Короткие зарисовки

                К О Р О Т К И Е   З А Р И С О В К И
                1
                Конь зелёный               

     Эту забавную историю мне рассказали: сын – Гриша и невестка  - Ира. Прошлой осенью они ездили в город Зеленогорск в гости к Ириной маме с намерением помочь на её огороде картошку выкопать. Ехали и на небо поглядывали, а небо ничего хорошего не предвещало. Доехали благополучно. Уставшие с дороги, об огороде не думали, просто радовались встрече с родными людьми, делились новостями.
     Следующий день выдался погожим. На огород пошли прямо с утра. Дружно копали картошку, собирали клубни в вёдра, высыпали урожай на полиэтиленовую плёнку, расстеленную посреди огорода. Пришли помочь копать и Ирины братья.  С шутками-прибаутками работа продвигалась споро.
     Ближе к обеду на огороде появился ещё один «помощник» - зелёный коник (как говорят на Украине), а по-нашему – кузнечик. Да большой такой! Сперва на цветнике на ромашке сидел, а потом, «видать перегрелся на солнышке» - решили мужики, и потянуло его на «подвиги». То одному копателю, то другому прыгнет на спину. Так и катался под общий хохот.
     - Что тебе надо, зараза прыгучая?! – возмутился один из братьев.
     - Да ничего ему от тебя не надо, - ответила мама. – Он себе сухое и тёплое место ищет. Ночью холодно было, а теперь ищет себе местечко, где ему повыше и где лапкам теплее.
     Гриша сбегал в садовый домик за фотоаппаратом. И вот теперь – зима за окном, а я рассматриваю фотографии, на них: славная горка чистой крупной картошки, хохочущие родственники и, самый главный герой дня – большой зелёный кузнечик на мужской тыльной стороне ладони одетой в рабочую перчатку, а ещё забавный гость на ромашке позирует и на чьей-то спине. Смотрю, так и хочется его спросить: «Где ты теперь весёлый прыгун?..»
                2
                Полосатый пригорок

     Праздник на то он и праздник, что редко бывает. В наше суматошное время спокойно погулять за городом, где вольный ветер, где кусты и цветы растут не рядами, а где семечко проросло, где всё живое вперемешку, как на городском базаре – глубоких воспоминаний стоит. Всё потому, что мне уже лет немало, да и внук, Саша, уже вырос, работает и ему всё труднее найти время для таких прогулок. А когда всё же выберемся за город, то наслаждение природой проходит пополам с воспоминаниями. Хоть десяток раз пройдись по одной и той же дорожке, всегда найдётся чему удивиться. Удивились мы и в этот раз.
     - Дойдём до Полосатой горки и повернём обратно или дальше пойдём, а домой уже поедем на автобусе? – спрашиваю внука.
     - А давай пойдём обратно тем же маршрутом, только – понизу?
     - Тоже вариант! Договорились, так и сделаем.
     Дошли мы до Полосатой горки и стали осторожно спускаться вниз. Интересно так по траве ступать. Я всё по верху, по дорожке ходила, на цветы да на разные травы издали смотрела, а тут – вот они! Саша даже под листики стал заглядывать. Набрёл на клубничную полянку. Вот радость! Как тут не удивиться? Откуда садовое растение в дикой природе?
     Поели ягодок, стали вспоминать. Лет десять назад, когда проложили эту дорожку, откуда-то привезли чернозём. Рабочие лопатами землю раскидали по пригорку, а через год, Саша где-то третий класс закончил и мы пришли сюда, с ним первый раз так далеко зашли. Смотрим: весь пригорок как большая клумба, крупными такими ромашками цветёт. Почему клумба? Потому что цветы рядами растут. Долго мы тогда размышляли над тем, как такое получилось? Тогда не догадались, а только на следующую весну объяснение нашли. И вот наши соображения.
     Зимой верхнюю дорожку дорожные службы чистили от снега, отбрасывая его за бордюр. Солнышко пригрело – потекли ручьи. Земля свеженасыпанная, вот и размыло в ней канавки. Ромашки облюбовали себе пригорок. А сам пригорок – в полоску. Размытые канавки поделили землю на рядочки. Глядя на них мы с Сашей и прозвали это красивое место -  Полосатый пригорок. Вот только недолго пригорок оправдывал своё название. Пошли в рост и другие травы. Через пару лет всё смешалось. Даже низкий стелющийся шиповник непонятно откуда тут появился. А на самом краю, где верхняя тропинка сворачивает в глубь парка, вырос огромный куст бузины. Радуется куст месту, листья крупные, в этом году уже цвет набрал.
     Постояли мы, отдохнули и пошли потихоньку в сторону города. Шли, останавливались, фотографировали приглянувшийся уголок. Повторяли каждый раз: «Красивые у нас места!» И то сказать – природу не обманешь. Всё живое растёт, бегает, ползает и летает там, где ему любо. И люди идут сюда за душевным праздником. Вот как мы сегодня пришли.

