П. П. Пазолини Художник или извращенец?

«Сало, или 120 дней Содома» - Италия , Франция 1975г.

Режиссер: Пьер Паоло Пазолини
«Всем тем, что мы пишем или делаем мы, только даем свои свидетельские показания в том вечно движущемся потоке, вперед, вечно переоценивающем себя процессе, который мы называем историей, и в котором мы даем показания о себе, и о нашем мире. Какого будет значение этих показаний, будут ли они вообще иметь таковое, об этом нам, свидетелям, судить, не дано. Лишь тогда, когда мы кончим свою речь, невидимый судья произнесет свой приговор»
Стефан Цвейг
Паук плетет свою паутину, паук, оторванный от дома. Красивые тонкие, но прочные нити образуют зеркальный узор. Он легок и прозрачен. Он почти невидим. Паук жаждущий свою очередную жертву. Паук жаждущий крови…
Вокруг падают алые капли, пачкая улицы, дома, людей, делая липкими и грязными души. Дождь плачет кровью.
«- Буржуазия всегда убивала своих детей…»
Здесь все деяние рук человеческих. Здесь Дом. Здесь пристанище Зверя.

1 – ПРЕДВЕРИЕ АДА:
Охота началась. Девочки направо, мальчики на лево, – огромное скопище безвольных людей. Пока еще мы не знаем, для каких целей весь этот маскарад. Посредством обстановки режиссер достигает состояния безликости. Нет ярких цветов, все безлико, даже лица – серы. Все они словно единая серая масса. Паук начинает плести свою паутину. Появление Зверя приравнивается к божественному явлению, ибо именно эта божественность отражается в глазах рабов. Красивые тонкие. Но прочные нити образуют зеркальный узор….
«- Слабые порабощенные создания созданы для нашего ублажения», говорит один из главных героев.
Полное повиновение – безголосые РАБЫ. В фильме нет ни одного человека, который хотя бы поинтересовался, куда и зачем их всех везут. Твоя душа – его Дом, здесь новые законы. Вам зачитают ваши права. Эта сцена чем-то напоминает отрывок из фильма «Золотой век», эпизод, когда застрелили мальчика. Быть жертвой по собственному желанию.

2 – БОЛЬШОЙ КРУГ МАНИИ:
«До чего же нас довели наши неудовлетворенные желания»! От мысли, что в каждом из нас живет Зверь, становится страшно. Не хочется осознавать, что любой человек и ты и я, можем стать его рабами. Страшно…, ибо он способен уничтожить в тебе все живое и имя ему – ЖЕЛАНИЯ. Желания, которые прячутся в глубинах подсознания. Походь один из смертных грехов насланный на человечество, что бы подвергнуть людские души опасности. Посади зверя на цепь, ибо только он толкает ко греху.
Каждый раз смотрю этот фильм, но вижу не его, а людей, которые его смотрят!!! Ибо в этот момент раскрываются все их самые сокровенные мысли, желания, чувства и главное СТРАХИ! Я видела глаза полные страха. ЖИВОТНОГО страха. Страх наполняет все твое существо перед пытками боли. БОЛЬ - что это? Дополнительное наказание кроме смерти?
«Нет Зверя на свете страшнее для человека, чем человек». Юлиан
Люди, стоящие на коленях, трясущееся за свою жалкую жизнь. Их единственный выход в повиновении.
У меня только один вопрос, а может их, устроил новый строй? В их глазах нет желания бороться, в них тайная удовлетворенность, а значит, может не так все и плохо? Замороженное сознание. Их били, топтали, насиловали, унижали, посадили на цепь, сделали рабами, но ни один из них не противостоял! Они смиренны, покорны, и более того, они готовы ради этого расстаться с жизнью… Парадокс? Так в чем же тогда ЗЛО?

3 – БОЛЬШОЙ КРУГ ДЕРЬМА:
Герои изменились. Преданный взгляд животного на хозяина. Виляние хвостом. А Вы можете себе это позволить? Я не испытываю жалости к вам. Мне смешно, я чувствую себя лучш, видя ваши унижения – вы их заслужили. Пазолини гений…, теперь я вижу все ваши слабости, и я вижу насколько они ничтожны. Сколько животных…. И не только в кадре! Если бы режиссер видел состояние зрительного зала, то от души насладился бы этим зрелищем, ибо он добился не только рабского взгляда животных. Но и… Я видела, как менялся взгляд моих однокурсников, и студентов вообще…, взгляд отвращения, смущения.
«Все это составляет главный принцип удовольствия»
Рассказывая сказки, режиссер проводит опыты не только над ними, но и над нами, ибо в данный момент мы были не только свидетелями, мы были активными его участниками. Я рада, что такой фильм существует.

4 – БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВИ:
Велик соблазн! Вкусим плоды познания. В библии сказано, что после создания Земли, Бог создал людей и животных в один день и предоставил миру жить и развиваться по установленному им плану, то есть по законам природы.
«Грехопадением своим люди нарушили в себе гармонию единства духа, души и тела»
Грехопадение состоялось не в физической любви Адама и Евы. Мы забываем, что Господь сам заповедовал: «Плодитесь и размножайтесь». Ева согрешила прежде одна, а не вместе с мужем. Они перестали смотреть на запретный плод, как на предмет заповеди, а стали рассматривать его в отношении к себе, к своей чувственности. Похоть, зачав грех, рождает действительный грех. Ева, искушаемая Дьяволом увидела в запретном плоде не то, что оно есть, но то чего она сама желает. Похоть плоти. Страсть к наслаждению.
«И вожделенно, потому, что дает знание»
Грех отрывает душу от духа, вследствие чего мы видим, как растет влечение к телу. Похоть – путь к смерти. Поэтому в глазах мальчика, которого позже убьют, я вижу не только рабское повиновение, но и животный взгляд на своего хозяина. Результат – разрушение – СМЕРТЬ. Ум человеческий помрачился, воля ослабела, чувства исказились, душа потеряла целеустремленность к Богу. Ниспала от Бога к твари дрожащей, от небесного к земному, от невидимого к видимому, в связи с чем он начинает испытывать угрызения совести сознавая свою греховность.
«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех ».
Апостол Павел
Герои фильма смотрят друг на друга, как на богов, ибо им нечего скрывать, все одинаковы, все равны.
Преддверие ада, большой круг мании, круг дерьма, круг крови – вот линии по которым рабы должны пробежать как спортсмены от старта до финиша, где приз победителя Смерть. Пазолини настолько ярко показал наше животное Я, что я метаюсь от одной грани к другой. Трудно принять конкретность данного сюжета, но все же я рада, что такой фильм снят!


Рецензии