В поисках Грааля, или об искусстве арт-детектива

Данная статья является частью более крупного материала, опубликованного в одном из номеров журнала «Пойнтер» под названием «Жемчужные сережки в чаше Грааля».

Тайны искусства привлекают литераторов с давних пор. Это и не случайно, ведь произведение искусства – дверь в иной мир. И кто знает, что кроется за этой дверью? Художник раскрывает себя, свою душу в произведении, а чужая душа, как известно, потемки…

За последние двадцать лет мы стали свидетелями рождения многих необычных явлений и феноменов культуры. Кого это может пугать, в иных вселять беспокойство, другие же будут испытывать радость познания нового. Одним из таких «открытий» современности становится арт-детектив. Не все они исполнены на достойном уровне, не все равноценны, но сама по себе тенденция не может не радовать. В конце концов, соединение нескольких искусств всегда оказывалось перспективным. Художественный уровень арт-детективов частенько оказывается выше собратьев из смежных поджанров. Арт-детектив поднимает искусство детектива на новый уровень, позволяя не только следить за увлекательным сюжетом, но и обогащая интеллектуально.
Произведение искусства – это тайна плюс деньги. Наиболее известны широкой публике два произведения, в которых произведение искусства играют ключевую роль – это «Код да Винчи» Дэна Брауна и «Фламандская доска» Артуро Переса Риверте. Не слишком ошибусь, если скажу, что именно с этих авторов и началось знакомство наших соотечественников с этим новым ответвлением «детектива».
Можно ли дать определение этого поджанра? Только самое общее. Прежде всего, речь в подобного рода произведениях, как не сложно догадаться, идет о произведении искусства. Оно либо причина преступления, либо дверь к разгадке. Как правило, корни истории уходят в далекое прошлое, во времена, когда это произведение создавалось. Нередко расследование вообще ведется в двух временных измерениях. Благодаря такому подходу и неписанным правилам, арт-детектив содержит массу интересной информации из области искусствоведения и истории.
 Разумеется, это направление возникло не на пустом месте. Отчасти «дорожку протоптал» Умберто Эко, умело соединяя традиции массовой и элитарной прозы в романе «Имя розы». Наверное, именно с него начинается активное использование средневековых сюжетов в массовой литературе. Да и темы загадок творчества Леонардо да Винчи и тайн несчастных тамплиеров уже звучали в научно-популярной литературе, вот только художественную форму никто не догадался всему этому придать. А Дэн Браун догадался.
Но если уж творчество Леонардо оказалось в центре внимания писателей, то как же можно обойти вниманием другого, куда более загадочного художника – Иеронима Босха с его таинственными сюрреалистическими видениями эпохи позднего средневековья? Его живописные фантасмагории известны практически всем, и вряд ли кому доводилось видеть что-либо более загадочное. Если, разумеется не считать самих сюрреалистов. К творчеству этого художника обращается Петер Демпф в романе «Тайна Иеронима Босха». И также не удивительно, что в центре внимания писателя оказывается самое удивительное произведение Босха – триптих «Сад земных наслаждений». Кстати, расследования в арт-детективах нередко ведут не профессиональные сыщики и правительственные агенты, а искусствоведы, коллекционеры и реставраторы. Именно последний и раскрывает тайны триптиха, а заодно и малоизвестные нюансы биографии художника.
Одним из самых ярких явлений в современной литературе становится Джонатан Сантлоуфер. Это и не случайно. Перед нами профессиональный художник, решивший писать триллеры. На его счету множество выставок, его картины находятся в коллекциях нескольких музеев. Ничего удивительного, что писатель знает мир искусства изнутри. Его первый же роман «Живописец смерти» становится бестселлером. Читатель может многое почерпнуть об особенностях живописи уже из этого романа, поскольку расследование ведет специалист по современной живописи. Роман «Дальтоник» продолжает тему живописи. Интрига лихо закручена, сюжет увлекает, а небольшие, но весьма содержательные экскурсы в историю и теорию живописи выводят эти детективы на высокий интеллектуальный уровень. Автору особенно удается создать атмосферу, дать почувствовать читателю вкус богемной жизни.
Сложной головоломкой оказывается роман Евы Прюдом «Завещание Тициана». Здесь всего хватает: и загадки позднего средневековья, и смерть Тициана, и море крови, запутанное расследование с непременной беготней по городам и весям. И опять же, возможность узнать нечто новое об итальянской живописи эпохи Возрождения и вообще истории и теории этого искусства. Именно этим и хороши арт-детективы!
Нельзя забывать, что литература – одно из величайших искусств. Вот и в романах писательницы Эстель Монбрен основная тема – это сама литература. А о том, что книга, тем более редкая и старинная, может привести к убийству, нам рассказал еще в романе «Клуб Дюма, или тень Ришелье» Артуро Перес Риверте. Вот и американская писательница, маскирующаяся под француженку, Эстель Монбрен рассказывает нам о тайнах литературы. В детективе «Убийство в доме тетушки Леонии» она рассказывает историю об убийстве из-за рукописей известно писателя Марселя Пруста. Выбор темы не случаен – Элайза Дизон-Джонс (а это настоящее имя писательницы) долгие годы профессионально изучала творчество прародителя «потока сознания». Роман оказался весьма успешным, и следом появились другие истории из жизни литературной богемы – «Убийство в «Петит Плезанс»» и «Убийство в музее Колетт». Прочитав эти книги, вы не только получите удовольствие от интриги, но и узнаете много интересных фактов о литературной среде.
Более других прославился на ниве арт-детектива Иен Пирс. Сочетая образование искусствоведа и опыт журналиста, он создает целую серию детективов из мира искусства, объединенных одним героем – искусствоведом Джонатаном Аргайлом. Здесь мы снова столкнемся с творчеством Тициана в детективе «Комитет Тициана», о тайнах полотна Рафаэля в истории «Загадка Рафаэля», выйдем за рамки живописи и познакомимся с нюансами другого вида творчества – скульптурой в романе «Бюст Бернини». Прочитав же весь цикл из семи книг, вы ощутите, как сильно выросли ваши познания в сфере искусства.
Тайны искусства воистину неисчерпаемы, как и тема искусства в литературе. В этот небольшой обзор не попали многие известные имена. Это и Х.М. де Прада, автор нашумевшего интеллектуального романа «Буря», где читатель столкнется с тайнами творчества одного из самых известных художников Возрождения  Джоржоне де Кастельфранко; и Метью Перл со своим триллером «Дантов клуб» и многие другие. В завершении обзора, хотелось бы отметить, что в нашей стране, хотя и не часто, но все же появляются писатели, успешно  перенимающие европейский опыт – Арсеньева Елена, Наталья Александрова, Леонид Бершидский, Анна Малышева. Возможно, читающая публика стала более требовательна и желает не только следить за увлекательным сюжетом, но и узнавать что-то новое? А, может,  это все то же волшебство искусства?


Рецензии