23. 03. 2014 У нас в гостях Н. Б. Рубинская

Сегодня у нас в гостях Наталья Борисовна Рубинская со своей новой книгой «По расписанью звезд». Когда говорили, что она работает над историей своего рода, представлялось  прозаическое исследование. Но Наталья Борисовна – поэт, и сделала всё по-своему. За много лет из стихов, написанных «о прадедах, бабушках, дядюшках, сестрах, крестных», сложился целый цикл стихотворений, который составил пятую часть книги, названную «РодослАвной». Книга «осуществлена  вкупе с семейным альбомом, собиравшимся около полутора столетий». История рода прослежена до шестого колена. За материалом, представленным в книге, большая работа. Оформление – художника Светланы Редькиной-Никонюк, с которой Рубинские сотрудничают с 1995 года. Ею сделано не только оформление, но и написано предисловие. Обложка книги повторяет обложку фотоальбома конца 19-го века.

«Человек, вписанный в земной пейзаж и прозревающий в этом пейзаже черты божественного промысла, - вот главная тема новой книги Натальи Рубинской. Линия любви ко всему живому, к самому «природному» существу жизни параллельна летописной тематике, раскрывающей историю рода автора. Стихотворения, оборачивающиеся то лирическими монологами, то дневниковыми заметами, сочетаясь с фотопортретами из старинного семейного альбома, становятся метафорой судьбы автора в контексте судьбы рода и страны»-это из аннотации к книге.

 

Чтение стихов чередовалось с  вопросами.

- Что Вы думаете о деградации современной литературы? Где писатели уровня Толстого, Чехова, Достоевского за последние сто лет?

-   Я не считаю, что литература деградирует. Вот, например, два раза в год выходит московский альманах «Словесность». Там печатается много сильных авторов. В каждом номере публикуюсь и я.

И она перечисляет крупные, на ее взгляд, фигуры: Юрий Мамлеев – изобретатель направления метафизический реализм, Шаргунов, Прилепин, (вспоминает и  Платонова – мистического провозвестника многих для современности вещей), Петрушевская, Иванов (Пермь), Сенчин, Герман Садулаев, Алиса  Ганиева.



- Почему сейчас в литературе так много мистики, фэнтези?

- Народ ищет объяснения различным явлениям современного мира, часто -  и выхода,подсказки. И еще - просто это издают, так выгодно, читатель такой.



-Есть ли некие правила в литературе: написания, выбора тематики, или полная свобода творчества?

- Я спонтанна.  По мне поэзия – эмоции,часто рефлексия, и всегда интуитивное познание природы вещей. А уж вот прозаики – там доминирует высокая мысль. У нас с сыном постулаты в основе творчества  разные: он считает, что оставлять после себя творцу нужно только шедевры, остальное выбрасывать. Я оставляю всё,ссылаясь на то, что женское творчество – это подобие жизненного дневника.



-Есть ли внутренний цензор? Если есть, тогда возникает несочетаемость со свободой творчества. Если свободу рассматривать  как анархию?..

- Здесь в основании – гармоничность: твой внутренний цензор зависит от свойств человеческой психики и нравственности.



-Имеет ли право гениальный поэт иметь недостатки?

Наталья Борисовна приводит пример с Пушкиным (правда, это не его слова, а кого-то из друзей):

«- Да, господа, но не так, как вы. Может быть хуже, подлее…»



-Важна ли образность? Как не свалиться в вычурность? Как отличить?

В ответ она читает отрывок: «Луна на дереве висела.Ей было весело висеть.Она как рыба там блестела, И было дерево как сеть»(автора не помнит)….

- Критерий – веришь или нет, нравится или нет. На уровне образно-интуитивных ассоциаций.



-Что для Вас Урал?

- Когда-то между Крымом и Уралом был хребет. Стихотворение «В горы по тропам из камней» - концептуальное.



            Живешь на срединном хребте России.

Спину себе распрямляешь красиво,

взбираясь по скальным ступеням -  до дома,

до неба! – кварцитам и халцедонам.



Бывает, что вдруг и заноет спинка.

Тоненько взвоешь испанской волынкой,

но  глянешь – тАк солнце лупцует листья! –

что Пашку вспомнишь – перкуссиониста.



И снова плывешь по каменным рекам,

и  чуешь себя не сверхчеловеком,

а вроде простым гиперборейцем,

дорогою птиц свершающим рейсы.





- Лирика и гражданская лирика, вопросы взаимоотношения человека с конфликтами, войнами.

- Я чистый лирик, политические вопросы не ставлю,не имея способности их разрешить.



- Кровь-любовь – это рифма?

- Да, но при пользовании ею – расстрел.



- Что для Вас вступление в Союз писателей?

- Бренд. Знак принадлежности к профессионалам.



-Писать в юности и сейчас – это одно и то же?

- Нет. Пишу с тринадцати лет. Анастасия Цветаева сначала резко критиковала мои стихи – форма была, а содержание оставляло желать лучшего ... Не было жизненного опыта. В дальнейшем она высоко ценила моё литературное творчество.



- Грамотность для автора обязательна?

- Разумеется. Кто не может писать грамотно – пусть наймет корректора.



- Ваша цель в жизни и литературе?

- Подружить музыку с поэзией, сгармонизировать.

( Презентации, творческие вечера Натальи Борисовны представляют из себя синтез из стихов, света, музыки, видеоряда и театрального экспериментаторства. Это всегда праздник).



- Верите ли в то, что кошки управляют нами?

- Они много знают, это правда, они  куда умней, чем хотят казаться, и во многом нас опережают.



-Сейчас много музыкальных (детских) проектов на ТВ. Ваше отношение к этому как педагога.

- Я человек азартный. А с детьми сложно. Хорошая поддержка продвигает. Но момент отбора важен. Здесь нужны психологи, и должна быть огромная работа. Эти дети – сильные, это уже бойцы. Очень большие таланты выявляются.



- Ученики сейчас и двадцать лет назад. Разница есть?

- Разница поведенческая. Сегодняшние ведут себя очень свободно (смеется: спасибо, что еще не бьют). Есть лентяи, а есть и такие, что грузят себя удивительно много – из этих толк будет. Есть такие, что учатся в двух вузах, есть (у меня уже двое таких учеников в настоящем, и несколько в прошлых выпусках) уже сами родители.  Очень мощная струя творчества наблюдаема мною среди подростков.



- Форма и содержание в стихах. Соотношение.

- Только единый организм.



- Есть переложение Ваших стихов на музыку?

- Многие композиторы уже написали на них песни. Правда, не все исполняются, и не все удачны.



- Сонеты пишете?

- Специально не занималась. Для учебы – нужно.



-Примитивизм или излишняя сложность?  Для толпы или для избранных? Частушки или сонеты?

- Я за золотую середину. И частушки могут быть емкими.



- Ваши любимые поэты?

- Поэты «золотого» и «серебряного века». Но да – и Жуковский, и Кольцов.



- Кого не любите?

- Постмодернистов.



- Поэзия – не поэзия. Стихи – не всегда поэзия.  Что такое поэзия? Какие критерии, признаки?

- Дело не в форме.Нет конкретных ценностных критериев. Нет такого единого ключа для определения. Включайте вкус, слух…Гармоничное сочетание признаков поэзии улавливает опытное,натренированное ухо..



Наталья Борисовна сообщила, что вчера Челябинская областная организация писателей приняла ее в кандидаты  Союза писателей России, с чем мы ее от души поздравили.


Рецензии