Управление Церковью глазами Павла и истории

Ответ своему другу (тоже Сергею) на вопрос об управлении Церковью, по его просьбе я написал от имени Апостола Павла, поскольку его интересовала Апостольская и историческая позиция, конечно выступая лишь в роли толкователя Апостольского учения, насколько этот ответ на самом деле переплетается с позицией Павла судите сами:

             «Павел, Апостол, рукою Сергия, другому Сергию, достопочтимому учителю тех, кому суждено быть рабами Господа Иисуса Христа в Церкви Его.

             Как, повелено мною, в святых моих Посланиях, «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16), что более правильно было бы перевести: «Пристально смотри за собой и за учением», что является повелением моим для служителей христианской  Церкви, чтобы они следили, чтобы пребывать в истине самим, и хранили в истине то, что называется учением Церкви  Христа, а так же по твоей просьбе, в которой ты просишь ответить на поставленные тобой вопросы, то повелел я словом своим (1Тим.4:16), служителю Церкви Христовой Сергию(который будет доносить учение мое, сквозь призму понимания своего), пребывающим на охране учения прошедшего сквозь века , дать этот ответ тебе, учителю служителей Церкви Сергию Достопочтимому, дабы ты и дальше хорошо учил, служителей Церкви Христовой, дабы они позволяли Господу нашему Иисусу Христу править в Церкви, и еще больше пребывали в благодати Христа.
            Прежде поспешу донести ответ, проходящий сквозь века, и уже ясно данный в моих Посланиях  на первый, из поставленных тобой вопросов: «Какова роль епископов, пресвитеров и дьяконов ранней Церкви?».
            Во-первых, да будет тебе, Достопочтенный Сергий, твердо известно,  что помимо Апостолов со времен Деяний в церкви существует два чина служения: епископы – старейшины (пресвитеры) и диаконы (Фил.1:1). Для руководства церковью были поставлены пресвитеры, а я уверен, что помнишь ты, что именно так именуются председательствующие в месте с Апостолами, на совете, по вопросу смуты иудействующих  (Деяния 15:2, Деян.15:6, Деян15:23, Деяния16:4, Деяния21:18), они вместе с Апостолами являлись полноправными выразительными Церкви и церковной власти (Деян.15:4, Иаков.5:14),  да и само слово пресвитер (presbu/terov) - старец, старейшина, является выражением власти, как в народе, так и в Церкви, и все церковное управление (включая Апостолов, несмотря на то, что у апостольства есть особое предназначение) может называться старейшинами Церкви (Деяние 11:30), эта форма правления старейшинами очень близка Иудеям, как народу Божьему, и ты, конечно же, помнишь про 70 мудрецов, и про Синедрион, вот и в Церкви Божьей я, Павел, стремился всегда поставить не одного начальника, а совет, исполненных Духом и действительно признанных Церковью пресвитеров (Деян.14:23, Деян.20:17), дабы никто не надмевался над избранной Помазанницей и Невестой Христа. Да будет тебе, Достопочтимый, известно, что пресвитеры имеют между собой некоторые отличия, не по власти и статусу внутри совета, но по дарам и функциям служения. Как я уже говорил раннее: « Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении»(1Тим.5:17),- это означает, что несмотря на то, что должность старейшины Церкви должна всегда почитаться, из числа старцев особо отличаются служители Слова. Т.е мы видим два вида старейшин: старейшина-управитель, который только занимается делами управления; и старейшина-учитель(«которые трудятся в слове и учении»), на которого возлагается служение наставника в истине Христовой, переданной через Апостолов, все они вместе следят за порядком в Церкви, вместе имеют равное право голоса на совете церковном, вместе несут пасторское служение в Церкви, но на старейшину-учителя возложена дополнительная обязанность служителя Слова и учения церкви, а значит пасторское служение его более ясно выражено. В помощь к пресвитерам дается служение диакона dia/konov -диакон, слуга, служитель, если задача пресвитеров управлять Церковью так, чтобы порядок и служение в ней соответствовало Духу и Слову Христа, то задача Диаконов быть руками и ногами в церковном служении, заботиться по хозяйственным вопросам.
