Из-за Дона песню выведу

«Государственный ансамбль песни и пляски Донских казаков»: история становления,
выдающиеся имена, путь к успеху

(Очерк)


На улицах предновогодняя праздничная суета. Декабрь, уверенно перевалив на вторую половину, наконец-то за столько лет порадовал ростовчан выпавшим снегом и лёгким морозцем.
Минуя Крепостной переулок, иду по Большой Садовой в сторону Театрального проспекта. Когда-то здесь возвышались крутые земляные валы редута Святого Андрея Первозванного крепости Дмитрия Ростовского. Справа, — областная филармония. Кто из горожан не знает этого небольшого светлого двухэтажного здания, широкие проёмы окон которого всегда украшены яркими афишами. Но не всякому, наверное, известно, что здесь уже много лет работает ансамбль песни и пляски Донских казаков — творческий коллектив очень популярный в стране и за рубежом. Это, можно сказать, — своеобразная творческая визитная карточка не только филармонии, но и всей области. Наряду с академическим театром драмы им. Горького, — всем известным «трактором», и Кафедральным собором Рождества Пресвятой Богородицы у Центрального рынка, ансамбль Донских казаков — одна из главных достопримечательностей нашего города.
Вспоминаю начало девяностых. Не случайно, видимо, именно здесь, в здании областной филармонии, в ноябре 1990 года проходил первый съезд казаков Дона, решением которого была образована новая общественно-патриотическая организация: Союз казаков Области Войска Донского и избран атаманом сын Шолохова Михаил Михайлович. Кстати, он тоже, как и его отец, великий писатель Донской земли, очень любил слушать старинные хоровые казачьи песни. А они здесь в концертных залах звучат довольно часто.
Государственный академический ордена Дружбы народов ансамбль песни и пляски Донских казаков имени Анатолия Квасова — один из ведущих коллективов Ростовской областной филармонии. Создан в далёком 1936 году решением президиума Азово-Черноморского Краевого исполнительного комитета. Только в те времена коллектив назывался несколько иначе: «Доно-Кубанский казачий хор».
Известно, что первоначально ансамбль состоял всего из 50 артистов, включая двух баянистов-аккомпаниаторов. Первым его руководителем был Н. С. Иванов. В последствии казачий хор возглавляли известный на Дону музыкант, заслуженный артист Армянской ССР В. А. Никольский и балетмейстер Е. Л. Секержинский.
С первых же дней своей деятельности хор донских казаков не сидел на месте, был коллективом мобильным, разъездным. Известие о начале войны застало артистов на гастролях. В Ростов они вернулись нескоро: закружили донцов лихие фронтовые пути-дорожки, о которых поётся в популярной песне военных лет.
Два раза наш город захватывали фашисты, Ростов бомбили, обстреливали из дальнобойных орудий. Он по праву носит почётное звание «Город воинской славы». Вся страна, как один встала против гитлеровских захватчиков. Десятки тысяч донских, кубанских и терских казаков сражались с врагом в рядах кавалерийских частей Красной Армии. И «Доно-Кубанский казачий хор» тоже был в общем строю. Только воевал он не на передовой, с шашками наголо, как строевые казаки кавалерийских полков, — в минуты отдыха между боями он песней воодушевлял воинов на ратные подвиги.
Интересно, что как только Красная Армия разгромила окружённую в Сталинграде группировку фельдмаршала Паулюса и освободила город, — туда сразу же для укрепления боевого духа наших войск направили казачий хор. Артисты разделились на две фронтовые бригады и ещё несколько месяцев колесили по разбитым дорогам войны с концертами. А 1945 год был ознаменован для коллектива не только всеобщей радостью — великой победой над врагом, но и важным гастрольным событием: выступлением в зале имени Чайковского в Москве. В дальнейшем концерты в престижных московских залах были не редкость. На сцену Кремлевского Дворца «Доно-Кубанский казачий хор» тоже выходил, и не однократно. Правда, как участник больших «сборных» концертов.
Наиболее продолжительный период в творческой биографии хора в 50-е — 60-е годы руководителем был заслуженный артист РСФСР П. И. Лысоконь, балетмейстером — заслуженный артист РСФСР С. А. Книжников.
