Гл. 3А. Об искусстве и людях искусства

   Моё пожелание – детям, внукам и всем потомкам: читайте тексты этого третьего сборника, особенно различные цитаты и афоризмы известных людей, не спеша - «малыми порциями» - и в соответствующем расположении духа (когда появится возможность или проявится склонность к размышлению и желание обдумать прочитанное). Читайте – и старайтесь соотнести его со своим житейским опытом, приобретёнными представлениями о мире, усвоенными моральными принципами и понятиями о жизни вообще, а также собственными наклонностями, вкусами и предпочтениями…   
   Между делом и на ходу, в сутолоке людей в вагонах электрички или метро, подобные тексты - мне кажется - читать не стоит. Восприятие будет не то…
   Итак, дети мои, потомки мои и все любопытствующие – если покажется интересным - читайте и постигайте! Быть может что-нибудь из прочитанного западёт вам в душу и/или хотя бы  отложится в вашей памяти – окажется полезным для вашей дальнейшей жизнедеятельности.
                -ххх-

                ГОВОРЯТ ИЗВЕСТНЫЕ,  УШЕДШИЕ  ОТ НАС АРТИСТЫ
                ЛЮДМИЛА  ГУРЧЕНКО
   Лицо – моя зарплата/
   Характер был всегда. Успеха не было. Появился успех, появились и разговоры о   тяжелом характере… Это аксиома.  Успех бесследно не проходит.
   Мое «но» - это и есть мой характер.
   Гордая женщина уйдет из той жизни, где ее обманывают.
   Ум сохранил …свежую наивность, которую, как правило, ослабляет обширное образование.
   Любовь и вера в свою профессию … мощнее, чем самая страстная любовь, чем религия.
   Секрет добрых отношений состоит в том, чтобы не дать чему-то прошлому испортить сегодняшнее.
   Я научилась… проигрывать, оставаясь в абсолютном меньшинстве.

   Вы удивитесь, если узнаете, как мало на Земле счастливых людей.
   «Сижу в президиуме, а счастья нету».
   Уметь быть благодарным – неоценимое качество.
   Чем больше человек известен, чем больше популярен, тем больше людей против него.  Нигде в мире такого нет. Наверное, это типичный советский феномен.
   «Лишь тех,  кто изменял мужчинам «внаглую», лишь тех мужчины носят на руках».
   < Всегда > отличала человека, изнутри деликатно устроенного (от Бога), - от начитанного умника.
   То было время, когда люди ничего не имели,  кроме друг друга.
   Я так устала от своего сердца, которому всю жизнь были необходимы сильные чувства.
   Не понимаю, почему я так долго не беспокоилась от встречи с возрастным моментом. Почему не думала и не готовилась к этому неизбежному?

   Об И. Чуриковой, киноактрисе: < она > доказала, что обыденность жизненных пристрастий, облика и манер, не отменяет возвышенности образа, характерность – лиризма, < даже кажущаяся > юродивость – трагичности.
                -ххх-
   Пока я живу, я должна жить красиво                (К. Шульженко)
               
                ФРАГМЕНТЫ О Ф. Г. РАНЕВСКОЙ (1896 - 1984 г.г.).
              (Использованы её записки  и материалы из Интернета)
   "Чтобы получить признание – надо - даже необходимо - умереть" - говорила Фаина Георгиевна Раневская. Наверняка, надо, но не ей. Раневская и при жизни была признана и любима за талант, за роли в кино и театре и за афоризмы – меткие и ироничные, часто едкие, и, безусловно, остроумные.
   Она никогда не стеснялась в выражениях. Ее шутки иногда кажутся продуманными и придуманными заранее, на самом деле остроумие Раневской "сродни рефлексу – оно непроизвольное".
   "Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности", говорила она. Действительно, анекдоты и истории о Раневской уже стали частью фольклора, а некоторые их них и вовсе выдумка. 

   Фаина Раневская (ее настоящая фамилия - Фельдман) родилась в Таганроге, в весьма состоятельной семье. В 1915 году она уехала в Москву, чтобы стать актрисой. Путь этот был тернист…
   "Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова Прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: "Шаги мой легче пуха, я умею скользить, как змея..." После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову.
   Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены".

