Острою секирой ранена береза

    Как-то летом я путешествовал по реке Усьве (средний Урал). Во время одной из стоянок поднялись мы на высокую скалу. Отдохнув и полюбовавшись на бескрайние лесные просторы, стали спускаться. Уже внизу я обратил внимание на подрубленное дерево. Оно было живо, но рана оказалась довольно серьезной. Складывалось впечатление, что какой-то турист хотел было срубить это дерево, но затем передумал, оставив его залечивать свои раны. Мне припомнилось стихотворение А.К.Толстого "Острою секирой ранена береза":
      
       "Острою секирой ранена береза,
       По коре сребристой покатились слезы;
       Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!
       Рана не смертельна, вылечится к лету,
       Будешь красоваться, листьями убрана...
       Лишь больное сердце не залечит раны!"
      
       Я прочитал его вслух своим попутчикам. Шедший рядом дьякон Константин заметил, что его не мог написать верующий человек. Позже мой сын сказал, что верующий не жил бы со своей будущей женой С.А.Миллер двенадцать лет не обвенчавшись. Я не знал таких подробностей личной жизни А.К.Толстого. Мне было вполне достаточно того, что он написал это и множество других замечательных произведений. Гете в романе "Избирательное сродство" писал: "На примере, как ремесленника, так и художника можно ясно увидеть, что человек менее всего властен присвоить себе собственно ему принадлежащее. Его творения покидают его, как птицы гнездо, в котором они были высижены... Не удаляется ли таким образом от художника и само искусство, если его творение, как сын, получивший собственный надел, теряет связь со своим отцом?" По-видимому, в данном случае связь творения и его автора оказалась слишком прочной. Возможна ли оценка произведения отдельно от личности, от жизни его автора? Или творение обречено на то, что подробности личной жизни автора будут сопровождать его, как шлейф, на протяжении вечности?
      
      * * *
      Об этом писал Ницше в книге "Смешанные мнения и изречения": "Выставлять имя автора на заглавном листе стало теперь обычаем и почти обязанностью, но это служит главною причиной ничтожного влияния книг. Если книга хороша, то она более ценна, нежели личность, квинтэссенцией которой она и является; но раз автор выдает себя на заглавном листе, - читатель распускает квинтэссенцию в личном, даже в интимно-личном, и цель книги не достигается. Гордость разума в том, чтобы - не быть уже индивидуальным". В случае, описанном выше, именно это и произошло: читатель (или слушатель) распустил квинтэссенцию стихотворения "Острою секирой ранена береза" в личном или даже в интимно-личном А.К.Толстого, и цель этого стихотворения вряд ли была достигнута. Скорее оно послужило поводом, чтобы поговорить о вере или неверии писателя и его личной жизни.
 
       Эта мысль Ницше объясняет и известное выражение "нет пророка в своем отечестве", источником которого являются следующие евангельские стихи: "...Иисус же - сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем" (Мф.13: 57). Когда пророк изрекает свои мысли в своем доме или отечестве, слушающие его распускают квинтэссенцию его пророчеств в личном, поскольку они знают его и его жизнь, и его слова не достигают цели.

Иллюстрация: река Усьва, в Пермском крае.


Рецензии
Здравствуйте, Сергей!
Вот, сегодня вечером решил зайти на Вашу литературную страничку и ознакомиться с последними публикациями. Можно сказать, что почти случайно, наугад "открыл" публикацию данного Вашего текста и..., и не мог остаться равнодушным к тексту, т.е. Ваш текст, Сергей, вызвал во мне океан припоминаний, ассоциаций и размышлений. С другой стороны, конечно, не совсем случайно "открыл" я данный текст, ибо меня сразило самое название публикации Вашего очерка, как "Острою секирой ранена береза". И это название Вашего очерка из стихотворения А.К.Толстого навело меня на припоминание и ассоциацию с одной иллюстрацией, что запечатлена в замечательном очерке автора "Прозы.ру" Натальи Благушиной. Но про всё по порядку...

