Применение проблемного обучения для всестороннего
Проблемное обучения в дошкольном образовании предоставляет возможность детям через поиск и личное открытие развивать познавательную самостоятельность. В этом виде обучения у детей в большей степени проявляется творческая активность, формируется необходимая им для ориентировки в окружающем мире целостная система знаний, умений, навыков, а также, что менее важно, развивается способность к самообразованию и самообучению. А это, в свою очередь, является огромным стартовым началом в их дальнейшем обучении в школе.
В дошкольном образовании любые знания ребёнок лучше усваивает, если они добыты в процессе самостоятельного поиска. Направление для этого поиска может задать только грамотно сформулированная учебная проблема образовательной и воспитательной направленности. Её решение способствует повышению интереса у детей к изучаемому ими вопросу. Как известно, мыслить ребёнок начинает всякий раз, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него важное личное значение. В результате за счёт увеличения самостоятельности в выполнении задания у ребёнка формируется собственная, активная позиция к выполняемой деятельности. Поэтому здесь можно говорить о проблемном обучении не только как методе обучения, но в большей мере как о самостоятельной педагогической технологии, используемой педагогом в образовании и развитии детей.
Проблемное обучение, рассматриваемое в качестве технологии обучения, можно представить в виде последовательно переходящих звеньев единой цепи: проблема – целеполагание – самостоятельная поисковая деятельность ребёнка –осмысление полученных ранее познавательных знаний – апробирование и усвоение готовых выводов – всестороннее развитие детей. В результате такого подхода к развитию детей знания, умения и навыки, полученные в процессе решения проблемных ситуаций, более эффективно фиксируются в их памяти.
Из опыта работы воспитателей ДОУ можно сделать вывод о том, что часто детям предлагают готовые сведения, которые нет необходимости воспринимать критически, их необходимо только запомнить. В крепости таких знаний нельзя быть полностью уверенным, ведь они были восприняты поверхностно на том же уровне, что и уведенный ребёнком мультфильм, не требующий от него размышлений, сравнений, привлечения собственного опыта и, таким образом, не затрагивая глубинные мыслительные функции. Как утверждал древнегреческий философ Протагор, «образование не даёт ростков в душе, если оно не проходит до значительной глубины».
Сложившийся в былые времена стереотип отношения к детям дошкольного возраста, как к малым, значит, неразумным, существует и по сей день. Но практика работы в ДОУ доказывает обратное: чем чаще и больше ребёнок оказывается втянут в размышления, рассуждения, тем больше возрастает тяга к познанию, к открытиям и тем быстрее идёт общее его развитие. Ещё Ж.-Ж. Руссо уверял, что «у детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить её нашей…». Но мы часто об этом забываем, находя решения сами, а детям предоставляя только готовый результат.
Применение проблемного обучения также как и любого другого метода, приёма, технологии в работе с детьми первоначально вначале проходит при непосредственном участии воспитателя, который помогает находить пути решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает свои предположения и учит, таким образом, детей выдвигать свои гипотезы. В дошкольном образовании, прежде чем ребёнка подвести к решению какого-либо рода проблемы, требующей размышлений, у него необходимо заложить минимальные основы знаний и умений, формируемые у них во время наблюдений, игре, в процессе чтения и других видах деятельности. Тогда поставленная воспитателем проблемная задача опирается на усвоенные знания и умения и активизирует мыслительную деятельность детей, продвигая те минимальные знания на следующий уровень – осознания действительности, создавая базу для освоения новых знаний и давая стартовую позицию для последующих изысканий.
В дальнейшей работе роль воспитателя снижается и решение учебной проблемы ограничивается помощью в направлении поиска. Рассуждения дети начинают осуществлять с большой долей самостоятельности. В результате применения такого подхода постепенно дети без помощи воспитателя начинают самостоятельно искать пути их решения. Но при этом нельзя забывать о том, что проблемы по мере взросления детей постепенно усложняются и воспитателю порой приходиться опять «становиться у руля», помогая определить направление поисков возможных решений, подвергать выводы детей сомнениям, приводя к созданию дискуссий и споров.
В практике учебно-воспитательного процесса в ДОУ проблемное обучение можно применять во всех режимах подготовки детей к жизни. Например, во время прогулки с детьми следует формировать у них наблюдательность, чему будут способствовать проблемные вопросы. У детей можно спросить, почему осенью у растений нет молодых побегов и свежей зелени. На этот вопрос дети не смогут ответить однозначно и легко, и поэтому начинают рассуждать, строить свои предположения, делать выводы. В результате беседы воспитателя с ними и в итоге дискуссии между детьми они приходят к пониманию того, что причина – в прекращении роста растений осенью. Также на прогулке можно, рассматривая листья деревьев, задать им следующий проблемный вопрос: «Почему у дерева – лист и бумагу тоже называют листом?» Такого рода вопросы побуждают детей самостоятельно вспоминать характерные особенности предметов, их свойства, их сравнивать между собой, анализировать окружающее их.
Применение проблемных вопросов эффективно на занятиях по отдельным темам. К примеру, при изучении работы транспорта, уместно спросить: «Трактор передвигается с помощью гусениц, а почему их назвали именно гусеницами?» И опять вопрос становиться для детей проблемным, и без вспоминания насекомых, характерных особенностей их строения, в частности гусеницы, способе передвижения, сопоставление с передвижением и строением ходовой части трактора, найти верный ответ было бы нелегко. На занятиях по космической тематике детям можно предложить ответить на вопросы: «Жизнь на других планетах – это хорошо или плохо?», «Нужны ли полёты в космос?» и другие.
Во время чтения детям сказок или других литературных произведений можно создать поисковые подгруппы, каждая из которых будет рассматривать особенности услышанного произведения по своему направлению. К примеру, по сказке «Вершки и корешки» одна подгруппа будет искать ответ на вопрос «В какое время года проходил сюжет сказки?», вторая изучит особенности питания героев, третья зашифрует полученные выводы, создавая паспорт сказки из схем и моделей. При работе со сказкой «Теремок» можно добавить ещё одно направление для рассуждений и поиска, предложив вопрос: «А могла ли такая история произойти в действительности?», указывающий на необходимость поисков решения в области совместного проживания отдельных героев сказки и где-то – о полной несовместимости лисы и мышки, лисы и зайца в одном доме.
В итоге получается, что проблемное обучение, а точнее развитие и обучение с использованием проблемных задач и вопросов, раскрывает сторону преемственности между различными областями знаний, интегрируя их между собой, в результате чего происходит ненавязчивое взаимопроникновение одного в другое, усвоение детьми социального опыта. В завершении также хотелось бы сказать следующее. Мысль, вечно будоражащая мозг заставляет этот мозг работать, руки – творить, а тело – двигаться вперёд, к новым достижениям и успехам! И то, что мы заложим в наших детей, определит, какое получим общество в будущем.
Литература
1. Закон РФ «Об образовании» от от 10.07.1992 №3266-1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (действующая редакция)
2. Постановление Правительства РФ «О национальной доктрине». Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751. (27.03.11). О национальной доктрине образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online
Свидетельство о публикации №214033001145