продолжение, часть-17. Возвращение старой власти

    В мае месяце произошел белочешский мятеж. Поддержанный меньшевиками и эссэрами он ликвидировал Советскую власть в Сибири. Повсюду были вновь восстановлены земства и прежняя полицейская власть. Фабрики, заводы, банки были возвращены старым хозяевам. Был отменен 8-ми часовой рабочий день, и была обьявлена неограниченная свобода торговли и частного предпринимательства.
Новой власти - Временному Сибирскому правительству, во главе которого стал адмирал Колчак, нужны были люди и средства. Помимо новых налогов начали взыскивать с крестьян подати и недоимки. Для нужд армии реквизировали лошадей, производили сбор оружия, обмундирования и продовольствия. Многие с охотой и пониманием помогали новой власти всем чем могли. Много людей из крестьянской молодежи пошли добровольно служить в колчаковскую армию,особенно из зажиточной части и сибирского казачества. Оказывавшим неподчинение новой власти или же саботирование этих мероприятий, колчаковцы применяли принудительные меры и даже силу оружия. И вскоре эта разнузданнасть и злоба привели к тому, что колчаковцы иногда начинали просто людей грабить и пороть шомполами, насиловать женщин и убивать ни в чем неповинных крестьян. Вот тогда-то и задумались крестьяне, задумались они и в Казанке. Никак не могут понять и разобраться, какая же все-таки власть лучше ? Оказывается хрен редьки не слаще !
    -" Это что же, сельчане, получается ?"- возмущался Филипп на сходе. -" Помните, мужики, как в прошлом годе,апосля этой как ее - революции, нагрянули к нам в деревню большаки с продотрядами ! Чуть было тогда все сусеки не повыгребли. И ежели я не ошибаюсь, тот раз всего-то за 15-ть дней, лишь по нашему Ачинскому уезду красные продотряды заготовили 95-ть вагонов хлеба и более 1000 голов скота. А куды деваться ? Ведь ежели не отдашь,так силой заберут. Попробуй не дай ! А нынче беляки до нас добралися, язви их. Вот у меня, к примеру, двух лучших жеребцов увели со двора, да шесть мешков овса забрали. Тогда было чуть жизни не лишился,вот что творят нехристи ! И откуда это воронье налетело. Сказывают будто бы аж до самого города Владивостока захватили чехословаки с колчаковцами,и будто бы с ними заодно и венгры,и французы,и англичане с американцами. Вся эта нечисть слетелась на нашу землю словно воронье. Тут мы давеча покумекали с мужиками малость и решили - ежели это дело также пойдет,то разорят они Россеюшку-то, как пить дать ! Со своими-то мы как-нибудь разберемся,а вот воронов этих разных мастей надобно гнать чем попадя !"- не унимался Филипп.
-"Это ты верно говоришь, Филипп !"- зашумела толпа. -" Верно, то верно !"-вмешался Жачев Серапион. -" Рассудите,мужики, сами. Ведь сколько людей к Колчаку подалося, а скольких силой мобилизовали ? Но чую я, обманут они нас того и гляди !      Неспроста они налетели,ох неспроста !Продадут беляки Россеюшку-то за ни понюх табаку, неспроста они старую власть вернули!" -" А разве плохо нам было при старой власти-то ?"- спросил Ефим. -" Вот, хотя бы взять тебя, Филипп ! Хоть и обидели тебя большаки и чуть-ли половину твоего хозяйства растащили, а все же за них распинаешься. Да и Илюшка твой не за старую власть воюет."
-" А это, Ефимушка, не тебе судить !"- вскипел Филипп. -" Мы еще посмотрим чья возьмет ! Хоть и самому,если честно сказать, не все еще ясно, Иногда и меня сумнение берет, но ясно одно, мужики - не за зря большаки батюшку-царя скинули,а чтобы мир, свободу и землю дать народу, да к тому же чтобы все люди между собою равны были. Я еще в молодости нахлебался этой похлебки когда баржи по Волге таскал,про то лишь хозяйка моя да Пашка Афанасьев знают. Через какие унижения пришлось пройти,а то,что большаки царя скинули,так это он сам видать слабину дал. Слабаком он видать оказался, в самый тяжелый момент для страны бросил наш народ можно сказать на произвол судьбы, и сам отрекся от престолу, да и министры его видать предали. Иначе никакие большаки не смогли бы его скинуть, Одним словом проморгал он Россеюшку-то ! Я вам. сельчане, так скажу.- лучше помогать нашей, народной Советской власти, чем господам нашим да разной иностранной сволочи !"- заключил он.
-" Филипп Яковлевич ! Ты же так нам и не рассказал про тот случай с беляками-то ?"- спросила его рядом стоявшая старушка.
-" Расскажи, Филипп ! Расскажи !"- зашумела толпа.
