Живая Диалектика рожденной Мысли
I.Освобождение из плена.
Данная Заметка написана мною по давно пройденной мной и почти уже забытой Теме. Следы той Темы остались в моей долговременной памяти. Чтобы окончательно НЕ УТЕРЯТЬ ранее рождённую Мысль, соединенную с внутренним Желанием когда-нибудь обязательно это сделать. И вот настало время, когда я решился снять зарок со своего желания и выпустить невольную «пленницу» - Мысль на волю. Образно говоря, решил отправить Мысль в свободное плавание по неизведанным «эфирным» водам Интернета. К этому же подтолкнула возникшая необходимость ответить сдержанно, прямо и открыто (себе и другим) на Вопрос о целесообразности писать не очень понятные для массового читателя Тексты и выкладывать их на ПРОЗЕ.ру. Эта самая «НЕОБХОДИМОСТЬ» и заставила меня более четко сформулировать и РАСКРЫТЬ свое Отношение к ФОРМЕ создаваемых мною Текстов, которые не вызывают широких Откликов у читателей. Эти Тексты чаще всего имеют в своих заголовках словосочетание - «Суть Понятия (чего-либо)…», в которые я изначально вкладываю вполне определенный «глубинный» смысл. И именно он, этот глубинный смысл, позволяет мне смело (без колебаний) вести свой «кораблик» живой мысли через неспокойное море человеческих зыбучих «волн»-понятий, не обращая внимания на их удары по бортам этого малого, но отважного «суденышка»-Мысли, решившегося выйти в открытое море жизни.
Следует сразу отметить, что Тема, упомянутая вначале, связана с ДИАЛЕКТИКОЙ (как Учением), которую в наше время так извратили и опошлили. Стоит только «пройтись» по широко гуляющим по Интернету статьям и Заметкам различных авторов (от маленьких и до больших «Авторитетов» науки), чтобы понять всю степень унижения, извращения, искажения, да и просто НЕПОНИМАНИЯ самой Сути Замечательной Науки ДИАЛЕКТИКИ. Мне после Интернет-ознакомления стало просто Жутко и Обидно: и за всю философию (как научную дисциплину), и за ту ересь и грязь, которая налипла к столь живой и по-настоящему ценной Мировоззренческой Науке.
Мне подумалось, что люди недопонимают истинную ценность всего того, что несет в СЕБЕ эта наука. Конечно, огромная доля вины за такое положение дел лежит на ВУЗАХ, в которых ТАК БЕЗДАРНО преподавалась (и преподается поныне) эта дисциплина!
В качестве конкретного Примера, могу рассказать о себе.
II. Почему так тёмен и чужд "ДиаМат"?
Я сдавал Диамат и Истмат на выпускном госэкзамене в педагогическом ВУЗе.
Помимо того, что я сам еще в школе занимался Самообразованием, как-то: читал Маркса, Энгельса, Гегеля, Канта, Фейербаха, Ленина и других философов….
Также, в силу вынесенного на госэкзамены в ВУЗе этого Предмета, я от корки до корки изучил СТАБИЛЬНЫЙ УЧЕБНИК по данному курсу, который излагал СОДЕРЖАНИЕ всего Материала.
И что самое ПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ во всем этом, так ЭТО мое полное НЕДОУМЕНИЕ и НЕПОНИМАНИЕ всего того, что было ПУНКТУАЛЬНО изложено в стандартном Учебнике по ДИАМАТУ для студентов ВУЗа.
Там требовалась чисто внешняя формальная Память. Короче говоря, необходимо было просто «зазубрить»: вопрос-ответ. На это и нацеливал учебник.
У меня же преобладает Смысловая «долговременная» Память.
Я не мог себе позволить снизойти до «школярской зубрежки" для ответа на экзамене. Неудивительно, что сдал я этот предмет на «3» - «удовлетворительно».
И это притом, что Высшую Алгебру я сдал на «5» - «отлично».
От такого ПЕРЕКОСА в ПОНИМАНИИ Основ институтских наук у меня осталась горечь разочарования надолго.
Но НЕ НАВСЕГДА!
По прошествии времени (более 10 лет, это уж точно), как-то при переезде, перебирая стопки книг, я вновь наткнулся на злосчастный учебник по Диа-Мату и очень ВНИМАТЕЛЬНО его весь ПЕРЕЛИСТАЛ.
Там были мои многочисленные пометки…
И вот ТОГДА до меня дошло. Я ясно и отчетливо ПОНЯЛ ПРИЧИНУ моих неудач по сдаче экзамена по этому предмету. В тот момент я явно и наглядно УВИДЕЛ, что весь учебник в своем Содержании был настолько приглажен, подчищен, пунктуально разложен по-полочкам… Особенно наглядно это демонстрировалось в Оглавлении Содержания. В нем отчетливо просматривалась стройная и строгая Система Названий, которая «оповещала» о всех насущных Вопросах этой науки.
Однако в самом Содержании этой книги НЕЛЬЗЯ было найти ясного, понятного и вразумительного ОТВЕТА на указанный в заглавии Вопрос.
И вся ПРИЧИНА заключалась в очень продуманной «изощренной» Системе Изложение Материала, при которой Сущность и Логика были «замылины» до такой степени, что невозможно было уловить само «Понятие» того, о чем говорилось в тексте. Верх академической бездарности и бессмысленности такого «мертвого» пособия, рассчитанного на зубрёжку для молодых умов, убивающая у них живой интерес к подобной науке.
Короче говоря, во всем учебнике - не было огненной искры ЖИВОЙ Мысли.
Её оттуда просто специально вычистили и выбросили!
Оставили мертвые бездушные слова без реальных образов и смысла!
