всех эвенков (и, кстати, у якутов тоже), независимо от уровня их образования, правильный русский язык и прекрасная дикция – это норма, то почему трудно найти, например, грузина, - даже среди высокообразованных интеллигентов, который бы говорил без хоть какого-то небольшого акцента. Возможно дело здесь также и в особенностях строения речевого аппарата и отсутствия у грузин врождённых подражательных слуховых способностей? Кстати - у территориально «соседних» с ними армян никакого акцента при разговоре на русском практически нет…
                -ххх-
   В масштабах мироздания, с точки зрения ВЕЧНОСТИ (а не для конкретных людей) – что пьяный бомж в подворотне, что А. С. Пушкин (Леонардо да Винчи, Микеланджело или Моцарт и т. д.) – вероятно, одно и то же.   Лишь космическая пыль… Память о великих людях, свершениях, событиях и достижениях живёт не более нескольких тысяч лет – ну, от силы, - с десяток тысяч лет… Эти личности «живы», пока сохраняется человеческая память, т. е. – пока существует человечество в нынешнем его состоянии (будущим «киборгам» помнить о них, может быть, станет неинтересно…).
                -ххх-
   Людям иногда хочется расстаться, чтобы иметь возможность ждать. тосковать и радоваться своему возвращению (прочитано 03.02.2012 г на стене в зале прилёта аэропорта Домодедово…)         
                -ххх-
   Поэт-песенник М. Танич, как-то оторвавшись на время от напряженной работы за письменным столом, выскочил из дому, одетый по-домашнему и небритый, в соседний магазин за хлебом. Услышал из магнитолы, стоявшей в магазине на окне, исполнение своей песни. Продавщица тоже тихо про себя мурлыкала ее мелодию… Поэт, отдавая деньги за хлеб и расчувствовавшись, скромно сказал продавщице: « А Вы знаете, эта песня моя, слова к ней написал я!». Продавщица мрачно переспросила: «Твоя?». Потом помолчав и оглядев его с ног до головы, с неожиданной злостью почти выкрикнула: «Мордой не вышел!».
                -ххх-
   Как все же различаются (в корнях, в генетике менталитета) «нормальный» рафинированный чиновник и «нормальный» увлекающийся творческий человек – ученый, журналист… И вместе им трудно «сойтись» духовно.

                ОБ УКАЗАХ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
   Мудры и занятны указы Петра I (в редакции А. С. Пушкина –см. «Историю Петра»). Их много, например такие:
   «О нечаянном «смертоубийстве» в деревне своего соседа одним крестьянином, которого повелевалось за это бить батогами, после чего ему вменялось в обязанность «утешить вдову»…
   «О непринимании не дельных челобитен. Например: стольник Алымов просил о бесчестии на некоего Батурина, говорившего ему, что он «смотрит на него зверообразно».
   «О даче жалования выходцам из полону за полонное терпение и за рану». Сравните с известным отношением в Отечественную войну 1941-45 гг. к побывавшим в немецком плену красноармейцам, которые  считались предателями Родины и направлялись в штрафные батальоны… Пётр по сравнению со Сталиным оказался гуманнее к своим подданным-военнопленным…
   «Велено подмётные (анонимные – ЮБ)  письма тому, кто подымет, не читая сжечь на том же месте».
   «О неподбивании сапог гвоздями и скобками, ибо таковые портят полы».
   «Указ о вытье» - при погребении покойника запрещалось «выть»…
   «С раскольниками и противниками православия поступать кротко».
   «Монахам не давать бродяжничать».
   "Указ о «дураках и дурах» (слабоумных – ЮБ): в брак не вступать, к наследству не допускать, но у женатых уже не отымать»
   "Указание незаконнорожденных записывать в художники (?!)
   "Из Указа Петра I от 20 декабря 1699 г. отмечать Новый Год с 1 января 1700-го:«Да января же в 1-й день в знак веселия друг друга поздравить с НОВЫМ ГОДОМ <надобно>… А многопития и мордобоя в сей день не учинять, ибо для этого и других дней предостаточно».
   Круг забот Петра – был огромен. Чтение его указов даёт представление о постоянном вникании Государя во все мелочи жизни страны и доставляет, помимо прочего, просто удовольствие…
                -ххх-
   Примеры божественной триады в 3D - пространстве  по академику Б Раушенбаху: в тройной системе координат Христос - это Бог-человек, Бог-сын и Бог-дух…
   Можно добавить ещё примеры из материального мира: вода в 3D - это пар-жидкость–лёд.
   У человека, хотя и  больше степеней свободы, но они, скорее, касаются отдельных его  (часто взаимосвязанных) функций. Можно сказать, что и простой («земной») человек в "3D-пространстве» - это одновремённо совокупность:
а) чисто биологических ингредиентов, б) врождённых и приобретённых рефлекторных физических параметров и в)очаг мыслительных (духовных) процессов -устремлений.
   Всё это может проявляться одновремённо или  в определённой последовательности с различной степенью интенсивности (внешнего проявления)...   

