Глафира Михайловна

 
               

                Глафира Михайловна 
          
                Старое письмо
       

             Все мы когда-то прощались со школой и естественно радовались тому, что наконец-то мы свободны и можем самостоятельно решать свои проблемы и выбирать свой путь и, наконец, никто нас уже не опекает, не заставляет учиться. Ах, как все хорошо и весело было тогда. Вся жизнь впереди, надейся и жди. И все-таки какая-то тревога и неопределенность в будущем у каждого из нас была в  душе. Мы не знали и не представляли всех трудностей, которые ожидали нас впереди. Ведь мы начинали новую для себя жизнь полную неизвестности. Это был сложный и решающий период в нашей жизни, который очень трудно пройти, не опираясь на поддержку родителей и, наконец, любимых учителей. И мы невольно искали такую поддержку. Лучше было тем, кто мог устроиться на работу, живя в большом городе, где есть учебные заведения или работа. Хуже было тем, кому приходилось уезжать  из родного городка, поселка, села или деревни и очень трудно было тем, кто не мог опираться на помощь  родителей ввиду отсутствия одного или обоих родителей. У многих моих сверстников отцы погибли во время войны и, к сожалению, их образование закончилось зачастую после окончания школы.
             Для того чтобы понять чувства и мысли учеников, выходивших из школы в далекие советские времена, привожу письмо к дорогой мне учительнице Глафире Михайловне от её бывшей ученицы. Письмо с некоторыми сокращениями и изменениями фамилий. Сразу скажу, что письмо потрясло меня целомудренностью, любовью к своей учительнице и только с ней эта прекрасная девочка сочла возможным поделится своими печалями и горестями, появившимися у неё после окончания школы . Это письмо из далекого прошлого советского времени. Прочитав его, вы поймете, какие удивительные молодые люди выходили на широкую дорогу жизненного пути в те далекие времена. Какие при этом им приходилось испытывать трудности.

               
                Здравствуйте дорогая Глафира Михайловна!
            
             Пишет Вам ваша бывшая ученица Ваганова Надя. Я давно хотела поговорить с Вами, да все некогда. В будни некогда, то вторая смена, то подготовительные курсы, а в субботу и в воскресение как-то неудобно к Вам идти. Вы извините меня за беспокойство, но мне хочется с Вами поговорить.
       
             Прежде всего, я хочу поблагодарить Вас за всё. Спасибо, большое спасибо Вам за всё! Спасибо, Вам, моя дорогая учительница! Благодарю Вас за внимание ко мне! Вы знаете, я думала, что Вы  были худшего обо мне мнения. Я до сих пор не могу понять, откуда Вы знаете обо мне всё!
      
             Передаю Вам привет от Гали Порошиной. Вчера получила от неё письмо. Пишет, живет плохо, хочет работать, а не берут, т.к. нет 18-ти лет, ещё она пишет: «Мне стыдно писать Глафире Михайловне. Ведь ничего не добилась, ничего–ничего. Прошу тебя сходи к ней поговори, передай от меня привет и скажи, что напишу я ей тогда, когда буду человеком, а не тунеядцем».
             Я привела Вам строки из её письма ко мне, только пусть это останется между нами.
    
             А теперь немного себе. Живу я неважно. На работе всё в порядке. Недавно лежала в больнице две недели с сердцем. А остальное  всё нормально. Галя пишет, чтобы я не принимала всё близко к сердцу, но я, увы, не могу так.
             На прошлой неделе мне исполнилось 18 лет-совершеннолетие. Вы знаете, а в 18 хочется поговорить, посоветоваться с кем нибудь из взрослых о жизни серьезно. С мамой я не могу говорить серьезно. Я несколько раз пыталась это сделать, но, увы, все мои усилия были тщетны.
             Ну, вот и все, что я хотела Вам написать. Ещё раз извините за беспокойства. Извините за почерк, да и ошибок, наверное, много. Если у Вас будет время, напишите мне, буду Вам за это очень, очень благодарна.
                До свидания  Надя  22 декабря 1969 года.
       