   "Белую лисицу, ставшую грязной, я самостоятельно выкрасила чернилами. Высушив, решила украсить ею туалет, набросив лису на шею. Платье на мне было розовое, с претензией на элегантность. Когда я начала кокетливо беседовать с партнером в комедии "Глухонемой" (партнером моим был актер Ечменев), он, увидев черную шею, чуть не потерял сознание. Лисица на мне непрестанно линяла. Публика веселилась при виде моей черной шеи, а с премьершей театра, сидевшей в ложе, бывшим моим педагогом, случилось нечто вроде истерики… И это был второй повод для меня уйти со сцены".

   Народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская была «бесподобно велика» в роли миссис Сэвидж в спектакле "Эта странная миссис Сэвидж" Московского таетра им. Моссовета.
   Раневская всегда была очень критична и к себе, и к своим коллегам. "Я не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно". "С удовольствием била бы морды всем халтурщикам, а терплю…"
   "Для меня  всегда было  загадкой - как великие актеры могли играть с артистами, от которых нечем  заразиться, даже насморком. Как бы растолковать бездари: никто к вам не придет, потому что от вас нечего взять. Понятна моя мысль неглубокая?"
   
   Раневская была актрисой поразительного актерского дарования, на сцене ей было подвластно все – комедия, драма, трагедия... В театре Моссовета, где Раневская играла в последние годы своей жизни, она постоянно конфликтовала с режиссером Юрием Завадским. Одна из историй, связанных с совместной работой с Завадским, служит яркой иллюстрацией того, какой она сама была на сцене.
   "В "Шторме" Билль-Белоцерковского Раневская с удовольствием играла "спекулянтку". Это был сочиненный ею текст - автор разрешил. После сцены Раневской - овация, и публика сразу уходила. "Шторм" имел долгую жизнь в разных вариантах, а Завадский ее "спекулянтку" из спектакля убрал. Раневская спросила у него: "Почему?" Завадский ответил: "Вы  слишком хорошо играете свою роль спекулянтки, и от этого она запоминается чуть ли не как главная фигура спектакля..."
Раневская предложила: "Если нужно для дела, я буду играть свою роль хуже".

   Большинство наших современников видели Раневскую лишь в кино. "Свадьба", "Золушка", "Весна" и, конечно же, "Подкидыш". Эти фильмы известны во многом благодаря ее героиням, сама же актриса к своим работам в кино относилась скептически: "Деньги съедены, а позор остался", "Сняться в плохом фильме – все равно что плюнуть в вечность".

   Главная роль, о которой вспоминает каждый, услышав фамилию "Раневская", – властная Ляля из комедии "Подкидыш" 1939 года и ее легендарная фраза "Муля! Не нервируй меня!". Многие считают, что эту фразу для фильма придумала сама Раневская, но на самом деле она была "изобретением" Рины Зеленой, которая вместе с Агнией Барто написала сценарий к фильму. "Мулей" назвал Раневскую даже Брежнев, когда вручал ей орден Ленина, ответ актрисы не заставил себя ждать: "Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы".

   Эта фраза стала "проклятием" актрисы, в какой-то момент Раневская просто возненавидела ее. Действительно, сколько можно терпеть в след крики "Муля! Не нервируй меня", тем более что сама актриса считала эту роль незначительной. Но к "фанатам Мули" она относилась терпимо.

   Во время эвакуации во время Отечественной войны А. Ахматова и Ф. Раневская часто гуляли по Ташкенту вместе. "Мы бродили по рынку, по старому городу, - вспоминала Раневская. За мной бежали дети и хором кричали: "Муля, не нервируй меня". Это очень надоедало, мешало мне слушать Анну Андреевну. К тому же я остро ненавидела роль, которая принесла мне популярность. Я об этом сказала Ахматовой. "Не огорчайтесь, у каждого из нас есть свой Myля!" Я спросила: "Что у вас "Myля?" "Сжала руки под темной вуалью" - это мои "Мули", - сказала Анна Андреевна".

