Как я работу искала
В галстуке и с газетой в руках снимков не нашлось, и я с трудом отыскала одно-единственное фото, где я сама себе не улыбаюсь, до чего серьезная. Анриал просто. Это я к тому, что еще и по-английски говорю. Загляденье. Мисс Пепер к Железному Человеку готова.
Чтобы обрисовать картинку наглядней, без капли иронии сообщу, что имею два диплома и одно свидетельство о повышении квалификации. Итого три жесткие корочки. С гербами. В общей сложности я проучилась 10 лет, не считая самоучителей и домашек «напряги себя сам». Говорю по-английски, не так чтобы бегло, потому что кроме Криса, дважды в неделю по скайпу, и радио Moscow FM никого больше не слышу. Добавим в эту смесь дипломов чертовскую сообразительность, недюжинную энергичность и белоснежную улыбку – лот можно выставлять на аукцион Сотбис.
Итак, мой выход в свет! Где моя лопата для золота?
Октябрь прошел вяло, я только что уволилась с предыдущего места работы, и, конечно, сразу заболела. Когда работаешь –болеть некогда, а когда увольняешься - наступает защитная реакция организма- ему непременно хочется лечь и не вставать неделю. Выспавшись, я начала ремонт на кухне, разместила резюме на HH, и забыла про него в круговерти электриков, маляров и ламинатов. Не очень-то я и спешила, потому что все знают, сколько накапливается «потом-потом… когда время будет..»
По вечерам я мониторила золотые прииски Колорадо HH, пытаясь сформулировать запросы по должностям, которые в России имеют столько названий на один навык, что специалистам по неймингу и не снилось. Искала я «что-то другое-не знаю что», потому что престижная работа у меня уже была, просто блеск, элитарная и почётная, но почти бесплатная. Я бы на месте начальства еще и деньги за вход брала. До сих пор именно эта запись в трудовой книжке вызывает благоговейный трепет у кадровиков. Роль энергичного «винтика» маховика тоже примеряла: весело, не скучно, интриги, клиенты… опять же, платили мало. Полезной для духовного мира подрастающего поколения тоже довелось побывать – сеяла в сердца доброе-вечное, насеяла и сбежала. Что-то даже взошло, некоторые ученики мне пишут, не забывают. Недавно даже встретила бывшую ученицу на соревнованиях по нашему, как оказалось, общему, виду спорта, она меня узнала, хотя прошло много лет, обрадовалась и сказала, что помнит, как я призывала: «Обязааательно посмотрите мультик «Принц Египта!» Я спросила: «Ну и как, посмотрела?» «Нет еще, но обязательно посмотрю!»- пообещала она. В общем, искала я вполне обычную работенку, где могла бы принести несказанную пользу бизнесу в обмен на уважение и презренный металл.
Я четко знала, что мне надо - во-первых, деньги, а во-вторых, обязанности, которые я НЕ выполняла на предыдущем месте работы. Но работодатели устроены иначе. Они, почему-то думают, что человек, который фаршировал кроликов за 15 тысяч юаней в одном ресторане, при этом, обожая своего шеф-повара и коллег-поваров, вдруг бросит это дело и наймется в другой ресторан фаршировать тех же кроликов, и даже не другой породы, за 16 тысяч юаней. Прорыв в карьере и фанфары, нечего сказать!
Ноябрь прошел в пристрелке и в моих отказах «изысканным вариантам», наподобие холодных звонков или офису в противоположном конце города за деньги, которые я потрачу на метро. Основная вакансия в России для человека умеющего складно говорить - продавец. Причем называется это гордо: менеджер по продажам. А тут уж и шампуньки и автомобили прячутся –кому что нравится. Поэтому, половина времени соискателя, который не желает быть продавцом, но засветил слово «менеджер» в резюме, уходит на отмахиванье от назойливых сетей магазинов.
Несмотря на мое безупречное резюме, просмотров было очень мало. Наверное, Олимпиада здорово напугала народ, и все сидели на своих местах, как мыши. Еще одна причина, которая, по-видимому, не пускала меня на Олимп успеха – это мой год рождения. Наверное, он вселял в работодателей вселенский ужас и им мерещились дряхлые старушенции со вставными челюстями и склерозом, тормозящие прогресс и забывающие где их рабочее место. Не секрет, что в России женщинам после тридцати пяти лет открыта дорога только в поликлинику и магазин «Пятерочка». В Европе, наоборот, знают, что только к славному сорокалетнему возрасту женщина набирается мозгов и избавляется от юношеских прыщей. Значит, будем искать работодателей европейского склада и гибко реагировать на возможные препятствия. Я заменила главное серьезное фото на улыбающееся в тридцать два зуба европейской улыбкой лицо. Российские пенсионерки так не улыбаются!