-" Да уж случилось,язви их !"- продолжил он разводя руками. -" Ну, как вам сказать ? Только значится, мы спать улеглися,и вдруг тут кто-то как забарабанит в окошко,да так сильно,что чуть было стекла не повылетали. Настасья моя как заохает с испугу-то да и говорит,- "Никак в деревне беда какая случилась али пожар ! Зажег я скорее лампу и сунув ноги в валенки и накинув на плечи свой полушубок выскочил в сенцы. И тут кто-то как рявкнет с улицы басом,- эй, хозяин, отворяй дверь,не то разнесем говорит твои хоромы в щепки,али красного петуха пустим ! Думаю,что делать ? А голос слышу вовсе незнакомый. Открываю, так и есть, да не один,а человек семь и все кроме одного в военном обмундировании - в погонах и шинелях. Тут один из них, видать что старше по званию,поманил меня словно мальчонка какого пальцем и говорит: " Вели. дед, своей старухе на стол угощение готовить, да самогону раздобудь!" Пришлось Насте всать с кровати и начать готовить для них съестное на стол. Только они ударились в застолье, вдруг как загремят в сенцах ведра. Никак Ольга вернулась,подумал я поглядывая на двери. Покаместь я раздумывал, моя Настасъя раньше меня кинулась в сенцы. Выскакивает значится в сенцы,а там ихний же солдатик, видать что в карауле стоял, обхватил Ольгу своими погаными ручищами за талию и тискает ее бесстыдник. Тут Настасья схватила веник и айда того охаживать куда попадя. -" Ах,ты-кабель окаянный, бесовская твоя душа ! Ишь чего надумал !"- кричала она. Тот, отмахиваясь и прикрываясь руками от Настиных ударов, как ошпаренный выскочил во двор. А Ольга тем временем прошмыгнула через другую дверь в горницу, да так там от стыда и просидела до самого утра. Я было стал жаловаться старшому,а он только хихикнул и всего-то и говорит: " Видать приглянулась ему девка-то,не иначе ! Сам,дед, знаешь - война. Застоялись мужики словно жеребцы в стойле, вот и кидаются. Может, дед, заодно и свадьбу сыграем,а ? Остальные как грохнут,вот и поговори с ними. Так и просидели они за столом, до тех пор пока на улице светать не начало. Тут опять подзывает меня старшой и говорит: "Вот что дед ! Нам нужны лошади чтобы до Ачинска добраться !" А я ему возьми и скажи:"По какому это праву,ваше благородие, чужим добром распоряжаетеся ?" А он мне своей наглой, пъяной рожей и отвечает : " Да по моему велению и по моему хотению !" А я ему все свое толкую: " Накормить мы вас, ваше благородие, накормили, а на счет коней, извиняйте мол, не получиться. Говорю мол самим позарез нужны. А он как взбеленится, как матюгнется, вытаскивает из голенищ плетку, да как хлестанет меня, Я так взвыл от боли, что чуть было не обмочился,а он и того пуще разошелся,-" А ну,тащите говорит его во двор, я его сейчас шлепну и глазом не моргну !" Схватили меня его дружки, вытащили на улицу и содрали с меня полушубок. Стою в одних портках и думаю : - " Вот, дурак старый, допросился все-таки !"  И уже стал было с жизнью прощаться, как вдруг выскакивает моя Настя и кидается к старшому офицеру под ноги. В истерике и слезах запричитала : " Забирайте все,что вам надо,господом вас прошу, только не убивайте старика моего !"
Тут подходит ко мне один из них - тот что был без военного обмундирования и спрашивает как меня звать да величать, да и не выделываю ли я шкуры на шубы. А я ему отвечаю, мол меня Филиппом кличут и что шкуры выделывать тоже могем,а сам думаю на какой ляд ему про меня все это знать надо ? Не хочет ли он меня отправить к самому Господу Богу шкуры выделывать ?
Между тем,он подошел к старшому, поговорил с ним о чем-то.а апосля старшой мне и говорит : "Ладно, дед, отпускаю я тебя с миром. Благодари моего подхорунжего, что тебя вовремя признал ! Рассказал он мне про тебя будто ты мастер на весь уезд знаменитый. Был он у тебя однажды со своим отцом. Славные говорит ты им шкуры тогда сладил. Повезло тебе дед ! Подхорунжий этот мне кумом приходится, кабы не он сам знаешь... Уж больно я на тебя рассерчал. А теперь ступай и не изволь мне больше перечить, не-то передумаю !"- сказал он, постукивая рукояткой плетки по голенище сапога. -" Вот так все и случилось" -
- закончил Филипп.
-" А я,кум, видела этих самых беляков. Я в это время возле окошка стояла"- сказала Анна Гаврилова. Я только было как перепеленала  свою дочку, держу ее на руках кормлю грудъю - вижу по улице верховые какие-то едут. Сразу показалось что не свои это люди. Уже и светать стало,а огоньки в зубах так и светятся. Видать курили они на ходу,это уж я потом смекнула.
А к обедне прибежала Ольга и рассказала про все обстоятельно. Она, бедная ,поди до сих пор не отошла"- пожалела ее Анна.
-" С тобой, Филиппушка, хоть все хорошо закончилось,а вот Гришку Батурина, как сказывали рязанские бабы, прямо на Кызикчульской пасеке, так ведь и зарубили. Хороший был мужик, безвредный, а не уберегся от извергов окаянных.
Время между тем было уже позднее. Поговорили сельчане о том,о сем, посудачили, успокоили свои истерзанные души и разошлись все по домам.


Рецензии