   Когда, например, человек (биологическая масса)  одновремённо передвигается в пространстве – бежит от пожара и/или отдёргивает руку от огня (является средоточием мышечных усилий и вазомоторных рефлексов) - и, при этом, лихорадочно обдумывает варианты спасения своей семьи и самого себя (проявляет концентрацию духовных сил и мыслительных способностей) – он тоже, вероятно, представляет собой одновремённо 3D систему…
   Наверное мои аналогии здорово «хромают" со стороны формальной логики. Но авось бумага стерпит бумагомарание такого доморощенного «философа», как Ваш покорный слуга…
                -ххх-
   Обратил внимание: у большинства монахов («статистика» хорошая – посетил в своей жизни не менее нескольких десятков монастырей), даже у стариков, очень легкая походка - быстро передвигаются. От вечного «поспешания» больше сделать, что ли? Наверное, – в значительной степени - от постоянного соблюдения физического и нравственного режима и концентрации внимания, всех помыслов и усилий на главном – служению Господу и молитве…
                -ххх-
   Человека, особенно пожилого («в старости») должны окружать любимые вещи, вызывающие у него положительные воспоминания и эмоции  и/или приятные  ассоциации… 
   Поэтому на 9-м десятке своей жизни я украсил все стены своей комнаты фотографиями (до потолка) тех мест, где бывал, своих близких, друзей и приятелей - людей, с которыми общался и которых знал. А также памятными предметами – символами, напоминающими о  моей жизнедеятельности – работе, пристрастиях и увлечениях (см. фото перед оглавлением этой главы)…
                -ххх-
   Осенью 1943 г. , когда жил в эвакуации в приволжском селе и учился в 4-м классе, по русской литературе в одном из заучивавшихся стихотворений меня поразили слова про некий «увядавший настурции огненный куст». Меня – тогда 11-летнего - этот образ цветка в виде «огненного куста» как-то затронул. За несколько дней до того, как я пишу эти строки (а сегодня 23.03.2014 г. – спустя более 70 лет), проснувшись на рассвете, почему-то стал вспоминать это стихотворение. Вспомнил лишь одну строку в таком - «своём»  -варианте: «и ярко горит, увядая, настурции огненный куст». Больше ничего не смог «вытащить» из своей памяти. Удивился столь назойливому образу , преследующему меня. Дело в том. что после томографии головного мозга (ГМ) у меня ещё несколько лет назад было установлено «обызвествление» его мягкой ткани (почти естественное для старика на 9-м десятке). Кроме того был микроинсульт в правый глаз и т. п.  Какие, казалось бы,  тут стихотворения! Но – почему-то некоторые из них, которые учил в школе, помню наизусть (многое из А. С. Пушкина, лермонтовское «Бородино», многие стихотворения  на украинском – Т. Г. Шевченко, И. Франко, отрывки из «Энеиды» И. Котляревского и т. п. Тогда как события недельной давности могу не помнить и часто забываю, что и куда положил только вчера…

