Дети любви

                Дети любви,
                Мы уснём в твоих мягких лапах.               

                Наутилус Помпилиус.


                Дети любви.


     На душе кошки не скребут. Кошки скребут мебель, царапают двери и стены. К душе кошки не имеют отношения, у автора штампа не было кошки, и сон, всплывший в утренней памяти, теперь саднит и ноет внутри незванными переплетениями прошлого. Деревянные кругляши на стальной проволоке конторских счёт. Чёрные и белые. Чёрных больше, с каждым годом больше. Щёлк! – кружок влево о потёртую рамку каркаса, щёлк! – следующий. Кто следующий?

    Картинка сна, далёкая тусклая картинка полузабытого города, куда не вернуться. Но ирреальность щемила. Ночное небо без звёзд, и плотно утоптанный снег под ногами… А вдруг? и вправду?… та зима с громадной ряженой ёлкой на площади, с высокой горкой, которую сколачивают каждый год из свежих досок с запахом гроба. Площадь хорошо видна с моста, от верхней – пятой ступени лестницы меж чугунными тумбами с литыми низкими вазами, а сбоку от конуса ёлки – окна на третьем этаже. За неплотно сдвинутыми шторами жёлтый свет, внутри движутся тени, и щемит сильнее, хочется крикнуть, позвать, но крикнув, проснёшься и не увидишь их. Молодых и весёлых, ещё молодых и весёлых родителей… Их непременно надо увидеть. Хотя бы во сне. Потому что им не вернуться в явь…
Сон приходит в третий или в четвёртый раз, и продолжение известно, он из набора возвращающихся снов. В этом не войти домой - позовут на горку. Андрейка позовёт, а кто-то спросит:
   - Где Артём? Артём придёт?
   - Нет, - говорит чужой голос за спиной, - не придёт.
   - Почему?
И ответ уже сидит в ночной памяти.
   - Он умер.
Бухгалтерская костяшка с дырочкой внутри, вращаясь, летит по вибрирующей стали стержня. Щелчок!
Потом в привычном дне прорастают неотвязные зёрнышки, которые тянут побеги другого сна, где дом за рекой по соседству со школой. Крайний подъезд, второй этаж, и чётко – цифры на белом ромбике квартирного номера. Тактильное ощущение кнопки, гулко слышимый звонок в длинном коридоре за дверью, и сейчас возникнут шаги - Артём дома, он не пойдёт гулять, пока не сделает уроки. Так заведено. У всех заведено, делу – время. Звонок бесполезно трепещет и бьётся в квартире. Что-то не так, причём, плохо… совсем плохо не так, и никто не откроет дверь с белым ромбиком на верхнем перекрестье филёнок.
Сон появился давно, в середине восьмидесятых, и неотвязно множил собственные копии…

   … Через проход салона разжиревший битюг к концу полёта добил бутылку виски из дьюти фри. В сорок лет не носят футболки с надписью – Еду на йух! Нет, их вообще нельзя носить. Но… мерси, мудак! Гран мерси. Фрагмент неожиданной подсказки.

