Подковёрные схватки

                Подковёрные схватки          Памяти моего ученика, друга,
                замечательного спортсмена,               
                Чемпиона СССР по классической
                борьбе 1968 года,
                Владимира Сусича, 
                :                посвящается.
 
       Я прочёл письмо от приятеля из Минска и обмер:  «Аркадий Иосифович, примите мои  искренние соболезнования,   вчера от болезни крови скончался ваш ученик Володя Сусич.  Видно, не без помощи Чернобыльского облачка».
     Неужели нет Володьки,  любимого ученика, моей надежды, ведь я готовил его в   Олимпийские чемпионы, и он был всего в шаге от заветной цели?..  Сколько было пережито  радости,  разочарований – всему конец. Я сидел оглушённый и вспоминал, вспоминал: много было у меня  великолепных  борцов, но Володька Сусич  - очень талантливый, мой помощник, мой лучший друг. Тысячу раз мы с ним фантазировали: он стоит на Олимпийском пьедестале, а меня, счастливого,  зеленея от  зависти, поздравляют тренеры.
  Хохол, дружок мой, как мы вместе боролись с антисемитами!  Как – то   на одном  заводе  взорвался  телевизионный цех, погибло много рабочих,  - основным  виновником  сделали  еврея, главного инженера, хотя тот  находился в отпуске. Тогда  ко мне в тренерскую  прибежал встрёпанный  Володька, показал газету, где было об этом написано, и долго возмущался: «Вот ведь сволочи, нашли козла отпущения, всегда всю вину сваливают на евреев! А я их, Аркадий Иосифович, уважаю. Ещё мой отец, когда я уходил в армию,  говорил мне, чтобы я с ними дружил, божьи люди».   
    Да, Володька, Володька, какой извилистый путь прошли мы с тобой к несбывшейся заоблачной цели – Олимпийской медали. 
Судьба  свела нас случайно. Как -то вызвал меня начальник спортклуба подполковник Павлик и, улыбаясь, спросил:
 - Капитан Боганов, у тебя в команде проблема с кадрами тяжёловесов?
  - Да, с ними, действительно, тяжело, в прямом и переносном смысле. Кадр должен быть не только мешком  мяса, с  весом  за 100 килограмм, но  обладать мужским характером, прекрасным здоровьем и иметь юношескую  реакцию. Где найти такого парнишку не очень дорогого? - пошутил я 
-  Мне из Полоцка звонил  начальник физподготовки.  У них в дивизии есть здоровый парень, который отличился на  армейских учениях: механик-водитель танка, по фамилии Сусич. Ты только послушай, что он совершил. У его танка, ночью во время учебного боя, при форсировании болотистой местности  лопнула  гусеница, и многотонную махину начало засасывать в трясину. Каждая минута была дорога.   Так вот он, по пояс в воде,  сумел натянуть тяжеленную гусеницу и молотом вбить между траками стальной «палец». Такое мог сделать только очень здоровый мужик.  Поезжай туда, узнай, кто он, может,  подойдет  для борьбы.
.   Знакомство наше  состоялось в танковом парке. Передо мной появился высокий, голубоглазый, добродушный  парень в замасленной пилотке,  из - под которой вихрами пробивались русые волосы.
Увидев меня,   представился:
- Товарищ капитан, сержант Сусич,  по вашему  приказанию прибыл.
 -А как твое имя отчество? Он удивлённо ответил:
- Владимир Владимирович.
.- Как у Маяковского, может ты, еще и стихи пишешь?
- Нет, что вы, - смутился он.
 - А научиться бороться  хочешь?
- Мне надо получить специальность, а борьба -  это забава.
- Не скажи, станешь большим чемпионом и тогда  не будешь жалеть.  Он задумался и неуверенно ответил:
- Не знаю, надо попробовать.
Я люблю доверять своему первому впечатлению, мне подумалось: « Парень подойдёт!»
Ещё как подошёл!
   Владимира командировали ко мне, в Минск, и начался борцовский тренировочный быт. Утром зарядка, потом тренировка на ковре. После обеда баскетбол, а вечером - учебные схватки  в сборной команде республики.
  Прошло два года. Однажды, приехав с соревнований,  Володя  радостно   объявил:
- Ну вот, Аркадий Иосифович, я, наконец, выполнил мастерский норматив, всех противников положил на лопатки.
- Молодец! Как я понимаю, с этими парнями ты легко справился, но впереди нас ждут серьёзные поединки, встречи с  совсем  другими «мальчиками». Им палец в рот не клади, отхватят вместе с рукой. Теперь только надо по -  настоящему  пахать, осваивать и тренировать  приёмы, и среди них главный - бросок «прогибом».