Во-первых, хочу сказать несколько слов про стилистику Ваших публикаций. Меня поражает, в хорошем смысле, стиль Ваших очерков, к которым Вы придаете удивительное оформление в виде фотоиллюстраций. И вид самих фотоиллюстраций просто удивительный, поражает красота природы России. Но и вызывает горькое чувство боли, именно, за эту самую "Красоту в природе" (как по одноименному очерку В.С.Соловьева). И другое, что удивительно в Ваших очерках, что красота природы, запечатленная на фотокартинках, не только сочетается с содержанием рассказа Вашего текста, но как-то исходит из глубины самих образов природы с тем, чтО и кАк Вами рассказывается в тексте (именно потому, что Вы сами были в таких местах и запечатлели эти удивительно красивейшие образы-пейзажи природы). Другой момент, что самый Ваш рассказ-история из глубины опыта жизни плавно переходит к философским размышлениям над каким-либо вопросом и проблематикой. И вот, касательно содержания текста и Ваших философских размышлений и сопоставлений с размышлениями поэтов и мыслителей, хотел бы остановиться.

Итак, второе, что касается содержания и проблематики в тексте.
И меня поразил отрывок из Вашего рассказа, касательно стихотворения А.К.Толстого, как вот это:
"...Я прочитал его вслух своим попутчикам. Шедший рядом дьякон Константин заметил, что его не мог написать верующий человек. Позже мой сын сказал, что верующий не жил бы со своей будущей женой С.А.Миллер двенадцать лет не обвенчавшись. Я не знал таких подробностей личной жизни А.К.Толстого. Мне было вполне достаточно того, что он написал это и множество других замечательных произведений..." (С.А.Семенов).
И далее Вы, Сергей, приводите сопоставления с размышлениями Гёте и Ницше в сочетании со своими размышлениями и вопрошаниями, как:
"...По-видимому, в данном случае связь творения и его автора оказалась слишком прочной. Возможна ли оценка произведения отдельно от личности, от жизни его автора? Или творение обречено на то, что подробности личной жизни автора будут сопровождать его, как шлейф, на протяжении вечности?.." (С.А.Семенов).

Честно, Сергей, Ваша позиция в "оценке человека" (поэта А.К.Толстого), как и Ваше интуитивное вИдение мне внутренне ближе, чем, извините, позиция Вашего сына и Вашего попутчика дьякона.
Ибо мне самому приходилось из своего опыта жизни долго и трудно размышлять про опыт жизни и творчества другого (других: поэтов и мыслителей), что отразилось в нескольких моих статьях, как, например, "Три памятника" и в книге "Религиозный смысл творчества В.Цоя". И, вот, хочу Вам, Сергей, привести отрывок из книги, касательно данной проблематики:
"...А.Ф. Управителев говорил, что «творчество человека не выводимо из биографии, но биография человека может познаваться из творчества». Это верно в том понимании и смысле, что творчество есть выражение всей полноты и глубины духовной жизни человека, которая намного богаче и глубже, чем проявление существования человека, как явление этого мира в среде социальной и природной.
Про то же многократно говорил Николай Бердяев, что Личность есть Божья идея, Божий замысел о человеке, который не выводим из среды социальной и природной. А выведение творчества человека из «биографии», значит лишь обозначение внешних очертаний «графии», как фактов документально-фотографических проявлений человека, из того внешнего существования, которое заключено в понимании «био» и социо». Вот, что говорит, например, С.Л. Франк в статье «Религиозность Пушкина»:
«Спор об «автобиографичности» поэзии Пушкина запутан и заведен в тупик поверхностным и примитивным представлением о смысле «автобиографичности» как у ее сторонников, так и у ее противников. Поэзия Пушкина, конечно, не есть безукоризненно точный и достаточный источник для внешней биографии поэта, которою доселе более всего интересовались пушкиноведы; в противном случае пришлось бы отрицать не более и не менее, как наличие поэтического творчества у Пушкина. Но она вместе с тем есть вполне аутентичное свидетельство содержания его духовной жизни…» (С.Л. Франк, с. 13, 1999)..." (из книги "Рел-й смысл твор-ва В.Цоя").

