Двухколёсная страна

 
                Путевые заметки

                Один случай на тысячу

В этом эссе я не претендую на высокий литературный "штиль", новые открытия "америк" и не ставлю своей задачей дать максимум информации о Камбодже. Для этого существуют путеводители и чаты путешественников. Моя задача скромнее: сохранить от ветра времени впечатления от увиденного. Это попытка хотя бы частично отструктурировать и систематизировать огромное количество воспоминаний.
Камбоджа - для туроператоров направление венчурное, рискованное. Эта страна для массового туриста только ещё приоткрывается всей красотой. Когда я обзванивал туристические агентства, улавливал в голосах отвечающих удивление, а на мои просьбы посчитать стоимость поездки получал через продолжительное время ответы с суммами, сбивающими с ног. И это учитывая готовность жить в отелях с тремя звёздами и минимальными запросами.
Так пришло решение: добираться до столичного Пномпеня самостоятельно. Самым оптимальным перевалочным пунктом виделся Бангкок, лежащий прямо на пути. Визу транзитным пассажирам получать не нужно, особых сложностей не наблюдалось. Из Челябинска в Бангкок самолёты не летали, только из Екатеринбурга, но логичнее не делать крюк на север, а двигаться к цели через Новосибирск - третий по величине населения город России.
В Новосибирске два аэропорта. Мне нужен аэропорт Толмачёво. Новое здание, особой суеты нет. Багаж сдал в аэропорту, но поинтересовался, сделав акцент на пересадке в Бангкоке, не получится ли так, что чемодан и рюкзак потеряются? «Что вы! – одарила роскошной улыбкой красавица в форме, – такое бывает крайне редко, один раз на тысячу, может быть. Свой багаж вы получите в аэропорту Пномпеня после приземления». 
Таскаться с девятнадцатью килограммами груза на пересадке – такая перспектива меня не прельщала – поэтому я охотно согласился. После семи с половиной часов полёта, в течение которого бортпроводницы компании «S7» дважды угощали нас (сначала то ли поздним ужином, то ли ранним завтраком, потом лёгкими закусками), вышел из самолёта и из минус пяти окунулся во влажный, не менее +30 градусов, воздух тропиков.
Площадь аэропорта Бангкока значительна, и наш микроавтобус долго катился по раскаленной бетонке. Затем в просторном здании поток пассажиров разделился, точнее, от большой реки в сторону направился тонкий ручеёк транзитных пассажиров. Надписи внутри здания на тайском и английском языках, поэтому тем, кто не владеет ни тем, ни другим, но желает путешествовать без переплаты гидам, не просто полезно, но жизненно необходимо выучить несколько слов. Например, gate № – выход на посадку № (не путать с exit, когда речь идёт о выходе на платформу посадки в автобусы), boarding – посадка,  chek-in – регистрация, departure – вылет, отправление и baggage claim- выдача багажа.
Далее нужно просто следовать электронным табло-расписаниям, в которых находите пункт назначения, и следить за указателями, призванными привести к необходимой стойке регистрации. Они затем укажут на нужный выход на посадку.
Полёт от Бангкока до Пномпеня на самолёте компании «Bangkok airlines» занимает около полутора часов. Любые спиртные напитки – бесплатно (free). На обед стройные и похожие на японок тайские стюардессы подали спагетти с рыбой, которую я на вкус не смог отличить от привычного минтая.
В Пномпене было так же влажно и тепло. Получение визы не заняло больше десяти минут, а наличие заранее сделанной фотографии 3х4, необходимой для анкеты, ускорило и удешевило процедуру. Виза в Камбоджу туристам даётся на месяц и стоит $20.
