Мономах и его шапка
Мономах и его шапка
Да, дети мои, или иной кто слышал сю грамотицю, не посмейтеся. Из «Поучения» Вл. Мономаха
Начинается «Поучение», предмет нижеследующей аналитической характеристики, словами:
Аз, худый, д(е)дом своимъ
Ярославомъ блгсвлнымъ, славнымъ
Наречн(е)мь въ крщнiи Василии,
Русьскымь именемь Володимиръ, оцмь*
Възлюбленымь и мтрью своею,
Мьномахы... [1]
* В оригинале первая буква слова «оцмь» - омега со значением 8. Знак (е) обозначает здесь букву «ять» оригинала, не имеющую числового значения. Мягкий и твердый знак, буква «ы» (равно и буквы «б», «ж», «й» «ш» «щ» «ю» «я», в современном алфавите также «ё», «э») не имеют числового значения.
Первичный перевод, без учета замаскированных связей между словами и скрытых смыслов.
Я, худый, дедом своим
Ярославом благословенным, славным
Нареченным в крещении Василием,
Русским именем Владимир, отцом
Возлюбленным и матерью своею,
Мономахами...
Для сравнения:
Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... (Перевод Лихачева, Д. С.) [2].
Числовые значения букв оригинального текста.
17 644 4474 22784
17231274 3322354 231254
5115954 2 21518 2128388
142224 845554 273748481 894
2733554 8 431 2275
457416
Ряд сумм, или конечные числовые значения, слов, справа — конечные числовые значения строк, внизу, в седьмой строке — конечные числовые значения вертикальных числовых столбцов
8 5 1 5 1
9 4 8 3
3 2 8 5 9
6 4 8 3 3
2 8 8 7 7
9 9
1 5 6 2
Число 1562 является, очевидно, датой из времени правления царя Ивана Грозного, первого российского царя и самодержца, то есть правителя, равного саном «Мономахам». Именно в 1562 г. Иван Грозный делает решительные шаги в направлении абсолютизации своей личной власти, ограничения прав боярства (указ о вотчинах), вводит в практику новую государственную печать (со всадником на груди орла), усиливает репрессии против знати, то есть начинает самодержавствовать «по-настоящему» (в его собственном представлении).
Числовой ряд 139379 также является датой — 1391-й год: сумма следующих после форманта 139 чисел равна 1 (3 и 7 вместе равны 10, прибавление 9 приводит к сумме 19, или 10, или 1). Наиболее важное событие этого года на Руси — бракосочетание великого князя Василия Дмитриевича и Софьи Витовтовны. Отчество Ивана Грозного (Васильевич) и принадлежность Ивана Васильевича и Василия Дмитриевича одной династии подкрепляют существование конструктивной, или умозрительной, связи между двумя датами и указывают на мистифицированное происхождение фрагмента текста поучения (и всего текста, как это будет показано ниже).
Числовая конструкция рассматриваемого фрагмента вкупе с особенностью написания имени Василий вносит существенную поправку в понимание этого имени. Написано оно неправильно, вместо вероятных «Василием» или «Василий» дано в форме предложного падежа (получается: «Аз худый Василии»). Предшествующая «Василию» лексема «крщнiи» имеет числовое значение 8, но то же значение свойственно имени «Володимиръ» У «Василии» же числовое значение 5, в именительном падеже («Василий») - 6. В предшествующем «Володимиру» слове «именемь», написанном также неправильно, с мягким знаком в конце, числовой ряд 845554 включает в себя локальный ряд из трех пятерок (трижды «Василии»), обрамленных двумя четверками. Все пятерки вместе равны 15, или 6, - конечному числовому значению имени «Василий», - предложенное преобразование отменяет форму «Василии» и утверждение, с ним связанное. Та же мысль проведена через сопряжение конечных числовых значений слов «крщнiи», «именемь», «Володимиръ»: 8 4 8. Представленный ряд чисел продублирован в имени «Володимиръ» (27374 848 1), то есть утверждение о «крещении именем» относится к «Володимиру», а центральная его цифра (4) скрывает в себе, поглощает и отменяет, оба варианта имени «Василий». Соответственно, Владимир Всеволодович был крещен именем Владимир, - по мнению креативного автора «поучения». Но важно также, что отмененные три пятерки образованы формантом «мен», который в искаженной форме продублирован в лексеме «Мьномахы», маркировка последней лексемы формантом «мьн», с нелепым мягким знаком, - сигнал креативного автора «поучения» о ложности «мономахова» титулования Владимира Всеволодовича (существует миф о происхождении матери В. В. от византийского императора Константина IX Мономаха).
В числовых значениях лексем оборота «русьскымь именемь», 6 и 4, спрятаны суммы числовых значений первых букв имен Василий Дмитриевич и Софья Витовтовна (В — 2, Д — 4, С — 2, В — 2). Вероятно, эта же проекция подразумевается в таких деталях энигматики, как количество слов в фрагменте, их 20, окончание на число 4 одиннадцати из них (11 равны 2).