   И, вот, я – дилетант - подумал – что, поскольку мозг – это почти тот же компьютер, то, хоть моя «оперативная» (текущая) память уже практически не работает, зато на «плате жёсткого диска» - моего «окаменевшего ГМ - сохраняется до сих пор (как в древней египетской клинописи») много «старой информации», намертво «впечатанной» в окаменевшие мозговые извилины…
   Образ «вспыхнувшего» поздней осенью одинокого огненного куста на фоне всеобщего увядания природы, вероятно, явился для меня - в нынешнем моём физическом состоянии – образом-символом  хоть и временного, но отчаянного противостояния живой субстанции (меня самого) неумолимым законам природы. Это представляется очень созвучным моему нынешнему положению и часто посещаемым меня мыслям. Вот такие любопытные ассоциации…

   А четверостишие стихотворения прекрасного поэта Аполлона Майкова, которое я «откопал» в Интернете по этой немного искажённой в моей памяти поэтической фразе,  звучит так:               
                Мой сад с каждым днём увядает.
                Помят он, поломан и пуст,
                Хоть пышно ещё доцветает
                Настурций в нём огненный куст.

                -ххх-
   Добавлю сюда ещё одно прекрасное его стихотворение, звучащее, как Заповедь:

                В чём счастье? - В жизненном пути,
                Куда твой долг велит идти.
                Врагов не знать, преград не мерить,
                Любить, надеяться и верить. 

                А ТЕПЕРЬ РАЗРЕШИТЕ СТАРИКУ НЕМНОГО ПОВОРЧАТЬ-С…
   До начала «Перестройки» и развала СССР – практически до середины 80-х годов XX-го века – в городских домах не было ныне широко распространённых домофонов в подъездах. И, главное, - столько металлических решёток на лестничных клетках и дверях квартир… Кстати, в открытых подъездах (даже в «хрущобах» - см. Википедию) тогда так не шумели и не «гадили», как нынче, – отношения между соседями были, как правило, более дружественными. А ещё - малочисленные тогда бомжи и посторонние не осмеливались заходить в подъезды, распивать там алкоголь и справлять естественные надобности…
   Люди сейчас стали более эгоистичными и циничными: меньше доверяют друг другу - обособились и больше замкнулись в себе…
                -ххх-
   Совремённый «шорох» - споры и страсти - по поводу ЕГЭ: вся страна "еле дышит, затаив дыхание от волнения"… Все учителя, ученики и их родители только и говорят об этом. Уже дожились до внедрения в школах обысков и видиослежки за несчастными учениками во время экзаменов...
   А во времена моего обучения (40-50-е годы XX-века) никто особо – ни те же  родители, ни, тем более, какие-либо общественные организации, не интересовались этой проблемой – порядком сдачи, объёмом и характером экзаменов.   
   Такой "проблемы" просто не существовало! Все абитуриенты знали, что надо просто хорошо учиться в школе и быть элементарно грамотными, не то, что нынешнее «компьютерно-телевизинное» поколение – многие всё чего-то ловчат, хотят что-то угадать, "пролезть на халяву"...  У тогдашних ( в мои времена) абитуриентов было ещё и побольше самолюбия и уважения к самим себе! А о таких почти что узаконенных, как сейчас, явлениях - коррупции и мздоимстве – «сверху» (со стороны  обучающих преподавателей) и массовом жульничестве - «снизу» (обучаемых) - никогда и слышно-то не было! "Шпорами" (шпаргалками) если кто и пользовался, то это были, в основном, "слабаки"... Наоборот, крутыми считались те, кто (часто рискуя) подходил к экзаменационному столу с билетами и, не глядя брал первый попавшийся. При этом "высшим пилотажем" считалось, если ты ещё к тому же сообщал "скучным" голосом экзаменатору, что ты готов отвечать сразу же - без подготовки.
   Так, например, пижонил я, обучаясь в техникуме и вузе. И хотя иногда "подзалетал" из-за собственной наглости, но в процессе "ответов у доски" как-то "выкарабкивался". Недаром, всё же, получил два диплома с отличием: при этом окончил техникум ("колледж" по-нынешнему) и институт за 7 лет! - см. главы 22 и 30 сборника "Начало". А был я вовсе не вундеркиндом - просто всегда "пахал, как
негр", не надеясь на "халяву"...
   Повторяю - во времена моей юности у молодёжи было больше самолюбия и самоуважения! 
                -ххх-
   Даже виды массовых спортивных увлечений нынче часто какие-то дикие и халявные - несерьёзные. Когда я вижу здоровенных взрослых парней, катающихся  на «досках» с роликами - подпрыгивающих на площадях и улицах -, думаю: это, хотя и требует умения и некоторых навыков, всё же, не бокс или штанга, не спортивная гимнастика или борьба, для которых требуеются сила, ловкость и выносливость. Они развиваются только упорными тренировками, которые и не снились самым виртуозным прыгунам-катальщикам… А про шахматы, которыми увлекалась вся страна в прошлом веке, сейчас почти забыли - ими интересуются одни нынешние редкие профессионалы и доживающие свой век пенсионеры…
                -ххх-
   В  наше время человек редко покидает сей мир в смиренной святости и благостном умиротворении, тихо угасая в доме своем в кругу опечаленных близких людей (как об этом обычно упоминается в исторических и литературных источниках, что мы видим в кинофильмах «из старой жизни»). К сожалению, чаще это происходит в инсультных, инфарктных (или каких еще худших) страданиях и тяжких муках,  когда приходится - иногда среди равнодушных врачей - дожидаться на больничной койке (если еще и не в больничном коридоре – за отсутствием места в палате) своего скорейшего конца. Мне кажется - раньше помирать было легче, «покойнее»…