             Мне неизвестно, как сложилась судьба этих девушек, судя по дате, когда было написано это письмо и их возрасту им должно быть уже лет 60 и даже чуть больше. Очень хотелось бы, чтобы у них в жизни совершилось все, о чем они мечтали и стремились. Выйдя на самостоятельный путь они, по сути, оказались в одиночестве. Они вышли из школьного коллектива и еще не влились в тот коллектив, в котором они оказались. Находясь в таком отчаянном, по их мнению, состоянии они обратились за помощью и советом к своей любимой учительнице Глафире Михайловне. И я больше, чем уверен, что моя любимая учительница нашла слова поддержки и любви в это трудное для них время.

               

                Сочинение на заданную тему
       
             У меня несколько черновиков экзаменационных сочинений на тему «Человек беспокойного сердца» на тетрадных листочках в верхнем левом углу отпечатан штамп средней школы №25 г. Северодвинска  7 июня 1983г.
       
             Сочинения посвящены учительнице русского языка и литературы Глафире Михайловне Калининой. В день написания сочинений Глафира Михайловна уже не работала в школе. Она ушла на пенсию по возрасту и по болезни.
             Читая эти сочинения, пропитанные словами любви и благодарности к учителю, у которой учились эти восьмиклассники, я вспоминаю небольшой заполярный городок Нарьян-Мар, 1952 год, когда мне тогда тоже восьмикласснику пришлось встретиться с Глафирой Михайловной Епифановой. Тогда она носила эту девичью фамилию. В Нарьян-Мар она приехала по распределению после окончания Архангельского педагогического института и приступила к работе, в те времена единственной, в Нарьян-Маре средней школе. Сейчас она называется школа №1 и расположена в современном кирпичном здании. Старая школа была в двухэтажном деревянном здании, которое, говорят, сохранилось до сих пор и используется тоже как школа, но это уже не наша школа. В прошлом году нашей старой школе исполнилось 80 лет и в марте были проведены юбилейные торжества.

             В 1952 году молодая, высокая и красивая учительница Глафира Михайловна была назначена классным руководителем 8 В класса, который был зачислен и я, так как я в этом году окончил  семилетнюю школу в райцентре Оксино. Класс был сформирован из детей выпускников семилетних сельских школ Нижне-Печорского района и лесозавода. Сельские дети проживали в интернате. Скажу сразу, что нам здорово повезло, что классным руководителем у нас была Глафира Михайловна. Я думаю, что ей в этом отношении тоже повезло, в том, что к ней прикрепили детей, оторванных от родительской опеки, так как при таких обстоятельствах она смогла сразу же проявить свой дар воспитателя и учителя. Три года учебы в нарьянмарской средней школе, проведенные под классным руководством Глафиры Михайловны, остались в памяти светлым окошком в моей последующей достаточно сложной и трудной жизни. Где бы мне ни приходилось работать по своей избранной специальности, которую я очень любил. Я всегда с благодарностью и любовью вспоминал эти незабываемые годы общения с моей любимой учительницей Глафирой Михайловной. И я знаю многих её учеников, которые точно так же думают и вспоминают годы своей учебы у этой замечательной во всех отношениях учительницы.
       
              Уже по прошествии многих лет читая сочинения по русскому языку учеников 8 Б класса Северодвинской средней школы №25 на тему «Человек беспокойного сердца» я точно могу сказать, что написали сочинения эти дети совершенно искренне и правдиво.

              Природа, любовь к нашей великой русской литературе, культуре, родительское воспитание наградили Глафиру Михайловну такими замечательными качествами, которые позволяли этой учительнице, как говорится от Бога, притягивать к себе и благоприятно воздействовать на чуткие и отзывчивые детские души. Если образно выразиться, то можно повторить слова, почитаемого многими людьми человека, она была «инженером человеческих душ».
              Не буду повторять все слова, которые написали в своих сочинениях северодвинские восьмиклассники, приведу сочинение ученика Михаила Белова. Стиль изложения сохраняю.
             