Когда я приготовился ступить на столь желанную землю Камбоджи, меня ждал крайне неприятный сюрприз – моего багажа после раздачи не оказалось. Опять пригодилось знание английского, и просто не представляю, что бы я делал без него. Заполнил анкету, указав цвет чемодана и рюкзака цвета «каки» (так звучит окраска моего камуфлированного места багажа по-английски) и отправился восвояси.
Выручить добро помог наш бывший соотечественник Дмитрий, живущий в Камбодже и встречающий туристов из Новосибирска – мать с сыном оказались моими товарищами по несчастью. Он задерживался в Пномпене на сутки и вёз гостей в Сиануквилль. И на следующий день, предупредив звонком, забросил мне не загруженный вовремя по вине тайской компании багаж. Низкий поклон Диме за это.
Кстати, багаж вовремя доставляется не так уж редко – и не один случай на тысячу, наверное, на два порядка больше, если судить по форумам путешественников.
Пномпень
Перекличка клаксонов. Езда без всяких правил. Сочетание кавказского ухарства и восточной учтивости. Отсутствие голосовых перебранок. Вот главное, что бросается в глаза иностранцу на улицах камбоджийской столицы. Машин, как таковых, мало. Много скутеров и так называемых «тук-туков» – тех же самых скутеров, к которым сзади прикрепляется прицеп-повозка на двух колёсах, но с двумя рядами сидений. На скутерах кого только я не увидел – от подростков до степенных старичков. А велосипедисты почти не попадаются, скутер не так дорог, его можно приобрести за пятьсот долларов, а подержанный и того меньше. Вероятно, есть смысл сразу купить моторизованное средство.
Гудят, сигналят, «подрезают» и меняют траекторию движения, причём, совершенно непредсказуемо, почти все. Проезжаем на такси по столице днём, «пробок» в нашем понимании нет – есть плотный поток движения, и в этом, казалось бы, хаотичном течении двухколёсного в основном транспорта крайне редко – забегу вперёд – случаются аварийные ситуации.
На «тук-туках» перевозят не только пассажиров. Вижу грузовые «туки», у которых вместо сидений небольшой кузовок, с горкой заполненный экзотическими фруктами, из которых различаю папайю, небольшие бананы, манго и ананас. В кузове также много каких-то плодов, похожих на крупный, но гладкий картофель – это, как позже я узнал, маранг. Водитель едет быстро и сноровисто. Он даже умудряется лавировать, обгоняя другие повозки.
  Скутеры, впрочем, более вездесущи. Молодёжь чаще ездит на них по двое, но садятся и по трое, даже вчетвером умудряются. Несмотря на запрет, забегу вперёд, ездить без касок, многие обходятся без таковых. 
Пномпень невысок, замусорен, голосист и колоритен. На его улицах то и дело попадаются базары, торгующие всем, чем только можно. Также часто попадаются храмы, украшенные резьбой. Иногда город как будто заканчивается, а когда думаешь, что выехал за его пределы, возникает вновь.
Местами архитектура вполне европейского стиля – до 1954 года Камбоджа была французской колонией – но в других районах состоит из простеньких домов, выстроенных в местных традициях. Крыши не плоские, как в Египте, вероятно, из-за сезона дождей. Вновь выстроенные магазины и банки – как везде – на одно лицо.
Водитель арендованного мной такси спокоен и тактичен. При обгоне любого транспортного средства предупредительно сигналит – так принято. Едет не быстро, но использует малейшую возможность, чтобы протиснуться в потоке транспорта. Машина снабжена кондиционером, на улице в декабре за +30, но я приоткрываю окошко, чтобы вдохнуть воздух камбоджийской столицы.
Странно, но злость по поводу багажа улеглась, наверное, её вытеснили свежие впечатления от увиденного.   