Йух! Артём придумал. В четвёртом классе. Шикарно придумал! Для посторонних ушей непонятно, и безопасно для себя.
  - Адзип! Видел, какая пошла?
Вот так. Осенило после «Королевства кривых зеркал»: Оля-Яло – девочки-близняшки, имена-перевёртыши, приключения в мире отражений. Советская Алиса в феодальном Зазеркалье. В кино толпой валили. А  хрен ли делать? - фильмов  кот накакал, и «Великолепная семёрка» не каждый год. Все умные и знают - сказку сочинил Губарев, он сочинил много сказок, и первой оказалась про Павлика Морозова. Быль в кривом зеркале. Но это позже, тогда Павлик был запевалой пионеров-героев в типовой галерее любого школьного коридора. Или портреты висели в библиотеке?
В шестом мать Вадика Скворцова превратила библиотеку в казино, выставила на кон том Дюма. Девственно нечитанный том в твёрдом терракотовом переплёте с чуть смазанным оттиском старинной гравюры на обложке. Без фиолетового штампа средней школы номер двенадцать. Мать Скворца работала библиотекарем. 
   - Ребя! «Три мушкетёра»!
И правильно сделала, всё равно «Мушкетёров» засадили бы. Рано или поздно. Спрячь за высоким забором девчонку - выкраду вместе с забора-ам!
Литература была, не было книги. Многосоттысячные тиражи растворялись в девяти часовых поясах. «Одиссея капитана Блада», Стивенсон, «Капитан Сорви-Голова», Скотт, Шерлок Холмс, Майн Рид, Уленшпигель и «Последний из могикан»… Захватанные  страницы в затёртых обложках по кругу, по рукам. Не жалко! Лёшка Яровой притащил «Наследника из Калькутты» - тыща страниц приключений!
          … Жили книжные дети, не знавшие битв,
               Изнывая от детских своих катастроф.
Уже завязали сражаться на любых предметах, заменяющих шпаги.  «В зрелом возрасте он женился на Гаргамели, дочери короля парпальонов, красивой и здоровой девице, и часто вдвоём они изображали животное о двух спинах и весело тёрлись друг о друга…» Рабле – робкие цветочки смутных видений, на очереди стоял «Декамерон». Но «Три мушкетёра»! Собственные! С замирающим предвкушением обладания. Радость туземца, прикрутившего к левому яйцу банку из-под колы.
Рулетка! На рулетке стояли двенадцать цифр, двенадцать вопросов.
О(б)
революции (Великой Октябрьской),
гражданской войне,
осуществлении плана ГОЭЛРО,
основных достижениях Первой пятилетки,
стахановском движении
и далее везде, кроме пятьдесят шестого и шестьдесят четвёртого километров.
Без остановок на культе и на том, кто его развенчал.
Редкий приём патриотического воспитания с приманкой французской авантюры. Рыли. Энциклопедии, справочники, учебники старших классов. Умные все, аж противно. Нет, не все - девчонки не в счёт, из пацанов - пять-восемь ребят. Самых. Неделя на ответы в тетрадке за две копейки.
  - Сколько написал?
  - Семь листов!
  - Ё!
И снова копали. Энциклопедии, воспоминания верных ленинцев и в первую голову Самого. С лампочкой, Шушенским, поездкой в Кашино. Истово веруя. «Смерть героев подобна закату солнца», - Карл Маркс. Во дал! Не Маркс - Артём. Целеустремлённо и аккуратно. Цитатой прикончил комиссию, остальные отнесли основоположника к рудиментам. На полштыка дотошней и урыл. Всех. Сорвал банк! Везуха!
Звали его Юркой. Артём не имя - общеобязательное образование от фамилии. Как у всех. У него, у Скворца…

  - Давай, «Вишнёвой», - предложил Скворец. – Наливки.
  - Не отпустят.
Спиртные напитки не отпускают мальчикам неполных тринадцати лет. Зима, темно и холодно, и вообще мерзко. И ещё не ведают про сезонную депрессию. Набрали: бумажный рубль, горсть монет - два тридцать две. Артём думал быстрее. Как всегда.
  - Одну, - просил он мужика в конце очереди у винного прилавка. - Одну бутылку!  Без сдачи. Пожалуйста!               
Силь ву пле! Королевская вежливость инфанта и фактическое единение масс - каждый входил в положение другого, а старший опекал младшего. И никакой борьбы с пьянством от открытия до закрытия гастронома.
   - Двадцать два градуса.
   - Забалдеем.
Из горла на троих по рискам большого пальца на этикетке – поровну! - сладко-тягуче в черноте школьных задворок. Забалдели. Чуть-чуть. Дома ни малейших подозрений.

Жизнь проходит. Вместе с нами. Подчиняя заданной скорости и не отпуская сжатую ладонь. Пока не отпуская... Но. Уже не пробежать стометровку за девять и семь десятых, не открыть Основной Закон, Главную Планету, не трахнуть Сто Тринадцать Тысяч женщин. И не о чем жалеть. Лишь о чёрных кругляшах с отверстием посередине. Скрытый эгоизм в надежде, что кто-то пожалеет о тебе. Когда нажмёт кнопку, и за дверью прокатится пронзительным дребезгом звонок. И никто не откроет…

  За дверью - коридор, слева в конце - кухня, напротив - Юркина комната. У Артёма приставка «Нота» к приёмнику «Ригонда», отец купил. За восемьдесят сумасшедших рэ. Всё правильно, Юрка заслужил – стабильный отличник. На катушках перезаписанный десять раз Высоцкий, и надо напрячь слух для трудно различимых слов. Чтоб наизусть.
        Появился дикий вепрь огромадный!
        То ли буйвол, то ли бык, то ли тур.
Высоцкого узнали с опозданием в три с лишним тысячи кэ-мэ от столицы. Время измерялось расстоянием.
   - Ну? Слышал?!
   - Класс!
Всхлипнул горн и дробь пионерского барабана недоуменно умолкла.
        Раздали маски кроликов,
        Слонов и алкоголиков.
        Назначили всё это в зоосаде.
Страна рассмеялась, посмотрев на себя. И заплакала над своим отражением. И позже над Ним.
 