В 1969 году Министерство культуры СССР принимает решение о реорганизации «Доно-Кубанского казачьего хора». Дело в том, что в это время по зарубежным странам с большим успехом гастролирует казачий хор под руководством Сергея Жарова, основанный им в 1921 году в лагере для беженцев из Крыма Чиллингире возле Константинополя. Шумный успех «белогвардейского» казачьего хора, видимо, и послужил поводом для преобразования существующего в Ростове-на-Дону творческого коллектива донских казаков, который уже не соответствовал необходимому художественному уровню и поставленным задачам. Е. А. Фурцева поручает заслуженному деятелю искусств Башкирской АССР, профессору, заведующему кафедрой хорового дирижирования института им. Гнесиных А. А. Юрлову подобрать достойную кандидатуру из студентов старших курсов на должность художественного руководителя ансамбля донских казаков.
Нынешний директор знаменитого коллектива Наталья Николаевна Шепелева вспоминает об этом так: «Это уже почти легенда о том, как министр культуры СССР Фурцева стукнула однажды кулаком по столу и потребовала, чтобы наши Донские казаки затмили и мастерством, и славой эмигрантский хор донских казаков Сергея Жарова. А наши к тому времени так широко раздвинули границы репертуара, что стали исполнять уже и «Грёзы» Шумана, и романсы, и чуть ли не «Подмосковные вечера»…»
В 1970 году хор стал официально называться «Ансамблем песни и пляски Донских казаков». Художественным руководителем ансамбля назначен молодой студент 5 курса отделения руководителей народных хоров института им. Гнесиных Анатолий Квасов.
Родился Анатолий Николаевич в Краснодарском крае: отец, Николай Степанович Квасов, был дорожным рабочим, мать, Валентина Антоновна, работала в системе обслуживания. Путь Анатолия Квасова в народное творчество был непрост. Детство в казачьей станице… Страстная любовь к народной песне, привитая одарёнными родителями, не сразу привела его к профессиональной музыке. В школьные годы, как это ни парадоксально звучит, Толик Квасов мечтал стать лётчиком. Но не сложилось. После окончания горно-металлургического института Анатолий работал горным инженером на шахтах Донбасса и Кавказа, учился на вечернем отделении Владикавказского училища искусств. Музыка манила, будоражила воображение, и вот неожиданное решение — дирижёрское отделение музыкального училища, а затем и Ленинградская консерватория. Потом — Москва, институт имени Гнесиных. Там он с головой окунается в атмосферу народного пения, которую впитывал с младенческих лет. До конца своих дней Анатолий Николаевич останется предан народной песне, великому культурному наследию донских казаков.
Анатолий Квасов больше всего ценил в людях доброту, честность, обязательность. Лучшим подарком считал добрые слова. Любил творчество Пушкина и Чехова, музыку Рахманинова, фильмы с актёром Сергеем Юрским. Увлекался живописью, туризмом. У них с женой Раисой двое детей: сын Дмитрий (1974) — ныне программист, и дочь Валентина (1976) — танцовщица.
В процессе творческого роста Анатолий Квасов — заслуженный деятель искусств РСФСР (1979), лауреат государственной премии РСФСР имени Глинки (1982). В 1998 году удостоен звания народного артиста России, в 1999 году награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством».
Став художественный руководителем ансамбля, Квасов определил новую творческую направленность коллектива. В её основу были положены народно-песенные традиции Донского края.
«Ансамбль Донских казаков — не фольклорный коллектив, а коллектив профессиональный, основанный на казачьем фольклоре, воплощённом в сценической форме», — любил повторять Анатолий Николаевич. Сохраняя лучшие качества казачьего фольклора, формируя лицо коллектива, Анатолий Квасов приобрёл известность и широкую популярность. Впрочем, как и сам ансамбль.
Большое внимание уделял он построению концертной программы, важная составляющая которой — динамическое, сквозное развитие. Квасов понимал, что условия сцены — особые. Народная песня из естественного существования попадает в сценическую атмосферу, и здесь она должна как бы врасти в заданные условные рамки подмостков сцены, стать ещё более выразительной и не утратить своих первозданных качеств. Песня должна жить, затрагивать чувства слушателей.
Квасов заставил хор двигаться, создавать театрализованные картинки, использовать различные хореографические приёмы: «приплясывания», «коленца», характерные для донской традиции. Был создан единый сценический образ — обязательно темноволосые казачки с аккуратно собранными в шлычку волосами, а казаки с пышными чубами, подкрученными усами. Как-никак – бравые донцы. Не шутка! Анатолий Николаевич ввёл в оркестр духовой состав, что способствовало красочной оркестровке и выразительности звучания.