                Как построить бунгало по-кхмерски

Не считаю себя строителем, хотя теоретические знания в объеме первого высшего технического получил и небольшие объекты типа теплиц и бани построил своими руками. Возможно, именно это обстоятельство вызвало два вопроса: а смогу ли я соорудить нечто подобное? Предположим. И коли так, что возьму на вооружение, а что нет.
   Бунгало, которое я снял на популярном камбоджийском курорте Сиануквилль, от моря в фазе прилива отстояло на 15 метров. Почва – песок, возле жилища в изобилии раскидистые и тенистые тропические сосны – пинии.  Ширина единственного помещения бунгало – 3 метра, длина – 6. Площадь, соответственно, 18 квадратных метров. В чистоте чуть меньше.
Домик приподнят над выровненной поверхностью пляжа на 40-50 см, к двери ведёт всего одна ступенька, похожая на детскую лавочку. Проходя вдоль моря, видел бунгало, которые были приподняты на полтора и даже 2 метра. Вероятно, ориентировались на возможные вылазки моря и наводнения в сезон дождей. В таких строениях лестницы длиннее и посолиднее.
Из мебели стол и единственная, но огромная – на троих – кровать. Она снабжена противомоскитной сеткой. Как бороться с мелкими, но кровожадными и больно кусающимися местными комарами, отдельная тема.
Итак, в основания правильного четырёхугольника вкапываются четыре четырёхдюймовых столба высотой 2, 5 – 3 метра. Никакой бетонной подливки мне заметить не удалось, хотя возможно, что для укрепления грунта в первоначально выкопанные ямки засыпали щебёнку или гравий. Но это маловероятно. С внутренней стороны столбов на высоте не менее 40 см прибиваются дюймовые доски, поставленные на ребро – стык в стык, образующие правильный четырёхугольник. Опасений, что в тропическом климате ржавеющие (это видно невооружённым глазом) гвозди подведут, вероятно, у строителей нет. Хотя ничего не стоит подстраховаться, вырезав неглубокие пазы в брёвнах, заложив туда доски для укрепления конструкции. Между четырёхдюймовыми столбами вкопаны промежуточные столбы меньшего диаметра также для усиления и крепления крыши. С внутренней стороны к основным столбам крепятся три ряда дюймовых досок.
Выше их с наружной стороны столбов сооружается каркас. Крыша бунгало по длинной стороне покатая. Два крайних столба и два промежуточных высотой от поверхности земли не менее 3м, а два других крайних около полутора метров.
Крыша сработана на удивление просто. На расстоянии 25-30 см от окончания двух высоких столбов с наружной стороны прибивается первая диагональная, поставленная на ребро, полуторадюймовая доска, и на неё перекрёстно ставится вторая диагональная. На эту доску крепится на пересечении указанных досок бревно свода длиной около метра – метра двадцати. В нём выдалбливается паз, соответствующий ширине диагональной доски. К концам длинных столбов с внешней стороны прибит четырёхугольник, на котором держится крыша.
Она остроконечна. Но имеет больший угол наклона там, где обрешётка четырёхугольника. К вершине бунгало сходятся дюймовые направляющие, прибитые  к верхнему концу венчающего столбика. 
Материал боковых стен и крыши один – сухой пальмовый лист. Берут прутики произвольной длины, перегибают через них длинные пальмовые листья и прошивают ниткой чуть ниже линии перегиба, затем еще в двух, трёх местах – в зависимости от длины пальмового листа. Готовые щиты представляют собой материал для обшивки стен – после простейшей обрешётки тонкими досками по периметру на высоту до 2м щиты накладывают друг на друга снизу вверх и приколачивают к обрешётке.
Дверь самая обыкновенная, открывающаяся наружу. К столбу для установки петель прибита доска шириной два дюйма.   
Вот и всё. Самое важное – кровать снабжена противомоскитной сеткой. 

А вообще мысль – берем камыш и строим. Не так уж сложно!
 