      Как уже говорилось ранее, то я, Павел не вношу ничего нового в этом вопросе, а следую уже давно принятым в нашем народе образу правления, который ведет начало из древней, вернувшейся  с Вавилонского плена церкви, где образовались синагоги, и как тебе уже известно, христианские собрания так же называются иногда  sunagwgh/(Иакова2:2), Синагога управлялась габаями и парнасами – старейшинами и руководителями общины (соответствуют пресвитерам, та же роль, только на греческом), которых было несколько и которые образовывали совет – правление синагоги, а так же в синагоге был раввин который отвечал за учении (пресвитер-учитель), и духовное состояние членов, так же был шамаш(слуга)– служитель синагоги, если перевести на греческий, то мы  и получим слово диакон. Этот обычай правления и порядка, до сих пор остался в собраниях иудейского народа, и ты, Достопочтенный Сергий, при желании, можешь убедиться в этом лично. Поэтому, когда предложенный тобой архимандрит Ианнуарий, говорит: «Служение «старейшин» («пресвитеров») апостолу Павлу еще неизвестно. пресвитеры в контексте павлинистической традиции появляются только в Пастырских посланиях (ср. прежде всего Тит 1,5)» [1], то этим он просто показывает, что не совсем понял меня, и наши древние таридиции, ему было бы достаточно это признать и остановиться на том, что: «Какие задачи в отдельности лежат на «епископах» и «диаконах» (Флп. 1, 1), равно как на «труждающихся» и «предстоятелях» (1 Фесс. 5, 12), сказать трудно»[2], хотя во многом другом Ианнуарий явно неплох. Что касается: « Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.  Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец»(Тит.1:5-7). То я, Павел, не изъяснявший ясно роль пресвитерства до этого, лишь по тому, что она была традиционна и ясна, и умолчание лишь подтверждает это, в этом же тексте действительно прямо говорю о функции старейшины, который есть «Божий домостроитель» ответственный за созидание и устройство Церкви Божьей, я называю их еще словом e'pi/skopov -блюститель, надзиратель, смотритель, страж, епископ- конечно же за тем, чтоб Истинна торжествовала в Церкви, и чтобы во всем был порядок Христов. Ты, как муж мудрый, не можешь не видеть, что пресвитер и епископ, в этом тексте одно и тоже служение, т.е пресвитеры и епископы это одни и те же люди. Равно, как и во время встречи с пресвитерами в Мелите(Деян.20:17), как ты помнишь, я назвал их блюстителями-епископами (Деян.20:28) и дал вполне ясное для понимание введение в предназначение их деятельности: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» - пасти Церковь, следить чтоб она пребывала в истине, и защищать Ее от волков-лжеучителей (Деян20:29). Да не смущает, тебя Сергий, роль Тита, которому я даю поручение поставить пресвитеров. Здесь я даю ему, как ты видишь завершить «недоконченное» мной, Павлом, т.е. отдаю ему часть своих апостольских полномочий, да и логика сама по себе должна тебе сказать, что отправляясь в миссионерство и ставя новую церковь, ты не найдешь там пресвитеров сразу, и возможно некоторое время будешь единственным руководителем, чтобы взрастить истинного пресвитера-блюстителя, порой потребуются годы, но если ты, так же как и я, Павел, искренно желаешь соответствовать принципам правильного управления Божьей церковью, то стремление поставить пресвитеров будет постоянно беспокоить тебя, как это ты видишь и в моем служении, где я Павел ставлю пресвитеров по городам, а там где не успеваю, беспокоюсь, чтоб это сделали подготовленные мной ученики. И каждый, кто истинно стремится к Божьему правлению, с легкостью будет уступать и разделять власть с возросшими и призванными к служению старейшин-блюстителей людьми, как это делали даже Апостолы, которые разделяли управление Церковью с пресвитерами, как только они появились (Деян11:30, Деян15:2, Деян15:4), вместе принимали решения и эти решения подписывали как общие в посланиях-постановлениях(Деяния15:23), тем самым подтверждая, что разделяли власть даже с Апостолами.
