Судьба

          Когда-то давным-давно автор представленной миниатюры был мальчишкой и любил чтение. И вот где-то между десятым и двенадцатым годом жизни (примерно так) ему попался из школьной библиотеки роман Виктора Гюго "Собор Парижской богоматери". Книжка захватила его, помнится, целиком. Захватила так, что спал и видел действующих лиц, переживания вместе с героями романа были горячими, натуральными, страстными до комка в горле, ну почти до слёз. Вчитаемся же, вдумаемся еще раз в начало сего литературного монумента, созданного великим французом.
          Виктор Гюго: "Несколько лет тому назад, осматривая Собор Парижской Богоматери или, выражаясь точнее, обследуя его, автор этой книги (т.е. сам В.Гюго) обнаружил в темном закоулке одной из башен следующее начертанное на стене слово: «АNАГКН». Эти греческие буквы, потемневшие от времени и довольно глубоко врезанные в камень, некие свойственные готическому письму признаки, запечатленные в форме и расположении букв, как бы указывающие на то, что начертаны они были рукой человека средневековья, и в особенности мрачный и роковой смысл, в них заключавшийся, глубоко поразили автора. Он спрашивал себя, он старался постигнуть, чья страждущая душа не пожелала покинуть сей мир без того, чтобы не оставить на челе древней церкви этого стигмата преступлений или несчастья. Позже эту стену (я даже точно не припомню, какую именно - сказал В.Г.) не то выскоблили, не то закрасили, и надпись исчезла. Именно так в течение вот уже двухсот лет поступают с чудесными церквами средневековья. Их увечат как угодно – и изнутри и снаружи. Священник их перекрашивает, архитектор скоблит; потом приходит народ и разрушает их. И вот ничего не осталось ни от таинственного слова, высеченного в стене сумрачной башни собора, ни от той неведомой судьбы, которую это слово так печально обозначало, – ничего, кроме хрупкого воспоминания, которое автор этой книги им посвящает. Несколько столетий тому назад исчез из числа живых человек, начертавший на стене это слово; исчезло со стены собора и само слово; быть может, исчезнет скоро с лица земли и сам собор. Это слово и породило настоящую книгу".
          Термины
          Греческое слово АNАГКН (читается как Ананке) переводится на русский язык, как РОК. РОК - то же самое, что и СУДЬБА, но звучит грозно, строго, страшно.
          Что же это такое СУДЬБА? Есть она или её нет? Судьба - это неизбежность, предопределённость "свыше". Кто еще умный и серьёзный, кроме француза Виктора Гюго, занимался СУДЬБОЙ? Вот какую тему интересно бы исследовать.
          Немного истории. Автор данного опуса пользуется случаем признаться в любви к Древней Греции - ну замечательный был народ! Детство человечества! Какую прекрасную религию придумали! Сколько у них было богов! Особенно хорош был Дионис... Поглядите на этого парня и восхититесь: (изображений в интернете полно)
Обращаем внимание, что он был сыном Главного Бога - Зевса
          Ближе к делу. Мы не будем отвлекаться от темы нашего исследования и вернемся к понятию АNАГКН (Ананке, Рок) — то же самое, что и СУДЬБА, предопределение, участь.
          Судьба — совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены заранее (кем?) и которые в первую очередь влияют на жизнь как отдельного человека, так и целого народа, страны, государства, всей планеты Земля и т. п.; предопределённость событий, поступков; рок, фатум; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества; древние греки персонифицировали судьбу в виде: Мойр (Клото, Лахезис, Атропос), Тиха, Ате, Адрастеи, Хеймармене, Ананке; древние римляне — в виде Парки (Нона, Децима, Морта); слово, часто встречающееся в биографических текстах (с).
          Конкретно об Ананке говорится: Ананке, Ананка (древнегреческое понятие, смысл его - неизбежность, судьба, необходимость) — божество необходимости, неизбежности, персонификация рока, судьбы и предопределённости свыше. Была почитаема в орфических верованиях. Ананке близка Адрастее и Дике. По орфикам, дочь Афродиты Урании. Согласно им же и Платону, мать мойр (от Зевса). Согласно Плутарху, родила Адрастею от Зевса. Ее храм в Коринфе. Согласно Платону, между колен Ананке вращается веретено, ось которого — мировая ось, мойры же время от времени помогают вращению (с).