С приходом в ансамбль Квасова, определилась принципиально новая творческая направленность коллектива — пропаганда подлинно народного творчества наших земляков, донских казаков. Воистину, кипучая энергия молодого руководителя вдохнула свежую творческую струю в жизнь ансамбля. Работа над новыми программами началась с изучения народно-песенного творчества Донского края. Были организованы фольклорные экспедиции во многие станицы и хутора нашей области, где ещё сохранился казачий уклад и память о далёких, легендарных предках. Из многочисленных поездок сотрудники ансамбля привезли сотни записанных на бумаге и плёнке казачьих песен. Началась кропотливая работа по их расшифровке, тщательному отбору наиболее ярких, пригодных для концертного исполнения. Бережное отношение к наследию донских казаков, их фольклору, дали возможность людям услышать подлинно народное творчество в его своеобразном хоровом распеве, ощутить самобытность стиля и манеры казачьего исполнения. Популярность коллектива не осталась незамеченной в столице, в 1974 году была осуществлена первая запись программы ансамбля Донских казаков на фирме «Мелодия». Впоследствии пластинки выходили в 1979, 1980 и 1992 годах. Всего ансамбль осуществил 4 грамзаписи, которые содержат более шестидесяти лучших песен концертного репертуара.
Наталья Николаевна Шепелева хорошо помнит то кипучее, бурное время: «Над имиджем обновленного в 1970 году ансамбля Донских казаков трудились лучшие специалисты в области народного искусства, первый комплект костюмов разрабатывали и шили для них в Мариинском театре. В ансамбле пожелали работать лучшие артисты страны, для которых сразу же выделили сорок квартир… Говорят, что, посмотрев программу обновленного ансамбля, Михаил Шолохов высказал одно пожелание: пусть больше будет лирических песен верховых казаков»…
Высокий профессионализм солистов и умелое управление руководящего творческого состава приносило ощутимые результаты. Ансамбль стал постоянным участником крупнейших фестивалей страны «Русская зима», «Московские звёзды», «Северное сияние» и других, а также крупных международных форумов культуры. В 1975 году на Всероссийском конкурсе профессиональных хоров ансамбль песни и пляски Донских казаков заслуженно занял первое место, в 1980-м – получил звание лауреата Ленинского комсомола, а в следующем году – снова первое место на конкурсе профессиональных хоров России. В 1985 году известный донской коллектив награждён «Золотой Пальмовой ветвью» на международном фестивале фольклора в Стамбуле.
Через год ансамблю по праву присуждён почётный Орден Дружбы народов. В этом же 1986 году, к 50-летию ансамбля, выпущен фильм ТВ «Дон-ТР» «Из-за Дона песню выведу». К слову сказать, названием телефильма послужила строка из стихотворения «Запев» ещё одного страстного любителя донской народной песни, казака из станицы Семикаракорской, талантливого поэта, прозаика, актёра Бориса Куликова:
Из-за Дона песню выведу,
По России поведу,
Голосистую, без выладу,
С подголосками в ладу!
В дальнейшем документальные фильмы выходили неоднократно. К 60-летию творческого коллектива «Дон-ТР» сняла фильм «Ах, что ж это за гулянье», а в следующем 1997 году, по заказу центрального телевидения Германии, вышел фильм режиссёра Уве Бельца «Тихий Дон» об ансамбле Донских казаков.
Наступили новые времена, которые, к сожалению, принесли и новые трудности, неожиданные проблемы. Наталья Николаевна Шепелева вспоминает об этом так: «В 90-е годы Донские казаки, которых, казалось, весь мир знал и с восторгом принимал, вдруг оказались невостребованными. Произошло то, что открылся «железный занавес», и в Европу хлынули на заработки бригады артистов-народников числом в 15-20 человек, а то и меньше, зачастую — непрофессионалы. При этом многие из них пользовались нашим раскрученным брендом, — писали на афишах: «Don Cossacks» («Донские казаки»).
Импресарио очень быстро смекнули, что публику, никогда не видевшую наш коллектив, ввести в заблуждение нетрудно, а с маленькой группкой вести бизнес куда выгоднее, чем с большим ансамблем. В то время многие предлагали Квасову перекроить программу, разбиться на бригады и тоже гастролировать за рубежом. Анатолий Николаевич такие авантюры категорически отвергал. Говорил, что разбить коллектив на группы легко, собрать всех и вернуться к настоящей серьёзной работе — трудно. Теперь очевидно, что его принципиальность спасла ансамбль»...
Как бы то ни было, интерес к народному казачьему творчеству в стране, к счастью, не пропал. И вот новое событие в жизни прославленного казачьего коллектива: в 1996 году ансамблю присвоено звание «Академический».