              «Человек беспокойного сердца. Это когда работает хорошо и весело. Сердце у человека большое, оно болит за все. Такой человек не может быть равнодушным. Он всегда с людьми, к которым готов придти на помощь.
             
              В нашем городе живет учительница Глафира Михайловна Калинина. Правда, она уже ушла на пенсию, но она всё время волнуется, что с нами, как мы там без неё учимся в школе. Глафира Михайловна даже сейчас присутствует на экзамене и волнуется больше нашего. Ей тоже, наверное, хочется помочь нам в чем-нибудь. Глафира Михайловна Калинина очень добрый и отзывчивый человек. Она не отказывает в помощи никому. Глафира Михайловна проработала в нашей школе всего девять лет. Она выпустила из нашей школы хороших учеников. Если бы не её здоровье, она могла бы еще несколько лет проработать в нашей школе и выпустить таких же трудолюбивых учеников. Первый раз я увидел её, когда она пришла к нам в четвертый класс и сказала нам, что будет у нас вести русский и литературу. Потом я познакомился с ней поближе.
              Глафира Михайловна проводила у нас факультативы по русскому языку, на них было очень интересно. Она помогала нам готовить вечера. Хотя я слабо знаю русский язык, я старался хоть тянуть на твердую тройку. Глафира Михайловна помогает нам после уроков, если мы не поймем её на уроках русского языка. Я вступал в комсомол, и она мне дала рекомендацию. И она очень волновалась за меня и других моих товарищей. Глафира Михайловна попросила зайти к ней, когда я вступлю в комсомол. Но потом, когда я вступил в комсомол и не зашел к ней, мне было очень стыдно, потому что я не выполнил своё обещание. Я даже сейчас думаю об этом. Я сожалею, что она ушла из нашей школы. Но она не бросила нас в трудную минуту. Я не знаю точно, где она до этого работала. Но я знаю, что она выпустила трудолюбивых и прилежных учеников.
               Глафира Михайловна очень любит наш класс. Когда она работала в нашей школе, она никогда отказывала в помощи отстающим ученикам. Глафира Михайловна сейчас сидит на пенсии, но она ходит к нам в школу с больной ногой. Она читает учителям лекции. Когда я первый раз узнал, что у Глафиры Михайловны сломана нога мне было жалко её. Я к ней не заходил, потому что я стесняюсь. Глафира Михайловна  много читает. У неё дома большая библиотека. К ней приходят выпускники, и она даёт им нужный совет. Она имеет награды. Иногда приходим и мы к ней, и она рассказывает нам много интересного. Иногда к Глафире Михайловне приходят ребята младшего возраста. Она, по-видимому, волнуется не только за нас, но и за них не меньше. Глафира Михайловна настраивает и на верный путь. Она помогает нам везде и во всем. Если кто-нибудь попал в беду, она поможет, чем может.
               Она самая лучшая учительница города. Глафиру Михайловну Калинину я никогда не забуду, потому что она научила любить труд, Родину. Теперь я знаю, что она никогда в жизни не подведет. Она хочет, чтобы все выпускники были такими же, как и она сама. Я желаю ей добра и счастья в своей жизни. Она всегда с людьми, к которым готова придти на помощь».

               Другой ученик Балдин Михаил в сочинении написал.  «За годы, что мы учились у неё, мы научились умно и грамотно читать, правильно писать, научились писать диктанты и сочинения. Глафира Михайловна не была нашим классным руководителем, но в любом походе, в любой экскурсии она была рядом с нами».
Ученица Жирякова (имя в черновике не указано): «Никогда Глафира Михайловна не позволит себе накричать на человека, даже если он сам не прав, она объяснит ему, почему так, а не иначе».

