Тени прошлого книга вторая, 11

     Россия. Москва.
     Март-апрель 1918 года

     В начале девятьсот восемнадцатого молодая страна Советов переживала тяжелые дни. Многие старые партийцы считали, что дни ее сочтены и тайно готовились к побегу за границу.

     Яков Свердлов жил и работал в страшном напряжении, не находя для себя ни минуты покоя. Он делал все возможное и невозможное, один заменяя десятерых управленцев, разрываясь на части между заботами об армии, которую, едва сформировав, пришлось бросить в бой против немцев, голодом, назревающим в Москве и Петрограде, и партийными делами.

     При всем при этом, он ни на миг не забывал о царской семье, сгинувшей где-то в бескрайних просторах Тобольской губернии. Он с огромным запозданием узнал, что семья прибыла в Тобольск лишь 19 августа 1917 года и около недели жила на пароходе «Русь», поскольку дом для них был не готов к приему августейших особ. 26 августа Романовы перешли в дом, при этом бывший император с княжнами шли пешком от пристани до самого дома. Свердлов скрипел зубами, читая это  донесение, - была упущена реальная возможность расправиться с Романовыми. Достаточно было отправить туда группу боевиков из Екатеринбурга…

     С прибытием семьи в Тобольск все осложнилось. Каменный, в два этажа дом с сильной охраной не так просто было захватить даже большой группе боевиков. Главными в доме были эмиссары Керенского, эсеры: нечего было и думать договориться с ними! Единственное, чего смог добиться Свердлов на этом этапе, это прекращение финансирования содержания семьи в Тобольске. 23 февраля 1918 года начальнику охраны дома Кобылинскому  была отправлена лаконичная  телеграмма: «… у народа нет средств содержать царскую семью». С этого дня Романовы должны были существовать на свои средства, но не более 600 рублей в месяц на человека.

     Но Тобольск сам по себе не давал Свердлову никаких возможностей осуществить свой дьявольский план! Рядом были Омск, Екатеринбург, полыхавшие пожаром революции, но нет! – Золомон Пешков дал согласие Керенскому, чтобы семью Романовых отправили именно в Тобольск, где даже сейчас – спустя четыре месяца после Окрябрьского переворота было тихо и мирно, как в обычном провинциальном городке.

     Нужно было что-то делать, как-то будить это застоявшееся болото, и Свердлов отдал приказ отправить в Тобольск отряд под командованием комиссара Дуцмана из Омска. Красными командирами при нем были назначены Демьянов и Дегтярев. Главой Совдепа был отправлен старый, закаленный боевик из «лесных братьев»» Павел Хохряков. Получив отказ Кобылинского на замену солдат красногвардейцами, Дуцман и Хохряков не стали настаивать… Изгнав из губернаторского дома комиссаров Керенского Панкратова и Никольского, они посчитали свою миссию выполненной и, упразднив городскую управу,  занялись насаждением в Тобольске большевистских учреждений.

     Свердлов понял, что допустил ошибку, назначив главой малограмотного, темного кочегара с броненосца «Александр II» Хохрякова, и поставив перед ним совершенно непосильную задачу. Спасая положение, Свердлов связался с Чуцкаевым и потребовал отправить в Тобольск сильный отряд из Екатеринбурга, поставив ему совершенно четкую задачу: перевезти семью Романовых в Екатеринбург.

     Свердлов должен был заручиться поддержкой Ленина, поскольку вопрос о расстреле Романовых без суда и следствия без ведома последнего мог обернуться серьезнейшими последствиями для самого Якова Михайловича.

     Они уселись друг против друга в кабинете Ленина, и тот внимательно выслушал доводы Свердлова. Ленин долго молчал, обдумывая слова соратника, и, внезапно вскочив, заходил кругами вокруг стола.

     - Нет, дорогой Яков Михайлович! – возбужденно воскликнул Ленин. – Нет, и еще раз нет! Только суд, вы слышите? Только суд, именно всероссийский суд решит судьбу Романовых! С публикацией в газетах. Подсчитать, какой людской и материальный урон нанес самодержец стране за годы царствования. Сколько повешено революционеров, сколько погибло на каторге, на никому не нужной войне! Чтобы ответил перед всем народом! Вы думаете, только темный мужичок верит у нас в «доброго» батюшку-царя? Не только, дорогой мой Яков Михайлович! Давно ли передовой наш питерский рабочий шел к Зимнему с хоругвиями? Всего каких-нибудь 13 лет назад! Вот эту-то непостижимую «рассейскую» доверчивость и должен развеять в дым открытый процесс над Николаем Кровавым!

     - Владимир Ильич! На фронте в Сибири тяжелое положение! Чехословаки наступают. Фронт отходит к границам Омска и Екатеринбурга. К тому же, Романовых придется везти через всю страну, а у нас повсеместно вспыхивают контрреволюционные восстания…

     - Ну и что же, что фронт отходит! – перебил его Ленин. – Москва теперь – глубокий тыл, вот и эвакуируйте их в тыл! А мы уж тут устроим им суд на весь мир!