Еще раз пересчитала свои дипломы и вспомнила про болгарку Даниэлу Симидчиеву, которая за свою жизнь получила пять степеней магистра, но до сих пор получает отказы от работодателей. "Люди с более низким уровнем интеллекта имеют другие достоинства, — говорит Даниэла. — Например, они могут лучше продавать себя". "Самая умная женщина на планете" добавляет: " …работодатели не хотят, чтобы у них работали умные сотрудники. Даже в те времена, когда у меня была работа, самая большая зарплата, которую я получала, не превышала 150 долларов в месяц".
Все-таки самое умное, что может сделать умная женщина – это спрятать свой ум. Кстати, это справедливо и в вопросах карьерного роста. Раньше я наивно полагала, что чем активней и полезней я буду работать, тем быстрее меня заметят и повысят. Ведь что всем нужно-то? Деньги. Деньги и титул,как Леди Винтер. В бизнесе, как в частной жизни- титул в данном случае репутация,гарантии на будущее, развитие. Владелец бизнеса, который хочет прибыль, сокращает офисных "паразитов", стимулирует и обучает опытных. А что видела я, например в автомобильной фирме, довольно крупной ГК? Постоянную «мышиную возню»,имитацию бурной деятельности, когда следят, и откровенное наплевательское отношение к работе, когда не видно. Мне кажется, я не открыла Америку, узнав, что в России залог успеха в карьере-не совсем искренняя дружба с начальством.
В декабре работодатель вымер. Правда-правда. И я никак не ожидала от него такого подвоха, потому что сама-то была живее всех живых и ремонты мои подходили к концу. Тут я поняла, что натурально осталась без корпоратива! Пока что это расстраивало меня больше всего, потому что я очень люблю танцевать и фотографироваться.
13 января был понедельник. Старый Новый Год. Мы же в России живем, поэтому … 14 января- вторник, реальный первый рабочий день, но, видимо, с головными болями. 15 января на моих резюме появилось 2 просмотра! Ура, они проснулись, опохмелились, посчитались, и поняли, что в их успешных рядах не хватает меня - их путеводной звезды и надежды на светлое прибыльное будущее!
Ну началось хоть какое-то движение, спустя 3 месяца. Я каждый день обновляла резюме. Изучала спрос и предложение, делала отклики, меняла фото, оттачивала резюме. Итог: просмотров очень мало, вакансий нет. На мои отклики работодатели не реагировали вообще. Не просматривали и все. Зачем размещать не настоящие вакансии - мне не совсем понятно. Например, «Газпром» делает вид, что работает по-честному, а на самом деле даже не смотрит на «уличную» почту. Я никогда не работала в кадрах и кухня этого загадочного и всемогущего департамента оставалась для меня тайной. Одно я видела точно - шаблон, невнимательность, отсев на стадии просмотра резюме подходящих по всем параметрам кандидатов – вот они, российские эйчеры. На первичный отбор сажают помощников глаза ломать в интернете, и они пропускают все сливки. А после, опытные рекрутеры общаются на личных переговорах с теми, кого Бог послал. Говорю же, вредительство, да и только.
Процесс шел, хоть и медленно. Я отказывала, мне отказывали. Почему я – не секрет и все это знают - или далеко, или денег мало, или «отдельный кабинет в отдаленном филиале» - в общем, поболтать не с кем. Почему мне?
Вакансия - мечта поэта. В «….нефть». Все поняли, чем пахнет? Деньгааами пахнет. Приезжаю. Милая девушка, беседуем. Её устраивают мои ответы, меня – их зарплата. Любезная сотрудница предлагает мне пройти два теста –один на компьютере, второй в бумажном формате. И удаляется из кабинета. Я ответственно выполняю задания в половину отведенного времени, попутно обнаруживаю две ошибки -лингвистическую и фактологическую, в компьютерных тестах. Результат был бы сто из ста, но минус эти два неверно составленных вопроса. Я собой довольна. Вежливая служительница нефтяных скважин вернулась, сказала: «Ооо» и проводила меня к начальнику отдела кадров. Им оказался интеллигентный мужчина, который задав пару каверзных вопросов наподобие «а почему ушли… а почему не работали тогда-то…» (но мы-то хитрые соискатели давно подготовили, что нам «врать») со спокойной душой отправляет меня к непосредственному начальнику, руководителю n-ского департамента. Девочка-кадровик и Девочка-на-чье-место-я-пришла начали уже рассказывать где столовая. Я уверенно вошла в кабинет, больше похожий на пещеру Сим-Салабим, и встретилась глаза в глаза с её хозяином. Он бросил взгляд на меня, на резюме, опять на меня, и спросил, работала ли я в «такой-то» программе. «Нет, но научусь», честно ответила я. «Хорошо, спасибо». Его лицо было "не читабельно". Вот что значит нефть. Я вышла, зашла девочка-кадровик. Вышла и на ее лице все было видно. «Почему нет?» «Он сказал, Вы не работали в такой-то программе… мне жаль».