      Этот установленный нами, Апостолами прядок был  хорошо понят церковью, что можно увидеть и в ранних документах, например в Дидахе, где вы не найдете трех чинов в церкви, но в 15 главе говорится: « Поставляйте себј епископовъ и діаконовъ, достойныхъ Господа, мужей кроткихъ и несребролюбивыхъ и истинныхъ и испытанныхъ; ибо они также исполняютъ для васъ служеніе пророковъ и учителей[3]». В этом же  издании, чтобы никто  не помыслил неправильно о Церкви ранних Ее времен, старательный комментатор, этого  издания,  поясняет, что под словом епископ иметь в ввиду «здјсь, какъ и въ апостольскихъ писаніяхъ не однихъ епископовъ, но и пресвитеровъ»[4], и между прочим делает он это правильно, поскольку немалое количество людей, допустив неправильное и невнимательное толкование, в том числе и моих слов, впустили в Церковь некоторые злоупотребления.
     С особой радостью хочу указать на послания Климента Римского старейшину, который хоть и был занят служением в своей общине, не оставил без внимания дорогих моему сердцу Коринфян. А ты знаешь, Достопочтимый Сергий, что у моих детей в Господе, и раньше, еще во время моего земного служения были разделения и разногласия, когда были говорившие: «"я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов"», о подобных этому разделениях узнал епископ-старейшина церкви в Риме Климент, когда молодые пресвитеры не хотели признавать более старых, и за что я благодарен ему, так что он не остался в стороне и увещал братьев – епископов Коринфа. В 1 Послании к Коринфянам в 42 главе Климент Римский доказывает Божественное происхождение двух чинов в Церкви: «Итак принявши повеление, апостолы, совершенно убежденные чрез воскресение Господа нашего Иисуса Христа и утвержденные в вере словом Божиим, с полнотою Духа Святого пошли благовествовать наступающее царствие Божие. Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих, по духовном испытании поставляли в епископы  и диаконы для будущих верующих. И это не новое установление; ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит Писание: «поставлю епископов их в правде и диаконов в вере»[5]. Во-первых, что нужно видеть тебе, учителю начальствующих в Церкви, так это то, что есть только два чина, епископы и диаконы. Нет нужды говорить о том, что епископ и пресвитер это одно и тоже (что у Климента ясно в других местах), важно отметить существование только двух чинов. Чины эти установлены через Апостолов, но это было «не новое установление», а Климент видит в этом исполнение замысла Божьего, сначала открытое в Писаниях «ибо много веков прежде писано было о епископах и диаконах. Так говорит Писание: «поставлю епископов их в правде и диаконов в вере»», так Климент цитирует (Ис. 60, 17), видя в правителях и князьях епископов и диаконов. В 44 главе того же Первого послания к Коринфянам Климент доказывает не только Божественное происхождение самого института епископства, но и законов их избрания и постановления: «По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей , и потом присовокупили закон , чтобы когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение. Итак, почитаем несправедливым лишить служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей Церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в течение долгого времени от всех получили одобрение»[6]. При этом, Достопочтимый, отмечу, чтоб ты обратил внимание, Климент называет епископов пресвитерами, и из текста мы видим, что в Коринфе находится несколько пресвитеров-епископов, и он уговаривает более молодых почитать и не лишать достоинства тех, кто возрасте: «И не малый будет на нас грех, если неукоризненно и свято приносящих дары  будем лишать епископства. Блаженны предшествовавшие нам пресвитеры, которые разрушились от тела после многоплодной и совершенной жизни: им нечего опасаться, чтобы кто мог свергнуть их с занимаемого ими места. Ибо мы видим, что вы некоторых, похвально провождающих жизнь, лишили служения безукоризненно ими проходимого» [7] . Многими увещеваниями он призывает увлекшихся разделением братьев покориться всем пресвитерам, не разделяя: «И такъ вы, положившіе начало возмущенію, покоритесь Пресвитерамъ…[8]  », - звучит призыв епископа Рима в 57 главе. Таким образом, мы можем увидеть, что концу первого века, Коринфяне хоть и все так же склонны попускать распри в своей среде, но все же сохраняют установленное мной устройство, радостно, что Климент, имеет дело с церковью, поставленной через меня, не нарушая все те же принципы устройства церкви, и видит в них не только временные нормы, а предопределенное установление. Конечно имея такое обоснование, сам Климент не мог не последовать этой установленной мной модели, о чем имеются свидетельства историков, включая уже более близких к времени вашему, что «во времена Климента римская церковь еще управлялась советом пресвитеров с председателем во главе[9]  ».