   Родители Раневской были весьма состоятельными людьми. Ее семья эмигрировала за границу, а Фаина осталась в России одна. Бывшая наследница довольно большого состояния вдруг оказалась буквально на улице, выжить ей тогда помогли только друзья. В последующие годы, даже став знаменитой актрисой, Раневская никогда не была богата, часто давала в долг, сама оставаясь без денег, и больше заботилась о своей собаке, чем о себе. В 1948 году в своей записной книжке она сделала запись: "Перерыла все бумаги, обшарила все карманы и не нашла ничего похожего на денежные знаки..." Но при этом никогда не переживала из-за недостатка денег: "Не понимаю, люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства".
"Я не умею выражать сильных чувств, хотя умею сильно выражаться"

   Раневская не любила говорить о себе, а тем более писать. По собственному признанию актрисы, она много раз начинала писать дневники и даже мемуары, но всегда уничтожала написанное: "Писать о себе плохо не хочется, хорошо – неприлично. Значит надо молчать". Тем не менее и в сохранившихся записных книжках актрисы, и воспоминаниях ее коллег и современников сохранились ее едкие замечания.
   "Жизнь отнимает у меня столько времени, что писать о ней совсем некогда".
   Замуж Раневская не вышла и никогда не имела детей. Однажды кому-то из знакомых она рассказывала о своем бывшем возлюбленном: "Сегодня встретила свою первую любовь. Шамкает вставными челюстями. А какая это была прелесть! Мы оба стеснялись нашей старости".

   Одиночество и свой возраст она переживала болезненно, но при этом отчаянно шутила: "Я как старая пальма на вокзале, никому не нужна, а выбросить жалко".
На вопрос "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" она привычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу..."
   После спектакля  Раневская часто смотрела на цветы, корзину с письмами, открытками и записками, полными восхищения, - подношения поклонников ее игры - и печально замечала: "Как много любви, а в аптеку сходить некому".
   Чувство юмора было ее защитным механизмом, помогавшим выжить. Актриса Ольга Аросева рассказывала, что, уже будучи в преклонном возрасте, Фаина Георгиевна шла по улице, поскользнулась и упала. И, лежа на тротуаре, кричала прохожим своим неподражаемым голосом: "Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!".

   В театре им. Моссовета с огромным успехом шел спектакль "Дальше – тишина…", в основном благодаря исполнителям главных ролей Фаине Раневской и Ростиславу Плятту. Как-то после спектакля к ней подошел один из зрителей и спросил: "Простите, а сколько вам лет?" "В субботу будет 115", - ответила Раневская. "В такие годы и так играть!" - восхищенно воскликнул поклонник.
   В этом спектакле Раневская в последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 года, а в июле 1984 года ее не стало. В 2012 г. ей исполнилось бы 116 лет.

                ГОВОРИТ САМА ФАИНА РАНЕВСКАЯ, нар. арт. СССР
                (цитаты из литературных материалов о ней)
   Загс - это место, где расписываются даже неграмотные.
   Слепые женятся по любви, зрячие - по расчету, все остальные - по расчету на вечную любовь.
   Полюбил будущую жену с первого взгляда на ее подруг. Красивая женщина - это профессия, которой не грозит безработица.
   Ну и лица мне попадаются, не лица, а личное оскор¬бление !
   Бог мой, как я стара - я еще помню порядочных людей...
   Ничто так не дает понять и ощутить своего одиночества, как то, когда некому рассказать сон.
 
   А я что сделала за 30 лет ? Что сделала такого, за что мне не было бы стыдно перед своей совестью ? Ничего. У меня был талант, и ум, и сердце. Где все это ?
   Мне хватило ума глупо прожить жизнь. Жизнь прошла и не поклонилась, как сердитая соседка.
   Смерти нет, а есть Любовь и память сердца.
   Жизнь кончена, а я так и не узнала, что к чему.
   Медали, ордена держу в коробке, где нацарапала: «Похоронные принадлежности».
   Воспоминание – невольная сплетня.
   Я знаю самое главное: я знаю, что надо отдавать, а не хватать.
   Лепет стариковский, омерзительная распущенность – ненавижу мемуары актерские.
   Если у человека есть сердце, он не хочет, чтобы его жизнь бросалась в глаза (ссылка на Стендаля).
   Воспоминания – невольная сплетня.
 
   Собаки острее чувствуют, потому что не умеют говорить.
   Умное давно не посещает мои мозги.
   Гений – это талант умершего.
   Воспоминания – это богатство старости.
   Любила, восхищалась Ахматовой. Стихи ее смолоду вошли в мою кровь, есть еще и посмертная казнь -  это воспоминания о ней ее «лучших» друзей.
  Люди, дающие наслаждение – вот благодать!
   Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
   Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это ее муж".
   Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин".

