Последний старец Сталинградский снег18

***

...Аню холодно колола в лицо снежная крупа. Продолжали работать двигатели "Дугласа", который, окрашенный в белое, высился на снежном аэродроме точно гигантская доисторическая птица с вращающимися лопостями-крыльями. Из выхлопных отверстий то и дело вырывались языки пламени, что отбрасывало наснежный покров и лилово-синие сумерки багровые блики. в голове мелькнула мысль: именно сейчас должен произойти контакт с сотрудником зафронтового управления?.. именно сейчас она должна получить весточку?.. Но как же тогда понимать - Варенцов хочет отправить её в тыл, на Большую землю. Отправку отменят?

В следующий момент - сверху-вниз - сквозь порывистый шум винтов и шум позёмки, она расслышала знакомый где-то голос:

-Раненую на борт не грузите... несите обратно в лагерь...

-Есть...

-До особых распоряжений! Ваш командир в курсе...

Следом раздался кашель и голос того, что был в заячьем треухе:

-Ох тяжка наша доля... Не пожрамши, не поспамши - тягать да тягать... И притом - разных раненых девок... Самое ей место - скажи, дядя? - до Москвы, а там - в госпиталя...

Аня ясно услышала скребки - точно по железу, или железом по стеклу. До неё дошло - "треух" скрёб свою щетину, что обросла наледью на подбородке.

-Ну, не шебурши, - прозвучал дядя где-то рядом. -начальству всё одно видней. Так, смирна-а-а! Затушили цыгарки, грёбана вошь, кому сказано...Вдали, раз-два...

Сверху точно опустился огненный столб - на мгновение стало тихо и светло. Исчезли разом все частые и досадливые шумы. Стало пронзительно тихо и спокойно на душе. Ане казалось - вот-вот, и она услышит собственное дыхание биение пульса. А сверху сорвалась огненным жгутиком звезда - небесное тело за миллиарды километров прекратило своё существование...

Нельзя сказать, чтобы девушку поразила эта новость. К чему-то такому она подготовила себя накануне. Слишком уж любезен стал Варенцов - за час-полтора до отправки на лесной аэродром. И отбыл туда почему-то первый, хотя прибыл последним.В обязанности его входила проверка постов, состояния расчищенных полос взлёта и посадки и многое другое, вплоть до встреч со своими осведомителями."...Ну вот, скоро Москва златоглавая вас поприветствует, - заметил он Ане перед самым отъездом.- искренне вам завидую. самому хотелось бы там оказаться - без шуток... Знаю, прозвучит как паникёрство, но ничего с собой не могу поделать. Москва, как много в этом слове для сердца русского слилось... А вы не просто так в Москву, поэтому желаю вам всего-всего..."  "Благодарю вас, товарищ Варенцов, - с улыбкой сказала она, хотя вышло чрезвычайно сухо. - Да придётся с начальством встретиться. Погода лётная, фрицы вроде отдыхают - долетим". "Есть ещё неожиданности, но их я беру на себя, - внезапно улыбнулся всеми зубами Варенцов. - Их не надо принимать в расчёт. Есть у нас источник при немцах в Смоленске, товарищ "Марта". Не идёт ей, конечно, этот псевдоним - надо сменить... Тоже любит всё  преувеличивать и акцентировать внимание на самых невероятных мелочах. Причём - уже накануне... Все ругаются, но это - помогает! А то ведь расслабляются, черти..."

В следующий момент пелена застлала глаза - Варенцов стал говорить медленно. затем и вовсе - его голос поплыл... И прозвучали эти слова: "Вам привет от Макса, берегитесь!" Было неясно кому они принадлежали. Бате?..Её стало кидать в озноб. И холодная колючая волна мигом прошла по её голодному, исхудалому девичьему телу. Неужели у Вильнера были в отряде свои источники? Или это агенты Науманна?

Её мигом донесли к саням, что стояли поблизости, возле просеки.Уложили на мягкие тюки с махоркой. Лошади были с ледяными гривами, от них валил серебряный пар. Вскоре после того, как объявилась Аня , они стали похрапывать и пританцовывать. А то - стояли молча и неподвижно, как два изваяния из гипса или белой скалы. Вскоре появился хлопец в полушубке, забранный до ушей барашковым воротником, с карабином, что скупо сплюнул на морозе. Прозвучала перекличка с охраной санного обоза - все ли на места? "Я четвёртый, батя,я на месте", - отрапортовал хлопче и по команде взмахнул тяжёлым веревочным кнутом. И тут же - выпустил его из рук...

***

-...то есть, кто кукловод, а кто из нас кукла? - Науманн расслабился и дёрнул правой рукой так, чтобы расправилась мышца.Он физически ощущал небольшую тяжесть - карман галифе оттягивал "Вальтер РР", с которым он предпочитал не расставаться.- Вы или Абвер?

-Я вас не понимаю, оберфюрер. Что-то шумит в левом ухе... Проклятые русские морозы - простудил ухо, наверняка.

Вильнер сидел на кончиках ног - мышцы икр набрякли, будто стали неживые. Голени вообще занемели словно на морозе. Тысячи невидимых иголок жалили стопы. Он их также перестал чувствовать. Но вся сила нашла сосредоточение именно там, где следовало. Он ощущал её на седалищном нерве и дальше. Оттуда она восходила по всем жизненно-важным органам и снимала с головы ненужную, порой губительную тяжесть.

Науманн порывисто встал. Глянул в сторону окна и почувствовал стремительную пустоту, что готова была ворваться ему в желудок и выбросить туда - на снег. Истоптанный сотней ног, с подтёками крови, что тщательно забросали большими квадратными лопатами, он был страшен.Тугая спираль свилась у него на лбу, стала медленно опускаться на шею - вскоре опутала её хлёсткой змеёй. Стало невыносимо сложно дышать...