Далее из-за «дефекта» носителя часть текста «утрачена». После «утраты» любопытны первые четыре строки.
И хсьяных людии д(е)ля
Колико бо сблюдъ по млсти своеи и по
Отни мтв(е) вс(е)х б(е)дъ. С(е)дя на санех,
Помыслих в души своеи и похвалих Бога...
И ради христиан
Остерег по милости Своей* и по
Молитве «Отче наш» от всех бед. [Сидя на санях**,]
Помыслил в душе своей и восхвалил Бога...
*«По милости Своей» - одно из устойчивых восхвалений Господа. В Новом Завете: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа...» (1 Петра, 1:3). В Ветхом Завете: «Благословен Господь, Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею» (Бытие, 24:27).
** О смысле формулы «сидя на санях» см. ниже.
Для сравнения:
И христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу... (Перевод Лихачева, Д. С.) [3].
Кодировки рассматриваемого фрагмента заключены в фразеосочетании «сидя на санях» и конечных числовых значениях строк. Креативный автор, безусловно, вкладывал в фразеосочетание тот смысл, что его персонаж думал о приближающейся смерти, поскольку в Древней Руси покойников везли на кладбище на санях (комментарий Лихачева), но Владимир Всеволодович, если и умел метафорически изъясняться, то понимал, насколько нелепо приближение смерти или размышления о смерти обозначать в письменной речи высокого стиля через «сидение» на санях: на санях все же главным образом ездили, по самым разным нуждам, и непременно сидели при этом. Говорить о санях как символе смерти в древней Руси могли, но, пожалуй, только в устной речи (представьте себе ряд выражений: «лечь в сани», «дать дуба», «откинуть ноги», «примерить деревянный кафтан»...). Поэтому «сани» открытого текста — слегка прикрытый маркер ненаписания текста Владимиром «Мономахом». В скрытом тексте они сообщают о взятии Астрахани подлинным «мономахом» [4] Иваном Грозным, но в первую очередь заключают в себе общее указание креативного автора читателю не забывать считать числовые значения слов при чтении: формула восходит к татарско-арабскому слову «сан» («число», «счет»), буквальный смысл «на санех» - «посредством счета». Если же считать, то получится 51 21556 или 6 и 1. В числовом ряду 2 1556 последние четыре цифры образуют дату второго взятия Астрахани, и именно Астрахани, первая цифра предупреждает, что после нее идет дата второго взятия (первый раз русские и ногайские войска взяли Астрахань 2 июля 1554 г., второе взятие тоже пришлось на 2 июля), конечное числовое значение слова Астрахань равно 2. Дату 2.07.1554 маркирует число 6, образованное предлогом «на»: конечное числовое значение элементов даты равно 6. Конечные числовые значения четырех строк фрагмента образуют числовой ряд 6 1 6 1, который сам по себе свидетельствует об искусственном происхождении текста. Но конечное числовое значение его равно 5, то же значение имеет эпитет «Грозный».
Начинающийся с «сидения в санех» морально-этический раздел «Поучения» заключает в себе энергичное проповедывание христианских добродетелей. Вместе с тем, наблюдается замечательный случай аннулирования не отвечающего требованиям христианства положения открытого текста в скрытом тексте. Когда «Владимир Всеволодович» говорит: «Да если не хвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой, во имя Отца и Сына, и Святого Духа да будет проклят», числовое значение формулы «да будет проклят», равное 9, отменяет правомерность проклятия (число 9 в вербально-числовой энигматике родственно нулю — вследствие нулевого значения кратности и суммарного потенциала числа: при прибавлении 9 к 9 результат равен 9, при прибавлении 9 к любому числу х сумма в конечном значении будет равна х).