                ЗАПОЗДАЛАЯ  «САМОКРИТИКА»
   Я прожил жизнь, как дилетант, - не строя планов и расчётов: на одних лишь, часто сиеминутных и случайных побудительных мотивах. Иногда – на слепом азарте  и упрямстве, в угоду своих – часто не обязательных - неожиданных желаний и предпочтений… Что поделаешь - по гороскопу я _ Водолей ("избыток часто неоправданной энергии и оптимизма), родившийся в Год Обезьяны ("спонтанность желаний и часто непоследовательность действий")
   Давно уже живу не днями своей завершающейся жизни, а воспоминаниями и впечатлениями от прошедших лет.
   Ещё такую аксиому надобно, дети, потомки мои, помнить всегда:
                НЕ ЗЛИ ДРУГИХ И САМ НЕ ЗЛИСЬ.
                МЫ ТОЛЬКО ГОСТИ В ЭТОМ МИРЕ.
                А ЕСЛИ ЧТО НЕ ТАК – СМИРИСЬ,
                БУДЬ ПОУМНЕЕ – УЛЫБНИСЬ!
               
                ВЕДЬ В МИРЕ ВСЁ ЗАКОНОМЕРНО:
                ЗЛО, ИЗЛУЧЁННОЕ ТОБОЙ,
                К ТЕБЕ ВЕРНЁТСЯ НЕПРЕМЕННО !
                -ххх
                Елена Меньщикова
                Пусть грешен мир, земля грешна,
                А жизнь - действительно сложна,
                Но есть Природы тишина,
                Закаты, звёзды из окна,
                И ночь, и снега белизна -
                Добро сердец!
                Любовь!
                Весна!
                И не беда, и не вина,
                Что настигает седина! -
                Пусть нас - в любые времена -
                Сжигает страсть - дотла, до дна,
                А жизнь - надеждами полна!
                Цените жизнь: она - одна...
                -ххх-
                И - ПОСЛЕДНЕЕ
   Моя - в чём-то  ущербная -  писанина помогает мне всё же держаться на Земле, покуда Господь ещё дарует мне силы и возможность общаться с людьми - хотя бы только письменно…
   Да простит Он меня за скудоумие и посещающее иногда мой атеистический разум неверие в Промысел Божий! Да проснётся Душа моя и придёт в Лоно Твое…


Рецензии