-Да бросьте... коллега! - сказал он с трудом, относительно вежливо, заглатывая сухие, вонючие комья, что вышли откуда-то изнутри. - Я буду говорить совсем близко к теме, партайгеноссе...

Он снова написал в блокноте химическим карандашом  и показал его Вильнеру. Там было написано:"Значит ваша организация стала использовать источники Абвера. А кто может поручиться, что это Канарис не использует вас в тёмную? Этот Винфред-Штахов, он был в Испании при штабе Франко.У него опыта по-более, чем у нас, вместе взятых. А Книппер - старая лиса и тоже, опасный тип. Мне говорили, начальник диверсионного управления Абвер его присный. Спросите вскользь у ваших шефов, наверняка подтвердят. Слово в слово. И вообще, чёрт возьми, что вы об этом думаете?"

Вильнер тут же отписал в своём блокноте: "Оставьте ваше недоверие. Если им всё про нас известно, значит Абвер III сложил легенду для своего источника в наших рядах. Будь это вы или я - всё равно, легенда существует.А существующую легенду трудно скрыть, так как работает группа обеспечения, легендоносители. Надо осторожно, но добросовестно опросить агентуру - кого из местных жителей, попавших в наш фильтр, летом 1941-го и совсем недавно вспоминали особенно часто. С условием: эти данные сейчас повторятся слово в слово или будут в корне разниться".

Науманн прочитал это, часто выпуская воздух. Он будто совсем не дышал. Затем точно спохватившись, стал сжигать свои листики. Сладковатый запах дыма прошёл по кабинету.

-Вы так и не ответили на мой вопрос, партайгеноссе,- заявил он вдумчиво. - Думаю нужно оставить нашу фройлен в покое. Исчезнувшую из комендатуры... Да, она скорее всего работает на ведомство Лиса. А то, что было накануне исчезновения - просто ограбление. Мало ли швали шляется - всех не перестреляешь...Пусть спецы из крипо покопают дело. Там же русские следователи, у них получится. И этого будет вполне достаточно на первое время...А наше подполье... нами сегодня прямо на явочной квартире взят один юноша. Русский фанатик. Один из тех, кем красные затыкали прорывы наших легендарных панцерваффе. Он конечно молчит, но листик бумаги у него в кармане, маленький клочок... да, я готов непременно обсудить его содержание, если вам это интересно...

Он язвительно подмигнул куда-то в пространство, поверх головы Вильнера. Тот мгновенно ослабил напряжение в копчике и на носках - информация упала туда, куда нужно.

-Он подозревается вами в ограблении  исчезнувшей фройлян? - произнёс Вильнер глухо, без видимой причины.

Науманн тем не менее кивнул, словно сделал одолжение старому другу. Потом резко взмахнул рукой, словно отрабатывая удар - огонёк из пепельницы прихватил обшлаг мундира.

-Между прочим, камарад Вильнер, перехвачена записка, которую он хотел передать сообщникам... - как ни в чём не бывало произнёс он.

-Вы это уже говорили, камарад Науманн, - Вильнер сделал круглые невинные глаза.

Науманн покачивал рукой. Затем он сделал ей пару вращательных движений.

-Извините, дружище, совсем забыл... Со мной это случается в последнее время. Я хронически недосыпаю.

-Ничего страшного, дружище. Вы что-то хотели сказать?

-Да-да,- Науманн, словно его обидели или ударили, затряс своей набриолиненной головой. 

-Так что было в записке, - затаив дыхание, спросил  Вильнер, - приоткройте завесу тайны?

-Я могу произнести лишь одно слово - "Радуга". Пожалуй, это кличка или агентурный псевдоним. Написано со строчной буквы...

-Уверен, речь идёт о бабе. Какая-то смазливая тряпка.

-Да-да, снова эти бабы, партайгеноссе.

Они с минуту помолчали. Затем (Вильнер уже устал буравить взглядом его лоб и переносицу) зрачки Науманна расширились, словно он нюхнул пачку кокаина. Губы его заметно произнесли: "Звонкая пустышка, чёрт..."

"Да, ты не подумал о главном, в комендатуре есть ещё одни источник. И этот источник мог быть изначально завербован Абвером, потом его спихнули вашему бюро", - послал ему мысль Вильнер. И тут же, чтобы не дать опомниться, сказал почти скороговоркой:

-Партайгеноссе, презрение к врагу иной раз замутняет разум. А иногда, мне страшно поверить, отрывает меня от Древа Жизни, арийских истоков. К тому же, повторюсь, мы до конца не знаем... Абвер могут вести русские! Это как две стороны медали, оборотная сторона...

Он вспомнил обратную сторону портрета в комнате Аграфены - вовремя спрятал дыхание в копчике.И закончил торжественно, точно на похоронах:

-А женщины-агенты очень коварны. Доверительные отношения с ними это... шкатулка с секретом...

-Или книга, манускрипт ордена капуцинов, у которой отравлены уголки закладки. Или весь титульный лист, - Науманн наконец поймал свежую струю: - Скажите, Вильнер, мы оба женоненавистники или мне так кажется? До последнего времени я подозревал только себя...

 


Рецензии
Прочитала последнюю главу этого произведения... Заитнересовало, вернусь к началу... Читается легко. Я хотела поблагодарить Вас за подаренные пункты. Или через Вас кто-то шлёт мне привет? Всего Вам доброго, Стас, успехов в творчестве.

С уважением, Ирене.

Ирене Крекер   19.08.2014 14:02     Заявить о нарушении
Огpомное спасибо! Думаю, так и есть.

Станислав Графов   26.08.2014 13:23   Заявить о нарушении