               Ученик Титов Сергей пишет: «На уроках русского языка мы получали необходимые для нас знания, видели, как разнообразен русский язык. На уроках литературы - мы тонко чувствовали всё происходящее, всем сердцем переживали за любимых героев произведений. Приходя на уроки русского языка и литературы мы знали, что нас ожидают все новые и новые познания».
      
               Ученик Васюта Иван: «Много знаний вложила она в нас и благодаря её стараниям, мы получили прочный фундамент знаний, которые помогут нам в дальнейшей нашей жизни».
 
               Минуло более пятидесяти лет с тех пор как я, окончив школу, расстался с учительницей Глафирой Михайловной. Многое стерлось в памяти и уже я не могу так подробно писать о всех педагогических нюансах работы Глафиры Михайловны. Она в то время, когда я учился у неё, конечно, не владела всеми навыками и тонкостями педагогической работы, так как она тогда была начинающей учительницей. Ученики, писавшие сочинение, знали её как опытнейшего педагога уже более тридцати лет проработавшего в школе. Она подкупала нас своей добротой, открытостью и доверчивостью.
               Скажу откровенно, нам иногда удавалось, пользуясь её открытостью и доверием, решать некоторые свои желания в свою пользу. Приведу такой пример. На октябрьские праздники 1952года я  и Володя Кожевин решили на коньках укатиться в Оксино к родителям. Уже сейчас оценивая этот поступок, скажу, что это было авантюрное и крайне рискованное мероприятие, так как Печора только-только встала. Мы, интуитивно чувствуя, что опасность провалиться под лед существует, решили  катиться вдоль берегов. Но в любом случае нужно было получить разрешение классного руководителя. Во-первых, потому что мы один день пропускали занятия в школе, а во-вторых, уходили из города на три дня, то есть в это время были вне контроля школьного руководства. Когда мы обратились к классному руководителю Глафире Михайловне, то она разрешила нам отлучиться. Честно говоря, мы не ожидали, что вопрос так быстро решится.
                Сборы были недолгими. Утром, выйдя на берег в районе морского, прикрутив к валенкам коньки, встали на лед и покатились, напротив лесозавода повернули на Печору и покатили вверх по течению в сторону Оксино. Катились вдоль берега, снега на льду не было, и катились быстро и ходко. На Печоре иногда попадались места, где не было льда. Один раз я, задумавшись на ходу, чуть не угодил в промоину, Володя Кожевин во время сумел заметить открытую воду и придержать меня и тем самым спас мне жизнь. Примерно за 10-15 км до Оксино у Володи стали гнуться коньки, по видимому, у коньков была некачественная сталь. Скорость передвижения резко упала. Пришлось практически передвигаться пешком. Через какое-то время мы, благополучно проехав и пройдя 50 км, явились перед родителями совершенно неожиданно для них.

                Вернулись мы через три дня. Володя улетел на маленьком почтовом самолете ПО-2, на нем имелось одно пассажирское место. А я вернулся на коньках, частично сократив путь, прокатился по озерам и вышел на Нарьян-Мар в районе Ёкуши. В школу я успел ко второй смене. Когда мы встретились с Глафирой Михайловной, вид у неё был очень встревоженный, чувствовалось, что она сильно переживала и поняла, что разрешив нам укатить в Оксино,  совершила ошибку. Но все обошлось благополучно, но риск провалиться и утонуть был очень велик. После этого случая мы неоднократно ходили на лыжах и пешком на каникулы из Нарьян-Мара в Оксино и обратно, но в этих походах риск исключался.  А Глафира Михайловна, наученная горьким опытом, уже не позволяла подопечным ученикам совершать подобные необдуманные поступки.