Ставя своей целью пропаганду подлинно народного творчества, коллектив ансамбля под руководством народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Глинки, профессора А. Н. Квасова стремился к тому, чтобы репертуарные песни звучали не только как прекрасные памятники старины, но и как жизненное искусство сегодняшнего дня. Во многом артистам помогало и то, что песни, которые они исполняли со сцены, были очень популярны в повседневном быту, звучали во время праздников в донских станицах и на казачьих свадьбах. Их не забывали простые, нетитулованные песенники из народа, передавая по наследству из поколения в поколение. Концертные же формы исполнения, не нарушая гармонии и совершенства народного музыкального искусства, создавали ему широкую массовую популярность.
Ансамбль песни и пляски — форма синтетическая, где хор, танцевальная группа и оркестр составляют одно гармоническое целое. И всё же, говоря о коллективе, хочется выделить в первую очередь хор, поскольку именно он настоящий лидер: его выступления — драматургический стержень, который как бы скрепляет все остальные номера программы, даёт концерту определённый эмоциональный настрой, является его своеобразной движущей силой.
Кто хоть раз слышал и видел выступление хора, непременно отмечал высокую культуру исполнителей, их музыкальность, вкус, чувство стиля. Гибкость, подвижность голосоведения хорового коллектива просто поражают. Много добрых слов можно сказать о мастерстве певцов и певиц, умеющих из каждой песни создать яркую картину народной жизни.
Монументальные исторические песни, былины, песенные циклы, объединённые общей тематикой, песенные «веночки», состоящие из величальных, хороводных и гулебных свадебных песен, шуточные, лирические, военные составляют основу концертных программ Донских казаков.
Вокально-хореографические композиции в репертуаре ансамбля являются той формой концертного действия, которая наиболее удаётся коллективу и обеспечивает постоянный зрительский успех. Одной из характерных черт концертной программы ансамбля Донских казаков является сочетание исторической достоверности и художественной правды.
Танцевальные номера программы создавались с учётом характерных особенностей хореографической культуры Дона. Кроме чисто фольклорной программы, репетировались сюжетные танцы, посвящённые страницам героического прошлого и настоящего жителей Дона, казаков. Кого не взволнует, не взбодрит лихая казачья пляска с саблями, наряженных в старинные живописные одежды донцов. В целом действие напоминает разгульную вольницу Стеньки Разина после знаменитого Персидского похода «за зипунами», по-русски широко празднующую победу над «басурманами». Музыкальное сопровождение танца соответствующее — удалая, зажигательная, захватывающая мелодия не даёт устоять на месте и зрителям. Не оставляет их безучастными. Так и подмывает, забыв про всё, пуститься в лихой казачий перепляс с декоративной шашкой наголо. Невообразимо заломленные набекрень овчинные папахи с длинными разноцветными шлыками, широченные шаровары, поскрипывающие сапоги участников придают особый шарм красочному фольклорному действу.
А вот сценка из сравнительно недавнего прошлого: из времён Великой Отечественной или Гражданской войн. Казаки в щегольских кубанках на головах, в красных рубахах и синих шароварах с лампасами. В руках — неизменные шашки. Мелодия, вначале, когда на сцене мужчины, похожа на героический марш первоконников-будёновцев. Затем появляются казачки в нарядных голубых приталенных блузках, в длинных красных юбках, с большими расписными шалями на плечах, и музыкальное сопровождение меняется на плавное, размеренное, — подстать медленному, задумчивому течению Дона. Причём, если у казаков основной атрибут танца — шашка, то у казачек — цветная шаль, которой они мастерски манипулируют, держа руками за оба конца. Получается очень красиво, ритмично и грациозно.
В подготовке танцевальных номеров принимали участие известные мастера хореографического искусства: народный артист СССР М. Годенко, народный артист РСФСР А. Хмельницкий, лауреат Всесоюзного конкурса балетмейстеров В. Копылов, заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии Г. Гальперин и многие другие.
Наталья Николаевна Шепелева вносит на этот счёт пояснение: «Что касается казачьих народных плясок, то их как таковых не было. Не существовало. Но балетмейстеры сумели внести в рисунок танцев ансамбля такой донской колорит, что они воспринимаются теперь, как народные. И это не в последнюю очередь благодаря включению в танец трюковых элементов и использованию казачьих клинков. Кстати, ребята рубятся по-настоящему. Поэтому клинки должны быть жёсткими. Мы делаем их на заказ, из «военной» стали. Но это и придаёт артистам азарт. Во время гастролей в Японию мы пять часов провели на таможне из-за того, что наши клинки арестовали. Трудные были переговоры, но мы убедили японцев: только с такими клинками и могут быть пляски настоящих Донских казаков»…
Все концертные программы ансамбля представляют единый комплекс непрерывного развития, в котором каждый номер как бы вытекает из предыдущего и концерт в целом воспринимается как единое действие.
