Урок рисования
- Ребята-а!Сдавайте листы-ы!Урок скоро закончится,а нам еще надо обсудить ваши рисунки-и!
Притихшие третьеклассники зашевелились и засопели.От задних парт к передним,из рук в руки, поплыли разрисованные листы бумаги.Худые пальцы учителя аккуратно складывали их в стопку.
- Ну,вот - подвел черту Сергей Сергеевич, поправляя большие, похожие на велосипед, очки,- посмотрим,кто же лучше всех справился с пейзажем.Ага!Это Женя Бережная.Взгляните! - и учитель поднял руку с рисунком для всеобщего обозрения.- Лес.Цветы.А в лесу кто?Правильно,лисичка прячется за кустом.Красочно,свежо.Молодец,Женя!Чувствуется,что автор рисунка любит природу и животных.Посмотрите,как точно прописаны мелкие детали.Они делают рисунок живым.Мы словно слышим шум леса,не правда ли?
В воздух поднялся второй листок.
- Витя Макарушкин.Ну,что ж - отлично!Особенно удачно изображена речка.Видите,она очень плавно и естественно уходит вдаль.Витя правильно использовал законы перспективы.Помните,на прошлых уроках мы говорили о линии горизонта и точке схода?Витя умело применил эти знания и получилось выразительно.Заслуженная пятерка.
Кто-то из мальчишек соседей похвально стукнул пятерочника.Следом,как по команде,на стриженную голову,плечи и спину Вити посыпались со всех сторон одобрительные толчки.
- Тихо-о!Тихо-о,ребята-а!- снова запел учитель.- На перемене порезвитесь.Идем дальше.Света Докучаева.Сад,яблони,а над ними - яркое солнце.Деревья отбрасывают короткие тени.Сразу видно,что это полдень.Так,Света?Летний полдень.Нужное впечатление достигается сочетанием света и тени,глубиной этого контраста.Хорошо,Света!Ты правильно чувствуешь силу красок.
В руках учителя появился новый лист.
- Хм!- некоторое время учитель удивленно разглядывал его,стуча указательным пальцем себе по носу,пока ребятишки не начали хихикать.Потом опять начал говорить певуче и раздраженно:
- А вот теперь посмо-о-трим,как рисовать не на-а-до!- и вытянул далеко вперед руку.Рыжий мальчишка на первой парте густо покраснел.
- Да-а-а!- почти пропел учитель.Это у нас кто?А-а-а,Володя Долгих!Я так и зна-а-л!Ты скажи нам,мил человек,чего тут намалевано-о?Где тут верх,а где тут низ?
Класс оживленно загудел,хихикая.
- Балда!Рыжий-пыжий!- пронеслось по кабинету.
Учитель постучал костяшками пальцев по краешку стола.
- Тихо,тихо!Разберем рисунок подробней,серьезно.Ты,Володя,видимо,не хочешь работать на уроке,как все,по заданию учителя?Что-то свое пытаешься изобразить?Я прав?Ну-ка,скажи,какое было у нас сегодня задание?
Мальчик молчал,опустив голову.
- Кто напомнит?
Задергались руки.
- Скажи,Люда!-показал пальцем Сергей Сергеевич.
- Нарисовать природу!То есть пейзаж.То есть часть природы!- звонко отчеканила девочка.
- Вот видишь!- обратился учитель к рыжему мальчишке.- Пейзаж!Часть природы!А ты,Володя,меня опять огорчил.Где тут пейзаж?- повернул он голову к бумажному листу,на котором наползали друг на друга какие-то разноцветные пятна,большей частью темные,грязные.Они напоминали то ли потеки,то ли обрызганное грязью стекло.Очертания предметов,изображенных мальчиком,были сплошь неправильной формы,расползались,напрочь разрушая все законы и перспективы,и композиции,и сочетания цветов.Те самые законы,которые Сергей Сергеевич так старательно объяснял всю третью четверть.
- Ты,Володя,не обижайся,- вновь обратился учитель к смущенному мальчишке,- но за такую,с позволения сказать,работу я выше двойки не ставлю.
Класс снова захихикал.
- Бери пример с Вити,- не обращая внимания на смешки,продолжал учитель,- весь урок он старательно трудился над изображением речки и верно решил задачу композиции своего рисунка.А ты ерзал,да в окно глядел.Что ты там искал,а-а?
Мальчик, донельзя скованный неловкостью своего положения всеобщим вниманием,встал.
-А-а?- переспросил учитель.
- Цвет искал,- тихо произнес он.
- Что-о-о?- удивленно переспросил учитель.- Цвет искал?Ах,цве-е-е-т!- почти пропел он.Да ты у нас, оказывается, Левитан!Цвет он искал!Какой-такой цвет?Все цвета - вот они!- и он постучал по коробочке с акварелью,что стояла на краю ближайшей парты.- Нет,Володя,не оправдывайся!Работать надо,как все!
Учитель сказал еще что-то,но окончание его фразы потонуло в трели звонка,провозгласившего на всю школу десятиминутную свободу ее обитателям.
В учительской Сергей Сергеевич решил посмотреть рисунки до конца и к началу следующего урока выставить оценки третьему классу.Он опустился на стул и положил стопку листов на длинный общий стол прямо перед собой.
- О,это кто у нас такой мастер?Позвольте полюбопытствовать,Сергей Сергеевич?- с тенью легкой иронии взял рисунок Володи учитель немецкого языка Рудольф Иванович.- Интересно!- с неподдельным удивлением уставился он в листок полуватмана с отчетливой красной двойкой внизу.
- Есть у меня один такой,-неохотно отозвался Сергей Сергеевич,- Не могу научить его элементарным законам живописи.
