Детство и отрочество Лермонтова Послесловие

Дорогие читатели, юные и взрослые! Эта книга в художественно-документальной форме познакомила вас с событиями детских и отроческих лет Михаила Лермонтова. Все 30 рассказов написаны на основе биографии великого поэта, его родных и окружающих. Не искажён ни один из фактов, подтверждённых документами, письмами, воспоминаниями современников, записями самого Лермонтова. Меня консультировали лермонтоведы Александр Сахаров (председатель Московского филиала МОО "Лермонтовское общество", ответственный редактор книги), Светлана Бойко (старший научный сотрудник Государственного литературного музея), Татьяна Кольян (старший научный сотрудник Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы") и другие. Всем им я приношу искреннюю благодарность.

Однако достоверных фактов недостаточно, чтобы с необходимой для художественных произведений полнотой описать жизнь юного гения. Поэтому в рассказах использованы гипотезы авторитетных лермонтоведов о тех или иных событиях. Одни гипотезы принимаются большинством специалистов, другие же вызывают многолетние дискуссии, а порой и взаимно исключают друг друга. В таких случаях необходимо было обоснованно выбрать наиболее вероятную версию событий. Приведу три ярких примера.

В «Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова», опубликованную в 1964 году известным учёным В.А. Мануйловым, включены три поездки великого поэта на Кавказ в детском возрасте: в 1818, 1820 и 1825 годах. Поездка 1825 года неоспоримо подтверждается списком посетителей Кавказских вод, опубликованном в августовском номере журнала «Отечественные записки», где значатся Е.А. Арсеньева, её внук, домочадцы и родственники. О поездке 1820 года свидетельствует запись в дневнике М.М. Сперанского от 7 марта 1821 года: «Тарханы. Посещение Елизаветы Алексеевны. Действие кавказских вод. Совершение исцеления. Чембар». В позднейших публикациях поездка 1818 года исключена из летописи по причине недоказанности документами. Однако нами она описана в рассказе «В Пензе и на Кавказе» по следующим соображениям:
•     Запись М.М. Сперанского по содержанию может относиться не к одной, а к нескольким поездкам на Кавказ.
•     В раннем детстве Лермонтов был слабым, болезненным ребёнком, страдал золотухой (диатезом) и английской болезнью (рахитом). Для его лечения, несомненно, Е.А. Арсеньева пользовалась консультациями и назначениями опытных врачей и всеми имеющимися в их арсенале методами, а также домашними и народными средствами, но до 1818 года почти безрезультатно. Ребёнка по-прежнему мучили «сыпь, мокрые струпья, так что сорочка прилипала к телу, и мальчика много кормили серным цветом», как писал П.А. Висковатый в книге «Михаил Юрьевич Лермонтов». Миша не мог ходить самостоятельно, только активно ползал. Пошёл он в возрасте четырёх лет осенью 1818 года. Такое резкое улучшение вряд ли могло произойти без лечения новым методом, не применявшимся ранее. С учётом возможностей медицины первой трети XIX века таким методом, вероятнее всего, было лечение кавказскими водами, эффективными в случаях и рахита, и золотухи.
•     В воспоминаниях А.П. Шан-Гирея написано о М.Ю. Лермонтове: «Слыхал также, что он был с детства очень слаб здоровьем, почему бабушка возила его раза три на Кавказ к минеральным водам».
•     Врач и историк медицины Б.А. Нахапетов в своей книге «Медицинская карта М.Ю. Лермонтова», проследив на основании дошедших до нас сведений о болезнях в семье Лермонтовых, в том числе наследственных, писал, что поскольку оба родителя поэта умерли от туберкулёзной чахотки, то у Михаила Юрьевича в раннем детстве были связанные с этим осложнения: золотуха, рахит и, как следствие, слабый иммунитет и частые заболевания. Б.А. Нахапетов приходит к выводу: «видимо, не менее трёх раз возила своего внука на Кавказ неугомонная Елизавета Алексеевна, накрепко поверившая в целебную силу горных источников». Действительно, стойкий оздоровительный эффект, который наблюдался у М.Ю. Лермонтова с 11 лет, возможен, как правило, именно при прохождении трёх и более курсов лечения минеральными водами.

