Фанера над Парижем

     Ироническое стихотворение «Фанера над Парижем», написанное мной 15 лет назад, как ни странно, не потеряло своей актуальности и по сей день. Многим людям моего поколения так и не удалось превзойти себя и угодить родной стране настолько, чтобы она их заметила и оплатила их труд достойным образом. Хоть в лепёшку расшибись, хоть сколько диссертаций напиши, а деньги по-прежнему идут к другим.

     Можно читать и даже писать книги «Как стать богатым», но, по закону сохранения, который мы учили в школе, «если в одном месте убавится, то в другом прибавится», и наоборот. Мы же не хотим чужого, правда? Пусть нам хотя бы наше оставят.

     Да бог с ними, с деньгами! Мы ведь не стремимся к неограниченным доходам, мы, по правде сказать, вообще на них никогда не рассчитывали – нас так воспитали. Мы столько лет жили в бедности, что богатство нам даже непонятно. Мы не понимаем, откуда оно берётся у других людей, – они что же, в 20 раз лучше, умнее или – страшно подумать! – хитрее нас?

     Но если мы пишем об этом с иронией, значит, всё не так плохо. Но и не так хорошо...

     Впрочем, есть такая утешительная миниатюра: «Что выше наших возможностей, то ниже нашего достоинства, – сказала Лиса, глядя на виноград».


 ФАНЕРА  НАД  ПАРИЖЕМ

 Когда я превзойду себя
 И буду делать всё, как надо,
 Страна работу даст в награду
 И сатисфакцию в рублях.

 Карьеру сделать нелегко,
 Но вскоре я разбогатею:
 Мне, несомненно, хватит денег
 На мыло, хлеб и молоко.

 Куплю единый проездной,
 Проеду гордо по проспекту,
 Возможно, приценюсь к букету
 И, наконец, схожу в кино.

 В богатый книжный магазин
 Зайду взглянуть на фолианты.
 Я отношусь к ним толерантно:
 На них ни денег нет, ни сил.

 Мне ни к чему валютный счёт,
 Ведь счастье вовсе не в «зелёных»,
 Но есть рубли на макароны
 И масло, если повезёт.

 С деньгами я не пропаду:
 Куплю большой мешок картошки,
 Нажарю мяса, но немножко,
 А остальное – дам коту.

 Но, подгоняя под стандарт,
 Меня посадят на диету,
 Дадут полезные советы,
 Куда вложить мой капитал.

 Мне посоветуют купить
 Таблетки против аппетита.
 Идея эта мне противна:
 Без пищи людям не прожить!

 Я положу на депозит
 Свои оставшиеся центы:
 Мне очень хочется процентов,
 Я знаю, что на них купить!

 Я их потрачу, как хочу!
 Открою скрытые резервы,
 Куплю огромный лист фанеры
 И над Парижем пролечу!

 Декабрь 1998 года



   ФАНЕРА  НАД  ПАРИЖЕМ – 2

  (Фантазия 15 лет спустя)

  Над Парижем, в безоблачном небе, летает фанера.
  Парижане не знают, кого это к ним занесло.
  Из какого далёкого края она прилетела
  И кружит, словно птица, когда наступает тепло.

  Парижанам не видно, как мне на фанере тоскливо:
  Я одна, я устала и есть, между прочим, хочу...
  А поскольку я визу въездную оформить забыла,
  Мне нельзя приземлиться. Но я не жалею ничуть.

  Ну и пусть! А зато я лечу над весенним Парижем!
  Я сюда добралась, воплощая большую мечту.
  Удивительный город, я вижу тебя, даже слышу!
  И когда-нибудь вновь по Полям Елисейским пройду...

  Если нет – всё равно сохраню тебя в памяти сердца
  Драгоценным подарком, счастливым виденьем весны.
  А летать на фанере... Ну кто поэтессе поверит!
  Даже детям не снятся такие забавные сны.

  13 февраля 2013 года



ФАНЕРА  НАД  ПАРИЖЕМ...  И  КРЫЛЬЯ

     Вся моя жизнь (и не только моя) – что-то вроде этой фанеры: с одной стороны – совершенно необъяснимое вдохновение и честолюбивые мечты, а с другой – безрезультатность продолжительных усилий и лишь отдельные удачи, не влияющие на жизнь в целом.

     Казалось бы, у меня иногда получается написать то, что высоко оценивают компетентные люди. Конечно, я горжусь этим, ведь это – единственное, что приносит мне большую радость в нелёгкой жизни. Это ощущение можно было бы назвать счастьем, если бы оно не перебивалось неудачами и несчастьями или просто равнодушием близких людей – причём легко, в два счёта. Им абсолютно не нужны все мои достижения, и моя радость от них заслоняется скучными бытовыми заботами и претензиями по любому поводу.

     Крылья перебивать не обязательно, их можно выщипывать по пёрышку – авось в таком возрасте заново не отрастут.

     Но жить просто так, как большинство людей, читателей и зрителей, лишь потребляя созданное другими (это – в лучшем случае, а многим хватает и телевизора), мне неинтересно. Мне нужно что-то писать и публиковать, я не могу допустить, чтобы это пропало – это огромная часть моей жизни.

     Мало того, что ты должен неустанно делать что-то особенное и продвигаться вперёд, чтобы тебя не забыли, – нужно шевелиться, звонить кому-то, активно пользоваться Интернетом, быть в курсе предстоящих конкурсов и посылать повсюду всё написанное тобой, как это делал Михаил Веллер, получивший двести отказов, прежде чем его стали печатать. А уж он-то, судя по его амбициям, настолько талантлив, что остальные могут отдыхать.

     И вот это – шевелиться и продвигать – у меня не очень-то не получается. Для этого нужны энергия, честолюбие и деньги. Главное – деньги, за которые автор может напечатать хоть полное собрание сочинений, не дожидаясь благосклонности всевозможного начальства. Значит, деньги нужно где-то заработать, хотя бы 1000 долларов на собственную книгу или... 4000 долларов, чтобы напечатать 80 страниц в альманахе «Наследие». Сомнительное удовольствие, правда?

     За что такое наказание бедным прозаикам? Откуда авторы возьмут деньги? Неужели из тумбочки? «Накопил и купил»? Я, конечно, понимаю, что искусство требует жертв, но когда усердие превозмогает разум, это печально...

     Глядя на безразличных «старших товарищей», то есть старших по возрасту коллег, я понимаю, что многие из них безнадёжно отстали от жизни и почти никому не интересны. И у них уже мало сил, чтобы чего-то добиваться, им не хочется жертвовать несколькими пенсиями, чтобы издать сборник стихов, а больше его никто издавать не будет, если автор не литературный чиновник, а просто пожилой человек, один из пятисот писателей.

     Так чего нам ждать, на кого надеяться? Только на себя.

     А крылья перебивать не обязательно! Они нам очень нужны!


P.S. В Париже я побывала – ещё до написания первого стихотворения. Но ведь опять хочется!

_______________________________________

Фото из интернета


Рецензии
А крылья перебивают те,кто уже ползает.Но нам точно нужно другое.

Ирина Давыдова 5   08.09.2021 17:18     Заявить о нарушении
Увы, кому-то почему-то не хочется, чтобы другие летали...

Тамара Залесская   12.09.2021 20:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.