Вот. Его замкнуло на раздвоении. Русский поэт-песенник с дедушкой Вольфом Шлиомовичем и бабкой Деборой Бронштейн. То время отвергало национальность, плевать на национальности! Кто-нибудь упрекнул Сашку Мирочника евреем? хоть раз? Или Лёшку Ярового? - Чамлера по отцу. Что татарин, что еврей – один… йух! И. Изложение по картине «Март», художник Исаак Левитан. Ребяты, таки скажите мене за лучшего русского пейзажиста! Чтобы поймать ухом солнечную капель со ската козырька над входом и усталый выдох лошадки. А?
     Зачем мне считаться шпаной и бандитом?
     Не лучше ль податься в антисемиты? 
Податься в титульную нацию. Блатной хрип под гитару – первая попытка приспособления, ибо зона – лучшая ассимиляция среди отсидевшего большинства. Высоцкого замкнуло, когда они поехали. Побежали и получили чёрную метку, именно тогда он растерялся. Он не понимал, зачем Мишке Шифману уезжать, и сам жил в гармонии со страной. Нормальная страна в натуре! Театр, фильмы, концерты. Деньги. И любовь, близкая к всеобщей. Но в ощущениях души заложили раздвоение, генетический эквивалент тротила. Гамлета рвануло и рвало по русскому обычаю. Водкой и портвейном. Сломало марафетом. При бабах, открытых границах. Париж,  Нью-Йорк, Таити… Таити, гля! Изгой? Шоб так жить! И с Мариной тоже, и…
    
  Журнальная фотография Влади у Артёма над письменным столом, кадр из «Колдуньи». Никакого любовного фетишизма. Просто красиво. В любовь играла Людка Губанова.
  - Юрочка, - с интимным придыханием спрашивала Людка, - ты меня поцелуешь?
Спрашивала, прижимаясь грудью. У неё было, чем прижиматься. Он смущался, ярко краснел, краска проступала через природную смуглость; в его матери мелькала искорка восточного отблеска. В шестом у Артёма пробивались чёрные усики. По-ихнему, по-девчачьи, он, наверное, выглядел симпатичным. Людка тоже была симпатичной: зелёноглазкой с роскошными косами.  Она появилась в пятом классе.
  - Хочешь, я тебя?
Пухлыми влажными губами. Не стесняясь невольного свидетеля. Из двенадцатилетних девочек без комплексов случаются б***и.
 
… и ни у кого! Ни у кого, кроме него, не было такого слога, положенного на аккорд извлечённый. Из набрякших верёвок с рваным гоном толчка сердечной мышцы. Аккорд из струн жил. Потому что жил из них. Как тот, перехвативший их лезвием в «Англетере», и другой, остановивший сердце револьвером в Лубянском проезде. И к этим троим плюсовать некого. За целый век. Есть значительные и даже великие, у которых и судьба, и трагизм, и слог. Не попадающий в шаг…

   «Всё, что прошло, присутствует где-то в глубинах сознания, создавая ощущения неразрывности времени… но, кроме ощущений, никаких картин не всплывает», - Андрейка. Через четыре десятка лет способом электронной почты. Хорошее ненастоящее письмо. Эрзац. Нет начертанной буквы, заклеенной в конверт, ожидаемого слова внутри прямоугольника с надписью «Авиа» - на три копейки дороже, на три дня быстрее.