Вторым спорным моментом является вопрос о причинах смерти М.В. Арсеньева, дедушки М.Ю. Лермонтова, последовавшей 1 января 1810 года во время домашнего спектакля. Е.А. Арсеньева и родственники называли естественную причину смерти — удар, то есть обширный инсульт. Однако в литературе, как научной, так и популярной, широко распространена другая версия, связанная с самоубийством в форме отравления и основанная на воспоминаниях крепостных слуг. Причиной самоубийства считается увлечение М.В. Арсеньева молодой княгиней Н.В. Мансыревой, приглашённой им на праздник, но остановленной ревнивой Е.А. Арсеньевой. В пользу самоубийства говорит факт отсутствия в метрической книге тарханской церкви записи об отпевании М.В. Арсеньева. Однако он был похоронен в церковной ограде справа от алтаря церкви, что говорит в пользу другой версии.

Спор о причинах смерти деда Лермонтова до сих пор не решён и требует дополнительных научных исследований. Однако последние работы ставят под сомнение версию об отравлении: непосредственно перед злополучным событием чембарский уездный предводитель дворянства М.В. Арсеньев вёл активную общественную деятельность, готовился к перевыборам. Вряд ли он намеревался покончить жизнь самоубийством и заранее запасся сильнодействующим ядом. Ссора супругов Арсеньевых произошла, скорее всего, совсем незадолго до намеченного спектакля. Однако, на наш взгляд, положение, в которое попал М.В. Арсеньев, является слишком незначительным поводом для самоубийства взрослого мужчины, но явной причиной сильного стресса. По свидетельству тарханской крестьянки Александры Суминой, записанному П.А. Висковатым, «барин с барыней побранились. Гости в доме, а барин всё на крыльцо выбегали». Острые переживания М.В. Арсеньева могли спровоцировать удар, сопровождавшийся быстрым отёком лёгких с пеной изо рта, что очень похоже на симптомы отравления ядом. Сомнительно, чтобы крепостные крестьяне, не имевшие медицинского образования, могли сами установить правильный диагноз. Поэтому в рассказе «Рождение» была принята версия родных М.Ю. Лермонтова о естественной скоропостижной смерти его деда М.В. Арсеньева от апоплексического удара.

Также нет единодушно принимаемой специалистами гипотезы о втором отроческом увлечении М.Ю. Лермонтова в 1827 году, о котором свидетельствует несколько записей поэта:
•     «1830 (мне 15 лет). Я однажды (3 года назад) украл у одной девушки, которой было 17 лет, и потому безнадёжно любимой мною, бисерный синий снурок; он и теперь у меня хранится. Кто хочет узнать имя девушки, пускай спросит у двоюродной сестры моей. — Как я был глуп!..» («Автобиографические заметки»)
•     «Про дерево, где я сидел с А.С.» («Автобиографические заметки», приписка к записи «Моё завещание»)
•     «Напоминание о том, что было в ефремовской деревне в 1827 году — где я во второй раз полюбил 12 лет — и поныне люблю» (Приписка в автографе стихотворения 1829 года «К Гению»).
•     Портрет миловидной молодой девушки у сухого дерева на листе с посвящением драмы «Люди и страсти» («Menschen und Leidenschaften», 1830 год).

