Трудно писать о сокровенном. Послесловие к итогам

         
          Послесловие к итогам конкурса «Память Сердца» от судей второго тура

– При внешне традиционных требованиях к стихотворениям авторов, прошедшим во второй тур конкурса «Память сердца», сам конкурс был необычен, ибо предъявил чрезвычайно сложные требования поэтам, – отметил поэт, литературовед, переводчик, Член Союза писателей России, зав. отделом поэзии журнала "Аврора" Алексей Филимонов (г. Санкт-Петербург). –  На мой взгляд, очень трудно писать о сокровенном, что тебя не просто тревожит, но разрывает на части изнутри. Это боль за судьбу родины, в которой мы в одночасье оказались и потерянными, и изгнанниками, не говоря уже о судьбах тех соотечественников, кто волею обстоятельств живет вдалеке от России. Потому что создание стиха требует особого состояния гармонии, просветления, которую в гражданственной теме обрести очень трудно, и не важно, обращается ли к читателю поэт открыто, публицистично, либо он создает произведение в жанре «тихой лирики». Чувство истории, умение сочетать историзм мировоззрения с лирическим волнением в отражении примет отчизны, с детства милых и близких, вкупе с артистичным владение формой, необходимо любому поэту.

– Безусловно, сегодняшние финалисты не только стремятся наследовать гражданственную позицию великой поэзии предшественников – Державина, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Есенина, Блока, советских поэтов, но и вносят свою ноту, ибо век компьютеризации, на первый взгляд, дарящий нам утоление информационного голода и возможность безграничного общения, удаляет нас от корней, истоков, живой природы, общения человека с человеком, – сказал далее А. Филимонов. – Не просто ностальгия по утраченному детству, по ушедшим родным и близким сквозит в стихах участников конкурса, не просто тоска по уходящему типу людей, но и стремление осмыслить духовное прежде всего пространство нашей родины, увидеть каждый миг на фоне общего движения истории в самых трагических изломах эпохи.

– Трудно не почувствовать этот внутренний двигатель, и потому так непросто выбрать тех, кто вырвался вперед в поэтическом марафоне на данном отрезке. Я бы сказал, что все приславшие стихи на второй тур отражают поэтический пейзаж родины, в своем неповторимом роде. Это сложный процесс, ибо именно традиционная рифмованная  силлабо-тоническая поэзия подверглась наиболее серьезному испытанию со стороны разрушителей формы, а значит, и содержания, и не только выстояла, но окрепла и явила ростки того непредугаданного, что всегда отличало и продолжает отличать русскую лирическую поэзию. Мы страна великой культуры, об этом помнит весь мир, но, увы, в самой России об этом забывают охотнее всего. Любовь к родному языку, к постоянному перечитыванию русской и советской классики такая же важнейшая составляющая основа для поэта, как и его «Любовь к родному пепелищу, Любовь к отческим гробам», как завещал нам А. Пушкин, – отметил Алексей Филимонов.

 Накануне оглашения имен победителей можно раскрыть разработанный жюри двухступенчатый механизм подведения итогов второго тура. В основе первой ступени оценки лежала бальная оценка стихотворений конкурсантов. Затем каждый из судей из шорт-листа в 10 человек выделил призёров и распределил призы симпатий, обосновав свой выбор. Повторяющиеся «симпатии» обеспечивались также дополнительными баллами в зависимости от места, на которое конкурсанта ставил член жюри. Система оказалась довольно эффективной, поскольку реально позволяла сблизить позиции и выявить общих лидеров.

Наверное, было бы правильным дать возможность судьям рассказать здесь о стихотворениях, которые понравились более всего.

Так, Анастасия Лазебная – председатель Витебского отделения Союза белорусских писателей, член Союза журналистов Республики Беларусь – отметила стихотворение поэта Вячеслава Анчутина «Моя  страна».

– Стержнем  стихотворения является патриотическая тематика. Любовь к Родине, восхищение её природными богатствами, гордость за великую (порой и трагическую) историю родной страны, – отметила она. И привела в письме всё произведение Вячеслава: 

           Моя страна

Моя страна, тебя из края в край

Не перейти, как речку при разливе.

Кто ищет рай – всегда находит рай,

Кто хочет счастья – сможет стать счастливей.

Моя страна, ты помнишь каждый шаг

Победных маршей, мирных демонстраций.

В тебе легко пить водку и дышать

Под тихий скрип советских декораций.

В тебя везут фисташки и урюк.

Твои богатства – заперты в витрине.

Хранится ключ в кармане модных брюк

У патриота в черном лимузине.

Но не отнять и не продать в развес

У родников – живительную силу,

У журавлей – простор и синь небес,

У безымянных – братскую могилу.

Пока хрипит и бьется смутный век,

Даря чины и ранние седины,

В тебе свободен будет человек,

В ком и Душа, и Родина – едины.