      Немного по-другому размышлял о чинах в Церкви современник Климента Игнатий Антиохийский, хотя во многом и он схож с Апостольским пониманием. Во-первых, Игнатий послушен, Апостолам, когда считает, что епископство-пресвитерство является высшей формой правления в Церкви, и подчинение которой, Игнатий связывает с единством в подчинении Христу: «Вамъ надлежитъ всякимъ образомъ прославлять Іисуса Христа, прославившаго васъ, чтобы вы преуспјвали въ единой покорности, имјя одинъ умъ и однј мысли (1 Кор. 1, 10.), и говоря объ одномъ всј одинаково, чтобы подчиняясь Епископу и Пресвитерству, во всемъ вы освятились (Святаго Отца нашего Игнатія Богоносца, Посланіе къ Ефесеямъ[10]». При этом, сложно здесь не увидеть, что в отличии от Климента, Игнатий отличает епископов от пресвитеров: «потщитесь все исполнять въ единомысліи Божественномъ, поставляя Епископа на мјсто Бога; Пресвитеровъ, на мјсто собора Апостоловъ, — и любезнјйшихъ мнј Діаконовъ, коимъ ввјрено служеніе Іисуса Христа» [11]. Очень важно правильно понять слова этого святого мужа, когда он говорит «поставляя Епископа на мјсто Бога», ясно что если кто-либо попытается узурпировать власть принадлежащюю Христу в Его Церкви, возьмет на себя более чем должно, чему я, Павел, всегда противился, и упрекал в попустительстве детей Божьих господствовать над собой, даже если бы это пытались делать те, кто называл себя Апостолами(2 Кор11:13), как я многими словами упрекал коринфян в попустительстве этого господства: «Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.»(2Кор.11:19,20). Тогда, что может значить: «Епископ на месте Бога»? Этот старый оборот был  понятен в древней Антиохии, еще возможно не совсем потерявшей связь с семитской культурой. Ты, знаешь драгоценный Сергий, страж богословия и учитель избранных, что даже в синагогах наших ставили стул-кресло, которое называлось «сидалище Моисея», сидя на котором раввины и учителя толковали Священное Писание, и конечно, суть этого обучения - продолжение того служения, которое нес Моисей, об этом еще Господь наш говорил: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи»(Матф.23:2), в том что они учили согласно слову Заповеди, можно было действительно считать, как Божественное постановление, которому нужно повиноваться: «итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»(Матф.23:3), подразумевало ли это полное подчинение фарисеям – нисколько, лишь в том, что они повелевают согласно с Писаниями. Ты знаешь, слова Апостола Иоанна, который заявлял: «17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»(Иоан.1:17), и конечно если фарисеи и книжники уча закону, сели на «Моисеевом седалище», то Апостолы в Писаниях донося до нас Слова и установления Христовы действительно доносят до нас Христа, и провозглашая Слово, стоят на месте Христа, равно как и те пресвитеры –учители , которых, да не смущают тебя термины, называет Игнатий епископами. Да, когда служители слова возвещают истину они действительно на месте Апостолов, и на месте Христа, поскольку возвещают слова Христа, через которые Христос и Бог является к нам во всей полноте: « Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» (1Иоан.2:24), и еще «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан.14:23). И это место Бога и Христа занимает епископ только когда учит и соблюдает слова Христа, и послушен Духу учения, данного через служение Апостолов, но в том, в чем есть противоречие Апостолам, то я Павел запрещаю слушать кого бы, то ни было, и как бы он не назывался: « Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема»(Гал.1:8). Таким образом, епископ действительно на месте Бога, когда он разъясняет учение Христа, и наставляет как Церковь, так