- Это когда с противником весом под 100 килограмм надо  падать на мост? Но ведь его  проводят борцы лёгких весовых категорий?
- Да, Володя, а куда денешься, бороться придётся с нашим чемпионом мира Мазуром  и Олимпийскими чемпионами  Богданом, Рощиным и другими не менее сильными борцами  Просто толкотнёй на ковре, добиваясь у судей предупреждения противнику, тебе удачи не видать! На их стороне опыт и судьи.  Без броска -  победы не добьёшься!
На  занятиях теперь, кроме многочисленных упражнений, Володя тренировал броски «прогибом». Сжав зубы,  бросал чучела и партнёров - тяжеловесов. А я стоял у края ковра, и наставлял:
-Подбей животом, а сейчас возьми чучело потяжелей и снова бросай! Плохо, повтори! И так 20-30 раз подряд.  Он терпел, порой испытывая  боль.  Я, конечно, понимал, что от затеи стать борцом Володька   не в восторге.
Если бы он  тогда знал, какую добрую службу сослужит этот приём в решающих поединках. 
- Что – то не получается, - опустив голову,  жаловался Владимир.
- Тогда я переходил к «полосканию мозгов»,  (так  солдаты называли политзанятия).  Володя, хочешь, не хочешь, а взявшись за гуж, не говори, что не дюж! Есть указание правительства,  ведущих спортсменов поставить на  высокооплачиваемые  должности. Фактически, наши спортсмены, как и за рубежом, тоже профессионалы, иначе на мировых первенствах - делать нечего. А стране любым путём, кровь из носа,  нужны Олимпийские медали. Вот, так – то, ступил на эту стезю, спорт твоя профессия. Ты знаешь, что я живу в коммунальной квартире?  Далеко не каждому дают трёхкомнатную,  тем более  в Минске, а тебе я  её добыл, несколько раз ходил к  генерал -полковнику Амбаряну, убедил его, что ты станешь чемпионом  страны и кандидатом на Олимпийские игры.  Он поверил.  Желающих получить жильё среди офицеров - пруд пруди. Будешь чемпионом, сразу, даже, без военного образования, присвоят офицерское звание! Это ли не стимул!
 Однажды на тренировке, вместо того, чтобы идти в раздевалку, он как – то странно посмотрел на меня, чувствую, что – то  не решается сказать.
- Володя, почему не раздеваешься, в чём дело?
- Аркадий Иосифович! И смутившись,  - я  дружу с девушкой,  она мне очень нравится, хочу  жениться!
- Ты, что,  ошалел, так сразу и жениться?  Хорошо подумал? Это может  помешать нашим планам!
- Что вы, я буду ещё охотней тренироваться!
- Кто она?
- Она здесь, можно я приведу её?
  Увидев её, я понял, почему Володя не устоял. Красивая, статная девушка, с шикарными светлыми волосами.
- Здравствуйте, меня зовут  Таисия -  зарделась она.
 Я даже растерялся, никогда не был в такой ситуации, подумал, что же им сказать?
- Ну что ж ребята,  с Богом, если пригласите на свадьбу, приду!
. Теперь у Володи была семья, и он, по закону жанра, должен был  стать добытчиком. Это изменило  его отношение к занятиям.  Два раза в день он ходил на тренировки и в поте лица трудился.   Но вот беда, при всех своих борцовских качествах, силе, смелости, выносливости, Володька   не был честолюбив, а как без этого  рваться в бой? 
    Сколько раз  убеждал: без страстного желания быть  первым  в спорте больших результатов не добьёшься. Но мои слова не доходили до него.
   -  Видишь, на международном турнире в Румынии, не положил на лопатки слабого противника, хотя сто раз имел эту возможность и лишился первого места!  Львом надо быть, львом, с зубами и клыками!
   - Понимаете, этот парень румын, из Бухареста, он попросил меня не класть его на лопатки!..
  В этом был весь Володя. К нему тянулись борцы, у него было много друзей, даже среди спортсменов - иностранцев. «Знал бы, соломинку подложил». Это панибратство  и стоило ему  олимпийского пьедестала!
 Своей мощи он как бы стыдился, особенно перед ребятами  лёгких весовых категорий.    Родился у него сын.  Мы часто вместе ездили по грибы;   там ему не было равных. Как сейчас слышу Володькин голос: « Ура, нашёл белый, а вот и подберёзовик!»
 Он был – « рубаха парень», необыкновенно, бесшабашно  добрый и отзывчивый.  Помню, за хорошее выступление борцов на Спартакиаде народов СССР, мне предложили приобрести автомашину.  В то время  это считалось большим везением. Дело – срочное, денег не было,  пришёл к Сусичам, с просьбой одолжить денег. Его жена, услышав  меня, скороговоркой запричитала:
 - Ой, Аркадий Иосифович, откуда у нас такие деньги?  На что Володька   тут же выпалил:    
- Тая, не гоняй ветер, дай сколько надо!