Зажигательные, красочные программы ансамбля донцов пользуются большим успехом не только в России, но и за рубежом, во время гастрольных поездок. Ансамбль Донских казаков восторженно принимали во многих странах Европы, Азии, Африке и Америки. Гастрольная биография коллектива очень обширна: Япония, Южная Корея, ЮАР, Китай, Болгария, Польша, Чехословакия, Франция, Германия, Дания, Швеция, Австрия, Бельгия, Швейцария, Турция, Шотландия, Венгрия, Испания, Португалия и другие страны. О впечатлениях, что произвели зарубежные гастроли ансамбля песни и пляски Донских казаков на публику и профессиональную критику можно судить по заголовкам рецензий, появившихся, например, в американской прессе: «Русская труппа ошеломляющая» (Саракьюз, 1976 год), «Казаки великолепны» (Сафферан, 1976 год), «Танцоры ослепили зрителей» (Мертбич, 1976 год). А вот высказывания германских критиков: «Ансамбль с Дона в своём творчестве обращается к музыкальным, танцевальным традициям казаков. Их двухчасовая программа была заполнена народными мелодиями и создала яркую и чарующую атмосферу этого вечера» («Ганновереше альгемайне-цайтунг», 1978 год). И наконец: «Когда поют мужчины, то создаётся впечатление, что звучит сама земля, когда же вступает женский хор, то будто вода и ветер проносится над той землёй, что создаёт образ самих степей. Этому ансамблю следует приезжать почаще...» (газета «Стайл», 1990 год).
С 1973 года, когда ансамбль впервые побывал за границей, в Народной Республике Болгария, проведя 8 концертов, и по настоящее время казачий коллектив посетил 27 стран. Многие — неоднократно. В общей сложности провёл около семисот зарубежных концертов. Последняя поездка была в ноябре 2013 году в Гонконг, где проходил международный фестиваль.
Коллектив — участник многочисленных программ и мероприятий, проводимых под эгидой Министерства культуры России и Министерства культуры Ростовской области. В их числе: Всероссийский фестиваль национальных культур (Москва), международный фестиваль «Самарская осень» (Самара), фестиваль «Екатеринодарский майдан» (Краснодар), концерты в отдалённых районах Ростовской области (Обливский, Морозовский), выступления в районных центрах, станицах и сёлах Дона. Среди них Егорлык, Неклиновка, Самбек, Мечётинская, Шолоховка, Весело Вознесеновка, Петрушино, п. «Гигант» и другие. Концерты прошли с большим успехом.
Ансамбль Донских казаков — коллектив, представляющий профессиональное народное искусство. Он постоянно выезжает на международные фольклорные фестивали в Испанию, Францию, Словению, Венгрию, Японию. Участие в праздниках фольклора даёт творческий заряд ансамблю для осуществления новых концертных постановок и решения главной задачи — сохранения и развития традиционного народного искусства.
Творческий процесс в коллективе организуют высокопрофессиональные специалисты. Долгие годы главным хормейстером ансамбля была заслуженная артистка России Раиса Ивановна Квасова, верная помощница художественного руководителя Анатолия Квасова…
Как вспоминает Наталья Николаевна Шепелева: «С лёгкой руки Раисы Ивановны Квасовой, прежнего нашего главного хормейстера, возникла у Донских казаков традиция. Вот ансамбль, отправляясь на гастроли, садится в автобус, и первый фильм, который артисты смотрят в дороге, — тот, классический «Тихий Дон». Квасовы вообще очень любили Шолохова и дорожили его мнением. В коллективе рассказывают, что именно Михаил Александрович дважды, так сказать принимал «боевое крещение» Донских казаков. Сначала — ещё того, «Доно-Кубанского хора», потом, спустя 35 лет, словно рождённого во второй раз — ансамбля»…
Но вернёмся к истории знаменитого коллектива — она очень насыщена событиями. В 2000 году сделаны новая постановка вокально-хореографической композиции «Сельские вечера на Дону», танцевального номера «Перепляс». Совместно с Академическим симфоническим оркестром Ростовской филармонии, хор ансамбля исполнил «Три русские песни» С. В. Рахманинова. В 2002 году ансамбль Донских казаков принимает участие в международном фольклорном фестивале в Словении.
