Трудно быть богом - рецензия на фильм

Страна: Россия , 2013
Режиссёр: Алексей Герман
Сценаристы: Алексей Герман, Светлана Кармалита, братья Стругацкие
В главной роли: Леонид Ярмольник
Композитор: Виктор Лебедев
Операторы: Владимир Ильин, Юрий Клименко
Жанр: драма, фантастика

_______________________

12 лет я ждала выхода этого фильма. Те, кому посчастливилось краем глаза хоть что-то из него увидеть, с таинственным видом обещали нечто грандиозное и гениальное. А фильм всё не выходил и не выходил на экраны. То одна причина возникала, почему премьеру следует отложить на неопределённое время, то другая. Ходили слухи, что в широком прокате лента вообще никогда не появится. В 2012 умер Борис Стругацкий, один из авторов повести, по которой был написан сценарий. В 2013 скончался и Алексей Герман, режиссёр картины.

Неожиданно прозвучало сообщение, что Умберто Эко, первым из европейских зрителей, посмотрел «Трудно быть богом» и остался настолько потрясён, что три дня приходил в себя, а после написал эссе. В эссе он сравнил своё восприятие фильма Германа с тем, как если бы превратился в Данте и в сопровождении Вергилия прошёл все круги ада, но не как зритель, а как участник событий. В конце он резюмировал, что после этой ленты фильмы Тарантино кажутся диснеевскими мультиками.

В конце того же года «Трудно быть богом» показали на Римском кинофестивале, и хотя лента шла вне конкурса, Герману посмертно присудили «Золотую капитолийскую волчицу».

Всё сообщения о фильме завораживали, вызывали острое нетерпение наконец-то увидеть это чудо. И вот наконец в конце февраля 2014 «Трудно быть богом» оказалось в российском прокате.

На интернет тут же обрушилась волна рецензий о том, что какой бы фильм ни был гениальный, но смотреть его невозможно, и зрители массово уходят, не досидев и до середины просмотра. Даже Экслер не пошёл на показ, сославшись на одну из таких рецек – типа не смотрел, но осуждаю.

Наверное, поэтому я отправилась в кино не в первые дни выхода фильма на экраны, а ближе к середине, когда дешёвые сеансы стали попадаться в «Афише» всё реже и реже, рискуя и вовсе исчезнуть.

Молоденькая кассирша в кинотеатре сразу предупредила, что фильм чёрно-белый и идёт три часа. Только получив моё согласие, она выбила билет (спасибо, не заставила подписываться, что о возможных последствиях зритель предупреждён). И я мрачно стала ожидать начала сеанса. Ясно было, что зрелище предстоит не из лёгких.

Вопреки моим предчувствиям, зал хоть и не был набит, но и пустым его назвать было бы несправедливо. Зрители заняли примерно треть свободных мест. И справедливости ради надо сказать, что досидели до конца почти все, кроме двух человек, ушедших после середины и ещё двух – в самом конце. Всё-таки народ в целом понимал, на что шёл, а случайных зрителей, в ущерб своему бюджету, отсеивали в кассе, и это хорошо, потому что смотреть никто не мешал.

Собственно о фильме. Да, гениально. Да, смотреть физически невыносимо тяжело. Это действительно фильм о том, что БОГОМ БЫТЬ ТРУДНО. В фильме Германа это не просто слова, это самая настоящая реальность.

Если вы читали повесть Стругацких, то, конечно, помните, что Румата – это землянин со статусом божества, оказавшийся среди наблюдателей в городе Арканар на непроходимо отсталой планете, погрязшей в бесконечном безвылазном Средневековье. Но и зритель – он тоже землянин. И то, что видит Румата, видит и он. И вместе с Руматой он должен пройти ад, чтобы понять, насколько тяжела миссия человека, который может стереть эту планету с карты Галактики, но бессилен изменить ход человеческой истории, не нарушив свободы воли.

Не знаю, как у Германа это технически получилось – действие происходит и на улицах Арканара, и в трактире, и в замке, и в подземелье, и где-то за городом, - но ощущение, что это всё одно и то же промозглое, грязное, мокрое, вязкое, чавкающее пространство-болото без малейшего намёка на переход от одного места к другому. Здесь всё одинаково серо. И эстетические чувства зрителя страдают, потому что это такое место, где даже природа мерзостна, уныла, физиологична и безнадёжна.

В Арканаре не имеет возможности расцвести ничто светлое и хорошее: ни цветок, ни мысль, ни чувство. Всё закиснет, зачахнет, погибнет, будет раздавлено. В этом безнадёжном мире и земляне изрядно опустились, потому что иной жизни здесь не может быть ни у кого – перед грязью и торжествующей серостью равны все. Белоснежные носовые платки Руматы, которые входят в моду в Арканаре Стругацких, в Арканаре Германа падают в грязь и становятся, как и всё здесь, замаранными. Здесь все сморкаются в руку, смачно плюются, а если топят друг друга, то непременно в сортире.