 Дружку – Володьке обязан я приобретением первой машины, жёлтого « Запорожца», с которым он намучился, обучая меня вождению: всё никак не мог в него влезть. А слова его: «Не гоняй ветер!» - стали нашей любимой семейной реликвией.
Однажды жена Люба пришла домой взволнованной.
- Что случилось, Люба?
 -  Сегодня на работе, ко мне прицепился какой – то, не иначе, сумасшедший мужик. Стал  уговаривать, чтобы я  тебя бросила, мол, пожил ты с красивой женщиной - хватит, теперь чтобы вышла  за него замуж. Я, мол,  молодой, богатый, имею на Кавказе дом,  машину!..  Прямо не знаю, как отделаться, хоть милицию вызывай!  В это время зашёл Сусич. Я ловеласу  говорю: «Познакомьтесь – мой сын». Он, как увидел двухметрового здоровяка, тут же испарился!
   Как -то во время тренировки, меня вызвали к телефону - звонила мама. В квартире, куда недавно она переехала,  пьяный сосед хулиганил и кричал: «Жидовка, убирайся в свой Израиль!» Я  послал Володю разобраться с соседом.  Тот с ним «поговорил», как следует, на кулаках, после чего сосед три дня не мог показаться, а когда, наконец, высунулся, то тихим голосом сказал маме: «Ида Моисеевна, может вам чем - нибудь помочь?..
  В 1966 году в Минском цирке  проводился турнир памяти И.М. Поддубного. Туда съехались сильнейшие борцы классического стиля из разных стран. Фаворитом турнира был Иштван Козьма  из Венгрии, гигант –тяжёловес, весивший 160 килограмм, 2 –х кратный Олимпийский чемпион.
В сборной  команде страны, испугавшись титула противника,  срочно «заболел» наш тяжеловес. И наставники  решили «на съедение» выставить борца из Белоруссии.  Решающее слово,  кому бороться,  было за «папой». Так спортсмены между собой называли старшего тренера, основателя и куратора борцов республики, Михаила Шлёмовича Мирского. Старейшина,  участник войны,  он выходил ещё  на цирковой манеж помериться силой с такими прославленными борцами, как Заикин, Загоруйко, Ян Цыган и другие. Но мужик был с хитрецой. Чтобы не рисковать и не опозорить  своего ученика, Сергея Залусского,  первого номера в команде, назначил Сусича..
 - Что будем делать, Володя?  Может быть отказаться?
- Наверно, неудобно,  вышибут из сборной.
 - Выхода нет, надо бороться!..
 Разминаясь за кулисами манежа, пропитанного запахом животных, Володя  старался сбросить с себя оцепенение, пытался шутить:
-   Пахнет как у нас в деревне, на скотном дворе, - а взгляд его, то и дело, останавливался на  мне, ища поддержку.
Я понимал его состояние:  цирк переполнен,  среди зрителей жена Тая,  множество друзей,  знакомых и такой грозный противник.   Надо было снять с него напряжение и дать дельный совет.
-Успокойся, расслабься, - я старался говорить бодрым голосом, хотя сам нервничал не меньше. Ты теперь готов на все сто, ему надо бояться! Он сразу попрёт на тебя, - отходи! Такая махина быстро устанет - тогда проводи бросок « прогибом», но только на первых минутах, пока он не вспотел!
   Володя  слушал, но по бледному лицу и сжатым губам было видно, как он волнуется.
 Из репродуктора донеслось: « Вызываются тяжёловесы: Козьма - Сусич.»
На залитом ярким светом манеже блестел квадрат жёлтого борцовского ковра.   
    Диктор объявил: «В  синем углу  Иштван Козьма, двукратный чемпион Олимпийских игр - Венгрия, вес 160 килограмм, в красном  - мастер спорта Владимир  Сусич, Советский Союз, вес 97 килограмм!..»
 В зале ахнули, поднялся шум, зрители недоумевали: как это посмели  мальчишку - пацана, который легче почти на 70 килограмм, поставить против такого мастодонта?..