                Так чем же наша дорогая учительница пленила наши юношеские души. В начале своей учительской деятельности у неё, конечно, не было такого громадного педагогического опыта, о котором пишут восьмиклассники в своих сочинениях. Попытаюсь объяснить. Она сумела построить свои отношения с учениками так, что они чувствовали материнскую заботу и любовь. Ученики чувствовали желание учителя обучить своему предмету, невзирая на трудности и сложности для некоторых из них в освоении предмета.
                Ведь практически нет таких учеников, которые не хотели бы хорошо учиться. Но некоторые из них в силу различных психологических факторов теряют веру в свои способности в усвоении каких-то предметов и в конечном итоге в качественном получении знаний.
                Но есть учителя, способные взламывать такие сложные барьеры, препятствующие получению знаний. Они действуют не только знанием методик обучения, у них в арсенале есть умение эффективно воздействовать на неокрепшие души учеников в нужном для этих учителей направлении. Ученик начинает верить в свою способность хорошо учиться, у него появляется интерес к получению знаний. Из таких учеников выходят классные специалисты, и они всегда будут помнить свою дорогую воспитательницу и учительницу.
                Таких учителей очень  мало.   Прочитав не очень гладко написанное восьмиклассником сочинение, вы поймете, что этот мальчишка уже включился в процесс создания личности, из которого выходили и надеюсь, будут выходить так нужные для нашей Родины честные, трудолюбивые и порядочные люди. За этими людьми будущее нашей России.

               

                Основательный мужик
      
                К сожалению, среди нас, окончивших когда-то школу, встречаются такие товарищи, которые забывают свих учителей. Иногда в разговоре однокурсниками, одноклассниками спрашиваешь об общих своих учителях, наставниках и многие из них не помнит учителей, у которых учились и набирались уму разуму.
      
                Когда я работал в «Ростелекоме» к нам прибыла на работу девушка, окончившая институт и тот же факультет, что и я. Закончила она его с красным дипломом. Прошло несколько лет, и у меня с ней состоялся разговор о преподавателях, у которых мы учились. К глубокому моему разочарованию оказалось, что она не помнит ни одного преподавателя, у которого она училась и сдавала экзамен по тому или иному предмету.
                Я учился в институте в те годы, когда её не было на свете или в лучшем случае ползала под столом, но я помнил почти всех своих преподавателей, хотя о некоторых из них в памяти у меня сохранились не очень лестные для них воспоминания. Но такой провал в памяти у неё меня страшно поразил. По моему разумению она была совсем молодой, что бы забыть своих учителей и преподавателей. И уже по своему многолетнему опыту могу твердо утверждать есть такой тип людей, которые сдав экзамены, начисто забывают все, что они знали по этому предмету и в купе и преподавателя.
                Это беспамятство всегда меня настораживало и меняло мое отношение к такому человеку. В этом свойстве есть что-то характеризующее эгоистические черты характера этого человека и для него все прошедшие события были только ступенью для продвижения вперед к поставленной цели и при этом прошлое, по мнению таких людей, должно быть забыто, так как оно мешает светлому будущему. Им невдомек, что без прошлого нет будущего, полноценного будущего.
                В дальнейшем эта девушка бралась за сложные работы, связанные с командировками, вроде поначалу дело шло не плохо, но, как правило, у неё не было способности доводить дело до конца. Она, как говорят сейчас, была пиаршицей, но у недалеких руководителей пользовалась авторитетом.
                Не буду говорить о таких людях, забывающих своих учителей, а расскажу о поразительном примере ученической верности и благодарности ученика к своему учителю.
      
                Глафира Михайловна познакомила с двумя письмами своего ученика, которые она получила с разницей написания в 40 лет. Первое письмо написано мальчишкой и второе письмо написано уже не молодым состоявшимся человеком. Я преклоняюсь перед этим человеком, и хочу написать о нем, опубликовав его письма, с разрешения Глафиры Михайловны, но все же не решаюсь открыть фамилию автора этих писем. Я изменяю его фамилию.  Первое письмо написано 17 декабря 1967 года. Подчерк ровный, разборчивый. Письма публикуются с разрешения Глафиры Михайловны с незначительными изменениями.
            
