Сегодня солнечным утром

 Сегодня солнечным утром  взгрустнулось, когда вспомнила песню на слова Некрасова Н. А. «Меж высоких хлебов затерялося... Небогатое наше село.» И потекли мысли одна печальнее другой.

   Как же сильно изменились люди за последние пятьдесят лет.
 
Вспомнилось моё любимое село Княжая Байгора. Когда-то оно было очень большим и шумным. Хор многочисленных петухов под утро тревожил сон крестьян. Мычание коров, блеяние овец, лай собак не время от времени, а почти  постоянно нарушали степную звонкую тишину. Поздними вечерами разносились вдоль речки и широко по округе резкие звуки гармошки, треньканье балалайки. Звонкие  голоса распевали частушки. Но за последние годы село сильно притихло.
Люди в селе жили открытые, скромные. Однажды, в голодный военный год пригласила меня в свою избу пожилая деревенская женщина. Запомнилась чисто убраная горница и красивый в живых полевых цветах угол с иконами. Лампадка из голубого стекла.
Хозяйка избы поговорила со мной, расспросила как, где я живу, напоследок угостила меня, чужую маленькую голодную девочку пареным яблочком. Бросилось в глаза,  что у хозяйки в пустой русской печке на сковороде лежало всего три небольших яблочка и больше ничего съедобного не было. Она отдала одно мне.  Меня поразил её  нежный тихий голос, когда она сказала мне: «Живи, дитятко, долго и с радостью. Гляди, как хорош белый свет. Помни, здесь  мы в гостях.» Я настолько хорошо запомнила её, что даже сейчас, закрыв глаза, вижу невероятно синие печальные глаза на тёмном загорелом лице,  высокую стройную фигуру в обычной  деревенской  одежде и белый в мелкий цветочек платок на  голове. Её облик ассоциируется с образом русской женщины тех лет.
Невероятное доверчивое простодушие, доброта деревенских людей,всегда готовых бескорыстно помочь попавшим в беду своим и чужим людям, поражали. Но  назвать их инфантильными простаками язык не поворачивается, потому что, эти простые люди, хоть и не были искушёнными в интригах хитрецами, одним  своим  чистым сердцем, как дети, безошибочно угадывали намерения проходимцев, которые от них за словами не могли скрыть свою сущность.
-От плохого человека исходит сильный запах беды, опасности. Я чувствую зло,  но не всегда удаётся избежать встречи с  ним, - сетовала моя деревенская тётя.
Нечаяно столкнувшись с инородной сущностью  простые люди замыкались, отгораживались от неё. Они не спорили, не ругались, не оскорбляли и не дрались. Они просто старались не идти  на контакт. 
Таким  тысячелетия был русский народ. Не настырный, не воинственный русский человек. Он всегда старался избежать конфликта. Но если его припирали к стенке, вынуждали, то простите... платил щедро полноценной монетой.
В  русских  сказках и песнях добро часто выглядит простоватым, мягким, мирным.  А зло всегда жадное, завистливое, трусливое, несимпатичное.  Герои из сказок обычно начисто лишённые амбиций (Иван дурак) самозабвенно бьются с нечестью, с законченными злодеями за справедливость, но не за богатство и не приносят вреда ради развлечения. Вот такой образ русского человека в его сказках.

 Сегодня в солнечное утро  я ещё раз обратила  внимание  на слова широко известной песни.
Меж высоких хлебов затерялося...
Небогатое наше село. 
Горе горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело.
Ой, беда приключилася страшная!
Мы такой незнавали вовек:
Как у нас, голова бесшабашная –
Застрелился чужой человек!
Сколько в ней наивной доброты. Страшной бедой названа бессмысленная насильственная смерть чужого горемычного человека. Искреннее сочувствие к голове бесшабашной, неразумной высказывается в этой песне.

Воспитанная в стране, где насаждался атеизм, который по своей сути также является религией, я поздно обратилась к вере моих предков и с  удивлением обнаружила, что православные святые – это не мифические образы, а живые люди, своей праведной жизнью, сделавшие много добра для мира. До сих пор они  являются примером для подражания.
 
Скажем, ещё окончательно не исчезли из памяти образы прекрасных людей, которых, не погрешив против истины, можно  считать  детьми самого Бога, иногда неразумными, неведующими, что творят, но всегда стемящимися к своему идеалу, каким для них являлся  Бог. 
 Незаметно случилось так,  что зависть, жадность, мелочность, жестокость завладели мыслями и навсегда поселились  в душах людей.  Теперь человеческая мораль неуклонно скатывается к тому, что называлось дьявольскими происками. 
Сейчас жизнь каждого человека висит на волоске, и в современной литературе уже отображаются злобные нелюди, неуважающие данную Богом человеческую жизнь, готовые для развлечения  убить любое живое существо.
Не понять, толи выродившееся человеческое общество отображается в нашей литературе, толи по злому умыслу самого дьявола насаждаются в головы людей идеи зла и насилия. Люди во всём мире превращаются в сатанинское племя.

Если размножается и множится сатанинское плямя, то войны становятся генетической  необходимостью людей. И пока люди не уничтожат  самих себя, они не успокоятся.

    


Рецензии
Зоя, мне показались важными именно эти слова: "Сейчас жизнь каждого человека висит на волоске..." На сегодняшний день,это неоспоримый факт. Кризис, который летом обещает стянуть петлю на горле,пенсии и зарплаты на которые не прожить.
Молодые семьи и трагедии с кредитными историями. Всемогущие банки.
Да, что перечислять.Убить могут и просто так.
Очень теплое воспоминание из твоего детства о женщине, которая подарила тебе яблоко, чтоб украсить голодное детство.

Валентина Душина   01.02.2016 11:55     Заявить о нарушении
Люблю Некрасова, многие произведения читаю наизусть.

Валентина Душина   01.02.2016 11:56   Заявить о нарушении
Валентина! Спасибо за отклик. В который раз убеждаюсь в совпадениях многих наших взглядов. Некрасова я тоже много помню наизусть. А ещё совсем недавно я узнала, что он издавал свои ранние стихи, добротные стихи и скупил для уничтожения весь тираж. Этот его поступок произвёл не меня впечатление и сильно повлиял на моё отношение к публикациям. Такие же переломы в творчестве были у Пушкина и Окуджавы.

Зоя Слотина   03.02.2016 20:51   Заявить о нарушении
О кризисе. Это один из способов завоевания России. А войны не бывают без жертв.
Россияне, и я одна из них, инфантильны, потому что испорчены советской властью.
Надо взрослеть и вспомнить слова Бетховена:"Человек помоги себе сам".
С уважением
Зоя

Зоя Слотина   03.02.2016 20:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.