   Старухи бывают ехидны, а к концу жизни  бывают и стервы, и сплетницы, и негодяйки... Старухи, по моим наблюдениям, часто не обладают искусством быть старыми. А к старости надо добреть с утра до вечера!"
   Старость – это просто свинство. Я считаю это просто невежество бога, когда он позволяет доживать до старости. Уже все ушли, а я все живу…
   Из дневника А. А. (Ахматовой): «теперь, когда все позади – даже старость, и остались  одни дряхлость и смерть, оказывается, все как-то, почти мучительно, проясняется: люди, события, собственные поступки, целые периоды жизни. И сколько горьких и даже страшных чувств». Я написала бы все то же самое.
      
   ГЕНИЙ И СМЕРТНЫЙ ЧУВСТВУЮТ ОДИНАКОВО В КОНЦЕ, ПЕРЕД НЕИЗБЕЖНЫМ.
   Она украсила время (об А. Ахматовой).
   По ночам в трубах стонет и плачет вода.
   Почему, когда погибает Поэт, всегда чувство мучительной боли и своей вины?
   Представьте, живя 50 лет в Париже, эта Мария Васильевна не научилась говорить по-французски! Имея в мужьях француза! Прелесть!
   Жизнь – это короткая прогулка перед вечным сном.
   Очень тяжело быть гением среди козявок (о С. Эйзенштейне).
   Талант всегда тянется к таланту и только посредственность остается равнодушной,  а  иногда даже враждебной таланту.
   Жалость – это счастье материнской любви.
   Ничего так не дает понять и ощутить своего одиночества, как то, когда некому рассказать сон.
   
   Когда увидела кусок отснятого материала (фильма) – упала со стула. Представьте гигантскую лиловую жопу, посреди которой торчит мой нос! По ночам я кричу… надо заново переснимать.
   Желание – великая вещь, ибо за желанием всегда следуют действие и труд, почти всегда сопровождаемые успехом – цитата из Л. Пастера.
   Любовь зрителя несет в себе какую-то жестокость…
   Папа римский: «братья мои, я ничего вам не оставляю, кроме моего благословения, потому что я ухожу из этого мира таким же нагим, каким я в него пришел».
   Дурновкусие, упрямство… бывает только у недаровитых людей.
   О туристах-иностранцах: «понимаю, что нет большего счастья, как обладать одной-единственной извилиной в мозгу и большим количеством долларов!».
   «Как ни редка настоящая любовь, - настоящая дружба встречается еще реже» - цитата из  Ларошфуко.

   Собрались гулять, вдруг пришли гости, объелись и сидели печально.
   Деньги мешают и когда их нет, и когда они есть.
   Одежду я ношу старую, неудачную. Урод я.
   Все философствуют, а она живет, не философствуя, и потому счастлива (об А. Коонен).
   «Успех» - глупо мне, умной, ему радоваться. Я не знала успеха у себя самой…
   Из передачи по радио: «Таня – бригадирша, в ее светло-серых карих глазах поблескивают искры трудового энтузиазма». Боже мой, зачем я дожила до того, чтобы такое слушать!
   Народ у нас самый даровитый, добрый и совестливый. Но практически как-то складывается так, что постоянно, процентов на восемьдесят, нас окружают идиоты, мошенники и жуткие дамы без собачек. Беда!
   
   Театр катится в пропасть по коммерческим рельсам.
   Никто не хочет слушать, все хотят говорить. А стоит ли говорить?
   Актриса хвастала безумным успехом в аудитории. «Меня рвали на части!». На вопрос «А где вы выступали?» она горда ответила: «В психиатрической клинике».
Часто говорят: «Талант – это вера в себя». А по-моему, талант – это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой, своими недостатками, чего я, кстати, никогда не замечала в посредственности.
   Для меня всегда было загадкой – как великие актеры могли играть с артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком.
   Я люблю в этой жизни людей фанатичных, неистовых в своей вере.
Поклоняюсь таким.
   
   Хороший вкус – тоже наказание. Божие.
   Вкус – это тоже талант…Отсутствие вкуса – путь к преступлению.
   Если бы я часто смотрела в глаза Джоконде, я бы сошла с ума: она обо мне все знает, а я о ней ничего (!!! – как верно и страшно...ЮБ).
   Огорчить  могу – обидеть никогда.
   Деревья всегда прекрасные – зеленые и без единого листа. Я их люблю, как могу полюбить хорошего человека. В цветах нет, не бывает печали, и потому к цветам равнодушна. (Это, вероятно, относится к садовым. Мне кажется, в полевых цветах бывает, скорее, больше стеснительной робкой «грусти», трогательной незащищённости и даже «печали» - ЮБ).
    