Не секрет: сценическая жизнь артиста, его творческая биография — это, к сожалению, короткий период, связанный и с его внешностью, и с физическими данными. Состав постоянно обновляется. На смену маститым, поднаторевшим в своём деле корифеям приходит зелёная молодёжь, перенимая опыт, сценическое мастерство, традиции. За 75 лет в ансамбле Донских казаков выступали более тысячи артистов. Их имена — гордость коллектива, они у всех на слуху.
Прекрасные музыканты, неоднократные лауреаты конкурсов России, международных состязаний и фестивалей — А. Данилов и В. Семёнов были приглашены А. Н. Квасовым в качестве солистов. Много лет их безупречная игра украшала программу ансамбля. Сегодня Александр Степанович Данилов — народный артист России, профессор, ректор Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова. Вячеслав Анатольевич Семёнов — народный артист России, профессор, ведущий педагог Российской академии музыки им. Гнесиных.
Людмила Александровна Мельниченко, заслуженная артистка России, профессор, прошла творческий путь от артистки хора до главного хормейстера ансамбля, в котором проработала более 23 лет. В настоящее время она — художественный руководитель  ансамбля «Фольк-стиль».
Украшением хора до сих пор остаются Мария Одинцова — заслуженная артистка России, Зинаида Скрыльникова, Надежда Солодовник, Ольга Коваленко. Огромный вклад в историю ансамбля внесли прекрасные солисты хора Александр Вараксин, Георгий Горшенёв, Анатолий Верховодов, Владимир Шлыков, Александр Разгуляев, Эдуард Май. Их пение будоражило души слушателей, восхищало до слёз.
Период с 2003 по 2007 год стал очень насыщенным в жизни прославленного донского коллектива. Весной 2003 года ансамбль принимал участие в фестивале культуры в г. Донецке (Украина), в сентябре в — Луганске. С 3 июля по 31 августа 2003 года Донские казаки блеснули мастерством на Международном фольклорном фестивале на Пиренеях. Более 40 коллективов из разных стран съехалось на этот праздник. В течение всего периода ансамбль с успехом выступил во многих городах Франции и Испании (Этен, Веден, Аруди, Базас, Олорон, Лурд, Тараскон, Най, Хихон, Хака, Авилес и других). Концерты ансамбля проходили на площадях и улицах городов, более 50000 зрителей смогли познакомится с творчеством Донских казаков, 42 концерта состоялось во время этого фестиваля.
В сентябре 2004 года ансамбль принимал участие во Всероссийской агропромышленной выставке в Москве. В связи с празднованиями в 2005 году 60-летия Победы, ансамбль дал многочисленные концерты в Ростовской области. Участвовал во Всероссийском фестивале «Славянская письменность» в Новочеркасске, в фестивале «Шолоховская весна» в станице Вёшенской, в праздновании в Москве в Большом театре 100-летия со дня рождения своего великого земляка — М. А. Шолохова.
В 2007 году коллектив постигла тяжёлая, невосполнимая утрата: ушёл из жизни народный артист России, лауреат Государственной премии им. М. И. Глинки, профессор Анатолий Николаевич Квасов.
Несмотря на столь печальное событие, концертный сезон 2007 года был очень активным и плодотворным. В январе, в рамках программы федерального агентства о поддержке русскоязычного населения в странах Балтии, состоялись гастроли ансамбля Донских казаков в Эстонии, в городе Таллинне. После концертов коллектив был приглашён в посольство России в Эстонии на торжественный приём, где прозвучали самые тёплые слова благодарности от посла и сотрудников российского посольства. В марте, продолжая сотрудничать с федеральным агентством, ансамбль принял участие в фестивале российской культуры в Турции (город Маниса). Благодаря поддержке Министерства культуры Ростовской области, по программе обслуживания сельских районов Донские казаки выступили в Белокалитвенском, Весёловском, Тарасовском районах, в городах и станицах Ростовской области (Таганроге, Зернограде, ст. Старочеркаской, Зверево, Зимовниках и других). В июне ансамбль принимал участие в фестивале искусств имени Михаила Ивановича Глинки в Смоленске. Выступления Донских казаков прошли на бис в Концертном зале смоленской городской филармонии и в селе Новоспасском — на родине великого композитора. В августе коллектив донцов участвовал в праздновании юбилея известного донского писателя Анатолия Вениаминовича Калинина, которому исполнился 91 год. Концерты ансамбля состоялись на родине писателя в хуторе Пухляковском. В сентябре донцы показывали класс на фестивале «Мир Кавказу», который собрал хоровые коллективы в городе Волгограде.