                Здравствуйте Глафира Михайловна!

                Давно я Вам ничего не писал. Наша жизнь идет по-прежнему. Мама работает с утра до вечера, я учусь. Все-таки быстро летит время. Проучились уже почти полгода. Успехи мои на «хорошо» и «отлично». С 19 декабря три дня подряд будем писать работы из гороно – по алгебре, геометрии и литературе. По литературе у нас сменилась учительница. С самого начала, как мне кажется, она не понимает меня, а я не понимаю её. За все время, как я начал писать сочинения, почти никогда ниже четверок у меня вроде отметок не было, а тут первое сочинение и тройка. Потом ещё одна за совсем отвлеченную тему (не по литературе). Стало даже обидно. Поговорил с ней, ответила, что нет примеров, во второй раз – мало конкретного. Сравнил с другими сочинениями прошлогодними, вроде не хуже.
               Сейчас пишу сочинения, ну без всякого интереса. Я понимаю, конечно, что это не хорошо, но пока ничего не могу сделать. Правда, стараюсь больше читать критической литературы, достал почти все произведения, изучаемые в десятом классе: Чехова, Горького, Шолохова, Маяковского, Толстого и других. Посмотрим, что будет дальше. По русскому у меня четыре. Ошибки всё те же: пропущу букву, не поставлю вопросительный знак, изредка – запятую.

                Выбрали меня редактором классной стенгазеты. Все рисую да пишу.
Было у нас родительское собрание с учащимися. После него мне мама сказала, что больше туда ни разу не пойдет. Вы ведь знаете её характер. Она выступила. Парни её обозвали  и всё такое. Пришла домой и вспоминала 22 школу, Вас. Хорошие воспоминания, но грустная действительность. ( В классе 22 неуспевающих из 36 учащихся за первую четверть!) Я тоже, вспоминая о чем – нибудь хорошем, часто вспоминаю Вас.

               Вы, Глафира Михайловна, останетесь моей учительницей на всю жизнь, и все те знания, которые Вы мне дали, не пропали и не пропадут даром. Я в этом уверен.
               Что нового у Вас? Как успех в учебе у Миши? Что-то давно не получал писем от Валеры Томилова. Встречались ли Вы с ним?
               Вот пока и все наши новости. Большой привет передает мама.
               
                До свидания                Саша Кашинцев.

               По какой – то причине у автора письма произошла смена школы, а затем и сменился учитель литературы. Возникли проблемы в оценках его сочинений по литературе. Он, как добросовестный ученик, ищет пути решения возникших проблем, беседует с учителем, дополнительно начинает перечитывать литературу по изучаемому курсу. Он категорически не согласен с оценкой своих знаний. Он учится в выпускном классе и его тревожит создавшаяся ситуация. Собственно и его письмо к любимой учительнице тоже это обращение за помощью и советом.
               Но это было давно, прошло более 40 лет и у нас есть возможность узнать, как сложилась жизнь этого человека. Письмо к Глафире Михайловне.
               

                Здравствуйте, Глафира Михайловна!
 
       С наилучшими пожеланиями Вам в день рождения, Александр  Кашинцев.

                Душою красивы и очень добры,               
                Талантом сильны Вы и сердцем щедры.
                Все Ваши идеи, мечты о прекрасном,
                Уроки, затеи не были напрасны!
                Ключи Вы к нашим сердцам сумели найти,
                Взрастить идеалы, дать вехи пути.
                Понять не сразу было нам дано:
                Что в нас посеяли – взошло.
                Вы наш Учитель – наш кумир,
                С которым познавали этот мир.
                Спасибо Вам за то, что Вы
                Всегда бывали так правы!
                От сердца пожелать,
                Чтоб Вы не знали бед,
                Здоровья, счастья на сто лет!
 