– Трепетное и бережное отношение к первозданным и историческим памятникам своей земли и одновременно боль автора за свою Родину, наследие которой распродано или «заперто в витрине» у олигархов, – всё это нашло своё отражение в стихотворении поэта, – подчеркнула Анастасия Лазебная. – В произведении за поэтической условностью (подтекстом) скрываются злободневные, глобальные проблемы не только родной земли, но и всего современного «смутного века». И здесь спасением, свободой всегда оставалась и остаётся Родина, она у автора отождествляется с Душой. Считаю это стихотворение глубоким по своему идейному содержанию, тематически многоплановым и актуальным теми проблемами, которые затрагиваются авторам. Думаю, стихотворение заслуживает не только высокой оценки, но и призового места, – сделала вывод Анастасия Лазебная.

Николай Третьяков – поэт, член Союза писателей России, свои симпатии и первое место отдал автору из Забайкалья Ирине Котельниковой, отметив высокий профессионализм поэта и боль за Отчизну.

Эти строки пишутся за два часа до оглашения решения высокого жюри в конференц-зале международного отеля «Виктория» в Челябинске, и спустя совсем непродолжительное время общие итоги будут опубликованы на страницах этого же виртуального журнала.

Интриге осталось жить всего несколько часов. А пока – ещё одно мнение.

Его высказал Владимир Курбатов – писатель, поэт, публицист. Член Союза писателей России и член Правления Челябинского отделения СПР. Он  подготовил развёрнутый отзыв, который мы представляем читателям ниже. Может, в своих оценках Владимир Николаевич чересчур категоричен, но мнение каждого члена жюри чрезвычайно ценно, и оно влияет на оценку в целом. Не обижайтесь – это самый строгий член жюри.

                КАКАЯ РОДИНА, ТАКИЕ И ПЕСНИ?..
                эссе               
                Автор: Владимир Курбатов

Родина, она — как детство, и её любят за то, что она есть. Правомерно и сравнение с матерью…
Родину мы любим, но… Каждый — по-своему и по-разному во времени. Меняемся мы сами, меняется страна, её государственное устройство, и не всегда, с нашей точки зрения, в лучшую сторону. Иной раз любовь к Родине обращается в ненависть.
Глубокие чувства генерируют творчество. И тоже — разного уровня, разного качества… Я бы даже сказал: разного порядка.
Когда Отечество объединяет нас идеей и верой, художники пишут яркие полотна, композиторы сочиняют музыку, под которую бьются человеческие сердца, писатели пишут эпохальные произведения и гимны. В годы разброда творчество становится робким, любовь к Родине — тихой. Родина (с большой буквы) ужимается до малой.
…Уже несколько лет в России ищут национальную идею. Смешно! Её не надо искать, её не надо выдумывать. Национальная идея — любовь к Родине! Подчеркну: не к родине, а к Родине!
Она никуда не девалась, но чахнет. Однако как легко её возродить! Нужна всего лишь внятная государственная политика — и внутреннего, и внешнего толка. История с Крымом ярко это показала.
Я не отвлёкся от темы прошедшего конкурса, как может показаться.
В финальной части конкурса так хотелось увидеть в произведениях проблески любви к Родине. Не надо бояться пафоса, когда он востребован временем. К сожалению, у многих авторов любовь к Родине предстала такой локальной, такой конкретной, такой грустной, а то и критичной. Хочется строк, зовущих  к действию. Ну ладно, когда их авторы живут ныне в эмиграции, однако такая позиция оказалась присуща и очень многим нашим согражданам. По моему убеждению, такие стихи просто не отвечают духу конкурса.
Встретился и пафос, но на пустом месте, какой - прозаический.
К примеру, к кому обращаются первые строки этого стихотворения?

В эпоху смуты и бессилья,
Чем ты живешь, моя Россия?
Где твой Спаситель, твой Мессия?
Прости, помилуй и спаси. Я
Верю, в каждом сердце бьется
Любовь, что истинной зовется…

Собираются правильные слова, стыкуются правильные строки, одна к одной, а не верится им. Чувства нет, аргументов нет:

И связь времён не разорвется,
И будет сделан новый шаг
Навстречу прежнему величью,
Исчезнут маски и обличья...
Судьба России в каждом лично,
Судьбу России нам решать!

А тут — к чему самоуничижение:

Ты из пены и пекла выходишь несмело,
Сквозь Болотную кашу, качаясь, плывёшь.
И я жажду своё никудышное тело
Бросить вслед за тобою в жестокость порош.
 
И хлестать, и хлестать себя веником банным
Из Чечни и Афгана, из крови и ран,
Чтобы стать пред тобою опять первозданным,
Как родившийся только смешной мальчуган.

Подобный мазохизм встречается нередко. А многим стихам не хватило хорошей концовки, чтобы получилось цельное произведение.
Разумеется, технически слабые стихи отбрасывались сразу. Но ведь это финал, стало быть, участники прошли первый тур. Они просто не могут быть слабыми. Значит, авторы поспешили; надо было поработать.
 
Пришлось ориентироваться на степень совершенства стихотворения, почти без учёта того, насколько точно произведение отвечает идее конкурса.