          Интересно отметить, что в Словаре русского языка В.И Даля толкование понятия "судьба" отсутствует. Почему? Не знаю. И спросить не у кого... Но понятие "судьба" - это что... У индусов есть гораздо более сложное понятие - КАРМА, оно почти тождественно Судьбе, но греки до такого толкования, как индусы, не додумались.
          Индусы оригинальны и глубокомысленны. КАРМА - вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его СУДЬБУ, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого САНСАРОЙ и применяется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. В различных индийских религиях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия КАРМЫ.

* * *
          Наше исследование о СУДЬБЕ человека нужно начинать, видимо, от его родителей, от времени рождения, от географического местоположения... и т.д. и т.п. Предопределено ли это свыше, является ли это НЕОБХОДИМОСТЬЮ или же это СЛУЧАЙНОСТЬ? И пробивает ли себе данная необходимость, как свершившийся факт, дорогу через массу случайностей, как выразился некогда классик философии?
          Эти вопросы некогда чрезвычайно занимали автора. Думаю, что многие такое состояние тоже проходили, особенно в ранней юности или в поздном детстве. Почему я родился именно в ЭТО время, а не, скажем, во время Древнего Рима? Сегодня тысячи людей "верят" (не имея на то достаточных оснований) в реинкарнацию, особенно после шуточной песенки Владимира Высоцкого: "хорошую религию придумали индусы, что мы, отдав концы, не умираем насовсем". Но во времена моей юности тогда не только интернета, даже и самого Высоцкого еще не было (он тогда тоже еще под стол пешком ходил). В те времена не то что в "карму" (о ней тогда никто понятия не имел) - даже в Иисуса Христа мало кто верил (вслух), хотя и церкви были, и бабушка меня, пацанчика малого, за ручку водила в церковь, просила читать ей молитвенник и была очень довольна, что внучик в боженьку верит и будет "батюшкой, когда вырастет". А потом бабушка умерла, а пацанчику попала в руки книжка Воронцова-Вельяминова "Строение Вселенной", где четко и по полочкам было разложено и расписано: "Бога нет и быть не может, а есть только бесконечное космическое пространство, сотни миллиардов звезд и миллиарды галактик". А печатное слово в детстве, знаете, бывает о-очень даже авторитетным, потому что "что написано пером, не вырубишь топором". И стало ясно ему, что ну нету никакого Бога, потому что он не может быть больше Вселенной. И не сможет он сотворить такой камень, который и сам не сможет поднять, несмотря на то, что, как говорят, он может всё. И Люцифер тут же ехидненько нашептывает: "Если Бог есть, то почему Его нет?"
          Вот что говорят о СУДЬБЕ православные догматы. "Вера в слепую судьбу, как рок, взамен общения с живым, личным Богом противоречит Божественному Откровению, на котором основано христианство. Святитель Иоанн Златоуст выразился ещё более определённо: Учение о судьбе (роке) посеяно диаволом. У античных язычников судьба – непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Судьба язычника – это рок, фатум. Человек – игрушка судьбы, раб обстоятельств. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изменить, ей можно только покориться, как призывали делать стоики. Этой "судьбы" Православие не признает, т.к. такое понятие судьбы абсолютизирует только один аспект – аспект несвободы.
          В науке роль судьбы выполняет казуальная детерминация, т.е. причинность. Судьбы как фатума нет, но есть естественные законы физического мира, которые невозможно изменить, от действия которых невозможно убежать. Если ты болен смертельной болезнью – тебе никогда не выздороветь. Если тебе отсекли руку, она никогда не прирастет обратно. Если ты смертен – ты непременно умрешь, личность полностью распадется и не будет ничего. Как говорил тургеневский Базаров, лопух на могиле вырастет. Такой атеистической или натуралистической детерминации Православие также не признает.
          В противовес указанным вариантам судьбы в религиозном сознании существует понятие судьбы как телеологической детерминации, т.е. Промысла, Провидения. Не слепой рок, не безличные физические законы, а Премудрый и Благой Творец управляет жизнью человека. Не из-за несчастливой судьбы, не из-за "естественной" зависти братьев, а по Промыслу Божию Иосиф оказывается в Египте и становится спасителем своей семьи. Преподобному Иоанну Дамаскину отсекли руку, но – вопреки всем физическим законам – она вновь прирастает. Лазарь умирает, но вновь воскресает силой Господа Иисуса Христа.