Это был «мёртвый» «стандартный» «кастрат» «науки»!
К тому же, учебник был оформлен в черном матерчатом переплете. Это ещё больше вызывало ощущения того, что это мумифицированный «мертвец».
От такого ОТКРЫТИЯ мне стало как-то не по-себе.
Уже ТОГДА подумал, что ВСЁ это - мертвое содержание - сделано далеко НЕ СЛУЧАЙНО и не просто так.
За всем этим должно ЧТО-ТО или КТО-ТО стоять!
С того Времени я стал задумываться и искать настоящую ПРИЧИНУ такого состояния дел в жизни и научной мысли.
Время показало, что мои подозрения были не напрасны!
III. Мысль в Сознании порождает Слово и Текст.
Другой важный Момент по написанию мною Текста живой мыслью – это РОЖДЕНИЕ его содержания непосредственно в ПРОЦЕССЕ самой творческой работы при создании.
Зарождающаяся Мысль «перекладывается» на слова. Затем, самим Сознанием Мысли тут же слова корректируются: кое-что добавляется, изменяется, выправляется, и, наконец, текст обретает тот вид, который сам собою получается в итоге - «прямо по ходу».
Конечно, в обозрении его целостно, можно заметить излишние подробности и другие нюансы (в отношении читабельности и усвояемости, и др.). Эти самосущные недоработки, конечно же, видны даже неискушенным взглядом.
Но в чем нельзя меня упрекнуть, в части создаваемого подобным образом текста, так это в отсутствии живой логически последовательной Мысли.
Она в моем тексте всегда ЕСТЬ; она является главным «действующим лицом»; она постепенно в словах обретает свой «вес»; она движется, наполняется определенным содержанием, поскольку перетекая из одного Понятия к другому, обретает через них свои новые «оттенки» значимого смысла.
Так формируется взаимосвязанный смысловой (= смысл+слово) текст, который не привносится внешне ориентированным «интеллектом», берущим чуждые слова, а порождается самой живой текущей Мыслью, которая отбирает нужные подходящие элементы, отбраковывая не подходящие.
Это и есть живая Диалектика рождающейся Мысли.
Это Качество данного Текста является его достоинством, и я этим дорожу.
*
IV. Интеллект не любит шага Мысли.
Конечно, для обычного читателя, обладающего «интеллектом» и привыкшего иметь дело со стандартным набором общеупотребительных «слов-понятий», такой ПОДХОД порождения Мысли не очень понятен и даже чужд.
Тем более что этот Процесс требует напряжение ума и работы Сознания.
Ведь при формировании любого сложного или нового «Понятия», ради которого и проводится такого рода мыслительная работа (когда привлекаются все необходимые и нужные слова-понятия для объяснения), явно усложняет и затрудняет процесс восприятия.
Привычка получать готовые образцы стандартных слов-понятий требует именно этого. И потому, длинные логические цепочки слов лишь отталкивают читающих. И всё же, создавая подобного рода цепочки слов живой Мысли, вижу их необходимую целесообразность, как необходимы шпалы для укладки рельсов, хотя сами шпалы для движение вагонов как-будто бы и не нужны. Укладка слов в текст столь же необходима.
Иногда это получается более удачно, иногда менее. Бывают излишества, которые утяжеляют и даже усложняют быстрое формирование нужного Смыслового Понятия. И тогда, приходится сожалеть о прокладке излишне длинного пути к сложению цельного Понятия из отдельных слов.
И данная неудовлетворенность естественно порождает желание обрести другой вид передачи живой мысли, который бы позволял исключить длинную цепь малоподвижных отдельных слов. В этом Процессе после «укладки» слов остается «конструкция» («текст») мало динамичная, инертная, которая в пользовании ею требует привнесения в неё силы живой мысли, тождественно равной создавшей её. Это Закон соответствия.
**
V. Будущее живой человеческой Мысли
Стоит заметить, что существует и другой вид передачи Мысли «без слов», который реально существует. Это - ОБРАЗНОЕ Мышление.
Но для перехода к нему требуется другой, отличный от словесной Логики, так называемый Художественный тип Мышления.
Но это есть совершенно другой Кругозор и другая система Образования (= образ + зова_нашего_я) .
Я не говорю уже о «телепатии», когда передача Мыслей (образов) ведется без физических носителей.
О, как бы хотелось перейти скорее к ПРЯМЫМ, быстрым, экономным ЖИВЫМ динамичным способам передачи Мыслей людьми друг другу и на любые расстояния!
А ведь это обязательно сбудется!
Но без развития живой человеческой Мысли "сегодня" это "завтра" будет не скорым.
ТАК Думаю.
Я в этом уверен!
Свидетельство о публикации №214033100411
Очень живое повествование, несмотря на сложность темы. И название красивое…
Понравилось, как достойно Вы защищаете свою точку зрения, отвечая невидимому оппоненту. Это очень ценно! Хорош пример из своей жизни, яркий и запоминающийся.
Ваша Живая Мысль здесь обрела новое звучание, что меня очень радует.
Смею (пред)сказать, что этот текст явится краеугольным, и ему на смену придут новые, «живые в движении», размышления Автора.
И я вместе с Вами мечтаю о том времени, когда собеседники будут общаться мысленно на расстоянии. Пусть это осуществится не в этой жизни, но думать об этом и готовиться, развивая свою живую человеческую мысль, надо уже сегодня.
Желаю отважному «судёнышку» Вашей Мысли успешного плавания по волнам жизни.
С уважением,
Вера Третьякова 31.03.2014 16:44 Заявить о нарушении
Пусть же свершится все доброе задуманное.
Николай Катаржнов 31.03.2014 18:52 Заявить о нарушении