Следующий далее рассказ «о путях», то есть о походах, предмет восхищения нескольких поколений поклонников летописания, завершается указанием на то, что рассказ не имеет никакого отношения к киевскому «Мономаху». «А вс(е)х путии 80 и 3 великих, а прока не испомню менших», - пишет автор поучения. Числовой ряд лексем и цифр предложения 1 1 4 8(0) 8 3 7 1 1 1 7 1 имеет конечное числовое значение, равное 7. То же конечное числовое значение свойственно имени Иван. Если учесть числовые данные двух противостоящих лексических формул «а вс(е)х» и «а прока» («а прочих»), то получится целостный числовой ряд 1111 с суммой 4, числовым маркером Ивана Грозного, перенятым им у своего деда Ивана III [5], о котором напоминает локальный числовой ряд 111 между двумя семерками общего ряда. Ряд 1111 является также датой битвы с половцами при Сальнице, в которой участвовал Владимир Всеволодович и о которой подробно рассказывает Ипатьевская «летопись» (Лаврентьевская «летопись» датирует ее 1112 г.). Включение даты 1111 в поле отрицательного утверждения о походах Владимира Всеволодовича лишний раз показывает мистифицированное происхождение рассказа о походе 1111 или 1112 г. (двойная датировка похода в связанных происхождением «летописях» также является маркером вымышленной природы похода и битвы). В коррелятивной связи с рядом 1111 находится упоминаемый в начале рассказа возраст «Мономаха» - 13 лет, с конечным числовым значением 4. Закольцовывание всех событий рассказа о «путях» двумя умозрительными четверками маркирует вымышленное происхождение этих событий, призванных иносказательно напомнить о богатой военно-политической составляющей биографии Ивана Грозного и, возможно, его деда. Сопряжение двух четверок, или восьмерки, в рассмотренной числовой конструкции с семеркой, удивительным образом перекликается с числовой структурой топонима Молоди, где симметричный ряд или «вертушка» 47374 или 2 3 2 форманта «Молод» соседствует с числом 8 форманта «и», но конечное числовое значение ряда 47374 равно 7; еще более удивительно то, что дата известной битвы при Молодях — 7080 (по русскому календарю XVI в.). Получается, что у лексемы «Молоди» и годичной даты знаменитой битвы полководцев Ивана Грозного с крымскими татарами во главе с Девлет-Гиреем при этом селе одна и та же числовая структура 78, восходящая, вместе с тем, к «биографии» великого князя киевского Владимира Всеволодовича [6].
Короткий рассказ о «ловах», охоте, наделен сквозной числовой энигматикой, проведенной через обозначение количества пойманных диких коней и происшествий на охоте, хотя на самом деле В. В. рассказывает о нападениях зверей на него, то есть охоте на него (ирония креативного автора, адресованная фанатскому клубу «Мономах»). Поймано было В. В. 18 коней, напали на него 2 тура, 1 олень, 2 лося, 1 вепрь, 1 медведь, всего 7 зверей, в числовом ряде четыре единицы, две двойки также образуют четверку, в ряде «нападений» три единицы (еще одно напоминание об Иване Грозном и его деде). Последние отмеченные числом происшествия — 2 ушиба головы В. В. «Вередих, - пишет В. В., - не блюда живота сво(е)го, ни щадя головы своея». Сумма всех чисел и числительных рассказа равна 9.
Шапка Мономаха впервые упоминается (в «летописи») в 1518 г. (более чем вероятна связь этой даты с числом 18 «охотного ряда» и ступенчатым локальным рядом 2121 (конечное значение 6), обозначенным копытными животными в ряде «нападений»). Два ушиба головы вместе с укушенным медведем коленом В. В. - довольно ясный намек на отсутствие родства В. В. с Мономахами как по линии матери, так и по линии отца.
Сноски и примечания
1. http://litopys.org.ua/lavrlet/lavr12.htm . Электронный вариант «Поучения» из Лаврентьевской летописи, подготовленный украинскими археографами.
2. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4874 . Электронный вариант «Поучения» из Лаврентьевской летописи, подготовленный сотрудниками ИРЛИ. Сопровождается примечанием Лихачева, Д.С.: «Печатается по Лаврентьевской летописи (РНБ, F. п. № 2) с незначительными исправлениями описок». Первый фрагмент оригинала передан следующим образом: «Азъ худый д(е)домъ своимъ Ярославомъ, благословленымъ, славнымъ, нареченый въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ,[1] отцемь възлюбленымь и матерью своею Мьномахы...» «Незначительные исправления» здесь выразились в том, что в лексему «блгсвлнымъ» перед буквой «в» вставили (Лихачев, Творогов) якобы пропущенный «л» и вместо «благословенным» получили «благословленым», очевидную нелепицу («благословленным» требует либо указания носителя действия, либо цели благословления, либо и того, и другого). «Наречнемь» оказался переделанным в «правильный» «нареченый», «Василии» превратился в «Василий», «оцмь» в «отцемь». Удивительным образом от «незначительных исправлений» убереглись «Мьномахи». Соблюдать размеры строк Лихачев и Творогов посчитали излишним. В переводе поразительны выпадением из стиля «я, худой», а из смысла - «из рода Мономахов». Замечу попутно, что после ознакомления приблизительно с двумя десятками переводов Лихачева, Д.С., и его учеников с древнерусского на современный русский я не нашел ни одного сколь-нибудь удовлетворительного и ни одной удовлетворительной археографической обработки текста оригинала.
3. Там же.
4. «Мономах» стал близок к «самодержцу» по смыслу только с возникновением династии Мономахов. Изначально «мономах» - «единоборец» (греч.).
5. См. об этом: Cагит Фаизов Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»: стратиграфия смыслов в различных контекстах // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Вып. 2. Казань, 2011. С. 267-276; Он же Лаодикийское послание: восстановленный текст. Часть 2 // http://sagitfaizov.livejournal.com/26337.html; Он же Тугра Ивана Грозного // http://sagitfaizov.livejournal.com/29603.html
6. C другой стороны, в рассказе Новогородской «летописи» о Молодийской битве хорошо просматриваются энигматические элементы.
Свидетельство о публикации №214040201652