          Таким образом судьба – это детерминизм, предопределение. В Православии есть учение о предопределении. Мы все предопределены ко спасению, учит святой апостол Павел: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим. 8:29-30). Здесь слово «судьба» понимается в смысле предназначения. В этом смысле у всех людей единая судьба – оказаться в Царствии Небесном: "Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости" (1Фесс.4:7). Но мы – грешны. Поэтому Господь, чтобы удержать нас если не благами рая, то хотя бы страхом, уготовал не только рай, но и геенну огненную. И теперь у нас есть только два пути: или в рай, или в ад. Учение 12 Апостолов начинается с таких слов: "Есть два пути: один – жизни и один – смерти". В этом смысле наша жизнь тоже предопределена и у каждого есть своя судьба: или оказаться в раю, или в аду. Это – статический, так сказать, аспект судьбы.
          Помимо статики есть и динамика. В противовес языческой или естественнонаучной роковой детерминации Православие дает идею свободы и благого Промысла Божия. Лично человек свободен в выборе между добром и злом. Поэтому только от него зависит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и общение с Богом) или злая (вечная смерть и мучение с демонами). Кроме того, существует благой Промысл Божий, который направляет человека к спасению, помогает человеку сделать выбор в пользу добра, подталкивает его к дороге, ведущей в рай.
          Свою судьбу человек осуществляет в течение своей жизни. Он растет, совершает поступки, учится выбирать добро, совершать добродетель и избегать зла. И, наконец, достигает своей судьбы: окончательной и бесповоротной участи: вечной жизни в раю. Эту судьбу унаследовали святые и добродетельные жены и мужи. Или другой, страшной судьбы: безвозвратных мучений и безнадежного пребывания в геенне огненной. В таком случае можно говорить о судьбе как жизненном пути каждого человека от рождения в бессмертие. В отличие от единой общей судьбы всех людей (рай или ад), личная судьба может быть многообразной: тогда судьба – это реализация общего предназначения отдельным человеком, результат раскрытия в себе образа и подобия Божия. И тогда можно говорить о горькой судьбе как неудавшейся жизни, или о счастливой судьбе, как о пути, завершенном в Царствии Небесном.
          На фоне православного понятия о судьбе как выполнении божественного предназначения судьба человека в других религиях выглядит блекло. В современном иудаизме всех, рожденных от Адама, ожидает смерть. Даже последователи и исполнители закона Моисея и предписаний Торы после смерти идут в шеол – место, лишенное Бога. Судьба современного иудея горька: если Вавилонский плен длился 70 лет, то современное рассеяние длится уже два тысячелетия. Храма – даже второго – нет. Самая главная часть закона Моисея не исполняется: без храма невозможно приносить жертвы за грехи. Бог наказывает Свой народ за них рассеянием по всему свету. Все иудеи – скитальцы. Их земная судьба – судьба вечно гонимых странников, от которых Бог отвернул Свое лице. А поскольку жертва не совершается и грех народа продолжает вызывать гнев Божий, их посмертная судьба – пребывание в школе. Даже пришествие иудейского мессии не сможет помочь умершим, т.к. иудаизм отрицает воскресение мертвых.
          Иудаизм отрицает воскресение мёртвых.
          Чем-то это похоже на марксизм: чтобы отдаленные потомки могли удовлетворять любые свои прихоти без всякого труда (это и означает лозунг «каждому по потребностям, от каждого по способностям»), другим надо голодать, умирать и жить в нищете без всякой надежды попасть в коммунистический рай.
          Ислам. Судьба человека в исламе несколько иная: у мусульман есть свой рай. Правда, этот рай – только для мужчин. Там нет места женщинам, разве что предельно благочестивым женам, которые будут продолжать прислуживать своему господину и на небе. Но они вряд ли будут первыми в ряду 70 прекрасных гурий, которыми будет обеспечен каждый достигший неба последователь Аллаха. Это – общая судьба мусульман (следует оговориться: мусульман, в чьих жилах течет арабская кровь. Для не-арабов рай также закрыт). Но личная складывается иначе. В исламе Аллах – бог, по воле Которого совершается ВСЕ: и доброе, и плохое. Аллах может творить все, что захочет: его желания и воля не ограничены никакими рамками, никакими законами, никакими клятвами или обещаниями. И потому судьба человека в исламе – в абсолютной зависимости от воли Аллаха. А воля Аллаха не зависит ни от греховности человека, ни от его добродетели. Захочет Аллах – и человек будет благоденствовать, даже если он страшный грешник. Захочет – и будет нищим скитальцем, даже если он предельно добродетельный. Предугадать невозможно, что же именно надо сделать, чтобы попасть в обещанный рай. Согласно исламу все, что бы ни происходило с человеком, есть воля Аллаха. Объяснить ее невозможно, изменить – тоже. Остается только покорно терпеть ее. В каком-то смысле покорность воле Аллаха похожа на покорность неотвратимому року в греческом язычестве.
