Мысли о творчестве и жизни

Московское метро. Субботнее утро. Сравнительно не многолюдно. Вхожу в вагон.
В вагоне много свободных мест. Усаживаюсь поудобнее т.к. ехать предстоит минут пятнадцать. Чтобы скоротать время поездки до своей станции начинаю всматриваться в окружающий меня мир глазами художника.  Напротив меня сидит мужчина лет пятидесяти. Вспоминаю юношеские годы. Время, когда каждый миг использовался для выполнения набросков. Рисовала всюду: на остановках, в музеях, на улице и даже в магазинах, на рынке.
А теперь вот мне уже перевалило за пятьдесят. С каким бы удовольствием я сейчас взяла в руки простой карандаш и поделала наброски с этих разных не только по комплекции, но и психологически персонажей, сидящих напротив меня.
Мысль решила помочь. Она вложила в правую руку карандаш. Да-да тот карандаш из моего студенческого прошлого.
Кого бы я в первую очередь порисовала?
Вон там поодаль сидит девушка лет восемнадцати, может пятнадцати, но не суть важно. Сидит она интересно. Да что там сидит. Она полулежит, вытянув длинные ноги в проход электрички.
Очень-очень интересный образ. Мысленно беру в руки остро отточенный простой карандаш. Начинаю от головы вести вниз линию по левой руке девушки. Рука изгибается в локте. Зафиксировала этот момент. Дальше вниз карандаш скользит по фигуре девушки. Тонкая прямая линия подчеркивает стройность девушки. Легкий изгиб ноги в брюках. Линии, линии, линии…
Нет, нельзя выхватывать эту фигуру отдельно из среды. Изображаемая мной девушка сидит рядом с подругой. Голова первой героини моего наброска опирается на плечо подруги. Комплекция подруги более устойчивая, что и поддерживает фигуру ранее изображенную.
Ах, какие линии. Все в наброске лаконично. Нет лишних штрихов и линий.
Почему я не встречаю сегодня студентов с карандашиками в метро, автобусах, на остановках?
Неужели все студенты уже асы в своем деле? Неужели они исключительно владеют линией? Неужели же им нечему больше учиться?
Но…
Позвольте не согласиться.
Открываю каждый день сайты, освещающие творчество начинающих художников. Рассматриваю их творчество, читаю комментарии.
Какие выводы? Выводы не утешительные.
Амбиций океаны, заметьте, что даже не моря, а океаны в то время, когда мастерство на самом низком уровне.
Что значит мастерство для художника? Мастерство это владение линией, формой, объемом, цветом, светом и т.д.
Можно ли этому  основательно научиться за год, за два, за пять лет?
Боюсь разочаровать начинающих художников, но моё мнение такое:
- Художник должен учиться всю свою жизнь и постоянно привносить в своё творчество что-то новое и более совершенное, от того, что он делал до этого момента.
Не ставьте цель покорять мир. Покорите себя несовершенного - собственным  совершенством.
Не занимайтесь штамповкой. Творите каждый день и тогда вы не окажетесь выбитыми из гармонии собственного мира. Ибо жизнь в гармонии является важнее потребительских ценностей земного мира.
Яркий пример потребительства заметила в вагоне, возвращаясь назад по этой же ветке метро.
Достаточно долго моё внимание ничего  не привлекало. Всё было обыденно, серо. Однотипные люди, однотипные одежды.
И, вдруг, замечаю присевшую пару наискосок.
Но, разве можно не заметить на сером фоне, яркую кошечку. Вальяжно, томным взглядом, заигрывающую со своим партнером, и одновременно из-под опускающихся ресниц мелькает взгляд кошки хищницы, профессионально, высматривающей свою очередную жертву. Увы…Найти очередную жертву в метро для нее привыкшей к роскоши не так просто.
В метро все люди скромно одетые в отличие от этой роскошно одетой молоденькой, лет двадцать барышни-кошки.
О! Да! Это истинно подходящий персонаж женщины-кошки для кисти Никаса.
Смотрю на нее, и двоякое чувство возникает у меня к ней: и жалось и смех.
Картинка считывается мгновенно. Деньги, деньги, деньги со всех сторон. С одной стороны осознанно дозировано выдаются, но в больших количествах, с другой :
- Хочу! Хочу! Хочу!
Вот, ведь, как получается. Гармония?! Нашли друг друга. На долго ли?
Один хочет красиво упакованную куколку, кошечку. Другая, нацелена на содержимое кошелька. Сделка? Бартер? А как, же, душа?

Что самое странное, ни одной мысли в этой милой головушке кошечки в те минуты не проскользнуло о возможности заработать этакую роскошь самостоятельно, потрудившись интеллектуально или физически, не считая приемов обольщения и постельных сцен. В принципе, этой головушке и не нужно быть высокоинтеллектуальной. Ей  для полной реализации себя, достаточно владеть основными приемами манипулирования мужскими запросами от женщины. Её интересы - выглядеть красиво. Ради этого она готова на многое: раздеться-одеться.
Именно свои интересы она ярко показывала публике зрительного зала – вагона манерностью поведения женщины искусительницы. Одновременно просматривалось самолюбование, желание показать себя миру в этой роскоши, добиваясь зависти со стороны нищеты, снующей в метро. Возможно, она надеялась, что народ будет давиться слюной, глядя на ее богатые одежды.
Со стороны выглядело  всё это глупо и смешно.
Впрочем, я уже ничему не удивляюсь в сегодняшнем мире, где каждый стремится жить за чужой счет.
Искусство сегодня тоже превратилось в товар и не больше. Духовной составляющей в нем очень редко встретишь.  Поэтому и удивляться не приходится, видя потребительщину во всём. Творческих людей, также пытаются раздеть догола «услужливые» помощники, дабы самим за чужой счет поживиться.

Возвращаясь домой, после метро на автобусе, смотрела в окно. Фотографировала последние, полуразвалившиеся избушки вдоль Ленинградского шоссе в надежде написать их  в будущем. Хотя кому они будут нужны? Реализм никому не нужен... Всех прельщает яркая дутая напыщенность.
Недавно услышала в свой адрес, что в моих картинах мрачные цвета, поэтому они не могут пользоваться спросом на потребительском рынке, который диктует некий дядюшка ФЕН-ШУЙ...


Ну и пусть...
Пусть пустышки бегают за яркими феншуями, а я всё же попытаюсь нарисовать хотя бы пастелью старую, умирающую Русь вдоль Ленинградки. Ведь, пройдет еще пару десятков лет и потомки не будут знать истории своего региона.
Горько осознавать, что красота наличников, козырьков избушек, этих сказочных теремков будет напрочь уничтожена километровыми складами, строящимися вдоль этой трассы. Прогресс потребительства истощает духовную составляющую на примере маленького кусочка Подмосковья.

ФОТО АВТОРА


Рецензии