Черный альтруист

– Ого, музыкант что ли? – спросил таксист парня в капюшоне поверх наушников, запихивающегося с гитарой на заднее сиденье.
– Что-то типа того. Начинающий.
– А я таксист, - простодушно подхватил водитель.
– Как я не догадался? – съязвил пассажир, снял наушники и назвал адрес.
Промолчав несколько кварталов, водитель снова заговорил:
– Не люблю я свою профессию, но знаешь, что мне в ней нравится? – и, не дожидаясь ответа, признался – откровенность моих пассажиров. Город наш большой, и мне многое пришлось увидеть как через стекла машины, так и в зеркало заднего вида. – Водитель ткнул пальцем в  засаленное зеркальце. – Чего только не насмотрелся… На этом заднем сиденье, где ты обнимаешь свою гитару, были и пьяные признания в любви, и страстные поцелуи, и секретные разговоры на интимные темы и даже супружеские измены. А бывали и пощечины, выяснения отношений, внезапная забывчивость о деньгах по прибытию, выходки винтовых, а не редко и блевотина как раз там, где твои кеды.
– Работа у Вас унылая. Крутить руль, жать педали и давать сдачу весь день. Вот вы и ищете разнообразие в мелочах.
«Гордость этого неудачника зашкаливает так, будто он хрен знает какой психолог. Молчаливо согласись на поддержание разговора, и тут же тебе вываливают свои «достижения» в жизни». Парень уже хотел незаметно надеть наушники и погрузится в любимый мир музыки, дав собеседнику вести свой монолог дальше, но таксист свернул тему разговора в другое русло:
 – Но самый кайф – это, конечно, одинокие пассажиры. Особенно подвыпившие. Слегка. Больше моих глаз, достается только моим ушам. Все задушевные переживания, обиды, депрессии, весь свой негатив они сливают в меня как  остатки супа в унитаз. Зачем идти к психологу, если можно вывернуть душу наизнанку таксисту? И получить совет, критику или поддержку. А я и рад этому.  Людям становится легче. И мне тоже. Но не потому, что я радуюсь за них или просто люблю утешить. Нет, конечно. Дело тут в другом.
Парень искоса присмотрелся к водителю. Обычный мужик, лет тридцати пяти, неопрятный, с давней щетиной и грязными волосами неопределенного цвета. На правой руке татуировка в виде красивого готического узора.
– Просто я неудачник. Вот и всё, – улыбнувшись, продолжал неряха. – Я ничего не добился, потерял всё, что было и всех, кто был рядом. И все по своей вине. Из-за глупости, гордости, лени. Лет 20 назад имел талант рисования, и, возомнив себя гением, перестал к чему-либо стремиться. Время шло, талант иссяк, а всё, за что я брался, не получалось. После долгих депрессий, я наконец понял, как себя утешить – чужими неудачами. Да, вот так.  И, слушая ежедневно про чужое горе, я радуюсь. Тихо радуюсь тому, что кому-то хуже. Хотя бы недолго. Конечно, пьяный к утру протрезвеет, влюбленные быть может помирятся, заплаканная красавица найдет нового ухажера, двоечник пересдаст экзамен, а я так и останусь тем, кем был. Все говорят, что нужно верить в себя. Я верю. Верю в то, что я неудачник. Делаю всё правильно, и поэтому остаюсь самим собой. Неудачником. Ведь быть всегда самим собой – это то, к чему многие так стремятся… Идеально исполняю свою роль…–  Водитель засмеялся, и парень, воспользовавшись паузой, сказал:
– А знаете, мистер Фрейд, Вы перепутали роли. Ноете первому встречному о том, что у Вас в мыслях, хотя должно быть наоборот. Я тоже могу рассказать многое. Но только для того, чтоб Вы снова чувствовали себя психологом, а не таксистом.  – «Наверное, - думал он, - для него это гораздо круче».  – Я вообще не люблю людей. Почти всех. Думаю, все отношения строятся на корысти. На выгоде. Выгода правит миром. И везде имеет свой мотив, пусть часто и скрытый. Люди делятся на тех, кому что-то нужно от меня, и тех, от которых что-то нужно мне. Вот такая простая логика и никакой психологии. Есть популярное мнение о альтруизме. Может кто-то так и делает – помогает всем бескорыстно, но я делаю иначе. Я помогаю всем, кто обратится, часто сам навязываю свою помощь. Но втайне надеюсь не получить отдачи. Никакой. Я уверен, что люди забывчивы на добро, и тем самым только подтверждают мою теорию. Не перезванивать мне, не поздравлять, забывать о встречах, не сказать «Спасибо!» - всё это только радует. Ибо только подтверждает всеобщую неблагодарность.  «Дружить», когда у меня есть связи, «любить»,  когда есть деньги. Отдаляться от меня, когда я в депрессии, забывать, когда я на мели или с долгами. Поэтому для меня любой матерящийся хам искреннее и приятнее своей откровенностью, чем какой-нибудь менеджер в банке, лицемерно растягивающий американскую улыбку в момент подписания моих рабских кредитов. Но я помогаю всем при любой возможности, втихаря ненавидя всех. Так я мщу миру, в котором правит выгода. Лицемерием за лицемерие. Я называю это черным альтруизмом.
Музыкант давно закончил, но водитель задумчиво молчал. Словно неуловимые воспоминания прошлого навеялись его рассказом. Неожиданно в случайном собеседнике, таксист увидел самого себя. Но не теперешнего, а какого-то давнего, юного и циничного. Прибыв к конечной точке, парень расплатился и вышел, а водитель, спохватившись и не пересчитывая деньги, высунул голову  в окно:
– Погоди, пацан! – хотелось что-то все-таки сказать напоследок. «При всей своей мнимой уверенности, он, похоже, еще больший неудачник, чем я. Если живет в мире каких-то одних тайных врагов. Будь я в самом деле психологом, уж точно посоветовал бы что-то ему… Жаль всё-таки того, кто сам себе враг. Как и я.»… Но сила привычки восторжествовала, и он рефлексивно бросил: - Сигаретой не угостишь, брат?!
Парень достал из пачки последнюю сигарету так, чтоб тот не заметил, и протянул водителю.
– Травись на здоровье! – и криво улыбнувшись, зашагал прочь.
– Спасибо! – снова по привычке сказал таксист, не сразу уловив смысл сказанного.
Миновав слабый свет фонарей, парень надел наушники, поправил гитару и растворился в ночной темноте. Водитель глядел вслед, пока внезапный кашель из самой глубины легких не заставил его тело изогнуться так, что он стукнулся лбом об руль. Пальцы дрожали, на висках выступил пот. Недокуренная сигарета упала на коврик у ног.  Спустя минуту, все еще откашливаясь, водитель сквозь зубы процедил:
– Чёртов… чёрный альтруист!..


Рецензии