К столу придвинулись любопытные.Рисунок поплыл по рукам.
- А что!- иронично констатировал высокий худой математик.- По-моему что-то в этом рисунке есть,во всяком случае не шаблонно...
- Понимаете,- отвлекся учитель рисования,- объясняю ему персонально,что такое тема,композиция,передний план - как о стенку горох!Малюет что-то свое,несуразное.В прошлый раз,представляете,одни радужные круги нарисовал.Что это?-спрашиваю.
- Свет от лампочки,если сильно прищуриться,- отвечает.Каково?
- По-моему мальчик - просто фантазер!- рассмеялась полная брюнетка,учительница географии.
- В фантазиях пусть дома упражняется.А здесь - урок!Нужно задание учителя выполнять.Или я не прав,коллеги?Ну, кто мне объяснит,что он тут нафантазировал?- начал распаляться Сергей Сергеевич.
Коллеги пожали плечами.
Сергей Сергеевич нашел рисунок,оцененный пятеркой, и протянул собеседникам.
- Пожалуйста.Вот.Как здорово нарисовано!Посмотрите.А все потому,что ребенок начинает разбираться в искусстве живописи.Без знаний законов жанра - никуда.
Кто-то закивал головой,соглашаясь с приведенными доводами.Другие,поглядывая на часы,заспешили на урок.Раздался звонок,призывно собирая всех по классам и кабинетам.
Невольный виновник этого разговора в учительской,Володя Долгих,шел после уроков домой один.Он не любил шумных мальчишеских ватаг - они мешали ему сочинять в уме всякие небылицы.Это занятие так увлекало мальчишку,что порой он часами играл с самыми обычными предметами,в которых окружающие не видели ничего интересного.Мир его фантазии был таким удивительным и огромным,он занимал мальчишескую душу целиком.Ему хотелось обойти этот мир весь,до самого краешка,заглянуть в самые потаенные его уголки.Но сделать это никак не удавалось.Горизонты фантастического мира постоянно расширялись,не ведая границ и запретов.В нем не существовали законы по которым он,Вовка, здесь ходил в школу или помогал родителям.В его мире был только полет воображения,в самых причудливых формах.
Вот и теперь он удивленно разглядывал, оттаявшие на дороге под лучами солнца, черные пятна земли.Ну, что в этом обыкновенном пятне другим прохожим?А он склонился и внимательно наблюдает,как поднимается от земли едва заметный пар.Да это и не пар вовсе!Это над неведомым миром поднимаются и сгущаются облака.Вовка уже видит в тоненьком,едва заметном ручейке огромную реку,а в комочках грязи - горы,в которых укрываются неведомые обитатели этой маленькой страны.
А он,Вовка Долгих,- великан,шагающий над этим миром,ростом выше облаков,которые ловит руками.Одним движением ноги он способен перегородить реку.Вот он наклоняется ниже,чтобы разглядеть,кто в страхе перед великаном покидает корабли,бежит подальше от реки и прячется в ущельях гор.
Ногой Вовка сдвигает "горы" и "река" меняет русло,а странные невидимые существа молят великана о пощаде,признают его власть.
-Ладно,- великодушно говорит Вовка.-Плывите!Я вас не трону!- и сдвигает "горы" на место.
Странно,ведь такие же горы он нарисовал сегодня на уроке,но почему-то они не понравились Сергею Сергеевичу.Может потому,что он изобразил их после дождя?Однажды Вовка видел такие горы из окна поезда,когда ездил в прошлом году с отцом в гости к дяде далеко на юг.Горы были в сером тумане,трудно различимы сквозь эту завесу.А еще потому,что окно поезда было в потеках от дождевых капель.Все это искажало горы,их размытые контуры вздрагивали.Они словно дышали и густой пар от их дыхания поднимался над головами-вершинами.
Именно эта одушевленность каменных гигантов,их полуреальность поразила тогда Вовкино воображение.Горы казались мальчишке сказочными таинственными существами,грозившими какой-то темной опасностью.Но Вовка их не боялся.Нисколечко.Потому что на горы,вытесняя дождевые тучи,уже надвигалось синее небо.И оно дышало по-другому.Радостно и победоносно.Небо улыбалось и Вовкин страх убегал вместе с черными тучами.
И тут Вовка понял свою ошибку.Он не успел нарисовать это небо.Ну,конечно же!Не успел, потому что не мог передать его цвет,поймать глубину той синей краски!Он долго искал ее,поминутно вглядываясь в небо за школьным окном.И не находил...Там,за стеклом был другой день - солнечный и безоблачный.И небо было совершенно иным,совсем не похожим на то,которое Вовка видел тогда,сквозь мокрое окно поезда.
Ну,конечно же!Успей он нарисовать то небо и Сергей Сергеевич все понял бы!И не поставил бы двойку,за которую теперь влетит дома...
Свидетельство о публикации №214040201824
Один из них на поверхности. Да, несомненно, Вова мечтатель и фантазер. И многие должны этому просто завидовать. Но! Значит ли это, что он одновременно и художник? Что он способен донести до других доступное восприятию очертание своей мечты на листе бумаги? Может быть его рисунок - действительно просто мазня? Несмотря на его прекрасную душу и необузданную художественную фантазию.
И про школу и учителей.
Еще Дорошевич говорил - не троньте эти круги гимназического ада. Они готовят маленького человека к тому,что во взрослой жизни ему придется заниматься изнуряющей, тупой, ненавистной работой. Без такой подготовки он станет, когда вырастет, еще несчастнее...
Рыженков Вяч Бор 13.11.2019 19:19 Заявить о нарушении