                3
     Две недели стояли сильные морозы, да ещё туманы что ночью, что днём. Устали люди от морозов и птичек жалко. На балконах появились кормушки. Я тоже кормушку повесила. Маленькие птички редко прилетают, чаще по подоконнику голуби коготками стучат. А закончится корм в кормушке – клювиками стучат о стекло, есть просят. Холодно, совестно мне не помочь пернатой родне, вот и делюсь крупой по нескольку раз в день. Вот только заметила, как бы люди ни ругали ворон, а к моей кормушке ни одна чёрная птица не прилетела.
     Наконец морозы ослабли, наверно и им самим надоело держать мир в напряжении. Самое время заняться накопившимися делами. Оделась я потеплее и в путь. Еду в город. По обе стороны дороги лес сибирский, вот только не узнать его после сильных морозов и туманов. Лес белый-белый. Не то что ветки, стволы деревьев толстым инеем покрыты. К земле наклонённые ветки больше на лосиные рога похожие. А под деревьями – ни следочка. «Как вы тут зайчики, белочки?..» - думаю я.
     С дороги уже за ближними деревьями  и лесу не видно. Белым днём, в белом лесу в десяти шагах ничего не видно. Что там дальше? Если и говорят «сказочный лес», то – вот он! Красив, кто ж спорит. Только красотой сыт не будешь. Иней твёрд и колюч, ко всякому дереву приставуч. Да и  человеку в трёх соснах заблудиться можно…

                4
     Просто случайно так получилось, что фотография украшенной новогодней ёлки легла рядом с фотографией августовской яблони. Украшенная игрушками новогодняя ёлка – красива, кто бы спорил?.. Вот только взгляд всё больше тянется к живой, тёплой яблоне. Сама яблоня как дородная женщина, у которой полна изба детишек. Яблочки ещё не зрелые, но щёчки уже зарумянились. Ветки слегка склонились под тяжестью плодов. И листва темно-зелёная, на летнем соку настоянная. Даже самые крайние листики успели до конца сформироваться. У дерева вид степенный, как у сорокалетней женщины, крепко стоящей на ногах.
     Перебрав множество фотографий, я нашла и положила рядом фотографии вишни, черешни, шелковицы, малины, красной смородины, калины, даже ежевику нашла. Попыталась окинуть взглядом фотографии все вместе, издали и найти между ними нечто общее. Неожиданно в голову пришли слова, которые говорят совсем по другому поводу: «Чувство выполненного долга!» Под эти слова подходили все фотографии деревьев и кустов. Только одна украшенная ёлочка выглядела как легкомысленная красотка. Мне даже жалко её стало…
                5

     Уже не помню, кто из моих детей и внуков сфотографировал стрекозу сидящую на былинке. Долго-долго я рассматривала её. Хорошо, что стрекоза на фотографии, в природе она вряд ли позировала бы мне столько времени. А на фотографии я разглядывала каждый сантиметр её тела.
     Первое впечатление от увиденной мною стрекозы в двух словах, вроде как – хрустальный сувенир! Прозрачные крылышки с тонким узором, как на замерзающем окне, только-только окно прихвачено морозцем. Крылья, как у самолёта, развёрнуты. Наверно, это единственное существо в природе, которое не может сложить свои крылья. Жук, комар, муха – оказывается, их тела сложнее устроены. У стрекозы крылья, вот если бы два ивовых листика разрезать вдоль и сложить по обе стороны туловища центральной прожилкой вперёд. А по краю прозрачного «листика» - вмятинки, как будто не разделившаяся оторочка. На самых кончиках крылышек – чёрные пятнышки, странно, что не круглые, а чёткие квадратики.
     Лапками стрекоза цепко держится за стебелёк, глаза – в пол головы. Короткое туловище испещрено ярко-жёлтыми пятнышками – симметричным узором. Хвостик несоразмерно длинный, с бугорками, как на бамбуковом удилище, с утолщением на конце.
     Если бы меня кто-то упрекнул за то, что я много времени потратила на рассматривание стрекозы, я бы нисколько не раскаялась в содеянном.
     Людям, живущим в городских квартирах, где от реклам пестрит в глазах, такое рассматривание рядом живущих землян – как окно в мир природы. Для меня же эта стрекоза куда красивее нынешних длинноногих худющих красавиц, уж она-то точно на диете не сидит. Я много видела стрекоз. У каждой своя неповторимая краса. Сколько ни смотри – не надоест…

                2014 г.
    


Рецензии
с удовольствием прочла ваши зарисовки! В них внимательный взгляд души и любование жизнью в ее проявлениях.

С теплом.

Лидия Вакина   30.03.2014 21:45     Заявить о нарушении
Я считаю, что наши места ничуть не хуже заграницы, есть на что посмотреть и порадоваться.
С признательностью,

Анна Боднарук   31.03.2014 03:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.