   Более 50 лет живу по Толстому, который писал, что не надо вкусно есть.
   Сочетание в ней инфантильности с трагическим (о М. Нееловой).
   Старая я. «Все мы немножко лошади».
   Меня забавляет волнение людей по пустякам, сама была такой же дурой.
   Теперь перед финишем понимаю ясно, что всё пустое. Нужна только доброта, сострадание .
   А в мои годы один может быть любовник – только домашний клозет.
   Глупость – это род безумия.
   Страшный радикулит. Старожилы не помнят, чтобы у человека так болела
 опа. Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.
   
   Я обязана друзьям, которые оказывают мне честь своим посещением, и глубоко благодарна друзьям, которые лишают меня этой чести.
   Жалость – божественный лик любви.
   Как жестоко наказал меня создатель – дал мне чувство сострадания.
   Мои любимые мужчины – Христос, Чаплин, Герцен, доктор Швейцер…
   Для некоторых старость особенно трагична. Это те, кто остался Томом и Геки Финном.
   Жизнь прошла и не поклонилась, как злая соседка…
   У меня хватило ума глупо прожить жизнь... Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.
                -ххх-
   (Вот вам и «комическая актриса» ! Как трагично такое полное духовное одиночество на старости лет! Фаина Григорьевна часто читала своему пёсику Мальчику стихи Пушкина, всю свою жизнь,  прожила в душевном и творческом вакууме, очень завидовала Красоте и умерла «от отвращения»… … ЮБ)
                -ххх-
   В искусстве путь всегда идет вверх, по раскаленной лестнице, но к небу
                (сказочник Андерсен)
   «Cерое небо одноцветностью своей нежит сердце, лишенное надежд» - цитата из Флобера.
   «Разбойник требует: кошелек — или жизнь. Врач отнимает и кошелек, и
жизнь».                (У.  Шекспир)
   Большой музыкант-исполнитель Рихтер был холоден к Рахманинову – редко исполнял его произведения («немец», что поделаешь, где ему понять русскую душу, которую как и сам ДУХ (судьбу) России только и смог так точно выразить в музыке великий Сергей Васильевич Рахманинов! – ЮБ).

   Левитан «трансформировал»  внешне скрытую, подсознательную еврейскую грусть в сдержанный, печальный колорит русского пейзажа… (ЮБ)
 
   По китайской философии вся человеческая жизнь делится на четыре фазы - детство,  ученичество, фаза отдачи и фаза созерцания (Конфуций ?).

   Нужно привыкнуть к мысли, что в любой момент ты можешь умереьб
                (звезда мирового кино Жюльетт Бинош, 2005 г.)

   Мне удалась жизнь, и хотелось бы, чтобы мне удалась смерть. Поскольку жизнь моя действительно удалась, мне не хотелось бы подпортить ее «неудачной» смертью. Поэтому я намерен умереть красиво.          (французский актер Ален Делон)
                ЛЮБОВЬ ОРЛОВА И ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВ
   Последние слова умиравшей в больнице Любови Орловой, ожидавшей прихода мужа – режиссёра Григория Александрова -, когда он пришёл: «Гришенька, как Вы долго…». Всю жизнь при безмерном взаимном уважении и любви они были между собой на «Вы». (Может быть – именно, как раз, поэтому… ЮБ)
                -ххх-
      Чтобы добиться успеха и признания, надо только услышать голос ангела своего, потом лишь трудиться и трудиться…       (Р. Щедрин, композитор)
   
   Главное – сохранить ребяческую душу. А как ты выглядишь внешне – это
 несущественно.             (артист О. Басилашвили о коллеге М. Казакове)
                -ххх-
   М. Влади о В. Высоцком: «<Из-за частых разлук, жизни врозь наша любовь всегда свежая была».
   Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кем-то занят.   
                (В. Высоцкий)
                -ххх-
   Последние слова умиравшего Вольтера: «О, Христос, ты победил! Я иду в ад…»      
       
                Евгений Евтушенко (из «Волчьего паспорта»)
   …Такая читательская любовь, которая выпала на долю нашего поколения, - явление в истории мировой поэзии невиданное, хотя далеко не во всем мы такой любви были достойны. Этой любовью наши читатели как будто додавали все недоданное тем нашим предтечам, которые были гораздо талантливее нас. …Уступая в культуре своим учителям XIX века и начала XX, мы, дети бараков и коммуналок, возможно, были сильней в инстинктах – в том числе и в инстинкте опасностей, и многое предугадали.