и верующих в отдельности. Игнатий отличается от меня лишь в терминах, так, когда я называю словом «епископ» каждого пресвитера, то Игнатий только тех, «которые трудятся в слове и учении», здесь нет особо принципиальных отличий, действительно в большей степени можно признать епископами – блюстителями, надзирателями тех кто «трудятся в Слове», ведь Истинна в Церкви это то, что нужно блюсти  особенно, равно как и души верующих, что так же происходит через Слово и Истину, поэтому и я, Павел, считая это служение особенным, повелевал «оказывать сугубую честь, особенно» тем, кто трудятся в Слове(1Тим.5:17). А остальные пресвитеры – на месте Апостольского собора, подобно собору, который был у Апостолов с пресвитерами в Деяниях 15 главы, пресвитеры должны разделять с епископами ответственность и совместно принимать решения, как и было на том Апостольском Соборе, при этом и Собор, и каждый из пресвитеров в отдельности, и все решения Собора должны быть подчинены Христовой Истине запечатленной нами Апостолами  в Святых Писаниях, о чем должны постоянно призывать епископы, так как это их основное служение, и каждый, включая пресвитеров, должен повиноваться тому, что является учением Христа. Диаконы должны стоять первыми, выполняя непосредственное служение и вовлекая в него всю Церковь, в согласии с решениями пресвитеров и в подчинении учению Христа, которое должно провозглашаться и преподаваться служителями Слова. В том же русле следует понимать многие Слова Игнатия о подчинении епископам: «По сему надлежитъ вамъ согласоваться съ волею Епископа, что вы и дјлаете. Ибо достоименитое и достойное Бога Пресвитерство ваше такъ согласно съ Епископомъ, какъ струны на гусляхъ» [12] - епископ это пастырь, пасущий в слове, а слова Писания принадлежат не епископу, но это Слова Божие, которые давались под водительством Святого Духа, и конечно поскольку епископ должен учить церковь в Духе Писания, то во всем нужно согласовываться с ним, насколько то или иное служение или действие в Церкви соответствует Истине Христовой переданной через нас – Апостолов. Тем более, ты же знаешь возлюбленный Сергий, что в то время, когда Игнатий писал свои послания, Писания Апостольские если и бывали  в общинах, то не могли быть на руках у каждого служителя церкви, и тем более у верующих, поэтому возрастала роль служителей Церкви, которые научаясь в Писаниях, сами научали других, как я и заповедовал (1Тим.4:16), и послушание епископу, в таких условиях, было единственной возможностью послушания Слову. Но, конечно, есть некоторые отступления в учении Игнатия,  когда говоря: «Міряне пусть повинуются діаконамъ; діаконы — пресвитерамъ; пресвитеры — Епископу; Епископъ — Xристу, какъ Самъ Онъ — Отцу» - он устанавливает тот иерархический порядок, который я не давал, да … такая система была чужда порядку в Апостольских церквях, как уже было показано выше, такая строго иерархическая система была чужда нашим еврейским обычаям, и как видно из посланий Климента Римского, чужда многим современникам Игнатия, и даже беря во внимание отсутствие достаточного количества рукописей Священных Писаний в то время, что являлось скорее всего основными причинами, побуждавшими Игнатия к установлению такого порядка, нужно отметить, что подобные слова Игнатия несли опасность превращения общин из собраний господства Слова Божьего, в общины где царит господство человеческое и надмение над Словом, что в последствии нередко и происходило. Возможно, такое доведение обычного иудейского понимания, что служитель Слова, когда исполняет служение, становится посредником и наместником Того, кому это слово принадлежит, до утверждения его власти в самом себе и превосходства над служением