          Восток. Если вспоминать восточные религии, то судьба человека там совсем печальная. Так как мира как такового не существует, он лишь майя – наваждение, то и личность отдельного человека – лишь временная категория. Более того – это зло. Восточное благо – это безличное единое целое, не имеющее сознания, воли, эмоции, памяти, ничего. Каждый человек несет свою карму, т.е. отвечает за поступки и действия того, о ком он даже не помнит – своего якобы прошлого воплощения. Поэтому судьба человека на востоке также плачевна: земные радости могут обернуться будущими страданиями, а нынешние страдания не гарантируют благое существование после смерти, т.к. неизвестно, сколько именно надо страдать, чтобы исполнить карму, величина которой заведомо неизвестна. И конечная цель жизни – достичь нирваны, т.е. полного растворения в Будде. Это уничтожение личности православный философ Вышеславцев называет страшными, но точными словами: духовное самоубийство.
          Аналитика. Как человек осуществляет свою судьбу? Он рождается на земле от определенных родителей, в определенной стране, определенного пола. Здесь у него нет выбора. Это – его судьба. От нас не зависит, где и от кого мы родились. Это – судьбы Божии. Но если в язычестве это определяет все (рождение в бедности – несчастная судьба, рождение в царском доме – счастливая), то в Православии все это не имеет решающего значения. Даже наоборот. Можно быть добродетельным и благополучным в бедности, а можно быть грешником в богатстве. Христос даже утверждает большее счастье для бедных: блаженны нищии..., трудно богатому войти в Царство Небесное. Решающим моментом в достижении своей судьбы, в исполнении божественного предопределения является другое: свободный выбор между добром и злом.
          Мы рождаемся грешными, с первородным грехом, т.е. воля, ум и чувства наши повреждены, тело наше воюет за нашу душу, в членах наших живет закон греха. Получается, что и выбор между добром и злом мы не можем сделать так уж свободно: мы от рождения выбираем грех; нашими родителями мы обречены на изначальную греховность. Тогда-то и вступает в дело благой Промысл Божий, который решает спасти нас не когда мы исправились, а когда еще были врагами Божиими. Несмотря на нашу вражду с Богом, на наши грехи, Бог Сам спасает нас различными средствами: посылает Свою предваряющую благодать, просвещает нашу душу и пробуждает в нас стремление к Богу. Бог устами пророка Исаии говорит: "Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня" (Ис. 65:1). В течение всей жизни Бог многократно обращается к человеку, дает ему возможность обратиться к Нему и возрастить плод добродетели: кому во сто крат, а кому в шестьдесят, иному же в тридцать (Мф. 13:8). Это – тоже своего рода судьба: кто угождает Богу в миру, кто – в священстве, а кто – в монашестве".

* * *
          Вот и сказано: "Блажен, кто верует". Коммунисты говорили: "Религия - опиум для народа". Что такое опиум? Это - сильнодействующий наркотик, получаемый из высушенного на солнце млечного сока, добываемого из недозрелых коробочек опийного мака. О наркотиках надо отдельно, тема еще до конца не исчерпана и исследование ее продолжается.
          Но продолжим православного толкователя: Есть и еще один аспект православной судьбы, который, правда, с трудом принимается многими людьми: судьбы как предведения Божия. Апостол Павел пишет: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:29-30)". Бог прославил тех, кого Он предузнал. Бог обладает всеведением, для Него не существует нашего земного времени. Примеров такого предзнания много: это предсказание о рождении святого Иоанна Предтечи (Лк. 1:15), это слова святого апостола Павла о своей избранности еще прежде рождения (Гал. 1:15), это указание на будущее Божие избрание родителям преподобного Сергия Радонежского… Поэтому-то Бог и открывает пророкам и апостолам судьбы будущего века: Второе славное Пришествие, День всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Как всеведущему, Богу открыты все судьбы человека, и Он заранее знает, какой путь изберет человек: путь жизни или путь смерти. Поэтому судьба человека уже известна Богу заранее, и это и есть последний аспект православного понимания судьбы. Но это известно одному только Богу. Наша же судьба полностью зависит от нашей доброй воли. И мы сами выбираем себе свою судьбу (с).
