Открытки из Вены
На следующий день из окна гостиницы я наблюдал такую картину. Пустынная улочка, примыкающая к набережной Дуная. На столбе целлофановый мешок с газетами, а под ним небольшая копилка с щелкой и замочком и табличка со словом «пожалуйста» и ценами на газеты: 8, 10, 12, 15 шиллингов. Никого на улице. Появляется мужчина средних лет, в плаще и шляпе, берет нужную газету и, не озираясь по сторонам, независимо от того, видит его кто-либо или нет, достает из кармана монеты и опускает в копилку.
Контролеров в метро нет или почти нет, что в конечном счете одно и то же.
В метро и на улицах почти не видно африканцев – в отличие от Парижа и Лондона. Много японцев. Порой кажется, что их больше, чем остальных, вместе взятых, включая и австрияков. Они слоняются с большими фотоаппаратами по улицам, стоят в очередях в магазины – магазинов множество, но дисциплинированные дети Страны восходящего солнца стоят только в те, которые указал гид-переводчик. Они семьями разъезжают в каретах по узким кривым улочкам Старого города, а за каретами терпеливо понуро плетутся автомобили, ибо нет места для обгона. Японцы, японки и крохотные япончики улыбаются чему-то своему, японскому, просят кучера остановиться и долго фотографируются на фоне какой-нибудь водосточной трубы или окна с цветком на подоконнике. А вереница машин ждет. В некоторых ресторанах и небольших кабачках – в Вене и особенно в Зальцбурге – все надписи по-японски. Говорят, японцы скупают здесь недвижимость, веря предсказанию Нострадамуса, что Япония скоро уйдет под воду. В рюмочной, неподалеку от домика Моцарта, я разговорился с шумной компанией молодых (лет по 25, а может быть и за 50) японцев, уехавших в Зальцбург без гида.
«Ну, а если серьезно, – осведомился я после громкого продолжительного смеха, – кто такой был этот Моцарт?»
«Моцарт, – после паузы ответил один из них с выражением лица, похожим на монитор компьютера, включившего весь объем своей памяти, – император Авст¬рийской империи. Его убили, после чего началась война Японии с Америкой, а потом – Хиросима».
По субботам вдоль Дуная бушуют блошиные рынки: старые пиджаки, чайники, люстры... В основном торгуют граждане бывшей Югославии – в одном ряду стоят сербы, хорваты, боснийцы, помогают друг другу, словно никакой войны нет и не было в помине.
Теплым воскресным вечером я бродил по Вене, вслушиваясь в колокольный звон и вездесущую японскую речь, и вдруг – огромные золотые русские буквы по всему фронтону полукруглой колоннады: «Вечная слава героям Красной армии, павшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками за свободу и независимость народов Европы!»
На мраморном постаменте советский солдат в золотом шлеме, с золотым щитом и золотым древком знамени, с автоматом и двумя гранатами на поясе.
ПРИКАЗ
Верховного Главнокомандующего Командующему
войсками 3-го Украинского фронта
Маршалу Советского Союза Толбухину
Начальнику штаба фронта
генерал-лейтенанту Иванову
Войска 3-го Украинского фронта при содействии войск 2-го Украинского фронта после упорных боев сегодня, 13 апреля, овладели столицей Австрии городом Вена – стратегически важным узлом обороны немцев, прикрывающим пути к южным районам Германии.
В ходе боев за подступы к Вене и за город Вену с 16 марта по 13 апреля войска фронта разгромили одиннадцать танковых дивизий немцев, в том числе 6 танковую армию СС, взяли в плен более 130 тысяч солдат и офицеров противника, уничтожили и захватили 1345 танков и самоходных орудий, 2250 полевых орудий и много другого военного имущества...
Сегодня, 13 апреля, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 3-го Украинского фронта, овладевшим городом Вена...
Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза
И.Сталин
И со всех сторон постамента: «Смертью храбрых пали они в боях за освобождение города Вена:
1. Гвардии красноармеец Афанасьев Николай Михайлович
2. Гвардии подполковник Бугаев...»
Мой отец воевал на 3-м Украинском фронте. И был ранен под Веной. Мне казалось, я увижу на постаменте: «Гвардии сержант Марков» – хоть он и прожил после войны еще 47 лет.
Гордость и горечь сдавили сердце. Гордость за отцов, горечь – за нас. И еще благодарность к венцам, которые в идеальном порядке содержат весь этот комплекс, высаживают розы вокруг фонтана, золотой краской подкрашивают буквы, иногда трогательно путая «Л» с «А», так что фамилия командующего стала Тоабухин.
На скамейке у фонтана сидели юноши. И нежно целовались. Вообще надо сказать, что представители так называемых секс-меньшинств чувствуют себя в Вене комфортно. Сидят, бродят парами, взявшись за руки, целуются, поглаживают друг друга ниже спины. Чуть менее откровенны в проявлениях чувств друг к другу девушки – и должен признать, что эти проявления порой органично вплетаются в саму музыкально-утонченную здешнюю атмосферу.
Никто ничему не удивляется.
«Русские мафиози на всю ночь арендовали один из самых дорогих ресторанов в центре Вены и устроили там перестрелку», – кричит передовица газеты, которую в кафе за чашкой кофе эспрессо невозмутимо листает пожилой венец. По улице идет мужчина в короткой майке и прозрачных колготках, под которыми нет ничего, – внимание на него обращают только японцы. На центральной улице неделю лежит молодой человек с настоящим свиным рылом, как-то укрепленном на голове. Надпись на плакате: «Такова жизнь». Замедляют шаг разве что иностранцы. В подземных переходах и на улицах молодые осоловелые люди просят у прохожих один шиллинг. Тут же забивают косяки, курят марихуану и пускают по вене – в центре Вены (такой каламбур), на глазах у наряда полиции. В казино у Оперного театра складывается впечатление, что выиграй хоть миллион – особого внимания никто не обратит (я, кстати, зашел первый раз и по законам жанра выиграл у «однорукого» более полутора тысяч долларов, если в американских деньгах, но сразу большую часть и проиграл).
Никто ничему не удивляется – это главное впечатление. Да и то сказать: эта земля дала миру Моцарта. Эта земля дала миру Гитлера. Чему же еще удивляться?
Свидетельство о публикации №214040100749