Моя почти святая Мама

Это посвящение к юбилею моей Мамы
написано для опубликования в районной газете
в апреле 2014 г.

Пусть Тебя ничего не тревожит,
я молитвой Тебе помогу...

Года два назад моя мамочка попала в больницу с ногой (это её беда с 13 лет). Мнения врачей разделились: врач, который осматривал её дома, решил, что ампутировать ногу надо немедленно (от мамы это скрыли). Самым близким людям трудно было избежать волнений в такой ситуации. Но лечащий врач стационара развеял их после надлежащего обследования, с уверенностью сказав: «Ногу сохраним».
Именно в моменты тревог и надежд все обиды и претензии исчезают. А с уст срываются лишь слова молитвы. Именно тогда родились вот эти строки:
       Мамочке с любовью
Ты любила меня, как умела. –
Да имею ль я право судить?
....………………………….......
Нас беда донага раздела,
Так зыбка этой жизни нить.
И, порою, важны нюансы…
От решенья зависит прок.
А намоленные авансы
Разошлись по счетам в срок.
Мы теперь – на ладонях Божьих,
Перед Вечностью мы в долгу…
Пусть Тебя ничего не тревожит.
Я молитвой Тебе помогу,
А её всемогущее эхо
Будет светом в кромешной мгле.
Верю я в неизбежность успеха:
В долготу Твоих дней на Земле!
6 апреля – моей маме, Ольге Ивановны НИМИТРЮК исполнилось 85. Сколько себя помню, она всегда скрывала возраст: выглядела всегда молодо, и не хотела, чтобы окружающие знали её пикантную правду… Для неё это было важно. Только три последних года она со стрижкой. До этого каждое утро начиналось с прически. Это было неотъемлемым атрибутом на протяжении всей её жизни – необыкновенный «дом на голове», как было сказано в известном фильме о подобных сооружениях… Сейчас она - обычная старушка. И тот, кто знал её прежнюю, увидев сегодня – явно не узнает…
Моя мама не умела и умеет кричать. Она всегда работала своеобразными интонациями… Снисходительными, повелевающими, претензионными… И только иногда была довольна. Ей тяжело было угодить. Это знали все. С папой они были слишком разными для того, чтобы жить в согласии. Я видела их семейную жизнь изнутри. Зрелище не из веселых, тем более, что папа любил нередко «причаститься»… Конечно, сегодня, в преддверии маминого юбилея, не хочется вспоминать плохое, хочется попросить у неё прощения за все, что папа сделал не так… За все, что в их совместной жизни не соответствовало её чаяньям...
«Всегда ходила прямо,
Не прятала лица.
Моя почти святая мама,
Прости отца…»
             (Е. Ваенга).
Вообще в маминой жизни мало что могло соответствовать мечтам юной девушки, а затем и женщины… Ведь в её беззаботное детство безжалостно ворвалась война, оставив грубый беспощадный след в биографии. И это не пафос.
1942-й год. Все опытные врачи были на фронте. И когда у неё, 13-летней девочки, заболела нога, и  необходима была грамотная консультация и квалифицированная помощь специалиста – проблема оказалась неподъемной. Вначале, как было принято в деревне, диагноз установила местная знахарка: это рожа, и её надо вычитывать несколько дней подряд. Но в один из визитов знахарки мама с присущей детям открытостью сказала: «Папа против такого лечения». Больше знахарка не пришла. А отец (мой дед Иван Егорович Соловьев) повез маму в ближайшую больницу, где хирург-практикант, не долго думая, порезал ногу, да так неумело и бездарно, что она в будущем уже не сгибалась.
Несмотря на незавидное здоровье, моя мама в конце войны в возрасте 16 лет работала в колхозе учетчицей и вязала варежки и носки для фронта. Она нечасто об этом вспоминает... Всегда смиренно принимала тяготы, которые выпали на её долю. Праздников и подарков в её жизни было гораздо меньше. Родители, конечно, её жалели и баловали, как могли… Да баловать тогда было, по сути, нечем. Хотя... на всю деревню был один патефон. Дедушка купил его маме. И вся местная молодежь собиралась у них, как в клубе, на танцы. А мама, глядя на танцующих сверстников, принимала отведенную для неё порцию страдания и беззвучно плакала… Ведь в детстве… она так любила танцевать!
Жизнь течет заученно, раздав
Каждому свой путь, свой грех, свой стиль.
Бедами как кипятком обдав,
Болью как студеной окатив.
Мама выросла в музыкальной семье. Старший брат Василий играл на мандолине, средний Саша — на балалайке, а мама играла на гитаре. Все втроем прекрасно пели. Иногда по просьбе отца садились в ряд на лавку и исполняли его любимые песни...