То есть здесь я хочу конкретизировать и сказать то, что во многом некоторые люди, как и специалисты (филологи, литературоведы, биографы), оценивают, т.е. придают некие ценности произведениям автора и в целом творчеству сугубо предвзято, исходя из слухов и единично вырватых фактов биографии того или иного человека-творца. Поэтому получается у некоторых предвзятое искаженное, во-первых, восприятие, во-вторых, понимание (образов и смыслов творчества), а в-третьих, неверное истолкование, как творчества человека, так и его жизни, когда сама жизнь человека другого внутренне не прочувствована, не пережита изнутри, не воспринята глубоко личностно. И вот тогда получаются искажения в истолковании и профанации творчества другого. Мол, как: "ну, вот он был таким-то и поступал так-то, оставил в своей биографии такой-то след, ну после этого разве может быть что-либо доброго в его творчестве; или, наоборот, ну вот его произведения и его биография, разве может такой человек быть верующим" и т.д. И нечто подобную "молву" я уже слышал в сюжете Евангелий из уст книжников и фарисеев. (И чтО здесь еще я имею в виду и чтО конкретизирую: вот, представьте, что сколько при жизни и после жизни приходилось истытать таким писателям-мыслителям, как Ф.Достоевскому, Вл.Соловьеву, В.Розанову и Н.Бердяеву; сколько их при жизни "гнали" и "травили" и сколько после смерти в адрес мыслителей было сказано ужасного недопонимания и просто профанаций самого смысла творчества).

Впрочем, я и не удивляюсь, что дьякон Константин, которого Вы, Сергей, знаете, сказал подобыне слова в адрес поэта А.К.Толстого. Безусловно, мне не известен самый контекст высказывания дьякона, но мне ясна как бы официальная позиция официально верующего из уст священника. Конечно, не все таковые священники с такой позицией-оценкой человека.

По-моему, на оценку дьякона к строкам поэта А.К.Толстого можно по смыслу мировосприятия привести строки других поэтов-писателей, например, как:

"Острою секирой ранена береза,
По коре сребристой покатились слезы;
Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечится к лету,
Будешь красоваться, листьями убрана...
Лишь больное сердце не залечит раны!"
(А.К.Толстой)

«Искусство всегда дело всей личности.
Поэтому оно в основе своей трагично».
(Франц Кафка)

«Затем, что мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти путём зерна».
(Вл. Ходасевич)

«Это поэзия для тех, кто не только много
пережил, но и много передумал».
(А. Блок)

«Поэзия, как, впрочем, и всё, либо не имеет никакой ценности,
либо бесконечно значима – всё дело в складе ума».
(Валери)

И теперь третье и самое главное, что мне хотелось сказать, это привести тО сопоставление, исходя из моего восприятия образа стихотворения А.К.Толстого с художественной картиной Константина Васильева "Девушка с серпом", что проиллюстрирована в проникновенном очерке автора "Прозы.ру" Натальи Благушиной под названием "Реквием по русской идее" (http://www.proza.ru/2010/12/26/1492).

Вот! где ассоциации, сопоставления и Смыслы, которые сочетаются в произведениях поэтов и художников, как А.К.Толстой и Константин Васильев. Да здесь можно целую научную диссертацию или искусствоведчески-философский труд написать по этой тематике и проблематике.

И для примера привожу проблемное вопрошание из очерка Натальи Благушиной "Реквием по русской идее":
"Иллюстрация: Константин Васильев. Девушка с серпом. Картина - подлинная аллегория современной России: обильная житом земля, березка - символ русской души, вся в шрамах, в длинную косу сплетена судьба, а над головой собственной рукой занесён серп, светлый день на закате - будет ли новое утро?.." (Наталья Благушина "Реквием по русской идее").

И в заключении хочу привести стихотворение А.К.Толстого, как ответ диакону Константину (перед написанием рецензии к Вашему, Сергей, очерку мне загорелось подробнее поинтересоваться про жизнь и творчество поэта А.К.Толстого, и такой очерк я нашел в замечательной серии по литературоведению автора "Прозы.ру" Виктора Еремина под названием "Тайны смерти русских писателей. Гл.6 А.К.Толстой" (http://www.proza.ru/2013/06/02/1423). И не пожалел, что ознакомился с очерком В.Еремина, ибо нашел тО, что сам поэт может сказать за самого себя):

"Нет, в каждом шорохе растенья
И в каждом трепете листа
Иное слышится значенье,
Видна иная красота!
Я в них иному гласу внемлю
И, жизнью смертною дыша,
Гляжу с любовию на землю,
Но выше просится душа;
И что ее, всегда чаруя,
Зовет и манит вдалеке —
О том поведать не могу я
На ежедневном языке.
(Алексей Толстой «И.С. Аксакову»)

Удивительное стихотворение А.К.Толстого!.. как по своему значению и смыслу...
Особенно, вот это:
"И в каждом трепете листа
Иное слышится значенье,
Видна иная красота!.."