Существует две заслуживающие внимания версии о предмете этого увлечения Лермонтова. В.А. Мануйлов предположил, что речь везде идёт об Агафье Александровне Столыпиной, двоюродной сестре матери поэта, которая была на пять лет старше М.Ю. Лермонтова. Согласно второй, более распространённой, версии, три последние записи относятся к Анне Григорьевне Столыпиной, которая была на год моложе Лермонтова. Однако содержание стихотворения «К Гению» и посвящения драмы «Люди и страсти», на наш взгляд, вряд ли могли относиться к 11-12-летней девочке, ещё не выезжавшей в свет, хотя и имеется некоторое сходство изображения в посвящении с портретом А.Г. Столыпиной, в замужестве Философовой, во взрослом возрасте. Сомнительно также, что Лермонтов в 12 лет за короткое время мог пережить сразу два увлечения, настолько серьёзных, что в одном случае хранил три года украденный у девушки шнурок, а о другом писал спустя два года: «…и поныне люблю». Поэтому в рассказах «Синий шнурок» и «Кропотовская любовь» принята гипотеза В.А. Мануйлова о том, что предметом второй отроческой любви М.Ю. Лермонтова была Агафья Александровна Столыпина, в замужестве Дохтурова, а «ефремовская деревня» — это Кропотово.

Сочиняя рассказы, я стремилась максимально достоверно описать жизнь юного М.Ю. Лермонтова, реконструируя и конкретизируя с помощью художественного вымысла недостающую информацию и детали событий с учётом гипотез и сведений об окружавших поэта людях. Однако такая художественная достоверность, не противоречащая бесспорным фактам («как могло быть»), не даёт оснований использовать рассказы в качестве источника научной информации («как действительно было») без обращения к научным публикациям, список которых приведён в настоящем издании.

Цель книги совершенно иная — дать возможность современному читателю погрузиться в реалии первой трети XIX века и получить художественно достоверное представление о детстве и отрочестве великого поэта, сопереживая ему и его близким в бедах и радостях. Достигнута ли эта цель — судить вам, дорогие читатели.



     Акварель Марии Царёвой. 18 лет. г. Нижний Новгород.

Послесловие опубликовано в книге:
Егорова Е.Н. Детство и отрочество Михаила Лермонтова. — Москва: Московский филиал МОО «Лермонтовское общество»; Дзержинский: БФ «Наш город», Литературное объединение «Угреша», 2014. — 288 с., илл., вкл. С. 242-244.


Рецензии
Счастлива, что прочла Вашу работу. Очень много лет рассказываю детям о Лермонтове. Решила даже записать свой рассказ, но оказалось, что многое из моего рассказа является чисто субъективным впечатлением. Не могу сказать, откуда я взяла, например, что отец Лермонтова не так сильно любил жену, как она. Если могу объяснить, почему говорю о предчувствии поэта ранней смерти, ведь это есть в стихах, то откуда пришла мысль о таком положении в семье, не знаю.
Прочла о Вас на страничке группы о тарханах в Контакте. Стала искать и нашла. Прочла на одном дыхании. Замечательно. Работаю школьным библиотекарем в одной из школ Петербурга почти 40 лет.Горжусь,что спасла памятник архитектуры Уткину дачу, воспитала сына-градозащитника, а ещё каждое 3 число месяца читаю стихи Лермонтова вместе с некоторыми петербуржцами возле дома. связанного с поэтом, но нынешние власти обрекли его на медленную гибель.

Ольга-Гось Литвинова   01.05.2014 22:17     Заявить о нарушении
Ольга, спасибо за хороший развёрнутый отзыв. Что касается чувств Ю.П. Лермонтова к жене, то в этом исследователи разобрались относительно недавно, а раньше как раз господствовало мнение, что муж к Марье Михайловне охладел и даже бил. Это отголоски сплетен того времени. Всё было наоборот, именно как я написала. Юрий Петрович любил жену до конца своих дней. Что касается предчувствия поэтом ранней смерти, то это, конечно, не в детстве и отрочестве было, а в юности. Юные поэты часто пишут, что умрут молодыми. Это общая тенденция. Как правило, такие предчувствия не сбываются, и Лермонтов здесь исключение.
Успехов вас в вашей деятельности по защите лермонтовского наследия.

Елена Николаевна Егорова   02.05.2014 14:49   Заявить о нарушении
Спасибо за разъяснение. Учту всё.

Ольга-Гось Литвинова   02.05.2014 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.