                Буду очень рад, если мое поздравление почтовая служба доставила в срок.
                Наконец-то появился и повод, коротко, рассказать о себе. Вы помните наверно, что я учился в политехническом институте, работал на заводе. Затем возвратился в ВУЗ, но уже инженером. Позднее я перешел на преподавательскую должность. Потребовалось повышать уровень подготовки, да ещё в совершенно другой отрасли знаний. Поступил в очную целевую аспирантуру при Ленинградском политехническом институте.
               
                После окончания аспирантуры вернулся в технический университет, защитил кандидатскую диссертацию, работаю доцентом. Труд преподавательский приносит удовлетворение, но стал замечать за собой некоторую сварливость и претензионность: или с возрастом изменяюсь, или студенческий контингент стал другим. Подходит пенсионный возраст, общение же с молодежью приободряет и молодит не телом, но душою, особенно если замечаешь отдачу от студентов.

                В семейном плане поздно, но все сложилось. Женился после возвращения домой из Ленинграда с учёбы. С супругой живем в хорошо и во взаимопонимании. Дети по понятной причине ещё «маленькие». Дочь последний год учится на переводчика – лингвиста и параллельно – на втором образовании по специальности экономист со знанием иностранных языков. Сын заканчивает только первый курс технического университета. Учеба ему, в отличие от дочери, дается нелегко. Стараемся убедить, что образования в нынешнее время самоутвердится сложно.

                Мама дождалась внучку и внука,  с нами не жила и очень ревновала меня к жене. По-видимому, сказывался родительский эгоизм, который можно было понять. Растила и воспитывала меня по сути одна в малом возрасте и после смерти отца. Мамы не стало в 95-м году. Даже четырехлетний сын тогда мне высказал - я без бабушки стал сиротой.

                Два года назад в мае навестил могилу отца по случаю сорокалетия дня его памяти и необходимости замены памятника. Поездка оказалась скоротечной в промежутке между майскими праздниками. Но я зашел в нашу школу, пообщался с директором и совершил небольшую экскурсию по зданию. Внутри, по моему, мало что изменилось за прошедшие десятилетия, а вот прилегающая территория претерпела существенные изменения. Я даже потерялся по пути к дому, где жили на Обводном канале. И, конечно, нахлынули воспоминания о тех незабываемых школьных годах, проведенных в этих стенах. Сразу вспомнились одноклассники.

                На тот момент я виртуально общался только с В. Томиловым. Позднее посредством «Одноклассников» через Интернет связался с другими бывшими соучениками. Они наверно рассказывали Вам об этом на встрече выпускников. Хотелось бы повстречаться очно, однако пока ситуация не позволяет. Отпуск преподавательский продолжительный, но пролетел очень быстро за повседневными делами. Выехать за пределы края не удалось. Детям же дали возможность хорошо отдохнуть и даже съездить на море.
                Для меня в сентябре начинаются напряженные трудовые будни. Вот, пожалуй, и всё, о чем хотелось бы рассказать.

         Здоровья Вам Глафира Михайловна, благополучия и душевного спокойствия.

                С уважением, всегда Ваш ученик     Саша.
                29.08.2009 года.

                За это время в жизни нашего героя произошло много событий. Выучился, получил образование, стал кандидатом технических наук, женился, появились дети. Годы летят. Постарела и ушла из жизни мама. В детские годы у него погиб на производстве отец и можно только представить, что пришлось пережить юноше, лишившемуся отца. Он не забыл свою учительницу Глафиру Михайловну. Я не знаю этого лично человека, но прочитав его письма, могу сказать, что это настоящий, целеустремленный человек и такие люди составляют ту основу, на которой  держится наша Родина - Россия.
                Филиппов Рудольф Ефимович
17 февраля 2014 г.    Екатеринбург   


Рецензии