пресвитера, и созданием иерархического порядка, могло быть связанно со многими причинами: такими как отрыв от иудейских корней, после разрушения Иерусалима мог способствовать тому, что в старое понимание могло быть добавлено новое значение. Но я напомню тебе, Достопочтимый Сергий, что даже Апостолы, которым была передана Истинна непосредственно от Христа, и чином служения и силой помазания превосходили Мужей Апостольских, и то были поставлены числом Двенадцать, то и мнение одного Игнатия да не смущает тебя, поскольку даже если и был он поставлен Петром, так прошел уже не один десяток лет, как Петр отошел к Господу нашему, были жесткие гонения в Сирии и Асии при  Траяне, и хоть оставалось некоторое общение между церквами Сирийскими и Асийскими с церковью в Риме, Греции и остальной части Европы, все же был некоторый отрыв и разница с церквами по всей империи,  которые, как мы видим и в Риме и в Коринфе управлялись советом пресвитеров.
     Такой порядок  мы можем увидеть и в более позднее время: так   «Юстин, описывая литургическое собрание, упоминает не епископа, а председателя» [13], уважаемый историк Евсевий приводит письмо мучеников Галии о Иринее пресвитере лугудунском (Лугдунум –Лион) епископу Рима: ««Желаем тебе, отец Елевферий, радоваться в Боге сейчас и всегда. Мы попросили доставить тебе это письмо нашего брата и сообщника Иринея; просим тебя, будь к нему расположен: он ревностен к завету Христову. Если бы мы думали, что праведность доставляет человеку место, то мы поставили бы его, по его заслугам, первым среди пресвитеров церковных» [14]. Да и сам Ириней Лионский «использует слова «епископ» и «пресвитер» как взаимозаменяемые» , тем самым напоминает нам о Клименте Римском[15], для пущей убедительности приведу тебе, Достопочтимый Сергий, отрывок из его послания, где он называет то пресвитерами, то епископами тех, кого другие чтят, как римских пап: «Пресвитеры, жившие до Сотера, предстоятели Церкви, которой ты ныне управляешь: Аникет, Пий, Гигин, Телесфор и Ксист — сами не соблюдали поста и не заповедали его своим. Тем не менее они, несоблюдавшие, были в мире с братьями, которые приходили к ним из Церквей, где он соблюдался, хотя соблюдение его казалось несоблюдавшим чрезвычайно нелепым. (Никогда за этот обычай никого не отвергали; епископы, твои предшественники, его не соблюдавшие, посылали Евхаристию членам Церквей, его соблюдавшим» [17]. Известный у вас историк Спасский повествуя о еретике Ноэте, говорит что осужден он не иначе, как «соборомъ местныхъ пресвитеровъ» [18], а дело было в Асии в конце II и начале IIIвеков. Дорогой, Сергий, я бы мог долго приводить тебе свидетельства из Писаний, из документов послеапостольской эпохи, из работ более близких по времени историков, доказывая, что установленный мной и другими Апостолами порядок, понимался в Церкви и был широко применим до конца II века. Отступление от этого принципа произошло по разным причинам: «Ученый Иероним [Ad Titum i. 7. См. также Epist. 83, 85.] явно свидетельствует,  что изначально,  до расколов,  вызванных подстрекательствами сатаны,  церкви управлялись общим советом пресвитеров и только позже, один из пресвитеров был поставлен во главе совета,  чтобы блюсти церкви и препятствовать расколам» [19], трудно не согласиться с Иеронимом, да были ереси, да было много смущающих  и мало компетентных, и были воистину выдающиеся епископы, сильные в слове и деле, но все же, их некоторое несмирение и неаккуратность в толковании привело к тому, что в последующие времена более худшие их последователи надмевались над народом Божьим, и попирали и искажали Писания, и от чего страдали и люди купленные Кровью Христа, и Истинна, и поклонение Богу нашему.