«Цвет волос не подошел, или декольте маловато, - подумала я, - хоть бы отмазку поинтересней придумал. Навыки девочка изучать должна, а не ты, владелец плантаций». Дома я посмотрела, что за программу он хотел, заказала демонстратор, почитала, делов-то, на пару часов... и вписала ее в резюме. И еще парочку на всякий случай. Спасибо за информацию плантатору.
Как бы то ни было, работодатели действительно требуют иметь в арсенале знание программ, на которых они «сидят». Им, наверное, невдомёк, сколько их уже расплодилось, программ и подпрограмм и версий. Я наивно полагала, что к своим семи, вполне могу прибавить еще одну. Не понимаю, зачем человеку, учить впрок какие-то программы, которые являются, по сути, инструментом, не более. Не рентабельно расходовать свои нейронные цепочки зря- преждевременная амортизация может наступить.
«Такой-то» банк. Сразу спросили по телефону: «а какой у вас рост?» -«такой-то» - «оу, это нам подходит, подъезжайте!» Приехала, поговорили, «проверили» мой английский, подсунув мне перевести с листа экономическую статью. Неважнецки я ее перевела, прямо скажем. Конечно,откуда кадровикам знать разницу между переводчиками из Мориса Тереза и остальными, с курсов. Беседуем дальше, спрашиваю: «а при чем тут рост?» Отвечают: «у нас там все невысокие и руководитель тоже, просто чтобы новая девочка не чувствовала себя не в своей тарелке». «Ахаха, наверное чтобы руководитель не чувствовал себя не в своей тарелке, - подумала я,- а не новая девочка!» Расстались, не перезвонили. Видимо, длинная я все-таки оказалась, да еще и в кипрской экономике плохо разбираюсь.
Известное информационное агентство. Офис –центрее не бывает. Журналисты, жизнь кипит, все бегают туда-сюда… Красота! И нашли же меня, и пригласили, хорошие кадровички, молодцы! Только не сообщили должность (приблизительно, что-то «стартовое»), деньги, график, ну ничегошеньки. Ну ладно, еду, «…новости» как-никак. Беседуем с двумя дамами – одна помоложе и по-суетливее, вторая - главная. Сидит спокойно и глаз с меня не сводит. Расспросы-допросы, а я сижу и не понимаю, хочу я сюда или нет, потому что ничего не знаю, что от меня хотят, а стало быть, не демонстрирую того, что они хотят увидеть. Пытаюсь задавать вопросы, наверное, много «лишних». Отвечают вяло и с видом: «Вы еще спрашиваете что-то? разве не понимаете, какая честь Вам оказана, что Вы здесь вообще сидите!?» Бестолково проговорив ни о чем, чувствуем, что пора раскланиваться. И тут, «вальяжная дама» задает странный вопрос: « а Вы не думали о том, чтобы вернуться к своему основному образованию?» Я растерялась, стала соображать, о каком из образований она говорит? Вобщем, зеленый виноград да и только. Пока я думала хочу ли я их, они-то уж точно поняли, что не хотят меня.
Выйдя на улицу, до меня дошло, что она спрашивала о моем первом журналистском образовании, намекая на возможный рост, если я захочу писать. Но намекала она как-то уж очень витиевато! В результате, мы потеряли друг друга и не скажу, что только по моей вине. Да, козыри у работодателя, но и он теряет «потенциально полезного собрата» только потому, что слишком надувает щеки, позабыв, что перед ним простая женщина, которой нужно кормить детей. А ведь как могло все сложиться: мне - ясность, им- мой подвешенный язык , и все довольны.
Вакансия в Учебном центре. Мне все нравилось. Им тоже.
- по-английски говорите?
– да,
- такую-то программу знаете?
- да,
- такой-то опыт имеете?
– да,
- хм... посмотрим-посмотрим... ой, нам нужен «Специалист в отдел подготовки кадров» а у вас написано: «Менеджер в отделе обучения»
- да, но это одно и то же!
- да-да-да, мы обязательно с вами свяжемся!
……………
В итоге я, конечно, нашла свою работу и своего работодателя. Тут как в любви: все должно быть взаимно. И конечно, это оказался европейский работодатель, которому было наплевать, что мне почти 40 лет. Чистого времени ушло полтора месяца. Пристрелки и неудачные календарные периоды не считаются. Работаю я рядом с домом, получаю хорошую зарплату и не нарушаю режим питания. У меня есть время на моих детей, на мою личную жизнь и на мои рассказы. Чего и вам искренне желаю,
Ольга Север, март 2014.
Свидетельство о публикации №214040101599
Был рад вашему возвращению на этот ресурс
Вячеслав Агапов 08.07.2014 17:37 Заявить о нарушении