В 2008 году ансамбль Донских казаков провёл репетиции нескольких новых постановок, которые с успехом вошли в концертную программу: танец «На Майдане», «Кумовья», хореографическая зарисовка «Как турецкая сабля, твой стан» и другие. Коллектив был участником многочисленных концертных выступлений, связанных с приёмами официальных правительственных делегаций, а также международных форумов, проходивших в Ростове. В марте принимал активное участие в праздновании 100-летия со дня рождения писателя Виталия Александровича Закруткина. С большим успехом прошли концерты в Ставрополе и Новороссийске.
8 июля 2008 года распоряжением губернатора Ростовской области ансамблю песни и пляски Донских казаков присвоено имя Анатолия Квасова.
Если говорить о концертном сезоне 2009 года, то, прежде всего, хочется отметить выступления ансамбля, с большим успехом прошедшие за пределами Ростовской области, в городах Вологда, Череповец, Иваново, Кострома, Мытищи, Ступино, Подольск, Тула, где коллектив побывал впервые за 20 лет. В октябре ансамбль Донских казаков участвовал ещё в одном фестивале «Мир Кавказа», проходившем на этот раз в республике Ингушетия. Здесь двум участницам коллектива, Т. М. Нерубальской и А. В. Поздняковой, было присвоено почётное звание заслуженный артист Ингушетии.
Сезон 2010 года открылся с больших зарубежных гастролей по Испании и Португалии. С огромным успехом ансамбль дал 25 концертов в Барселоне, Мадриде, Сарагосе, Бильбао, Лиссабоне, Порто и других городах. А в сентябре Донские казаки приняли участие в международном фестивале в Китае.
Сезон 2011 года начался с подготовки к празднованию 75-летия со дня основания ансамбля. В рамках юбилейных мероприятий, благодаря поддержке губернатора В. Ю. Голубева и Министерства культуры Ростовской области, ТВ «Дон-ТР» и каналом ТВЦ созданы документальные фильмы об истории ансамбля, выдающихся артистах и руководителях, современных гастрольных буднях. Издана юбилейная книга, пошиты концертные костюмы.
В сентябре 2011 года, при поддержке Министерства культуры и администрации Ростовской области, ансамбль песни и пляски Донских казаков отметил свой 75-летний юбилей большой концертной программой, которая проходила в Государственном Кремлёвском Дворце в Москве.
И опять своими воспоминаниями делится Наталья Николаевна Шепелева:
«Вообще в летописи ансамбля Донских казаков упоминания о выступлении в престижных московских залах — далеко не редкость. На сцену Кремлевского Дворца они тоже выходили. Как участники больших «сборных» концертов. А вот «сольник» в его стенах — впервые. Всё-таки — очень большая сцена. Не только в переносном, но и в самом прямом смысле слова. Однако, подумали наши артисты, если на ней работали такие коллективы, как Кубанский казачий хор или хор имени Пятницкого, то почему ансамблю Донских казаков не взять эту высоту?»
И, конечно же, — взяли! Тем более, в свой юбилей.
При поддержке администрации Юго-Восточного административного округа г. Москвы, в рамках юбилейных мероприятий состоялись красочные, костюмированные постановки в зале АЗЛК, в столичном кинозале «Ханой». Ансамбль казаков участвовал в фестивале «Москва — станица казачья» в спортивном комплексе «Лужники», дал концерт в городе Московском. В октябре 2011 года прошли праздничные выступления ансамбля в городах Ростовской области, и заключительный юбилейный концерт состоялся в Ростовском музыкальном театре. В конце года гастрольные юбилейные выступления коллектива Донских казаков прошли во многих городах Краснодарского края, а также в Ставрополе и Черкесске.
23 декабря ансамбль принял участие в  концертной программе, посвящённой  праздничному приёму в Кремле Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева.
2012 год начался очень активно, в феврале состоялись концерты в Краснодаре, Майкопе, Ессентуках. 22 февраля ансамбль Донских казаков стал участником заключительно концерта Всероссийского фестиваля «Казачий круг», который проходил в Москве в Большом театре. В апреле творческий коллектив был приглашён для участия в Российском фестивале кино и театра «Амурская Осень». Торжественное открытие фестиваля, посвящённого 200-летию Бородинского сражения, прошло в Государственном Кремлёвском Дворце 16 апреля. Ансамбль представил вокально-хореографическую сюиту «1812 год». Костюмы к этому номеру специально изготовлены к юбилею ансамбля.