Даже когда кто-то моется, а случается здесь это нечасто, возникает физическое ощущение, что и взятая для омовения вода грязная, уже не раз использованная, в которую и плевали, и сморкались, и гадили. Если Румате требуется чистая одежда, ему нужно перерыть ворох заплесневелых рубищ, чтобы найти что-то немного приемлемое, которое, разумеется, не сверкает белизной, а в лучшем случае – слегка чище остального.

Это мир, в котором совсем-совсем нет ничего красивого, всё уродливо, люди уродливы, их быт уродлив, души уродливы, если есть кто-то выдающийся, то это философ с дурацкими идеями, или поэт с дурными стихами, или изобретатель-самоучка, который сумел спирт перегнать и теперь нажирается этим спиртом.

Когда Румата начнёт читать пастернаковского "Гамлета", то споткнётся на середине и дальше не сможет вспомнить, потому что даже мысли здесь вязкие, и настоящую поэзию этот мир отвергает в самой своей сути. А маститый местный поэт лишь деловито заметит, что «сумрак ночи – это просто вечер».

И вот уже Румата становится почти такой же, как жители Арканара: кому-то грязно хамит, у кого-то отбирает грязную посудину с бурдой и, нимало не брезгуя, жадно хлебает её, и вместе с аборигенами сморкается в руку, хотя белоснежные носовые платки – единственные чистые в Арканаре лоскутки ткани – у него ещё есть в запасе. С волками жить…

Однако, и опустившийся Румата по-прежнему помнит о своей земной миссии. Для него невыносимо тяжело держать в душе мысль, что нельзя ничего изменить силой, нельзя все это смести и построить новый мир. Нужно, чтобы вот эти полулюди-полуживотные сами, медленно и с трудом , из поколения в поколение, развились в нормальных людей. Никакое просвещение не сделает их добрей и умней.

И единственное, что он может для этого мира сделать - это попытаться не дать погибнуть кому-то, кто ничем не лучше остальных, только чуть-чуть, на полголовы, повыше, но как и другие – ещё не дорос до того, чтобы увидеть свет.

И как квинтэссенция всего происходящего в фильме эпизод, когда Румата играет на саксофоне, и эти звуки музыки – возможно, первое чудо, которое случилось в Арканарском болоте. А мимо идёт мужик с маленькой девочкой, и та спрашивает: «Как тебе эта музыка?» И мужик не знает что ответить, а девочка уверенно изрекает: «У меня от нее живот болит».

Ну, конечно, болит. Как он может не болеть, если этот мир ещё не дорос до красоты? Так почувствует себя нераскаянный грешник, соприкоснувшись с Божественным – ему будет страшно, неуютно и больно. Он попытается отвернуться от того, что ему приносит дискомфорт. Недаром говорится: «Двери ада заперты изнутри».

И поэтому тоже трудно быть богом – ведь невозможно заставить этих людей почувствовать прекрасное – такое чужеродное в этом страшном мире.

И ещё сама собой за время просмотра не раз напрашивалась мысль о том, что этот фильм о том, как Богу тяжело смотреть на нас, потому что Он нам тоже дал свободу выбора, но не может нас заставить стать лучше и чище. А рядом с Ним мы ещё грязней и безобразней, чем арканарцы перед землянами, но Он-то всё равно нас любит. И всё равно надеется, что мы станем иными.

11 из 11

ЗЫ. Фтопку тех, кто говорит, что фильм смотреть невозможно – смотрится на одном дыхании, но это, действительно, очень непростое серьёзное кино. И, разумеется, не для каждого.

ЗЗЫ. Особый респект операторам. Гениальная работа.


Рецензии
Конечно, эта одна третья "досмотревших" отождествляет себя не с искусственно слепленными уродами созданными злым гением Германа а Руматой, Богом, которому так трудно жить с...
Это именно порождение нашего менталитета где и в столице и в провинции, и в городе и деревне, и интеллигент и проститутка, и работяга и последний забулдыга постоянно твердят одно "фу, как всё у нас хреново, хуже нас..!" Но совершенно не чувствуют дискомфорта, который испытывал бы любой житель планеты: "раз мои соплеменники такие то это и ко мне относится.... Нет. Это у нас такое самоутверждение, необходимое для преодоления российского комплекса неполноценности "Я то - не вы убогие.. Я ...!"
А вообще и сама книга ещё более страшна. Ведь всему есть причина и следствие и если живое существо живёт именно так,
то это не следствие его патологического стремления а имеет высший природный смысл выживания в вечности,
благодаря которому "ах если знали, из какого сора!" мы все потихоньку появились.
А в книге Румата-Бог руководствуясь казалось бы "чистыми" идеалами понимает что этот мир легче.. уничтожить!, чем изменить. А может так и сделать, создав на "этом" месте новый, чистый, гуманный мир?! Под самым благовидным предлогом защиты чистоты идеалов и моральных ценностей..
"Активный гуманизм", он сейчас пришёл на "западе" на смену колониализму и национализму..

Владимир Кокшаров   05.04.2014 10:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.