К вопросу о мифологии русских сказок

Чтобы понять человека, достаточно просто обратиться к сказкам его народа. В «Красной шапочке» всё практично от начала и до конца – от предостережения разговоров с незнакомцами до безусловного наказания за нарушение закона.
С Иваном Дураком – популярным героем русских сказок – дело обстоит куда сложнее. Лежит он на печи без дела, но не просто так отдыхает – мечтается ему о дальних землях в тридесятом царстве с молочными реками в кисельных берегах и шумными пирами, где мёд-пиво по усам течёт. Где-то там далеко обязательно лучше, чем здесь. На то он и зовётся дураком, что не ценит того, что у него есть, да и творить в этом мире ничего не хочет. Чтобы из Ивана Дурака стать ему Иваном Царевичем предстоит длинный путь испытаний, раскрытия себя, преображения после купания в трёх котлах. Но пока у Вани есть и существенные черты – наивен и чист он, как ребёнок, не утратил связей с природой, движим внутренним чутьём. Оттого и обладает он даром понимания речи животных (это не звери сказочные, это молодой человек совсем не простой). Оттого и спасает он беззащитных, следуя внутренним основаниям справедливости. Оттого тёмный страшный лес – обитель Бабы Яги – проходит он целым и невредимым, хотя будь он богатырём, то обязательно бы встретил какого-нибудь Змея Горыныча. Иван Дурак движим внутренним чутьём, связью с Высшим, которого он пока не осознаёт. Судьба приводит его к шаману (Бабе Яге), который и раскрывает его потенциал, даёт вектор движения – вручает путеводную нить, свёрнутую в клубок. Но на то ведьма и шаман, чтобы не решать, а только помогать, предлагая сделать выбор. Волк-помощник рядом с Иваном – вообще зверь знаковый, символический. Он – скорее показатель становления молодого человека как мужчины, прохождение им обряда языческой инициации война. Вот и выходит, что сказка – хоть и выдумка безусловная, но скорее схожа с узелковым письмом. Умеющий читать – прочтёт правильно.


Рецензии