          Вот и пришли к противоречию, что-то у них в мыслях недодумано - СУДЬБА человека Богу известна, а далее сказано, что наша СУДЬБА полностью зависит от нашей воли, и что мы сами выбираем свою СУДЬБУ. Мы её выбираем, а Богу она известна - чувствуете, что здесь что-то не так??

* * *
          Тут самое время и вспомнить М.А.Булгакова: "Кирпич ни с того, ни с сего сам на голову не падает; вы умрете другой смертью". "Позвольте узнать, какой?" "Вам отрежут голову". "Кто? Враги?" "Нет. Русская женщина. Комсомолка"
          То, что заставляет человека верить в Судьбу лично его, а не в общую тенденцию развития человечества, и называется Его Величество Случай. Шел мальчик по полю со школы домой, вдруг налетел ветер, нахмурились тучи, и одна из туч плюнула молнией... и всё, вот и вся Судьба. Где тут необходимость и где случайность? Данный вопрос мы вертим при обдумывании и так, и этак, и не хотим этой молнии лично для нас. "Почему именно я?" - вот самый главный вопрос из всех этих рассуждений и аргументов.
          "Судьбы у людей разные. Но моя одна на века - звездочка моя ясная, как ты от меня далека. Поздно мы с Тобой поняли, что вдвоём вдвойне веселей даже пролетать по небу, а не то, что жить на Земле"...
          Кто-то и до нас напряженно думал о судьбе. И будут думать и в будущем. Вопрос Судьбы - как раз и есть наглядный пример так называемых "вечных" вопросов.

Примечание 1. На фотоснимке вверху - Собор Парижской Богоматери сегодня, в наше время


Рецензии
Для начала замечу, что у меня на столе лежит книга "Собор Парижской богоматери": недавно взял у одного человека, чтобы прочитать. (На данный момент, среди прочих, с интересом перечитываю "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого)
Насчёт поднятой темы.
"Вот и пришли к противоречию, что-то у них в мыслях недодумано - СУДЬБА человека Богу известна, а далее сказано, что наша СУДЬБА полностью зависит от нашей воли, и что мы сами выбираем свою СУДЬБУ. Мы её выбираем, а Богу она известна - чувствуете, что здесь что-то не так??"
Противоречий нет. Бог (Дух) - совершенный врач, предвечно Сущий вне времени, непосредственно. Человек в своём обычном виде - больной, сознание которого, ум с душой и её чувствами (органами чувств) взаимодействует с внешней иллюзией - сансарой. Чтобы Врач, который знает, как лечить всякую болезнь, помог больному, последнему нужно к Нему прийти (обратиться извне во внутрь, как сказано "втайне") и ДОБРОВОЛЬНО, в предельно смиренном состоянии души вверить себя Его Милости. Этот принцип свободной воли заложен в сам, в высшей степени уникальный, проект с названием "Адам", которому лишь предстоит реализоваться. Внешние формы религий содержат в себе зерно Истины, найти которое ВНУТРИ САМОГО СЕБЯ и реализовать - задача самого Ищущего:
Жаждущего Истины обладателя свободной воли. "Ищите прежде Царство Божие и Правду Его, и это всё (всё, что необходимо для успешного выполнения главной метаисторической Задачи) приложится вам". "Царство Божие ВНУТРЬ ВАС ЕСТЬ".
В противном случае человек будет находиться во власти той самой судьбы или кармы: "око за око, зуб за зуб", "что посеешь, то и пожнёшь", выйти из замкнутого круга которого собственными силами (из колеса сансары) душе практически невозможно.
Об этом же сказано и в таком уникальном источнике как древнеиндийские Веды.
Концентрированно - в "Бхагавад-Гите", популярно - "Шримад-Бхагаватам".
Самомнение и гордыня - враг человека. Они - от лукавого.

Валерий Ветер   29.12.2023 14:53     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание к моим сочинениям

Вадим Бережной   30.12.2023 11:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.