Театр Вечного Сна

 1

Рэйвен всё никак не мог поверить прочитанному в Сети: Sopor Aeternus отправляются в свой первый гастрольный тур! И открывают его московским концертом во МХАТе Горького! Концерты будут посвящены 20-летию альбома Todeswunsch.
     -Что это вдруг нашло на интраверта-мизантропа Варни? – размышлял он. –Денег с продаж дисков и атрибутики перестало хватать на жизнь? Надеюсь, не всё так цинично. Просто экспериментатор решился на самый отважный эксперимент.
Выступление обещало быть похожим на спектакль. «К каждой песне подобраны соответствующие ей декорации и короткометражная сцена», гласил анонс. Более подробной информации нигде отыскать не удалось. На вопросы журналистов о грядущем туре Варни везде отвечал в духе «Придёте на концерт-увидите».
 Среди знакомых Рэйвена дарквейвом увлекалась лишь одна его приятельница- Офелия. Ей он и позвонил.
- Конечно, я уже в курсе обо всём!- восклицал голос в телефонной трубке. – Непременно пойду!
Едва-едва отгремел Новый Год. Зима не подвела, снабдив природу снегом и приличным морозом. Утеплившиеся по первому разряду Рэйвен и Офелия подходили к кассе Ponominalu.ru.
- AVC (инициалы Варни- прим. А. К.)  выступит, как и предполагал: на театральной сцене, - отметил Рэйвен. -Казалось, что говорил он тогда глубинно-гипотетически, без конкретных планов. Вот уж воистину жизнь непредсказуема!
- Это точно!- подтвердила Офелия. Даже не мечтала попасть на выступление «Сопора»!
…Приятели взяли себе билеты на бельэтаж. С этого мгновения стартовал скрупулёзный обратный отсчёт до заветной даты. Не сказать, что дни растянулись, словно лианы, но и окрестить их летящими со скоростью сапсана было бы сильным преувеличением. Все мысли и разговоры ребят сводились к одному: каким будет предстоящий знаменательный концерт? Лишь в Рождество думы заняли литания и праздничный стол. Вера не препятствовала Рэйвену и Офелии рассуждать о природе печали, но удерживала их от уныния.
И вот наши герои уже ждут своей очереди на вход в знаменитый театр. Погода заставила присутствующих гОтов утеплиться, лишь торбы с «Сопором», нашивки и цепочки с символикой выдают в них представителей мрачного крыла неформалов.          …Пуховики сданы в гардероб, места заняты. На Офелии- толстовка с символом JuSa (символ Юпитера, наложенный на символ Сатурна). На Рэйвене- водолазка The Sisters of Mercy. Люстры потихоньку гаснут. Впереди ожидал спектакль о красивой, глубокой, но не истеричной грусти…