Рано потеряв мать, с отцом и средним братом они по переселению переехали из Белгородской (ныне Курской) области в Крым, с. Туровка. Жила мама на квартире в г. Белогорске. Здесь пошла в швейный цех, вначале ученицей, а затем работала долгие годы портной – шила женскую верхнюю одежду. Работа кропотливая, требующая особой усидчивости, чего маме было не занимать… (Почти два десятилетия - в швейнике!).
А помимо работы в возрасте 35 лет она успевала брать уроки игры на аккордеоне у (самого!!) Марата Кивовича Ицковича! Я помню, как красиво она играла «Амурские волны», «На сопках Маньчжурии»...
Проработав 15 лет, получила однокомнатную без удобств. Зато – в центре! Это было важно. Ведь преодолевать ежедневно дальние расстояния было для неё проблематично и тогда.
Вышла замуж. Уйдя в декретный отпуск, в индпошив больше не вернулась. А когда я подросла, в 1978 году устроилась в ДОСААФ, работала в тире (сейчас там магазин «Цветы у Гульнары»). Я любила пропадать у неё на работе. Научилась там отлично стрелять. У меня было несколько значков «Меткий стрелок», которые получила не «по блату» (для моей принципиальной мамы это было неприемлемо!), а абсолютно заслуженно…
Помню, как мы с ней ходили в дом быта «Белая Скала» проведать её бывших коллег, и одна из них, тётя Валя Усенко, рассказывала мне:
- Когда мы были школьницами, а жили здесь недалеко… И только увидим, что твоя мама идёт на работу, кричим друг другу: «Побежали, побежали на красивую смотреть!».
Ещё помню, как дядя Володя Бабичев, папин друг, бывая у нас, всякий раз повторял: «Оля, как же ты похожа на Элину Быстрицкую!».
Охарактеризовать жизненный путь моей мамы общими фразами не получится, хотя я думала и об этом. Но решила: пусть лучше будут картинки из жизни. Моя мама никого не осудила, не взяла чужого, никого не обидела и не оскорбила за всю жизнь. Ничего особенного? Наверно. Но ведь далеко не каждый сможет этому соответствовать. Эти качества важны и первостепенны всегда…
В 70-е годы в Суворовском сквере, рядом со скамейками, были установлены витрины, где ежедневно вывешивались свежие газеты «Правда», «Известия»... Мне тогда было лет 8-9, и я сочла, что газеты эти можно снимать и брать домой, что тут же и сделала. Надеясь, наверно, что порадую родителей тем, что я невероятно находчивая добытчица информации. Однако... Не тут-то было! Когда я пришла и сообщила, какая я «умница», мама стирала белье... «Где взяла?». Получив ответ, она тут же бросила всё, собралась и повела меня на место преступления. По дороге я отвечала на поток укоряющих вопросов... А, возвращая газеты на место, мама приговаривала: «Сегодня ты газеты принесла. А завтра афишу притащишь?». Домой мы шли молча... И железный мамин урок: «Лучше своё отдать, чем взять чужое» - я усвоила на всю жизнь.
Сегодня моя мама очень плохо видит, почти не передвигается, нога беспокоит с годами все чаще и пуще, да и здоровье в целом не улучшается, увы… Порадовать человека в таком возрасте мало чем возможно. Я долго думала, чем все-таки? Конечно, праздничный стол с её любимыми вкусностями… Приятные нужные подарочки… Поздравление от самых близких. Всё это мы ей устроим, как всегда. А вот написать о её обычной долгой жизни - это все же неформально и, я думаю, маме будет приятно узнать, что «про неё написано в газете». Хотя она каждый год мне повторяет: «Только не поздравляйте меня через газету - и звучит это всегда, как приказ. Но в этом году я такого приказа не слышала… Чем и решила воспользоваться…
Мамочка, Ты уж меня прости… Будь здорова, крепка духом, пусть Бог помогает Тебе с мудростью воспринимать свой невеселый возраст ещё много-много лет... Мы все Тебя очень любим...
                С любовью – Твоя дочь.


МОЯ МАМА УМЕРЛА 3 июня 2014 года.


Рецензии
Августина здравствуйте! Я прочла ваше произведение и могу сказать, что слово Мама оно божественно, для каждого здравомыслящего человека. Не хочу огрустном но мне понравилось все что вы написали. Спасибо что посетили мою страницу. Жду от вас ответа...

Татьяна Чижик   19.08.2017 11:55     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Татьяна, за визит и добрый отзыв.
С уважением - А.

Августина Сёмина   20.08.2017 10:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.