 Прозвучал свисток арбитра. Борцы сошлись на середине. Их противоборство напоминало поединок громадного Голиафа – Козьмы и маленького Давида - Сусича . Володьки буквально не было видно, он копошился  где – то между рук гиганта. Отходя под натиском противника, Сусич парировал захваты.  Резкий толчок, но Володя делает шаг в сторону,  и Козьма вываливается за ковёр.  Секундомер  чётко отсчитывает время. Борцы  тяжело дышат.  Атаки венгра следуют одна за другой -  безрезультатно: обхватить Сусича ему не удаётся. Разозлившись и забыв осторожность, чемпион, как буйвол, нагнув голову,  разведя руки в стороны, пытается схватить борца. И в этот момент, вместо привычного для Козьмы отхода назад, Володя сам обхватывает его туловище, отрывает от ковра. Козьма пытается вырваться, зрители замерли. Неужели Володька  бросит его «прогибом»,  такую тушу?   Следует  бросок, и 2 - х кратный  Олимпийский чемпион, описав в воздухе дугу, гулко шлёпается  лопатками на ковёр.
На мгновение цирк замер. А потом  зрители вскочили со своих мест и бурно приветствовали победителя. Это был и мой самый звёздный час, я стал мечтать об Олимпиаде.
Наступил 1968 год – Олимпийский. Володю включили в сборную команду Вооружённых сил. Предстоял главный экзамен - чемпионат СССР. Как солдат мечтает стать  генералом, так и тренер видит своего питомца на олимпийском пьедестале. Всеми силами я стремился к  заоблачной мечте. Существующая практика определения кандидатов для участия в международных турнирах, давала старшему тренеру   сборной команды страны право самому определять состав команды. Такая практика  создавала возможность манипулировать спортсменами, а наставникам кандидатов -  прокладывать к сердцу старшего тренера страны  красную  дорожку из хитроумных подношений и выгодных предложений. И ведь человек слаб.   На  этот  раз спорткомитет постановил: на Олимпийские игры 1968 года поедут только чемпионы страны. Это создавало небывалый накал страстей.
- Володя,- говорил я,- в тяжёлом весе среди всех борцов мира наши на голову выше,   
  победитель у нас наверняка будет чемпионом  Олимпийских игр, - рубка  предстоит жестокая, у  тебя есть реальный шанс!
  Команда Вооруженных сил в тяжёлом весе была представлена двумя борцами: неоднократным чемпионом Мира и Олимпийских игр Рощиным и  Сусичем. Победив противников в предварительных поединках, Володя вышел в финал.
А утром  случилось непредвиденное…. Спартаковец Абеленцев выиграл у армейца Рощина, значит он теперь – противник Володи.         
 Верное до сих пор армейским тяжёловесам золото, а главное -  возможность попасть на Олимпийские игры, явно переходило к «Спартаку», и   только  от Сусича  зависело:  кому достанется золотая медаль и право участия в Олимпийских играх.
  Чтобы  добыть медаль, Сусичу надо было чемпиона РСФСР, мастера спорта Абеленцева, положить только на лопатки.
Наступил день поединка. Стоять спокойно в своём углу Володя не мог. Тело его горело, каждая мышца было напряжена. Я смотрел на Володьку, чувствовал, как учащённо бьётся его сердце, мы читали мысли друг друга.
   Свисток арбитра  - схватка началась.. Абеленцев не шёл на обострение, его устраивал любой результат, кроме проигрыша  на туше.
     Володя ослабил  захват, противник тут же этим воспользовался, обхватил его туловище. И тогда Сусич через руки сам захватывает туловище противника. Кто кого перетянет? Зал замер. Видно, как вздулись мышцы у борцов.  Вдруг Володя вместе с противником начал падать назад на спину, затем, резко,  в воздухе, перевернул его и бросил на лопатки.  Победа!  Володька -  чемпион СССР в тяжёлом весе и первый кандидат на Олимпийские игры! Ура, нам открыт путь к олимпийскому золоту в Мексике! 
   Есть хорошая поговорка: «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь!..» Искушённый в жизненных ситуациях Рощин, чтобы иметь всё - таки шанс поехать,  своим наставником записал старшего тренера команды страны  - Анатолия Колесова. И, чтобы обойти решение спорткомитета, в арсенале у Колесова было много способов. На один из них попался Сусич.
В Крыму, на сборах, Володька вместе с приехавшими  из Чехословакии спортсменами готовился к Олимпийским играм. Как – то вечером  он зашёл к знакомым  чехам в комнату. Много раз я убеждал себя, что эта подстава была сделана специально… Его приятель подарил  ему рубашку. Доброхоты доложили начальству.  Тут же старший тренер  собрал тренерский совет,  который признал Сусича   фарцовщиком,  и его исключили из команды. Поехал Рощин, ставший вторично Олимпийским чемпионом.
  Сколько лет, потом, мы за рюмкой и без неё, охали, вздыхали, проклиная эту чёртову рубашку.
  Прошло 40 лет. Нет больше моего Володьки. Теперь, как  буду в Минске,  пойду на могилу к другу  Прощай, Володя!

 


Рецензии