23. 03. 2014 У нас в гостях Н. Б. Рубинская
«Человек, вписанный в земной пейзаж и прозревающий в этом пейзаже черты божественного промысла, - вот главная тема новой книги Натальи Рубинской. Линия любви ко всему живому, к самому «природному» существу жизни параллельна летописной тематике, раскрывающей историю рода автора. Стихотворения, оборачивающиеся то лирическими монологами, то дневниковыми заметами, сочетаясь с фотопортретами из старинного семейного альбома, становятся метафорой судьбы автора в контексте судьбы рода и страны»-это из аннотации к книге.
Чтение стихов чередовалось с вопросами.
- Что Вы думаете о деградации современной литературы? Где писатели уровня Толстого, Чехова, Достоевского за последние сто лет?
- Я не считаю, что литература деградирует. Вот, например, два раза в год выходит московский альманах «Словесность». Там печатается много сильных авторов. В каждом номере публикуюсь и я.
И она перечисляет крупные, на ее взгляд, фигуры: Юрий Мамлеев – изобретатель направления метафизический реализм, Шаргунов, Прилепин, (вспоминает и Платонова – мистического провозвестника многих для современности вещей), Петрушевская, Иванов (Пермь), Сенчин, Герман Садулаев, Алиса Ганиева.
- Почему сейчас в литературе так много мистики, фэнтези?
- Народ ищет объяснения различным явлениям современного мира, часто - и выхода,подсказки. И еще - просто это издают, так выгодно, читатель такой.
-Есть ли некие правила в литературе: написания, выбора тематики, или полная свобода творчества?
- Я спонтанна. По мне поэзия – эмоции,часто рефлексия, и всегда интуитивное познание природы вещей. А уж вот прозаики – там доминирует высокая мысль. У нас с сыном постулаты в основе творчества разные: он считает, что оставлять после себя творцу нужно только шедевры, остальное выбрасывать. Я оставляю всё,ссылаясь на то, что женское творчество – это подобие жизненного дневника.
-Есть ли внутренний цензор? Если есть, тогда возникает несочетаемость со свободой творчества. Если свободу рассматривать как анархию?..
- Здесь в основании – гармоничность: твой внутренний цензор зависит от свойств человеческой психики и нравственности.
-Имеет ли право гениальный поэт иметь недостатки?
Наталья Борисовна приводит пример с Пушкиным (правда, это не его слова, а кого-то из друзей):
«- Да, господа, но не так, как вы. Может быть хуже, подлее…»
-Важна ли образность? Как не свалиться в вычурность? Как отличить?
В ответ она читает отрывок: «Луна на дереве висела.Ей было весело висеть.Она как рыба там блестела, И было дерево как сеть»(автора не помнит)….
- Критерий – веришь или нет, нравится или нет. На уровне образно-интуитивных ассоциаций.
-Что для Вас Урал?
- Когда-то между Крымом и Уралом был хребет. Стихотворение «В горы по тропам из камней» - концептуальное.
Живешь на срединном хребте России.
Спину себе распрямляешь красиво,
взбираясь по скальным ступеням - до дома,
до неба! – кварцитам и халцедонам.
Бывает, что вдруг и заноет спинка.
Тоненько взвоешь испанской волынкой,
но глянешь – тАк солнце лупцует листья! –
что Пашку вспомнишь – перкуссиониста.
И снова плывешь по каменным рекам,
и чуешь себя не сверхчеловеком,
а вроде простым гиперборейцем,
дорогою птиц свершающим рейсы.
- Лирика и гражданская лирика, вопросы взаимоотношения человека с конфликтами, войнами.
- Я чистый лирик, политические вопросы не ставлю,не имея способности их разрешить.
- Кровь-любовь – это рифма?
- Да, но при пользовании ею – расстрел.
- Что для Вас вступление в Союз писателей?
- Бренд. Знак принадлежности к профессионалам.
-Писать в юности и сейчас – это одно и то же?
- Нет. Пишу с тринадцати лет. Анастасия Цветаева сначала резко критиковала мои стихи – форма была, а содержание оставляло желать лучшего ... Не было жизненного опыта. В дальнейшем она высоко ценила моё литературное творчество.
- Грамотность для автора обязательна?
- Разумеется. Кто не может писать грамотно – пусть наймет корректора.
- Ваша цель в жизни и литературе?
- Подружить музыку с поэзией, сгармонизировать.
( Презентации, творческие вечера Натальи Борисовны представляют из себя синтез из стихов, света, музыки, видеоряда и театрального экспериментаторства. Это всегда праздник).
- Верите ли в то, что кошки управляют нами?
- Они много знают, это правда, они куда умней, чем хотят казаться, и во многом нас опережают.
-Сейчас много музыкальных (детских) проектов на ТВ. Ваше отношение к этому как педагога.
- Я человек азартный. А с детьми сложно. Хорошая поддержка продвигает. Но момент отбора важен. Здесь нужны психологи, и должна быть огромная работа. Эти дети – сильные, это уже бойцы. Очень большие таланты выявляются.
- Ученики сейчас и двадцать лет назад. Разница есть?
- Разница поведенческая. Сегодняшние ведут себя очень свободно (смеется: спасибо, что еще не бьют). Есть лентяи, а есть и такие, что грузят себя удивительно много – из этих толк будет. Есть такие, что учатся в двух вузах, есть (у меня уже двое таких учеников в настоящем, и несколько в прошлых выпусках) уже сами родители. Очень мощная струя творчества наблюдаема мною среди подростков.
- Форма и содержание в стихах. Соотношение.
- Только единый организм.
- Есть переложение Ваших стихов на музыку?
- Многие композиторы уже написали на них песни. Правда, не все исполняются, и не все удачны.
- Сонеты пишете?
- Специально не занималась. Для учебы – нужно.
-Примитивизм или излишняя сложность? Для толпы или для избранных? Частушки или сонеты?
- Я за золотую середину. И частушки могут быть емкими.
- Ваши любимые поэты?
- Поэты «золотого» и «серебряного века». Но да – и Жуковский, и Кольцов.
- Кого не любите?
- Постмодернистов.
- Поэзия – не поэзия. Стихи – не всегда поэзия. Что такое поэзия? Какие критерии, признаки?
- Дело не в форме.Нет конкретных ценностных критериев. Нет такого единого ключа для определения. Включайте вкус, слух…Гармоничное сочетание признаков поэзии улавливает опытное,натренированное ухо..
Наталья Борисовна сообщила, что вчера Челябинская областная организация писателей приняла ее в кандидаты Союза писателей России, с чем мы ее от души поздравили.
Свидетельство о публикации №214033001561