                Е. А. Баратынский
                Мой дар убог, и голос мой негромок;
                Но я живу, и на земле мое
                Кому-нибудь любезно бытие.
                -ххх-
   Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку.
                (Н. В. Гоголь)
Ямщик, не гони лошадей, - мне некуда больше спешить ... (из песни)
   Если я напиваюсь и падаю с ног - Это Богу служенье, а не порок.
                (Омар Хайям)

                «Красное и черное» Стендаля:
   Скорбь, которую я испытываю, должна быть преодолена чувством исполненного долга.
   Молчание – единственный способ почтить мою память.
   Слышать – значит повиноваться.               
                -ххх-
   Страдания обостряют талант, но их избыток убивает его. 
                (Поль Гоген, художник)
 
   Это не танец, а определенное состояние  человека – мысли, высказанные движением ног, туловища, кончиков пальцев…    Этот человек вопиет, когда танцует, - глазами… (о балерине Екатерине Максимовой).
                -ххх-
   Кинофильм «Зимний вечер в Гаграх» - герой Е. Евстигнеева: тема
 преданности любимому делу  и одновременно какого-то человеческого одиночества, грустных воспоминаний, ожидания  и надежды одновремённо… Танец с маленькой дочкой на террасе: берег моря, вечер, луна, пальмы, чечетка, музыкальные ритмы. Как хорошо передано прекрасное время молодости, успеха, наслаждения жизнью…  Когда веришь в свою житейскую (творческую) состоятельность, когда всё – еще только впереди!
   
   Чтобы уберечься от распада, помогает ежедневная работа. Ежедневно  занимаясь собственным ремеслом, понимаешь, что мало можешь. Таким образом, человек все время находится в пути. Главное, находясь в этом процессе, все время задавать себе вопросы и выдавать ответы, которых не существует. Это гарантия роста и сохранения таланта               (Ю. Башмет, музыкант)
   
   Исскуство нам дано, чтобы не умереть от истины.    (Ницше)

   Театр – это кладбище актерских самолюбий.     (А. Гуськов, актер)
   
   Жизнь – это практически то, что мы сами себе придумываем
                (актриса Ирина Мирошниченко)

                ГОВОРИТ АКТЁР ГЕОРГИЙ БУРКОВ
   О бессмертии мечтают молодые, старики думают о вечном. Очень немногие из нас могут быть истинными художниками, но и тех. кто совсем лишён чувства прекрасного, тоже очень мало.

   Я обязан сознаться, что я смешон был и смешным остаюсь. И буду до конца дней своих смешным. Потому что я живу в середине ХХ века и потому что я русский…
 
   Прошу считать мою жизнь недействительной…
   Свобода = воля + простор.
                -ххх-
   …Не есть ли у тех, кто мыслит, в отличие от нас, стихами, некая патология, в том числе в моральном смысле ? И чем талантливее поэт, тем ненадежнее человек ? Степень аморализма как показатель гения?
                В. Соловьев    
   (Думаю, это ссылка на неблаговидные поступки в личных отношениях таких «дуэтов», как      И. Бродский – Е. Евтушенко, А. Ахматова – Л. Гумилев, Пастернак - Мандельштам, тот же Бродский и Ф. Вигдорова, Т. Хренников – Д. Шостакович,  А. Фет – и брошенная им девушка-бесприданница и т. д. Это тема (темы!) для отдельного рассмотрения - ЮБ               
                -ххх-
               ИЗ «ТАГАНСКОГО ДНЕВНИКА АКТЁРА И ПИСАТЕЛЯ В. С. ЗОЛОТУХИНА
   Вести себя раскованно с дураком рискованно
   Сверхзадача < в искусстве>  - убедить себя (слова Ю. П. Любимова)
   Такое впечатление иногда, что наш народ махнул на себя рукой
                (Ю. П. Любимов)

   Лейб-медик Карпинский: «Понимаете, если отрезать палец солдату и Александру  Блоку – обоим больно. Только Блоку, ручаюсь всем, в пятьсот раз больнее».
   Обиды мешают дело делать…
               


Рецензии