2

Выступление началось с доносящихся из сумрака звуков инструментала Deep The Eternal Forest. Вскоре софиты осветили шестерых компактно расположенных музыкантов (гитариста, державшего также лютню для последующих номеров, басиста, клавишника, рядом с синтезатором которого находилась небольшая скрипка, трубача, флейтиста и ударника), одетых в чёрные платья трубадуров, декорации летнего леса и … да, бродящего по нему Варни! В тёмном плаще с капюшоном, в цепях и, разумеется, в белой маске на лице. Один из лучших его образов! В концовке песни последовали шаманские движения руками.
-Слава Богу, обошёлся без излишнего эпатажа,- тихо сказал Рэйвен Офелии. Та кивнула.
-Hello, my beautiful children!- поприветствовал публику Варни. Да, мизантропия не мешает ему любить и уважать ценителей своего творчества.
Занавес.
Лес отдалился. На переднем плане появилась площадь средневекового города.
– The next song is dedicated to you!
Зазвучал трек To A Loyal Friend, не самый минорный. На площадь вышли европейские горожане XIII-XIV вв. Кто-то вёл дружелюбную беседу, кто-то спорил. Жизнь била ключом! Как-то нетипично для «Сопора». Но зрители, в том числе Офелия с Рэйвеном, справедливо подозревали, что когда зазвучат песни с альбома 1995 года, всё повернётся на 180 градусов…
Долго ждать не пришлось. Под звуки Flesh Crucifix сцена почти погрузилась во тьму. Видны остались только музыканты (на одной из флейт играл Варни) и большой крест в дальнем углу. На нём палачи распинали приговорённого к смертной казни. Жертва отчаянно сопротивлялась, но исполнители приговора оказались сильнее. …Приятели позабыли, каким способом произносятся слова…
Полнолуние. Ночные дебри. Озеро в отблесках света естественного спутника. Оскалившиеся горы. Забинтованные с головы до ног люди,приготовившиеся дать отпор надвигающейся напасти- зловещего тёмного демона-великана и сонма голодных вампиров. AVC заводит песнь странным тембром, призванным передать болезненность. Bruderschaft Des Schmerzes! Первая дань уважения Эдгару По и Black Sabbath от Варни! Силы Зла набрасываются на мучеников и утаскивают их во мрак переплетённых деревьев.
На смену им под звуки Shadowsphere I (с басовой линией Гизера Батлера 1972 года) приходят синеватые танцующие люди-тени. В пляске они совершают резкие движения руками. Явный намёк на древнегреческий погребальный танец. На проигрышах трека в той же манере танцует и Варни. Голос его поразительно меняется от баса до контральтино.
Shadowsphere II. Снова отсылки к «Чёрному Шабашу». «Тени» усаживаются неподалёку от озера, опустив голову…
Угрюмые пещерные катакомбы. Слабый огонь немногочисленных свеч у стен. “Tongue of silence, lick my lips…” Но… Куда исчез Варни? Откуда доносится голос? У микрофонной стойки его нет, собственно микрофон с неё снят… Да вот же он! Бродит по инквизиторским лабиринтам, шаманит, танцует Буто, и,  взбираясь на груду черепов, взывает: “Meister des Moerdes, nimm meine Augen…” Хит Saltatio Crudelitatis (Tanz Der Grausamkeit) в представлении не нуждается.  Шедевральный перформанс на уровне античных трагедий под колдовской отвар из средневековых мотивов и гот-рока (связь и переплетение времён!), который вызывает желание молчаливо восхищаться постановкой, сопереживать лирическому герою песен, но не впадать в апатию!
Короткометражную Just A Song Without A Name AVC наигрывает в почти кромешной тьме…
Снова площадь средневекового города. Несколько пар фехтовальщиц- абсолютных двойников с идентичными лицами, носящих одинаковые белые рубашки, чёрные корсеты, красные юбки, светлые колготы и как две капли воды похожие темноватые шляпы, сражаются друг с другом под Sister Of Self-Destruction. Умерщвляя шпагой соперницу, победительница тут же бездыханная падает навзничь: уничтожив двойника, она уничтожила саму себя. На коде с грохотом рушится близлежащая крепостная стена…
Рэйвен и Офелия переглянулись. «Невероятно!»- почти одновременно произнесли они и снова сосредоточились на концерте-спектакле. Ворон внимательно посмотрел на приятельницу: на её глазах не было и следа слёз. Лицо выражало лёгкую светлую грусть, задумчивость и вместе с тем счастье от присутствия на столь уникальном мероприятии, поставленном выше всяких похвал. Схожую реакцию на происходящее выражал и сам Рэйвен.
…Le Theatre de la Blessure sacre. Театр в театре! Эпизод убийства отца Гамлета на дощатой мини-сцене на сваях  по образцу XI века перед  немногочисленными зрителями.
Во время исполнения заглавной песни альбома 1995 года, передающей привет Кэту Стивенсу, Варни меланхолично разгуливает по ветхому кладбищу с поросшими мхом, облезающими надгробиями с крестами и вдруг останавливается у одной из могил. На воображаемом ночном небе всходит Сатурн. Варни поднимает глаза вверх, а музыканты наигрывают вступление к Saturn – Impressionen. Внезапно в глубине сцены появляется декоративное озеро (всё же не море, как в песне) с останками на дне. Следом на берегу озера вырастает строгий серый рыцарский замок с остроконечными куполами на башнях, и пейзаж охватывает туман, в котором проступают очертания призрака… Only The Dead In The Mist!
Вновь занавес, вновь смена декораций. И знакомая клавишная партия! Cage Within A Cage. На слабо освещённой сцене огромная «двойная» чёрная клетка с несколькими светлыми неподвижными искусственными птицами…
Варни благодарит публику, музыканты кланяются и уходят. Занавес опускается и минут 10 не поднимается. Но свет в зале не зажигается,потому чувствуется: это ещё не всё.
-Хотелось бы, чтобы концерт закончился на оптимистичной ноте,- обратился Рэйвен к Офелии.
- Вряд ли так будет,- предположила приятельница. –Это не в духе Варни.
-Посмотрим. Всё же нынче он куда более оптимистичен, чем в 90-е.
…Солнечный летний лес, ещё  светлее, чем в начале выступления. По нему гуляют дети из крестьянского сословия: мальчик и девочка. Ведут дружелюбную беседу, ищут грибы. Звучит вполне положительная песня- Ein Freundliches Wort Hat Meine Seele Beruehrt. Луч света в тёмном царстве! Далее- своеобразный «юмор от Варни» - A Little Bar Of Soap и маленькая средневековая баня с несколько ехидным банщиком и улыбчивыми посетителями, не обращающими на его сарказм ни малейшего внимания. Всё изображено в рамках приличия.
Печаль сменяется иронией. Отлично продумано!
…Театр в театре второй раз за вечер. На ту же мини-сцену, где ставили эпизод из «Гамлета», выходят, как на показе мод, дамы в помпезных платьях XIII века. Саундтрек к необычному конкурсу красоты- Modela Est- переведённый с немецкого на латынь хит группы Kraftwerk (Das Modell). …Лица приятелей становятся всё более и более радостными.
  Тем временем Варни и музыканты откланиваются и уходят за кулисы. Занавес в который раз опускается, но через некоторое время снова поднимается. Группа возвращается на сцену. Никаких декораций, только огромное чёрное полотно с большим белым символом JuSa посередине. «Похоже, последняя песня», читается во взглядах Офелии и Рэйвена.
Да, это был заключительный трек. Кавер на «сэббэтовскую» Paranoid в дарквейв-аранжировке со слегка изменённым текстом. Песня нейтральная. Ни один из наших героев не угадал с концовкой.
-Thank you and good night!- прощается Варни со зрителями, и в зале включается свет.

3

Рэйвен и Офелия шли к метро, пытаясь связно поделиться впечатлениями. Но, кроме восклицания «невероятно!», ничего не приходило в голову. Так нередко бывает после знаковых мероприятий. Нужны минимум сутки, чтобы «переварить» увиденное.

На следующий вечер приятели едва успевали отвечать на звонки и письма в Сеть друзей, просивших рассказать их о первом в истории живом выступлении Sopor Aeternus. Те знакомились с их ответами и не верили глазам и ушам…
Нет ничего невозможного, и (добавлю специально для Варни) никогда не говори «никогда»!
                26-29.03.14


Рецензии