     Свердлову ничего не оставалось делать, кроме как отправить за Урал своих верных боевиков – Голощекина и Белобородова, наделив их высокими полномочиями. Провожая Голощекина в Екатеринбург, Свердлов напутствовал его:

     - Так и скажи, Шая, товарищам: «ВЦИК официальной санкции на расстрел не дает»! Значит, наш отряд должен будет ликвидировать семью в пути следования. Нужно будет разделить отряд, и одна часть пусть имитирует нападение «белогвардейской банды» с целью отбить Романовых. А в ходе перестрелки все  Романовы должны погибнуть… Ну, а далее газетная шумиха в газетах о срыве очередного контрреволюционного заговора…

     Не ограничившись этими мерами, Свердлов вызвал к себе одного из самых надежных и преданных ему боевиков. Константин Алексеевич Мячин участвовал во всех крупных налетах, организованных БОНВ и лично Свердловым, с  неизменным успехом уходя от полицейского преследования. Руководил подготовкой и осуществлением крупного ограбления на станции Миасс 26 августа 1909 года. Всего в ограблении участвовали 17 боевиков. После кровавой перестрелки с полицией (4 убитых и 10 тяжелораненых) налётчики овладели крупной суммой денег и золотыми слитками и бежали на паровозе. Большинство участников ограбления были арестованы полицией, на свободе остались четверо, в том числе и Мячин, который с деньгами перебрался за границу. Мячин (он же Стоянович, Финн, «Николай», он же - Яковлев Василий Васильевич), пожалуй, единственный из боевиков Свердлова, ни разу не попавший в лапы полиции… Мячин – Яковлев  активно участвовал в захвате власти большевиками. Был назначен комиссаром телеграфных и телефонных станций, а 8 декабря 1917 года вошёл в состав ВЧК, став заместителем ее председателя Феликса Дзержинского…

     Именно этот человек и нужен был Свердлову, чтобы довести свой план до логического завершения.

     Соратники по грабежам и разбоям уселись в глубокие кресла…

     - Мы с тобой имели предварительный разговор о судьбе семьи бывшего императора Николая, - полувопросительно произнес Свердлов. – Ты готов действовать, товарищ Яковлев?

     Мячин кивнул головой, - он всегда был немногословен.

     - Ты заветы уральских боевиков не забыл еще? Говорить и делать должно не то, что можно, а то, что нужно. Уясни это накрепко, Константин! Теперь дальше... Вот тебе мандат! – Свердлов протянул Мячину листок бумаги, и тот сразу же узнал почерк Якова Михайловича. – Прочти!

     Мандат был адресован руководителям Уралсовета: «Дорогие товарищи!
Сегодня по прямому проводу предупреждаю Вас о поездке к Вам подателя т. Яковлева. Вы поручите ему перевести Николая на Урал. Наше мнение пока находиться ему в Екатеринбурге. Решите сами, устроить ли его в тюрьме или приспособить какой-либо особняк. Без нашего прямого указания никуда не увозите.
…Задача Яковлева доставить Николая в Екатеринбург живым и сдать или председателю Белобородову или Голощёкину. Яковлеву даны самые точные и подробные инструкции.
Всё, что необходимо, сделайте. Сговоритесь о деталях с Яковлевым.
С товарищеским приветом. Я. Свердлов
9.IV.1918 г.»

     Мячин-Яковлев внимательно посмотрел на Свердлова. Он понял сразу, насколько сложная и ответственная миссия поручалась ему. И оценил доверие Свердлова…

     - Людей себе в отряд ты подберешь сам, поскольку твои люди должны быть готовы выполнить любой твой приказ, каким бы нелепым он не казался. Думаю, тебе понадобится не менее двухсот человек. Вооружение получишь любое, какое скажешь. Твоя задача: создать полную видимость того, что ты перевозишь бывшего царя в Москву! Все должно выглядеть настолько правдоподобно, что ни одна живая душа не должна заподозрить истинную цель, истинную конечную остановку в жизни Николая Романова! И эта остановка – Екатеринбург! Я давно тебя знаю, Константин! И потому доверяю тебе это сложнейшее задание, ибо нет другого человека, который смог бы выполнить его! Но!.. Любыми путями, вплоть до самого наглого и циничного обмана, до любых инсинуаций, подлогов и подстав, ты должен сделать так, чтобы вслед за царем в Екатеринбурге оказалось все семейство, и кто там еще из слуг захочет сопровождать их в «последний путь»…  Ты понял свою задачу?

     - Понял, товарищ Андрей! – прошли годы с дней подполья, но Мячин продолжал называть Свердлова его партийной кличкой. – И все сделаю, как надо! Когда я должен убыть в Тобольск?

     - Ты должен быть в Тобольске не позднее 20-го апреля! Это крайний срок. Ты уж постарайся уложиться! Я отправил в Тобольск отряд из Екатеринбурга с заданием вывезти царя, но не думаю, что из этой затеи что-нибудь получится. Но если будет получаться у Заславского – это комиссар екатеринбуржцев, то тебе останется только поддержать его.

     - И последний вопрос: расстрел семьи тоже ложится на меня и мой отряд?

     Свердлов внимательно посмотрел прямо в глаза Мячина-Яковлева…

     - А ты хотел бы войти в историю, как цареубийца? – спросил он, улыбнувшись краями губ.

     - Если честно, то… нет!

     - Вот поэтому тебе и поручается самое сложное! А нажать на спусковой крючок… Это удел слабых…

     19 мая 1918 года Президиум ВЦИК вынес постановление о подготовке материалов для предания революционному суду Николая II. Руководителем всех мероприятий, касающихся дальнейшей судьбы венценосной семьи, назначался… Яков Михайлович Свердлов, получивший, таким образом, карт-бланш от лица партии большевиков.

     Лучшего подарка судьбы Свердлов не желал…

Продолжение следует -


Рецензии
Чьи были распоряжения, что и как решалось - теперь можно только строить версии, более или менее правдоподобные. Истина, по-моему, ушла - навсегда. Но, думаю, большевики были заинтересованы провести свой суд - однозначно. Как французы - над Людовиком.

Олег Шах-Гусейнов   31.03.2014 17:55     Заявить о нарушении
Ленин - да. Троцкий - мечтал выступить на процессе над Николаем обвинителем.
Но... у Свердлова были свои планы, и он их реализовал. Достаточно проанализировать те факты, которые стали известны истории.

Игорь Срибный   31.03.2014 20:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.