Фанера над Парижем
Можно читать и даже писать книги «Как стать богатым», но, по закону сохранения, который мы учили в школе, «если в одном месте убавится, то в другом прибавится», и наоборот. Мы же не хотим чужого, правда? Пусть нам хотя бы наше оставят.
Да бог с ними, с деньгами! Мы ведь не стремимся к неограниченным доходам, мы, по правде сказать, вообще на них никогда не рассчитывали – нас так воспитали. Мы столько лет жили в бедности, что богатство нам даже непонятно. Мы не понимаем, откуда оно берётся у других людей, – они что же, в 20 раз лучше, умнее или – страшно подумать! – хитрее нас?
Но если мы пишем об этом с иронией, значит, всё не так плохо. Но и не так хорошо...
Впрочем, есть такая утешительная миниатюра: «Что выше наших возможностей, то ниже нашего достоинства, – сказала Лиса, глядя на виноград».
ФАНЕРА НАД ПАРИЖЕМ
Когда я превзойду себя
И буду делать всё, как надо,
Страна работу даст в награду
И сатисфакцию в рублях.
Карьеру сделать нелегко,
Но вскоре я разбогатею:
Мне, несомненно, хватит денег
На мыло, хлеб и молоко.
Куплю единый проездной,
Проеду гордо по проспекту,
Возможно, приценюсь к букету
И, наконец, схожу в кино.
В богатый книжный магазин
Зайду взглянуть на фолианты.
Я отношусь к ним толерантно:
На них ни денег нет, ни сил.
Мне ни к чему валютный счёт,
Ведь счастье вовсе не в «зелёных»,
Но есть рубли на макароны
И масло, если повезёт.
С деньгами я не пропаду:
Куплю большой мешок картошки,
Нажарю мяса, но немножко,
А остальное – дам коту.
Но, подгоняя под стандарт,
Меня посадят на диету,
Дадут полезные советы,
Куда вложить мой капитал.
Мне посоветуют купить
Таблетки против аппетита.
Идея эта мне противна:
Без пищи людям не прожить!
Я положу на депозит
Свои оставшиеся центы:
Мне очень хочется процентов,
Я знаю, что на них купить!
Я их потрачу, как хочу!
Открою скрытые резервы,
Куплю огромный лист фанеры
И над Парижем пролечу!
Декабрь 1998 года
ФАНЕРА НАД ПАРИЖЕМ – 2
(Фантазия 15 лет спустя)
Над Парижем, в безоблачном небе, летает фанера.
Парижане не знают, кого это к ним занесло.
Из какого далёкого края она прилетела
И кружит, словно птица, когда наступает тепло.
Парижанам не видно, как мне на фанере тоскливо:
Я одна, я устала и есть, между прочим, хочу...
А поскольку я визу въездную оформить забыла,
Мне нельзя приземлиться. Но я не жалею ничуть.
Ну и пусть! А зато я лечу над весенним Парижем!
Я сюда добралась, воплощая большую мечту.
Удивительный город, я вижу тебя, даже слышу!
И когда-нибудь вновь по Полям Елисейским пройду...
Если нет – всё равно сохраню тебя в памяти сердца
Драгоценным подарком, счастливым виденьем весны.
А летать на фанере... Ну кто поэтессе поверит!
Даже детям не снятся такие забавные сны.
13 февраля 2013 года
ФАНЕРА НАД ПАРИЖЕМ... И КРЫЛЬЯ
Вся моя жизнь (и не только моя) – что-то вроде этой фанеры: с одной стороны – совершенно необъяснимое вдохновение и честолюбивые мечты, а с другой – безрезультатность продолжительных усилий и лишь отдельные удачи, не влияющие на жизнь в целом.
Казалось бы, у меня иногда получается написать то, что высоко оценивают компетентные люди. Конечно, я горжусь этим, ведь это – единственное, что приносит мне большую радость в нелёгкой жизни. Это ощущение можно было бы назвать счастьем, если бы оно не перебивалось неудачами и несчастьями или просто равнодушием близких людей – причём легко, в два счёта. Им абсолютно не нужны все мои достижения, и моя радость от них заслоняется скучными бытовыми заботами и претензиями по любому поводу.
Крылья перебивать не обязательно, их можно выщипывать по пёрышку – авось в таком возрасте заново не отрастут.
Но жить просто так, как большинство людей, читателей и зрителей, лишь потребляя созданное другими (это – в лучшем случае, а многим хватает и телевизора), мне неинтересно. Мне нужно что-то писать и публиковать, я не могу допустить, чтобы это пропало – это огромная часть моей жизни.
Мало того, что ты должен неустанно делать что-то особенное и продвигаться вперёд, чтобы тебя не забыли, – нужно шевелиться, звонить кому-то, активно пользоваться Интернетом, быть в курсе предстоящих конкурсов и посылать повсюду всё написанное тобой, как это делал Михаил Веллер, получивший двести отказов, прежде чем его стали печатать. А уж он-то, судя по его амбициям, настолько талантлив, что остальные могут отдыхать.
И вот это – шевелиться и продвигать – у меня не очень-то не получается. Для этого нужны энергия, честолюбие и деньги. Главное – деньги, за которые автор может напечатать хоть полное собрание сочинений, не дожидаясь благосклонности всевозможного начальства. Значит, деньги нужно где-то заработать, хотя бы 1000 долларов на собственную книгу или... 4000 долларов, чтобы напечатать 80 страниц в альманахе «Наследие». Сомнительное удовольствие, правда?
За что такое наказание бедным прозаикам? Откуда авторы возьмут деньги? Неужели из тумбочки? «Накопил и купил»? Я, конечно, понимаю, что искусство требует жертв, но когда усердие превозмогает разум, это печально...
Глядя на безразличных «старших товарищей», то есть старших по возрасту коллег, я понимаю, что многие из них безнадёжно отстали от жизни и почти никому не интересны. И у них уже мало сил, чтобы чего-то добиваться, им не хочется жертвовать несколькими пенсиями, чтобы издать сборник стихов, а больше его никто издавать не будет, если автор не литературный чиновник, а просто пожилой человек, один из пятисот писателей.
Так чего нам ждать, на кого надеяться? Только на себя.
А крылья перебивать не обязательно! Они нам очень нужны!
P.S. В Париже я побывала – ещё до написания первого стихотворения. Но ведь опять хочется!
_______________________________________
Фото из интернета
Свидетельство о публикации №214040201497
Ирина Давыдова 5 08.09.2021 17:18 Заявить о нарушении
Тамара Залесская 12.09.2021 20:47 Заявить о нарушении