   Сиамский залив

Сиамский залив – как сиамский кот: издали красив, привлекателен. Может позволить себя погладить, но способен и болезненно ударить. Своенравен, не прощает пренебрежения. Те отдыхающие, которые проплыв несколько десятков метров в прозрачной и лазурной воде, поворачивают назад, этого не почувствуют. Но я расскажу о других.
В первый же день после приезда в Сиануквилль решил поплавать вволю. Море теплое, по ощущению не ниже 24-25 гр. Почему бы нет? На тактической подготовке капитан Вощанкин учил намечать недвижимые ориентиры, типа столба или одинокого дерева. Корабль, стоящий далеко от берега на якоре не совсем подходит для этого, якорь могут «выбрать», но другого ориентира на водной глади нет. Расстояние по приблизительной оценке 700-800 метров.
Пошёл шестиударным кролем, и снова вспомнилась давно открытая истина: расстояние по воде часто обманчиво, на самом деле корабль гораздо дальше. Ну да ладно – не поворачивать же назад – перед самим собой будет стыдно.
Когда до цели оставалось метров сто, поднял голову – когда работал кролем, перед глазами сквозь стёкла очков колыхалась лишь лазурь моря – что такое? Я нахожусь слева от корабля. Взял поправку и энергично попытался исправить ситуацию. Коснулся борта, ощущая течение, которое не влияло на судно, но пловца несло весьма сильно.
Оно по своему вектору шло к дальнему острову, находящемуся слева от меня или на юг, судя по закату. Одним словом, пришлось брать поправку и поработать, потому как, стоило расслабиться и перевернуться на спину, от корабля отнесло меня сильно в сторону. 
Когда плыл назад, совсем рядом, подо мной, скользнула большая рыбина с серой спиной. В воде предметы кажутся больше, но была она не меньше метра. Впрочем, я фаталист – если кому суждено умереть, так он умрёт и от сосульки, свалившейся с крыши на голову. Да и не похожа была рыбина на людоеда. 
Расскажу лучше про течение. Мой сосед, живущий в соседнем бунгало, Генрик из Осло, попал почти на том же месте в ещё более затруднительную ситуацию. Утром он арендовал мини-парусник и под попутным ветром быстро достиг острова напротив, отдохнул там, а поскольку в пять вечера здесь в декабре темнеет, за два часа рассчитывал вернуться назад. Первые взятые им галсы оказались удачными, но потом на значительном удалении от острова ветер стал стихать, зато его затянуло течение. Понесло к другому острову, и он ничего не мог поделать.
Вынесло с противоположной, дальней от нас, стороны. Смелый потомок викингов не спасовал. Ночевать не стал, в непроглядной темени улавливая самый слабый ветерок, в половине двенадцатого ночи причалил к месту проката яхт.
Есть и другие опасности. Когда посетили большой интернациональной командой моих новых американских, британских и австралийских друзей на большом трехпалубном судне отдалённый островок, где бросили якорь и купались, дочка моей двоюродной сестры сильно повредила ногу, уколовшись о большого морского ежа. Рана не проходила три дня.
Был случай – купальщика укусила мурена. Но они тут небольшие, так говорят кхмеры, не больше полуметра. Не тот случай, когда в Средиземном море приходилось у берегов Турции наблюдать большую (около метра) тварь и её зубастую пасть. 
Можно долго рассказывать о возможном появлении акул и медуз, про течения и острые камни, но красоты Сиамского залива затмевают все это. Простите за штамп. Однако море надо чувствовать и в то же время уважать.

                Тук-тук – откройте!

В Юго-Восточной Азии я раньше не был. Поэтому это экзотическое средство передвижения увидел впервые в Камбодже. Кажется, изобретён тот же «велосипед», но как хорошо вписывается он в местную транспортную инфраструктуру! Маневренный, лёгкий, потребляющий меньше топлива, чем автомобили.
Повозки могут принять четыре габаритных пассажира или шесть человек не такой крупной комплекции. Тук-туки способны везти груз, что я неоднократно видел на улицах Пномпеня и Сиануквилля.
Торговаться с водителями можно и нужно – стоимость поездки до определённого места ими всегда завышается процентов на тридцать. Если тук-туки скопились возле определённого места, например, крупного универмага или популярного пляжа, соответственно, возникла конкуренция, больше шансов на скидку.
Однако много раз было так, что садишься в первый попавшийся тук, сторговавшись с водителем его, и тут набегает другой владелец тука и гневно лопочет своему коллеге. Тот извиняется перед нами и просит пересесть в другой тук, впрочем, на наших условиях. Видимо, у них – как у наших таксистов – свой негласный кодекс. Хотя были случаи, водитель-кхмер успевал уехать до «набега» другого водителя. Как он потом объяснялся с коллегами – не наша забота…
Ехать в туке и легко, и сложно. Под первым понимаю хороший обзор и проветривание. Воздух теплый, простудиться сложно. Тяжело и опасно вот почему. Надо понимать, что необходимо всегда держаться за поручни. Выпасть также легко, как с мотоцикла. Тем более, хорошие дороги в Камбодже далеко не везде.
В темное время суток цена всегда поднимается. Мне понравился момент, когда договариваешься о доставке в какое-нибудь место, просишь подождать, пока не завершишь свои дела, тебя доставляют обратно и за ожидание, как правило, плата не берётся. Если ты не пропадаешь на пару часов. Никакой предоплаты – верят на слово!
Цена, что интересно, не так высока и сопоставима с ценами на такси в Челябинске.

 


Рецензии