Приведу стихотворение, которое мне понравилось.

         Родион
 
Тают в небе по сроку звезды,
А под небом без дум и снов,
Получив долгожданный роздых,
Вечным сном спит корнет Белов.

Вместе с ним - горсть родной землицы
Из ромашковых дальних мест,
Да в истлевшей давно тряпице
Потускневший нательный крест.

Зимы кутают в саван мрамор,
А туманы плетут вуаль.
Назвала Родионом мама –
Свою гордость, свою печаль…

Он – последняя ветвь на древе,
Внук – достойный своих дедОв,
Бился в кровь за душистый клевер,
За весну молодых садов,

За рассветы над отчим домом,
За Россию, и за царя…
Только, жизнь покатилась комом,
Получилось, что все зазря.

И осталось: на ужин стопка,
Пустота эмигрантских лет.
Из знакомого – только водка,
Из чужого – весь белый свет.

Женевьевы Святой обитель.
Укрывают снега погост,
Вьюги вьют ледяные нити,
Бродят тени с крестами в рост.

Там, под небом как будто курским,
Чад лампад, да укор икон.
Крепко спит там исконно русский,
Спит без Родины Родион.

Тут всё хорошо, но — больно, грустно, хочется купить бутылку водки и помянуть Родиона ли, Родину ли… А почему бы не назвать лучшим такое красивое стихотворение:

Крестильный крестик на тесьме.
Россия – радуга во сне.
 
Всегда во сне – и только радуга:
Над полем, городом, рекой…
А сердце мается – взаправду ли
Ей быть высокою такой?
 
Повыцвела тесёмка узкая,
Позеленела медь креста…
Но полыхнёт гроза июльская –
И мёдом пахнет высота!
 
Смотри бессонно до полуночи
Сквозь горевые времена
Туда, где всё тебе поручено:
Земля, история, страна…
 
Не мы в своей тревоге первые –
И перед смутой не одни,
И надо жить высокой верою
И не считать труды и дни.
 
Над нами всё уже посчитано,
И раз уж наступил черёд,
То сердце верною защитою
В дозор невиданный встаёт.
 
И где гуляла тьма кромешная,
Где свет жестокий бил в глаза,
Взмывает многоцветно-нежная
Живая арка в небеса…

Задевают нелогичные первые две строки при том, что хочется возразить и третьей строке: а если радугу наяву видишь, неужели исключён восторг до ощущения счастья и радости за Родину?
Но и одно, и другое стихотворение вполне можно читать, забившись в уголок, спрятавшись ото всех. Одно грустней, другое светлей, они толкают к раздумью…
А всё же хочется призывного, такого, где любовь к Родине — не печаль, не плач, а действие.
Какая Родина, такие и песни о ней? Не совсем так! Творчество должно быть впереди текущего момента, по крайней мере тогда, когда на повестке дня вопрос о завтрашнем, а ещё лучше о послезавтрашнем дне.
Нам всем так надоело жить униженно, что стоило Президенту проявить твёрдость, его поддержали девять из десяти россиян. Значит, мы уже пришли к мысли, что пора сосредотачиваться! Точная фраза знаменитого русского дипломата, как и прежде, актуальна сегодня.


МЫ — РУССКИЕ, МЫ ПРОРВЁМСЯ!

Россия не сердится. Россия сосредотачивается.
                (А. М. Горчаков)
 
Давайте  сосредоточимся,
Хоть это, наверное, трудно.
Давайте по имени-отчеству
Начнем величать друг друга.
 
Не может страна великая
Годами жить как в тумане,
Под выдуманными никами
Рассеянная  в онлайне.
 
От холода одиночества
Просторов наших российских
Давайте сосредоточимся
На наших родных и близких.
 
Довольно фейсбук залайкивать,
Полёживая  на печке!
Довольно страну оплакивать!
От этого ей не легче.
 
Ведь сколько пропало попусту
Под песенки удалые
В бандитские девяностые
И в тучные нулевые.
 
Сейчас же во время сонное,
Когда ничего не хочется,
Перед святыми иконами
Давайте сосредоточимся.
 
Попросим Святую Троицу,
Как малые просят дети,
Помочь нам сосредоточиться,
Вступившим в тысячелетье.
 
России  сыны и дочери!
Под вещим славянским  солнцем
Нам важно сосредоточиться.
Мы — русские! Мы прорвемся.

Автору стихотворения Георгию Мантурову, на мой взгляд, не удалось усилить идею, сосредоточившись на главной в этом ряду задаче — государственном сосредоточении. Он только тронул её одним мазком. Я бы посоветовал ему доработать его, дописать хотя бы в направлении последней мысли: через что прорвёмся (тут ведь есть над чем подумать). Но это уже завтра, когда, возможно, будут новые конкурсы. Хотя не для конкурсов надо писать нам про любовь к Родине, а во имя России.
 
(с) В. Курбатов

Послесловие редактора:

Это мнение одного из судей.


Рецензии