   Нет. Ощущение слилось с обрывками изображений, и спелую черёмуху размером с мелкую вишню можно жрать полными горстями и плевать косточками с дерева. На опушке вымахала мощная берёза, редкая в этих краях.
    - Ну, сангам?
Термин для двоих. Кто дальше доссыт с верхней развилки? Тоже спорт, потому что лагерь спортивный. «Сангам» – название дурацкого фильма, все индийские фильмы дурацкие. Лес хвойный, кусок обжитой тайги, пологим склоном приходящей к широкой реке в каменистых перекатах. У реки лагерь с бараком столовой, щитовыми домиками воспитателей и палатками для детей. Палатки стоят на деревянных настилах, и пол моют салаги. Пара старожилов, которых отправляют сюда из года в год в пору зрелой черёмухи, вдалеке от лагеря. На вершине берёзы. Тут наблюдательный пункт.
   - Обожди, ща засадит!
Бык. Здоровенный чёрный до синевы бык выбирал пассию.
   - Как он их различает?
Колхозное стадо с тремя верховыми по периметру лениво перемещалось к невидимой деревне под матерное щёлканье кнутов. Штук двести говядины одного сорта – в чёрно-белых пятнах.
   - По запаху.
   - Ага! Я ж говорил!
   - Во кроет!
Быка проверили, он в порядке, каждый день в порядке! Теперь футбол - в семнадцать ноль-ноль на первенство лагеря со старшим отрядом.
    - Здоровые лбы. Проиграем.
И на берёзе зреет первое тренерское наитие, план на игру.
   - Нужна схема, - говорит Артём.
   - Лучше три. Или четыре.
   - Не запомнят.
   - Попробуем!
И мяч летит налево, где должен быть Мотя, и он там есть! и дальше по флангу на Пердуна, а от него в центр на Тосика. Удар! Голяк! И ещё пять банок!
   - Целкие ребята…
Умные. Прежде действия, прежде слова, была мысль. А впереди мысли маячила цель.
Последнее письмо от Артёма пришло в десятом классе: про самодельные гитары, школьный ансамбль, розовый вермут, красное крепкое и девочек. Да, позже уже не писали – иная отдельная жизнь, в которой иные дела. И Андрейка не писал. Дольше всех – Зуба с тяготением к высокому слогу и стихосложению. Выделывался.

  Как Зуба прознал? - никто же не сболтнул! и надыбал троих у железобетонного забора за школой. Пить принято по субботам - конец недели. В тот раз была «Апельсиновая» с липким привкусом цедры. Зуба вошёл в клуб по-нормальному, с членским взносом в пластиковой ёмкости из-под польского шампуня - триста граммов портвейна. Хорошего портвейна, отлитого дома из бутылки с красивой этикеткой.
  - Настоящий. Португальский.
  - Попадёт?
  - Не заметят. В серванте бутылок завались.
Вкус мыльных пузырей. Дома принюхивались к польскому аромату.

  Зуба нашёлся в новом веке по новому адресу и ответил прежним способом. В несовременном  конверте с полоской клея внутри треугольника клапана. От конверта тянуло полузабытым городом, где время остановилось. Но детство избирательно превращением памяти в чувство: внутри было сухо и обязательно списком ответов.               
   - Артём? Где Артём?
   - Он умер.
   - Когда?
   - Точно не помню. В середине восьмидесятых.
Чуть шершавая кнопка звонка и запертая дверь. Шестое, седьмое, двенадцатое чувство? И не надо сличать даты, они совпадут с впервые пришедшим сном.
   - Как?
   - В гараже.      
Дети любви, нас погубит твой мятный запах…

Цель, мысль… По порядку. Артём повернул ключ зажигания, лишь натянув на выхлопную трубу резиновый шланг и выбросив свободный конец через приоткрытую дверь наружу. В снег.
           Она сняла пальто,
           Он завёл мотор.
           Им было жарко вдвоём,
           Струился сладкий газ…
За дверью гаража двигатель растопит снег, и он вскипит пузырями. Талая вода заполнит просвет резиновой трубки. Один процент окиси углерода избыточен, яд копится в крови, человек не чувствует признаков отравления. И никакого мятного запаха…  Ошибка в цели.

   «По-видимому, физики правы – пространство и время обладают некой кривизной, создающей что-то вроде линии горизонта, в данном случае, горизонта событий. И события прошлого скрываются за этой линией. Вот только было, а оглянешься – ничего уже не различить». Андрейка прав: мы движемся спиной к горизонту, и он тоже движется. В противоположном направлении. Но за подвижной кривизной остаются миры, где часы стоят. Где те, от которых мы удаляемся.
Там зеленоглазая Людка ещё не отрезала роскошные косы и не спуталась с теми, кто выстрелил в неё тёмной дорогой на Абагур Лесной.
Там Артём на синем велике катит «без рук» вокруг клумбы на площади, и колёсам на свеже-вымытом асфальте далеко до выбора пути.
Там Скворец, Вадя Скворцов, не ведающий об аневризме аорты и некрологе в городской газете.
Там другие, узнать о которых суждено лишь случайно, либо не суждено никогда. Но они не изменились с тех пор, им по-прежнему четырнадцать. Детям нашей любви.
  …Мучительная навязчивость исчезла и больше не приводит к дому за рекой, к пустому коридору за дверью. Сон отстал, разрешившись фатальным ответом. Но кошки… Проклятые кошки скребут на душе. Хотя их там нет.

                Декабрь 2012.


Рецензии
Трудно удержаться, чтобы не сказать банальное "понравилось"...

Евгений Жироухов   24.01.2019 22:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.