Помимо значимых концертов, Донские казаки много гастролировали по Ростовской области. В мае коллектив принял участие в праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Победы, на Театральной площади Ростова и в Музыкальном театре. Участвовал в фестивале культуры России в Японии. Этот фестиваль уже 5 лет регулярно проводится в Японии под патронажем Правительства Российской Федерации. С большим успехом прошли концерты в Токио, Нарите, Осаке, Нагано, Ниигате. В августе ансамбль Донских казаков выступал на Всероссийском фестивале «Все мы — Россия», который состоялся в Саранске. Значительным событием для Ростовской области стал Всемирный Конгресс казаков, активное участие в котором принимал и ансамбль с Дона. Запоминающимся было выступление коллектива 21 сентября, когда на открытии осеннего сезона со сцены областной филармонии торжественно прозвучал «Гимн Тихому Дону» (слова и музыка Николая Колесникова).
31 января 2013 года состоялся концерт, где было представлено несколько новых концертных номеров. Выступление открывала вокально-хореографическая композиция «Вспомним всех героев Дона», прозвучал романс на слова уроженца станицы Старочеркасской, поэта Николая Туроверова «Уходили мы из Крыма»:
Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня;
Я с кормы – всё время мимо –
В своего стрелял коня.
В ходе программы хор исполнил «Отче наш». Также зрители увидели новый танец «Озорница»… Осенью, 4 сентября 2013 года, в бывшей столице донского казачества городе Новочеркасске, в день празднования Донской иконы Божьей Матери, более 3500 казаков спели хором и установили своеобразный рекорд России. Государственный ансамбль песни и пляски Донских казаков им. А. Квасова принял активное участие в этом масштабном, зрелищном мероприятии. Величаво и гордо звучал на площади Ермака гимн донского казачества на слова Фёдора Ивановича Анисимова:
Всколыхнулся, взволновался
Православный Тихий Дон,
И послушно отозвался
На призыв свободы он.
Дух патриотизма, верности Отечеству, народу, православным традициям сплотил всех собравшихся в единое целое, зажёг сердца огнём христианской любви, взаимопонимания, братства…
В настоящее время художественным руководителем ансамбля песни и пляски Донских казаков является Александр Буйвол, главным хормейстером — Татьяна Орлова, хормейстером — Татьяна Савченко, главным балетмейстером — заслуженный артист Северной Осетии Виктор Алексеенко, балетмейстером — Дмитрий Коваленко, руководителем оркестра — известный на Дону музыкант Виктор Шевченко.
В коллективе работают талантливые солисты, среди них яркие самобытные певцы — Дарья Ксыкина, Ольга Коваленко, Роман Романов, Алевтина Кошельникова, виртуозные музыканты — Юрий Стасенков, Иван Нижников, Сергей Перлик, танцоры — Елена Абраменко, Виктория Слезова, Владимир Бакаляр, Андрей Кочура, Василий Глебов и многие другие.
Сейчас в составе ансамбля выступают 104 человека, из них 4 заслуженных артиста России, 10 заслуженных деятелей Всероссийского музыкального общества. Ежегодно коллектив пополняют молодые кадры. Репертуар ансамбля насчитывает свыше 500 песен.
Что касается планов на будущее, то директор Наталья Николаевна Шепелева воздушных замков не строит: «Звучные названия престижных концертных площадок мира, вроде парижской «Олимпии» или нью-йоркского «Карнеги-холла» — это хорошо, но больше мы мечтаем о другом. Когда вскоре после вступления в должность губернатор Василий Юрьевич Голубев позвонил нам, поинтересовался, как живём, и попросил передать ему список того, что необходимо для продуктивной работы, мы не ожидали, что реакция последует так быстро. Нам купили автобус, прекраснейшую звуковую аппаратуру, пошили концертные костюмы и репетиционную форму. Нам сделали подарок, о котором мы и не мечтали, — «сольник» в Кремле. Это окрыляет. Но есть множество проблем, которые, наверное, должны для таких коллективов решаться на федеральном уровне. А самая главная из них — дотации на гастроли по стране. Чтобы выступать ансамблю Донских казаков по всей России, подтверждая название (а оно — как звание) визитной карточки Дона»...
Подводя итог всему вышесказанному, хочется акцентировать, что верное служение самобытному народному искусству Дона, залог успешного движения прославленного коллектива по большому нелёгкому, но всегда благородному пути к миллионам человеческих сердец. Впереди у Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля песни и пляски Донских казаков им. Анатолия Квасова, несомненно, яркое будущее, большие творческие планы, в новом сезоне интересные гастроли в Китае и Чехии, многочисленные выступления в городах России и Ростовской области. Ансамбль растёт и развивается, радует зрителей новыми концертными номерами.

2013 – 2014


Рецензии