Какое созвучие смыслов и значений с "Осенью" А.С.Пушкина и с "Опавшие листья" В.В.Розанова, как и со смыслом изречения Достоевского-Вл.Соловьева "Красота спасет мир!"...

"Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей...

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно..."
(А.С. Пушкин "Осень").

Одно слово: океан созвучий и образов Поэта!..

Спасибо, Сергей, и с уважением,



Бармин Виктор   09.04.2014 01:11     Заявить о нарушении
Здравствуйте Виктор!
Спасибо за столь подробный и благожелательный отзыв! Ваш отзыв сам представляет собой большое эссе, посвященное проблеме «писатель, его творчество и жизнь», проблеме соотношения творчества и жизни.
Дьякон Константин, сказав, что верующий не написал бы такого стихотворения, имел в виду, что нет такого христианского сердца, раны которого нельзя было бы залечить в церкви. Но он упрощенно воспринял эти поэтические строки А.К.Толстого. Эти строки очень искренне выражают состояние автора, а живым людям свойственно преувеличивать и абсолютизировать свои страдания. Сын же мой в данной ситуации встал на сторону дьякона и решил поставить в споре жирную точку. В соответствии с поговоркой «Сократ мне друг, но истина дороже», он встал на сторону дьякона, считая, что на его стороне истина. Но опять же, жизнь гораздо богаче любой теории.
Вы попутно приводите много замечательных цитат, из которых мне в особенности оказались близкими слова Блока. Из них следует, что эти строки могут в полной мере оценить далеко не все, следовательно, не надо по этому поводу расстраиваться.
Ваш ответ произвел на меня светлое впечатление, это ответ единомышленника!
С уважением,
Сергей.

Семенов Сергей Александрович   14.04.2014 22:06   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, здравствуйте!
Вот, увидел Ваш ответ и говорю: "спасибо Вам, Сергей, за ответный отклик!"...

Сергей, я всё понял и во всем с Вами согласен, ибо Вы обстоятельно всё мне разъяснили. Конечно, я не так понял слова диакона Константина, а диакон Константин по своему воспринял слова поэта. Это бывает: некая неразбериха в понимании другого. И я не хочу быть столь категоричным (в диспутах), ибо по-своему каждый в чем-то правдив, исходя из своего вИдения и понимания жизни. (Кстати, именно эту художественно-мировоззренческую черту я заметил в Вашем творчестве, как не однобоко и категорично отстаивать своё, а показать разные срезы и точки вИдения в соприкосновении с реальностью, дабы открыть зрителю-читателю, воспринимающему Текст, некое свободное поле-пространство для самостоятельных размышлений и сопоставлений. Честно признаюсь, этой Вашей творческой черте, я учусь, т.е. стараюсь избирать из этих Ваших черт нечто мне творчески близкое. И, кстати, таковые творческие черты есть у некоторых-многих людей, как ученых, писателей, например, как у того же В.В.Розанова или у А.Ф.Управителева).
И от души по доброму завидую Вам и благодарю за удивительные очерки. Вы бываете и запечатлеваете удивительные места, как и общаетесь с интересными людьми (священниками), и у Вас замечательный сын, которого Вы приобщаете к миру уникальной природы и к уникальным людям. Поэтому мои пожелания Вам только самые наилучшие как в жизни, так и в творчестве: жить в творческой полноте-радости и творчески запечатлевать образы и мысли того и в том, что любимо и к чему сердце радуется!..

Творческих воплощений Вам, Сергей!
С уважением,

Бармин Виктор   14.04.2014 23:40   Заявить о нарушении