Два берега

Два берега

(рассказ)

На всю жизнь у меня осталось - это имя Галя Заречнева. Фамилия такая и по месту проживания, оказалась из-за реки Бии, которая по сути дела сыграла немаловажную роль в нашей судьбе. И как её два берега, так и мы с Галей никогда не смогли сойтись из-за неё. А может просто не судьба и девушка вовсе не любила меня. И я напрасно воспылал к ней страстной любовью. И мне казалось, что и она.
Впрочем, это было в далёкой юности, когда я учился в училище механизации. В начале осени нас, будущих механизаторов, всей группой послали на уборку картошки в Зерносовхоз под Бийском. Приехали мы с песнями на грузовой машине с открытым кузовом. Случилось так, что в совхоз, в то же время и тоже на грузовике, приехала из Бийска группа десятиклассников, в основном девушек.
Поселили нас, обе группы, в совхозе. За неимением иных жилых помещений, в сельском клубе. Нас, курсантов, прямо в зрительном зале, расстелив матрасы на сцене. Девушек, по соседству, в кабинетах дирекции и обслуживающего персонала.
Ребята наши, едва расстелили на сцене матрасы, тотчас ушли в село. Я же, уже занимающийся поэзией, остался один, надеясь, что выкроилась минутка для того, чтоб что-то обдумать, или хотя бы мысленно прикоснуться к струнам своей души, которые вот-вот были зазвучать мелодией или песней, что постоянно жили во мне. Сойдя со сцены, я прошёл к большим окнам клуба, оглядывая в них деревья с листьями уже начавшими желтеть. В окно виделся клочок неба, осеннее, под стать листьям, жёлтое солнце.
Почему-то мне стало грустно. Я вышел в фойе, взяв томик стихов Есенина и сев на один из стульев, стоявших вдоль стены, стал читать, открыв стихотворение на середине книжки - это оказалась песня о матери: "Ты жива ещё моя старушка". Из кабинета директрисы, где расположилась группа девушек, вышли с веником две девушки. Рыженькая с веником, а черненькая, с чёрными жгучими глазами и точёной фигурой, с ней за компанию. Та сходу стала подметать фойе, успевшее уже нашими курсантами, да и девушками, замусорить.
Чёрненькая, увидевшая у меня в руках томик Есенина, остановилась возле меня: "Я тоже очень люблю его стихи", - проговорила она. И тотчас встрепенулась: "А давайте я у вас в зале подмету. Там наверняка ребята уже успели насорить?" - предложила она. "Да нет. У нас чисто", - не поднимая головы, ответил я.
Но Галя, назвавшись так ему, знакомясь между слов, вырвала у подружки, уже закончившей свою работу, веник, ринулась в зал с многочисленными рядами стульев и проходом посредине. Я, встав, пошёл за ней. В проходе было действительно намусорено. Девушка, сверкнув на меня своим жгучим взглядом, призналась: "Вы мне сразу понравились ещё на улице. У вас такое доброе и спокойное лицо. Поэтому, пока ребят, я стесняюсь их и даже побаиваюсь". Подмела и, выпросив почитать томик Есенина, упорхнула к себе. У дверей её уже дожидалась рыженькая.
Вечером в клубе были танцы. Все танцы были прямо на улице возле клуба. Только я сидел на лавочке с жителями соседних домов, пришедших посмотреть на молодёжь. Не танцевал потому, что не умел танцевать. Сидел поодаль от света фонарей, возле клуба в темноте, и смотрел оттуда, как на сцену, на освещённую площадку с танцующими парами. И вздрогнул, когда кто-то сзади из темноты, положил мне руку на плечо, и голосом Гали пригласил меня на танец: "Эдь, пошли танцевать".
Я вздрогнул и смущённо оглянулся на неё, оглядев её всю нарядную и благоухающую духами. Всё же продолжая сидеть, взволнованно и тихо сказал: "Галь! Я не умею". "Иди! Иди!" - подтолкнули меня локтями пожилые женщины. "Я научу", - прошелестела над моим ухом Галя. И мы с ней вышли на круг. Танцевать я действительно не умел, и прямо с первого же па, наступил Гале сразу на две ноги. Но в дальнейшем, у нас с ней стало довольно неплохо получаться.
Увлечённые, мы даже не заметили, когда танцы закончились. Все стали расходиться от клуба, курсанты и девушки десятиклассницы, дружно вошли в клуб, расходясь по своим комнатам и местам, где они расположились на ночлег.
А, мы с Галей, остались на той же лавочке, где я сидел. И до утра целовались. В перерывах от поцелуев, я читал Гале свои стихи. А утром, по команде: "Подъём!" - нашу группу курсантов погрузили вновь в грузовик и повезли на бригадный стан. А девушки, на совхозный ток, на подработку зерна.
Перед отъездом, Галя, подбежав на всякий случай, записала мой адрес в Бийске. Я уже отъезжая, прокричал ей его. К сожалению, её адреса записать не успел. Всю уборку, мы, курсанты, работали далеко на полях трактористами, прицепщиками и в качестве помощников комбайнёров. Работали от темна, до темна. И мне не удалось даже ни разу съездить на ток и встретиться с Галей. Нам спать даже приходилось урывками, прямо на поле, даже иногда в копне соломы.
В один из таких снов, мне неожиданно приснилась Галя. Едва проснувшись, я изложил его на листке записной книжки, в своём новом стихотворении:

"Сегодня снова приходила ты
Твой голос долго ласково звучал
И образ лучшей в мире красоты
Меня манил и за собою звал.
Проснулся я, стояла тишина
Товарищ с кем-то говорил во сне
На небе чистом плавала луна,
Но ты уж больше не пришла ко мне."
(это авторское стихотворение Михаила Михайловича Мокшина)

Сон и стихотворение оказались вещими. Вскоре я узнал, что девчата десятиклассницы, по завершении уборки, уехали в Бийск. А мне пришло от Гали письмо. Она писала: "Люблю! Скучаю по тебе! Надеюсь на нашу встречу в Бийске". И в конце письма предложила: "Давай встретимся в Бийске, у моста, напротив музея". Я живу за рекой, а ты, знаю, в посёлке Новом". Но не написала, к сожалению, когда, во сколько её встретить. И даже, видимо, забыла написать свою улицу, номер дома, или, хотя бы номер телефона. После уборки, у нас, в училище механизации, начались выпускные экзамены. У Гали в школе они прошли весной, теперь она готовилась в ВУЗ.
После экзаменов, после получения диплома в Бийске, я приехал только через месяц. И сразу же пошел, волнуясь в ожидании встречи к мосту. Три дня ходил к нему. Но Гали там не было. Лишь на четвёртый день, я едва пришёл, ещё от музея, увидел сразу её, тоненькую и нежную, идущую из-за реки по мосту. Но не одну, а с каким-то парнем. Сразу предположил (со случайным прохожим). Во все глаза смотрел на неё, пошёл навстречу. Но, почти уже вплотную подошёл к ним. Она шла спокойно, но видимо ещё не замечала меня. И лишь почти столкнувшись со мной, наконец, подняла на меня взгляд. И, тотчас, будто не узнав, опустила его. Разговаривая с парнем, прошла мимо. Я предположил, что она идёт с братом и ей неудобно при нём встретиться со мной. Растерянно смотрел ей вслед, думая, что она хоть оглянётся. Но она, не оглядываясь, уходила всё дальше и дальше. Я заволновался, ожидая, что она хоть через некоторое время вернётся и объяснит  мне своё поведение. Ещё долго ожидал её у моста. Пришёл и на пятый день. Но её не было. Лишь случайно столкнулся с её рыженькой подружкой по группе. Та сходу, поняв всё, сразу сказала: "Не жди! Галя птица высокого полёта. Она поступила со своим другом, с которым они дружат с детства, в Москве в институт. Ты для неё, со своим пэтэушным образованием, мелкая сошка, хотя и поэт. Так решили её родители. И она уезжает со своим соседом в Москву".
Больше я Галю в своей жизни никогда не встречал. Хотя жил с ней когда-то на берегах родной реки. Мечтал, что берега эти когда-то сольются в один. Но, как и Бии берега, до сих пор не сошлись в одном месте, так и наши берега с Галей. Для неё я оказался, наверное, неприметным проходным случаем в её жизни. Подумаешь, всего-то ночь поцеловалась она со мной. А мне этот случай перевернул всю мою жизнь. После неё, я хотя и встретил ещё немало женщин. Но, ни одну из них, так и не смог полюбить, как Галю Заречнову.

город Бийск

2014 год


Рецензии