               На этом, я заканчиваю свое послание к тебе, достопочтенный Сергий, знаю, что ты как муж мудрый, читаешь постоянно послания мои, а то что было сказано через понимание раба моего Сергия, ты тоже не оставишь без внимания, и да будет  один Господь и Истинна Его царствовать в Церкви Его!».
____________

[1]Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), «ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА В ПОСЛАНИЯХ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА», Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о Церкви», Москва, 17-20 ноября 2003г.
[2]Там же.
[3] Ученіе двјнадцати апостоловъ. Недавно открытое сочиненіе временъ апостоловъ. — Пер. съ греческаго К. Д. Попова. — М.: Типографія   В ы с о ч а й ш е   утвержд. Т-ва И. Д. Сытина, 1898.
[4]Там же.
[5]Писания мужей апостольских. — Рига: Латвийской Библейское Общество, 1994. — С. 95–148, 395–399. [Репринтное воспроизведение издания, вышедшего в 1895 г., с дополнениями].
Перевод протоиерея Петра Преображенского.
[6] Там же.
[7]Там же.
[8] Там же.
[9] Аман А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95—197 / Пер. с фр. и предисл. В. Д. Балакина. — М.: Мол. гвардия, 2003.
[10]Святаго Отца нашего Игнатія Богоносца, Посланіе къ Ефесеямъ. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Медицинской типографіи, 1821. — Часть I. — С. 29-42.
[11] Святаго Отца нашего Игнатія Богоносца, Посланіе къ Магнезіянамъ. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи ИМПЕРАТОРСКАГО Воспитательнаго Дома, 1830. — Часть XXXVIII. — С. 3-10.)
[12]Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Медицинской типографіи, 1821. — Часть I. — С. 29-42.
[13]Аман А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95—197 / Пер. с фр. и предисл. В. Д. Балакина. — М.: Мол. гвардия, 2003.
[14]Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982–1985. Сб. 23–25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.], Книга Пятая.
[15]Филип Шафф, История христианской Церкви, Том II. Доникейское христианство (100 — 325 г. по P. ;.),
2–е;издание, Санкт–Петербург, Христианское общество «Библия для всех», 2010. Стр.109
[16]Там же.
[17]Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982–1985. Сб. 23–25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.], Книга Пятая.
[18] А. А. Спасский История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Издание второе. Сергиев посад. 1914
[19]Филип Шафф, История христианской Церкви, Том II. Доникейское христианство (100 — 325 г. по P. ;.),
2–е;издание, Санкт–Петербург, Христианское общество «Библия для всех», 2010. Стр.103.


Рецензии
Пастор Сергей, какой же удачный и точный прием вы использовали, раскрывая перед ищущими Истину читателями, - важнейшую в "последнее время" - тему организации и обустройства Живой Церкви Христовой. Это и моя магистральная тема в служении примирения в Слове. Как точно вы обозначили ее:

"опасность превращения общин из собраний господства Слова Божьего, в общины где царит господство человеческое и надмение над Словом, что в последствии нередко и происходило."!

Да направит Дух Божий "избранных Своих" на вашу страницу, да умудрит их! Только мне как педагогу плохо представляется, что современные молодые люди осилят ваш ЦЕННЕЙШИЙ текст в такой трудночитаемой форме: без абзацев и красной строки.

А я вас избираю. Сегодня у меня удачный выход в ПрозаРу.

Да благословит вас Господь в вашем служении, пастор Сергей. -

Екатерина Истоомина 2   13.06.2018 22:22     Заявить о нарушении
Спасибо, за доверие! Божьих Вам благословений!

Пастор Сергей   16.06.2018 17:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.