С днем рождения, уважаемая!

Почему-то всегда трудно говорить и писать о любимых людях.
Странное чувство овладевает тобой, когда возникает острая внутренняя необходимость признаться в любви... именно им... самым, самым...
Это состояние особого волнения, похожее на то, когда взрослый доверяет ребенку очень серьезное дело и ребенок рад бы выполнить его "на пять с плюсом", но ужасно боится что-то не так сделать и "разбить" драгоценное доверие...

Вот я сейчас так же волнуюсь...
Волнуюсь, как ученица старших классов, которой, ну, просто кровь из носу, но надо написать сочинение на "пять с плюсом", чтобы... чтобы... УЧИТЕЛЬНИЦА моя, прочитав, не оценивала его по обычной оценивающей школьной шкале, а прослезилась... от счастья...

Сто лет назад, когда я перешла в пятый класс, очень-очень волновалась... и не хотела расставаться с учительницей начальных классов, которую успела полюбить как маму свою, потому что она обращалась к нам ко всем не иначе, как "баликс", что означает "дитятко моё". И слово это она произносила ТАК ласково, что нельзя было не верить ей... К тому же, я была  ребенком, которая просто таяла от любого доброго слова...
Есть такая "слабость"- тянусь к доброте, как подсолнух к солнцу. И уже не отрываюсь от солнца ничем! Ни ветром, ни дождями, ни ураганом... Оно остается во мне навсегда...

И, зная о хрупкости моего эмоционального мира, моя мудрая учительница начальных классов решила загодя познакомить меня с классной руководительницей пятого класса, конечно же, наверное(!), предварительно рассказав ей о моих "странностях" с привязанностью...

- Вот она, моя отличница... - показывает она меня, худую, бледную девочку... красивой молодой девушке, внешний вид которой ничем не отличался от тех принцесс, о которых я читала в сказках и представляла себе...
Раньше я таких красивых и обаятельных девушек-женщин не видела в деревне. Наверняка, были и другие красавицы, даже в той же деревенской школе, но ТАК… не держался никто...

Первое, что приковало мой взгляд, была её улыбка... В той улыбке  - некая таинственность, которую я своим детским сердечком "расшифровала" так: "Ну... посмотрим!"

Не могу знать, ЧТО говорил ЕЙ мой взгляд, но я продолжала разглядывать её... Да, она была очень красивой... но такой далёкой... не то, что моя первая учительница, которая никак не отпускала мои хрупкие плечи и продолжала меня "рекламировать"...

- Смотри, смотри какие у неё косы! Это в десять-то лет!

Боже! Зачем этой КОРОЛЕВЕ мои косы? Какими бы они ни были! А косы мои... действительно стоили того, чтобы о них сказать пару слов: копна моих рыжих кучерявых волос была бедой моей мамы и братьев, которые были вынуждены их расчесывать и заплетать каждое утро перед школой. И  гордостью моего папы, который после школы распускал их и любовался ими, покрывающие  половину меня так, что из-под них торчали лишь худые  ноги...
 
...Я продолжала снизу вверх разглядывать будущую учительницу...

Сейчас, когда пишу эти строки, пытаюсь воспроизвести свои тогдашние эмоции...
Вспышки любви не было. Но не было и осторожности. Было любопытство и... решение ОБЯЗАТЕЛЬНО отвоевать сердце этой таинственной красавицы.

ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!

Пишу и улыбаюсь... какой? - любой!
Чем могла я отвоевать её сердце? Учебой своей? Да, таких как я отличниц... полшколы...

Шанса не было. Никакого.
И я решила покорить её… своей необычностью...

Так и вышло...

Те, кто знаком с деревенской жизнью, особенно в те, шестидесятые годы, знают, что в деревнях люди скромные, стесняющиеся всякого и всего.

Я оказалась другой.
Помню, как она, моя учительница-королева,  преподнесла мне урок сдержанности и "не выпячивания".

...Писали контрольное сочинение...
Естественно я старалась написать лучше и быстрее всех.
И, не успев поставить последнюю точку на листке, вскочила и закричала с места: "я закончила!". При этом опрокинула чернильницу на тетрадь.
 Наверное, надо было извиниться, и заплакать.
 А я... "Я сейчас еще напишу. И быстрее всех!"
На что мне она терпеливо, вполголоса, без улыбки сказала:" Садись спокойно, тут есть те, кто быстрее тебя написали и не хуже!".

Это было... оплеухой...

Мне показалось, она меня ненавидит...

Что было делать? КАК мне дальше жить-быть? (С моими-то комплексами, из-за которых я и выпячивалась, доказывая,  прежде всего себе, затем - всем: " и я чего-то стою!")

Не знаю. Наверное, нормальный ребенок «закрылся» бы навсегда...
Я же... яростно старалась завоевать "первенство" в её сердце...

Время шло. Мне казалось, она меня не замечает. Точнее, замечает настолько, насколько всех. Между тем, я ловила её  каждое слово, каждое движение, каждую мимику и жестикуляцию. Ловила и... тщательно копила в тайниках своей Души, чтобы... когда-то говорить также, двигаться также, улыбаться также,  жестикулировать также...
Но все это я делала на подсознательном уровне,  что в последствии - дало свои плоды...

Спустя много лет, брат мой, кто также учился в нашей школе, сказал, что я больше похожа интонацией, манерами на ТУ учительницу, нежели на нашу маму...

Забегая вперед, скажу: до сей поры мы с моей учительницей лучшие друзья.
 БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ!
 Настолько близкие, что ОНА, преодолевая расстояния, границы и многое другое,  приехала на свадьбу моего единственного сына, чтобы увидеть мои счастливые глаза...

(Она была рядом и тогда, когда эти глаза заливали слезы горя...)

И это - сквозь... тысячи километров расстояния ВСЯКИХ трудностей...

А самое трогательное  для меня то, что общаясь по скайпу, совсем недавно она сделала мне признание:

- Я не хотела приходить на работу в те дни, когда тебя не было в школе... Класс казался мне... пустым...

Её зовут Аветисян-Мовсисян Луизвиль Гургеновна – моя учительница армянского языка и литературы.
Человек-педагог-учитель, благодаря которой я узнала цену СЛОВА.(На любом языке!)

СЕГОДНЯ ЕЁ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!

(Видите? Права была я в первых строках миниатюры-рассказа...
 Разве ТАК пишут, так поздравляют?
Оправдание:  лишь волнение моё - любимым трудно говорить-писать о любви своей...)

С ДЕМ РОЖДЕНИЯ, РОДНОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК!
От имени всех учеников Ваших, С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

Долгие лета Вам и лучезарной улыбки Вашим умным и красивым глазам, hаргели* Луиза!

---
*hаргели(арм.)- уважаемая(обращение к учителям в армянских школах Абхазии)


Рецензии